08.01.2011

Словарь терминов

90 минут на чтение

VK TG

Определения некоторых терминов, применяемых в сфере outdoor.




СПИСОК ТЕРМИНОВ:


ОПРЕДЕЛЕНИЯ:


ALEUTIAN 375: Aleutian ® 375 разработан так, чтобы внешняя и внутренняя стороны ткани обладали различными рабочими характеристиками. Внешняя сторона имеет коротко подстриженый очень густой ворс для увеличения сопротивления ветру. Внутренняя сторона имеет высокий ворс, похожий не шерсть барана, способный задерживать большое количество воздуха и, тем самым, обеспечивая улучшенную термоизоляцию.




ALEUTIAN ECLIPSE: Одежда из Aleutian ® Eclipse при использовании Polartec ® Termal Pro ™ технологии — невероятно прочная, очень легкая ткань с превосходным показателем воздухообмена и с двойной водоотталкивающей обработкой снаружи. Эта ткань самого высокого качества сохраняет свои теплоизоляционные свойства и не «скатывается» даже после многократного использования и нескольких стирок.




ALEUTIAN MICRO GRID: Очень легкая по своему весу Aleutian ® Micro Grid – это ткань, похожая на двусторонний велюр, на внешней стороне имеющая структуру сетки, а на обратной стороне – небольшой ворс. Эта очень легкая ткань с открытой структурой, которая очень хорошо «дышит». Одежда из Aleutian ® Micro Grid рекомендуется носить как базовый слой (непосредственно на тело), а также как второй (промежуточный) слой.




ALEUTIAN WAFFLE: Aleutian ® Waffle — это ткань с, так называемым, вафельным переплетением, которая не только привлекательно выглядит, но и имеет хорошие теплоизолирующие характеристики, сохраняя тепло внутри самих переплетений.




ALEUTIAN WINDSHIELD: Aleutian ® Windshield представляет собой новую ткань с мембраной, заламинированной между внутренним и внешним слоями. Эта новая технология оптимизирует баланс между сопротивлением ветру и испаряемостью влаги с поверхности тела. Одежду из ткани Aleutian ® Windshield можно использовать и в качестве внешнего слоя, и как промежуточный слой, в самых холодных погодных условиях.




СOTTON (Хлопок): Хлопок прежде всего для всех отождествляется с комфортом. Когда день подходит к концу, и вы спустились с гор или закончили заниматься каким-либо видом активной деятельности, то вам захочется расслабиться и надеть одежду из классической ткани, которая обеспечит комфорт натурального материала.




Cooper Head (коперхеды) — закладки из мягкого и вязкого металла (медь, алюминий). Коперхеды используются для организации страховки при прохождении стен с мелкими глухими трещинами. Коперхеды напрессованы на трос (монокабель или петлю). Коперхеды забиваются скальным молотком, часто при этом расплющиваются, и не всегда их можно вынуть обратно.




DESERTWEAVE: Разработанная специально по заказу компании Lowe Alpine ткань под названием Desertweave ® по своим свойствам идеально подходит для туризма, трекинга, и просто для любителей приключений, а именно для тех, кто нуждается в одежде с хорошими показателями износостойкости, водоотталкивающими и солнцезащитными свойствами.

Особенности:
  • эксклюзивная разработка Lowe Alpine;
  • легкая и износостойкая;
  • компактная и устойчивая в сжатию, т.е не требует глажения после нахождения в сложенном состоянии;
  • защищает от ультрафиолетовых лучей ;
  • быстро сохнет.
Состав ткани: технические волокна (100% нейлон).

Степень защиты от солнечных (ультрафиолетовых) лучей UPF указывается на каждом изделии из материала Desertweave ® для того, чтобы покупатели были информированы и могли делать более правильный выбор при покупке того или иного предмета одежды. Компания Lowe Alpine использует Австралийскую систему оценок фактора защиты UPF ткани. А именно: От 15 до 24 => хорошая степень защиты (блокируется от 93,3% до 95,9% радиации). От 25 до 39 => очень хорошая степень (блокируется от 96,0% до 97,4% радиации). От 40 и более => превосходная степень ( блокируется радиации от 97,5 % и более ).

Все изделия из Desertweave ® обработаны водоотталкивающей пропиткой.

Инструкция по уходу:
  • Машинная стирка при температуре до 30С.
  • Гладить только холодным утюгом.
  • Не отбеливать и не отжимать (не скручивать).
  • Не использовать химическую чистку.
  • Не рекомендуется использовать различного рода кондиционеры для тканей.
  • Сушить в барабане при низкой температуре.




