18.05.2012

Тонкие струны Байкала или 400 км на коньках

23 минуты на чтение

Даниил Коржанов

VK TG

Часть 3. Хобой - МРС. Сегодня - о северном сиянии, Камчатке на Байкале, о юных путешественниках и быстрых конькобежцах. А ещё – о прощании и пути.

Начало

Часть III. Хобой - МРС

Сегодня - о северном сиянии, Камчатке на Байкале, о юных путешественниках и быстрых конькобежцах. А ещё – о прощании и пути.

Ну не довезёте – так не довезёте! Пойдём мы Лёшку сами провожать - пешком. И ни разу потом не пожалели об этом решении.

 

А всё потому, что оказались мы в самом красивом месте Ольхона, да и в нужное время. Вокруг – степь, над нами – тучи, из которых волнами падает снег вдалеке.

 

Это – степь перед бухтой Песчаной. Холмы и дороги через них, одинокие деревья на берегу.

 

 

 

Решили заночевать в Урочище Саса, это уже недалеко, да и места удивительной красоты. Солнце озаряет Море. Снова кажется, что там вода серебрится и золотится.

 

Слева нам видна бухта Песчаная и одинокие домики у леса. Когда-то там был лагерь литовцев, тюрьма и рыбзавод. Сейчас там живёт один рыбак и сдаёт домик проезжающим мимо туристам.

 

Тучи быстро пролетают мимо, ищем уже место под стоянку.

 

Одинокая буханка ползёт как букашка по волнистой ледяной глади.

 

Вот мы и в бухте урочища Саса. И солнце как раз клонится к горизонту, как мы поставили палатки.

 

Место и от ветра защищенное лесом, и очень живописное.

 

Остаются считанные минуты, чтобы добраться на вершинку – поснимать уходящее солнце. Очень везёт в этот день: на небе есть тучки. Это большая редкость для весеннего Байкала.

 

Никак не обходится без спринта наверх: лучи ускользают, оставляя мягкий отсвет на шелестящей от ветра траве.

 

Тучи нависают над Байкалом и медленно наступает ночь. Можно спокойно погулять, слушая ветер – и подумать про Великое Озеро.

 

Вот что было записано от Георгия Максимовича Шелковникова, о. Ольхон Иркутской области, в 1936 г.: «Когда Байкал появился, то все места здесь были залиты водой и ни одного островка не было. Прошло с миллион лет, вода установилась, в Байкале рыба начала водиться, кругом леса зашумели - словом, настоящая жизнь здесь началась. После этого на Байкале начали дуть сильные ветры, да такие сильные, что от них весь Байкал, как в котле, закипал…

 

…Волны до самого дна доходили, откуда весь камень и песок гнали к берегу. Но до самого берега камни волной не догонялись, они зацеплялись за подводную скалу. Волны работали много лет, все гнали и гнали к сакле камень и песок. И так у той скалы намыло целую гору, большую, широкую и длинную…

 

…Другие волны ту гору размывали и помаленьку делали ее ровной. От этого и остров Ольхон взялся. Старики говорят, что Ольхон годами выше, а годами ниже бывает. Это от того, что на скале стоит. Когда скалы размываются, остров немного садится, а когда под скалами много воды подопрет, он малость подымается…

 

…Сначала они думали, что тут какая-то нечистая сила работает, а потом сами уверились, что это все от ветра зависело. Вот и поверь попам, что остров богом создан. Почему же он тогда посередь Байкала его не сотворил, где скалы нет? На то попы молчат, и в святом писании про то не сказано. Что все за неделю богом создано, про это говорят те, кто думать не хочет, или тот дурман им выгоден.»

 

Одинокая туча нависла над Байкалом. Смотришь на лёд – и как будто Северное Сияние видишь: цвет льда меняется каждую секунду.

 

Уже надо идти на стоянку. Ребята меня ждут, а ужин не ждёт, остывает. Завтра мы провожаем Лёшу. Ему надо успеть обратно в Хужир.

 

16 марта

Проснулись, помахали руками уходящему в даль Лёше, поели каши за пятерых. Каша и так туго лезет утром, а тем более за пятерых никак не хотела влезать… Сегодня мы хотели добраться до материка, при этом пересечь Малое Море.
Очень холодный ветер. Счастье, что дует в спину. А дует так, что можно ни палками не дергать, ни ногами шевелить – сам нас по льду несёт. Лёд очень плохой стал, как до середины Моря доехали. Тряска, постоянные торосы и колобовник. Да ещё и ветер в прожженные дырочки перчаток задувает так, что прячешь их в ладошку каждую минуту.

