Горнолыжное Приэльбрусье на случай глобального потепления
Горнолыжное Приэльбрусье на случай глобального потепления
Аномально теплая погода в Европе сорвала начало горнолыжного сезона – трассы на большинстве альпийских склонов покрылись снегом только в январе. Между тем в России, в Кабардино-Балкарской Республике, есть место, где снег в горах лежит практически круглый год, что позволяет кататься даже летом. Это Приэльбрусье. Способно ли оно хоть в какой-то мере стать альтернативой европейским курортам на случай еще одной «зеленой зимы»?
Экстримизм и ностальгия
Приэльбрусье по-настоящему уникально. Именно здесь находится грандиозный пик Большого Кавказа, поднимающийся на
В регионе две зоны катания – Чегет и Эльбрус. Чегетские спуски, максимальная высота которых
В Приэльбрусье туристы едут по разным причинам: одни ищут неиссякаемый источник адреналина, другие ностальгируют по собственной молодости, третьи просто хотят сэкономить. Из этих соображений люди готовы закрыть глаза на проблемы местной инфраструктуры и сервиса.
Несравненное
По части инфраструктуры эксперты рекомендуют не сравнивать Приэльбрусье с европейскими курортами. «Такие аналогии преждевременны, а может быть, вообще некорректны, – считает президент компании «АльпИндустрия» Сергей Зон-Зам – Горнолыжные регионы за рубежом развиваются десятилетиями, а у нас по большому счету – последние несколько лет». Действительно, «наследство», оставшееся с советских времен, уже порядком обветшало. Так, подъемники здесь давно не соответствуют мировым стандартам, а в пик сезона (новогодние праздники, февраль – март) к ним выстраиваются очереди.
Решаются проблемы медленно. Уже около двух с половиной лет на Эльбрусе строится новая канатная дорога протяженностью 1,8 тыс. м. Первая очередь сдана в эксплуатацию 18 декабря
Поживем – увидим
Теперь об отелях. Они в Приэльбрусье очень разные – от аскетичных вариантов, привлекательных в первую очередь низкими ценами, до более или менее современных объектов размещения.
Популярностью у экономных клиентов пользуется культовый «Чегет» 2*, который появился еще во времена СССР (дополнительный плюс в том, что от главного входа до фуникулера здесь всего
Более взыскательным туристам есть смысл рекомендовать сеть гостиниц «Озон» (3–4*), которая открылась в
У самой демократичной клиентуры – молодежных компаний – востребован частный сектор (от 350 руб. в сутки). Как отметила менеджер по горным лыжам компании «Роза Ветров» Елена Савченко, именно выбор вариантов размещения говорит в пользу курорта. Вот только возможности après-ski здесь весьма небогаты. Из заведений общепита более или менее приближенными к европейским стандартам считаются «Капитан Пит» в Чегетской Поляне и рестораны, принадлежащие упомянутой сети «Озон». «В остальных – национальный колорит и дух столовой», – смеются лыжники. Ночная жизнь разворачивается всего лишь в нескольких клубах, однако насыщенной или разнообразной ее, увы, не назовешь.
Тем не менее Приэльбрусье пользуется устойчивым спросом – не только среди российских горнолыжников, но и за рубежом. «В текущем сезоне продажи по этому региону были закрыты уже в середине ноября, – говорит Елена Савченко. – Дело, вероятно, в том, что здесь оптимальное соотношение цены и качества. Так, в феврале семидневный тур с проживанием в двухместном номере одной из средних по уровню сервиса гостиниц обойдется примерно в 9200 руб.». Следует учесть: перевозка оплачивается отдельно.
По дороге с облаками…
Итак, проще всего добраться до Приэльбрусья по воздуху. Стоимость билета из Москвы до Минеральных Вод – от 4 до 8 тыс. руб. в зависимости от класса сервиса и авиакомпании. А летают сюда «Кавминводыавиа», S7, «Аэрофлот» – рейсов огромное количество. Важный момент: аэропорт Минеральных Вод эксперты подозревают в протекционизме в отношении местной авиакомпании. «Кавминводыавиа» работают как часы, а прочие перевозчики иногда сталкиваются с проблемами на ровном месте: им задерживают отправление, часами не разгружают багаж и пр.
На курорт можно попасть и через Нальчик (авиакомпания «Эльбрус-Авиа»). Преимущество – более комфортабельный аэропорт и меньшая продолжительность маршрута из Москвы (около 1,5 часов в пути, тогда как до Минеральных Вод – 2,5–3). Но рейсы до Нальчика все-таки не особенно популярны у туристов-горнолыжников, поскольку летают туда только Як-42 – не всеми любимые, хотя и надежные.
В прошлом году появились два новых варианта перевозки для иностранных туристов: Прага – Нальчик («Эльбрус-Авиа», Як-40).
Что касается трансферов на курорты, то такси от Минеральных Вод стоит 2,5-4 тыс. руб. за легковой автомобиль и 5 тыс. – за микроавтобус, от Нальчика – 1700 руб. Многие отели предоставляют свой транспорт в качестве бесплатного трансфера.
…
Власти Кабардино-Балкарии заинтересованы в развитие туристической инфраструктуры региона и стремятся привлечь инвестиции. Но пока главное преимущество Приэльбрусья – в его дикости и специфическом постсоветском колорите. Впрочем, среди потенциальных клиентов есть люди, для которых это предпочтительнее любых достижений цивилизации.
Комиссия с местным колоритом
Стандартную схему бизнеса «отель – туроператор – турагентство – клиент» внедрили на рынке Кабардино-Балкарии московские компании. Агентское вознаграждение стандартное – 10% от стоимости тура, но поскольку сам продукт достаточно дешев, в абсолютном выражении розничные турфирмы на Приэльбрусье зарабатывают немного и часто пытаются делать дополнительные наценки на туры. Скрыть это от клиентов не всегда удается, и многие из них, чтобы не переплачивать, предпочитают бронировать номера непосредственно в отелях. Сейчас, правда, хотельеры стали в договорах с партнерами фиксировать требование работать по согласованным тарифам.