DRYFLO — это ткань, используемая в производстве нижнего белья для активного образа жизни. Материал Dryflo ® получил широкое распространение и признание во всем мире, благодаря регулярно печатающимся в прессе обзорным статьям о нем. Этот материал был разработан исключительно для компании Lowe Alpine. Dryflo ® состоит из 100% полиэстера, который совершенно не впитывает влагу (в отличие от хлопка). Открытая структура Dryflo ® гарантирует высокий показатель влагоиспаряемости, что является окончательным в выборе имеено этого белья для ношения под мембранной одеждой. Dryflo ® очень быстро сохнет, что дает комфортное ощущение «второй кожи» на теле. Воздухопроницаемые свойства Dryflo ® также делают этот материал идеальным для носки летом (футболки, поло, рубашки).




DRYFLO 140: Этот материл по своей структуре похож на Lightweight и Fullweight Dryflo ®, но не так хорошо тянется и, поэтому, его используют в пошиве рубашек.




DRYFLO RIB: Dryflo® Rib использует Dryflo® технологию для обеспечения максимального комфорта и прилегания к телу. Одежда из Dryflo® Rib сочетает в себе высокотехнологичность и привлекательный внешний вид.




DRYFLO STRETCH MARL: У этого материала очень сильная способность растягиваться и, соответственно, облегать фигуру, что делает одежду из материала Dryflo® Stretch Marl незаменимой для занятий активными видами спорта, такими как велоспорт, бег, скалолазание.




DRYFLO STRIPE: Dryflo® stripe использует полосатый рисунок на ткани для создания особенно привлекательного дизайна при самых высоких технических характеристиках, присущих одежде из нее.




DRYFLO WAFFLE: Ткань, по своей структуре похожая на вафельное полотенце. Обладает всеми ценными свойствами Dryflo® тканей. За всеми изделиями из материала Dryflo® очень легко ухаживать. Их можно стирать в стиральной машине. Они быстро сохнут. И не нуждаются в глажении.




DRYFLO ZONE: Некоторые зоны на теле человека испаряют болше влаги, чем другие. Для того, чтобы увеличить комфорт при носке белья, пришлось адаптировать саму ткань к таким условиям. Ткань в таких зонах имеет более тонкое волокно, испарения проходят через нее очень быстро, что и создает самый высокий уровень воздухообмена. Зоны повышенного потоотделения различны для мужчин и для женщин из-за разницы в физиологии. Поэтому и изделия из ткани Dryflo Zone также имеют различный структурный рисунок в мужских и женских моделях.




FULLWEIGHT DRYFLO: Fullweight Dryflo® теплее и толще, чем Lightweight Dryflo®. Соответственно, более целесообразно использовать его в холодных погодных условиях. В его состав входят нити ESP (экстра стрейч полиестер), для более плотного прилегания к телу.




GORE-TEX (Гортекс) — это отличающийся высокой водонепроницаемостью дышащий материал, произведенный фирмой W. L. Gore & Associates. GORE-TEX (Гортекс) — это трехслойная система, состоящая из внешней ткани, собственно мембраны и подкладки (внутренней ткани). Основные свойства материала обеспечивает мембрана. Мембрана GORE-TEX — это очень тонкая фторопластовая пленка (кстати, фторопласт, как, впрочем, и капрон, кевлар, лайкру и многое другое, придумали на фирме DuPont), особенность которой состоит в том, что она имеет огромное количество отверстий на единицу площади (9 миллиардов пор на квадратный дюйм. Каждая пора в 20.000 меньше капли воды, но в 700 раз больше молекулы пара). В результате вода в жидком состоянии не проникает сквозь ткань, но пар, выделяемый телом свободно проходит наружу. Интегрированный в мембрану второй компонент — жироотталкивающий, предотвращает потерю водоотталкивающего или дышащего эффектов. Фирма W. L. Gore & Associates утверждает также, что отверстия настолько малы, что они не забиваются грязью. Водостойкость GORE-TEX около 20 000 мм водяного столба (по стандарту DIN водонепроницаемыми считаются ткани с водостойкостью 2 000 мм).




GPS (Global Positioning System) навигатор — прибор для отображения координат на местности. GPS навигатор определяет координаты с помощью сигналов со спутников GPS, затем вычисляет местоположение и отображает его Вам уже на карте. С помощью всех, даже самых простых, GPS навигаторов можно запоминать Ваши координаты в виде путевых точек, составлять из них маршруты, руководствуясь указателем пути, определять направление на нужную точку, автоматически запоминать координаты по ходу движения. Некоторые GPS навигаторы имеют встроенный магнитный компас и барометрический высотомер, умеют рассчитывать маршрут, подсказывать движение и т.д. GPS навигатор — незаменимый помощник в путешествиях.