 

 

 

По пути – рыбацкие «камчатки». Такую штуку обтягивают тентом, брезентом – и ловят внутри рыбу. Поступает предложение взять её на буксир до вечера, чтобы не мёрзнуть в палатке.

 

Но ничего – быстро очень на попутном ветре добрались до берега. Передохнули, перекусили – и снова в путь. Надеялись проехать за этот день километров 30, до леса или зимовья. Теперь же у нас мысль – проехать до Ольтрека. Пока кажется не очень реальной. Но холод подстёгивает нас: не хочется мёрзнуть лишний раз, да и солнце опять слепит, кадры новые не дарит. И колошматиться по льду тоже стало приедаться. Да ещё и островки снега так достали рюкзак ворочать-тормозить! В общем, день не задался. И ноги не перестают болеть: каждый шаг – боль в ступнях. От больших перегонов ноги просто отваливаются.

 

Друзья мне и тут приходят на помощь: отнимают у меня мой рюкзак и заставляют идти налегке. Так и идём последние тяжелые километры до Ольтрека.В этот день мы прошли больше 60 километров. Ура, тут и Юра нас встречает! Он очень рад нас видеть, только немного обеспокоен. Оказалось, что сейчас проходит фестиваль рыбалки – и все места заняты. Но Лена, хозяйка, каким-то чудом нашла нам комнату. Славно – теперь мы в тепле отдохнем от долгого перегона через всё Малое Море. Поговорили с Юрой ещё немного, поделились впечатлениями. Юрка принёс нам обогреватель, стало ещё теплее.

 

17 марта

Сегодня мы отходим от долгого пробега накануне. В принципе, на коньках вполне реально такие расстояния преодолевать, если сил много и налегке. То есть за 12 дней мы могли бы пройти километров 600. Но мы не такие кабаны, только готовимся ими стать. Поэтому сегодня – отдыхаем, и едем кататься после обеда вместе с Асей! А Кириллу так понравилась ступа на Огое, что он решил пройти вокруг неё 108 раз, соединившись со вселенной и постигнув настоящий Дзен. Юра едет кататься вместе с нами, только он на машине и хочет нас подвезти. Но мы – только по льду, ведь уже скоро прощаться с Байкалом. А вот и Ася. Давно хотел познакомиться, она мне помогала в подготовке маршрута. Да и просто её фотографии Байкала подтолкнули меня к организации этого путешествия. Ася не одна: с ней – целая компания конькобежцев. И даже подрастающий путешественник! Первый раз тогда за всё время мы видели конькобежцев на Байкале.

 

Путешественника спрятали в детскую коляску – и покатили на экскурсию по льду Байкала на восточный берег Ольхона. Здесь изумительно чистый лёд: кататься – одно удовольствие! Но преграды юному путешественнику непросто преодолевать!

 

Малыш быстро сориентировался - и потопал гулять в открытое Море.

 

Но скоро его снова упрятали в транспортное средство:

 

У самых берегов Ольхона, там, где скалы уходят в Море – прозрачный лёд и мелкое дно с красивыми камушками. Тут опять всё булькает, как будто суп варится. Эх, и накатались мы опять сегодня. Разгрузочного дня не вышло. Прощаемся с Асей, а тут и Юра шустрый тут как тут. Подвёз нас до Ольтрека. Кирилл тут уже дрыхнет. Дзена не вышло: на 35м круге Кириллу надоело – и он сошёл с дистанции, так и не покорив бесконечность и не достиг просветления. Говорит, выглядел глупо, когда туристы пришли щёлкать камерами ступу – вот и сошёл. Вот Юра зашёл опять к нам в гости. К слову, Юра занимается фрирайдом на доске, а в Иркутске у него – семья, дети и внуки. Очень живой и добрый человек. Запомнился мне этот вечер, когда мы с ним сидели в бане и просто беседовали.

 

18 марта

Утром подарок – пирожное от Юры. Сегодня план – забраться на Сарму. Не на одноменный ветер, конечно, а подняться в горы по наледям реки. Лёд речки очень чистый, бирюзового оттенка. Хотим увидеть сегодня заледеневшие водопады. Юра идёт с нами, но выезжает чуть раньше на машине. Поднимаемся наверх прямо по самой реке. Созревает мысль спуститься вниз потом на коньках. Не река – а настоящий хай-вей!

 

«Привет, Масква!» - Юра оставил нам весточку, умотав первым наверх. А вот и он, с улыбкой встречает нас, приветствует. Дошли до самого водопада – а оказалось, это всего лишь небольшой порожек.

 

 

Зато как было красиво спускаться вниз по реке на коньках! Летишь по лазури льда в разные рукава реки, мимо пролетают деревья, кусты, скалы. Под мостом даже проехали. И тут – опять встречаем Юру. Он нас ждёт уже со вкусными бутербродами. После таких встреч очень хочется так же открыто дарить добро людям. Скоро мы уже внизу, скатились к заводям Байкала. Озеро напоследок подарил нам ещё один момент счастья и красоты – такой спуск. У Байкала уже опять стоит Юра, уже со своей хондой-малюткой, нас встречает.

 

Возвращаемся домой, в Ольтрек по вечернему Байкалу. Снова красивые гроты Уюга,

 

…бирюзовый лёд и острова Малого Моря.

 

Закатное солнце уплывает за горизонт.

 

19 марта

На следующий день мы прощаемся с Юрой, с Леной. Тяжело очень с ними расставаться. Сегодня – последний день на Байкале, завтра уже ехать нам в Иркутск. Выходя из Ольтрека, встречаем группу велосипедистов. Оказывается, кто-то из Шотландии, кто-то из Москвы. Едут всего меньше недели, уже вроде устали ребята. На велосипеде, наверное, тяжелее кататься. Мужички дружелюбные, интересуются, как мы ходили эти 2 недели на коньках. Они нас вчетвером видели на базе, а Кирилл с утра уже уехал Иркутск глядеть. Спрашивают, куда остальных дели. «Съели, голодные мы» - отвечаем. Вид у нас и правда за 2 недели стал тот ещё. У них машина сопровождения, предлагают нам довезти наши рюкзаки до турбазы недалеко от МРС и там накормить обедом (сжалились или боятся, что они на очереди к поеданию?). Поразмыслив, сдаём рюкзаки (девочки мои недовольны – не любят спонтанных решений), а сами катим до МРС. Тут мы слегка разминулись: велосипедисты поехали напрямую, а мы – буквой Г, чтобы не напороться на лёд-колобовник у Кобыльей Головы. Приехали в Тутайский залив, тут всё пустынно, замерло. Велосипедисты ещё едут где-то сзади. Оказалось потом, что они нас потеряли и ждали в проливе. Ну что же – надо было договариваться нам, оба виноваты. А то разъехались сразу же… Готовим кушать, беседуем. Хорошие ребята, но выглядят как-то потерянно. Наверное, и мы тоже так выглядим – у всех завтра прощание с Байкалом. Нас довозят от Тутайского залива в МРС. Мне давно хотелось добраться до базы «Ковчег Байкала» и познакомиться с Сашей. Он много ходит на коньках, на angara.net есть его интересные отчёты о скейт-туринге.
Приехали на базу, а Саша, оказывается, в очередном путешествии. Ну что ж, пойдём гулять вдоль Байкала.

 

Перед нами прощально раскинул свои лапки Ольхон. Ему тоже неохота расставаться с нами. Стоим на берегу – и прощаемся с большим гостеприимным Озером.

 

Эх, как не хочется уезжать. Приглушаю все мысли о том, что надо вернуться в Москву, думаю только об этих счастливых днях и об Озере. Завтра уже мы сядем в маршрутку вместе с австралийцами, доедем до Иркутска, а потом сядем на самолёт – и приедем домой, в Королёв, оставив осколочек льда Байкала в наших сердцах.

 

Хочется поблагодарить всех людей, кто помогал в организации такой непростой экспедиции:
Юру и его жену Ольгу, Лену из Ольтрека за тёплый приём;
Асю Костюковскую (www.letica.livejournal.com) за хорошую компанию, полезные сведения о маршруте и за вдохновение;
Андрея Безлепкина (www.endlessplanet.org) за отзывчивость и помощь в составлении маршрута;
Сашу (www.norgesyklist.livejournal.com за клевые коньки из Норвегии
Диму, Аню и Лизу за голландские походные коньки;
Диму за лёгкую и надежную палатку;
И третьего Диму за крепления от сноуборда для переделки коньков;
Никиту (www.nik-and-tos.livejournal.com) за защиту на колени и крепления от сноуборда;
Лёшу за спальники и кошки;
Склад ГС МФТИ за снаряжение;
Андрея (группа велосипедистов) за вкусный обед и приятную компанию и водителя из МЧС – Федю за доброску до «Ковчега Байкала» от Тутая;
Татьяну из Хужира за гостиницу и маршрутку

 

Ну и, конечно, моих друзей: Иру, Сашу, Кирилла и Лёшу, надежных спутников и хороших собеседников. Спасибо за воплощение мечты в жизнь!

 

Главное - берегите Байкал. А он отблагодарит красотой и сделает вас чуточку счастливее.

Многие люди уже спрашивают меня об организации путешествия. Постараюсь ответить на ваши вопросы.
Во-первых, подготовка. С чего начать готовиться, да и вообще – как так можно?
На этот вопрос могу дать следующие советы:

1. Мониторьте билеты заранее. Билеты в Иркутск обычно стоят в районе 17 тысяч туда-обратно из Москвы. А мы купили за 11. Для этого есть хорошие сервисы типа kayak.com, aviasales.ru, skyscanner.com и т.п.

2. Заранее договаривайтесь о машинах/маршрутках непосредственно у водителей. Едете группой – лучше закажите машину. Телефоны на заказ машины можно взять либо у меня, либо спросить на форуме angara.net. В одиночку или до 5 человек – в маршрутку должны поместиться, но всё равно лучше звонить. Маршрутки ходят и зимой, и летом. Летом даже большие автобусы ходят, а зимой маленькие крокодилы и буханки. За отправку маршрута и расписание ответственна Татьяна из Хужира (она же заведует гостиницей – простой и дешевой - в Хужире). Цена билета от Иркутска до МРС – 400 рублей. Машина до Бугульдейки (микроавтобус – обычно буханер) – минимум 4 тысячи.

3. Планирование маршрута. Это самая неопределенная часть. Можно поехать полуматрасно – и перемещаться между турбазами и зимовьями. А можно искать дикие стоянки. Но заранее узнайте, где есть зимовья по пути маршрута. Как показал наш опыт, зимовьев в точке их обозначения на карте может и не быть. С турбазами тоже договаривайтесь заранее: на Байкале бывают всякие фестивали и события, все домики могут быть заняты. Очень рекомендую турбазу Ольтрек. И люди хорошие, и место прекрасное – все острова Малого моря можно посмотреть. Прорабатывать надо как минимум 3 варианта маршрута. И в последний день по состоянию льда решается, на какой из них ориентироваться. Состояние льда смотрите тут: Отчёты есть на сайтах angara.net, marshruty.ru – найдёте по тэгу «Байкал». Не стесняйтесь спрашивать на форуме сайта angara.net – наверное, это единственное место, где можно найти выход на заядлых конькобежцев.

4. Снаряжение. Много споров у нас было по снаряжению. В итоге взяли с собой примерно вот такой список.
Лишними явно оказались кошки, ледоруб (всё лишнее помечено оранжевым). Если вы захотите пересекать Байкал, то лучше взять с собой ледобуры (именно так с «б» и «р» :) ). Ветер может нагрянуть совершенно внезапно. Из обязательного специального снаряжения: туристические саночки, коньки, палки с заточенными концами. Брали с собой 2 спальника либо один очень тёплый. Я – за 2 спальника: т.к. очень тёплый скорее всего будет пуховым, и, следовательно, рискует намокнуть от конденсата и потерять свои свойства. Каска мне кажется лишней, а вот защита на колени обязательна. Защита на локти и ладошки так и не понадобилась. Особое внимание – ветрозащите и тёплым вещам.
Санки привязываются на длинной (от метра до трёх) веревкой к поясу. Я брал обычный пояс от брюк и двумя карабинами цеплял веревки по бокам к поясу. Рюкзак на санках может переворачиваться на снежных островках или трещинах – это раздражало, но всё же так лучше, чем тащить его на себе.
Коньки можно заказать в Норвегии или Швеции. В России их не продают. Ехать будут они до вас около месяца и стоить около 5 тысяч. Самоделки – тоже вариант, конструкция у коньков очень простая.
Как говорит Саша (участница экспедиции) – ей больше понравились коньки с креплением типа NNN под лыжный ботинок. Но тут под вопросом утепление ботинка (хороший походный – значит дорогой). И ещё тот факт, что когда вы комбинируете пешку и коньки – то тереть такие ботинки об скалы будет просто жалко. Ну или как ходить в них потом по городу…

5. Опасности. Лёд – коварная штука. На Байкале могут быть трещины, пропарины – открытая вода и тонкий лёд. Трещины лучше обходить, не рискуя прыжками или находить узкие места. Пропарины определить можно по цвету льда, они обычно у мысов – так что подходите к берегу и скалам очень осторожно. Ветер на Байкале может налететь незаметно. Причём такой силы, что может сидячего человека тащить по льду. Перед бурей старайтесь спрятаться поближе к берегу. Животных зимой очень легко встретить на восточном берегу Байкала, на западном – реже. Но всё равно наблюдайте за следами. В свежие следы обычно ещё не успевают налететь веточки, шерстинки. Люди: не вступайте в спор с пьяными :)

Ресурсы для ознакомления с историей и природой Байкала, и отчёты о походах на коньках, да и сами коньки:

1. Отчёт ребят о походе от Бугульдейки до Листвянки
2. О природе Байкала и не только, с картинками
3. Карта Байкала
4. Мониторинг льда Байкала
5. Angara.net – форум с кучей полезных материалов
6. Удивительный отчёт трёх отчаянных велосипедистов
7. Книга Эрика Бутакова «Вокруг Байкала за 73 дня». Рекомендую всем-всем-всем. На просторах интернета.
8. Просто краткая интересная информация
9. Различные легенды и исследования по Байкалу
10. Качественные и относительно недорогие коньки из Норвегии. Умножать на 5
11. Наши вторые коньки (у 3 человек из группы) – качество так себе, но дешевле

Маршрут по дням:

7 марта, ночь
Вылет в ночь Аэрофлотом. Билеты Москва – Иркутск – Москва 11 тысяч.

8 марта
Прилёт, заброска Иркутск-Бугульдейка на частной маршрутке, 4 тысячи. Бугульдейка – мыс Голый. Ночёвка в палатке.
11 км

9 марта
Мыс Голый – лет. Бирхин
35 км до летника Бирхин, ночёвка в зимовье.


10 марта
Лет. Бирхин - первый летник после мыса Орсо (домов там нет).
34 км

11 марта
первый летник после мыса Орсо – Ольхонские ворота – База Ольтрек
39 км

12 марта
База Ольтрек. Радиалка: мыс Уюга – база Ольтрек – вокруг острова Ольтрек – остров Огой – база Ольтрек
22 км

13 марта
База Ольтрек – о. Замогой – Елгайский залив – Хужир – Шаманка – гостиница Татьяны в Хужире
31 км

14 марта
Хужир – зал. Мангату-Утуг (под Хобоем) – наверх на Хобой – стоянка в зал. Мангату-Утуг (под Хобоем) на льду
39 км

15 марта
зал. Мангату-Утуг – Хобой – стоянка (фотовыход на рассвете) – Хобой – Узуры – ур. Саса
24 км, 6 км пешком от Узур до ур. Саса

16 марта
Ур Саса – м. Зундук – База Ольтрек
59 км

17 марта
База Ольтрек – о. Хубын - м. Кобылья голова – восточный берег (катание с Асей) – м. Кобылья голова – (машина Юры) - база Ольтрек. День налегке, без рюкзаков.
42 км

18 марта
База Ольтрек – долина реки Сарма – спуск на коньках по Сарме – База Ольтрек
38 км, 11 км пешком вверх по Сарме и по предгорью

19 марта
База Ольтрек – Тутайский залив –(машина) - МРС (база «Ковчег Байкала») – прощальная прогулка
26 км

20 марта
МРС (Куркут) – Иркутск: автобус 400 рублей с человека.


Есть что добавить или посоветовать – велкам!
И до встречи в новых путешествиях!

 

Впервые опубликовано в ЖЖ автора

 

Обсудить на форуме

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Если наши менеджеры не смогут помочь вам в решении какого-либо вопроса — напишите директору интернет-магазина Потаповой Екатерине

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

vk yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
vk yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Откуда вы узнали о нашем магазине?


Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Вы авторизованы