Часто при выборе спутникового GPS навигатора встает вопрос — Как его выбирать, и какие параметры являются наиболее важными? Прежде всего, в соответствии с поставленными задачами, Вам необходимо определиться, из какой группы необходим GPS навигатор.
  1. Компактные приборы, которые легко ложатся в ладонь, могут переноситься в кармане, не занимают много места в рюкзаке. К этой группе можно отнести серию eTrex от фирмы Garmin, серию "трехсотых" приборов от MAGELLAN, GM100 от HOLUX.
  2. Носимые приборы, имеющие несколько большие габариты, как правило, больший по размеру экран, а также возможность работы с выносной антенной. Для переноски навигаторов этой группы используют специальные чехлы с креплением на поясе. К этой группе относятся приборы GPS 12, GPS 72, GPS 76 и eMap от Garmin, iFinder от Lowrance.
  3. Стационарные приборы, которые размещаются на приборной панели автомобиля или в закрытой рубке. Такие навигаторы чаще всего работают с выносной антенной и имеют большой черно-белый или цветной экран. Сюда можно отнести модели Street Pilot, GPS 128/126, GPS MAP176C, LMS320 (эхолот + GPS) и много других моделей от разных фирм-производителей.
  4. Профессиональные навигационные комплексы, или по-другому, картплоттеры. Эти приборы часто работают в одной системе с эхолотом, радаром, авторулевым. Требуют для установки достаточно много места, поэтому устанавливаются на судах длиной более 5 метров. Выбор приборов этой группы очень большой. Это RAYTHEON, INTERPHASE и множество других комплексов.
Внутри каждой из групп есть широкий разброс между простыми и более сложными моделями. Есть приборы, которые показывают Ваше местоположение и перемещения на фоне графической карты. Эта карта загружается с компьютерного диска и может храниться непосредственно во встроенной энергонезависимой памяти прибора, либо на картридже различной емкости (от 8-ми до 256-ти мегабайт). У некоторых навигаторов нет возможности загружать карту, но в памяти прибора есть база данных о населенных пунктах земного шара. В памяти специализированных приборов могут также находиться данные об объектах морской / авиационной навигации.

Навигаторы также можно различать по конструктивным особенностям антенны.
Есть приборы, имеющие встроенную антенну и работающие только с ней. Таковы все модели из первой группы.
Есть приборы, работающие со встроенной антенной, но имеющие дополнительное гнездо для подсоединения выносной антенны. Это позволяет работать с прибором из закрытой металлической кабины катера или вездехода.
Есть и совсем уж экзотические навигаторы, представляющие собой собственно антенну. У них нет своего экрана, и предназначены они для передачи информации о местоположении на экран локатора или компьютера.

Полезная функция в новых моделях — встроенные в корпусе навигатора электронный магнитный компас и барометрический альтиметр. Первый предназначен для ориентации по сторонам света вне зависимости от сигналов спутников, второй — для определения высоты над уровнем моря по изменению атмосферного давления, а также для отслеживания истории изменения атмосферного давления. С альтиметром Вы можете отследить, как изменялась высота над уровнем моря во время движения по маршруту, посмотрев график на экране прибора.

Практически все приборы имеют выход для подключения к компьютеру, т.е. могут передавать данные в реальном времени для отслеживания местоположения и просто хранить данные в компьютере "на всякий случай".

При таком разнообразии приборов действительно можно растеряться, поэтому прежде чем делать покупку максимально точно определитесь, для каких целей Вам нужен прибор:
  1. Рыбалка/охота — что для леса, что для реки или водохранилища карта не актуальна (ну какая может быть карта для водной глади?), то подойдут модели без памяти для карт, но зато защищённые от влаги. Чаще всего стоит задача вернуться в исходную точку, которую можно внести в память перед отправлением. Для этих целей подойдут модели eTrex, eTrex Legend, eTrex Summit, eTrex Venture, GPS 12, GPS 76. Эти же модели идеально подходят для туристических походов. Для рыбалки, также очень удобны приборы, которые совмещают в себе возможности GPS приёмника и эхолота. Вы можете одновременно видеть своё местоположение и глубину в этом месте. Это LMS320 от Lowrance, SeaCharter 320 DF или FishElite 320 от Eagle.
  2. Автотуризм — здесь карта становится более необходимой, даже если она весьма приблизительна. Такие карты поставляются и Garmin, и Lowrance на отдельных CD. В то же самое время, защита от попадания влаги не так важна. Подойдут eMap и GPSMAP176C от Garmin, iFinder от Lowrance или GM100 от HOLUX.
  3. Морская навигация — здесь необходимыми становятся уже серьёзные картплоттеры с возможностью передачи данных на радары и автопилоты. Такие приборы есть практически у всех производителей навигационного оборудования.




Hollofil — толстое синтетическое волокно от DuPont.




Hollofil-II: Hollofil-II от DuPont — толстое волокно с 4-мя продольными отверстиями.




LIGHTWEIGHT DRYFLO: Lightweight Dryflo® — это легкий и достаточно тонкий материал, по своим характеристикам прекрасно подходящий для использования в качестве первого (базового) слоя. По своей структуре он хорошо растягивается, чем создает дополнительный комфорт при ношении.




POLARTEC: Polartec® — это название целой серии современных материалов, созданных корпорацией MALDEN MILLS для обеспечения максимального комфорта людям, занимающимся спортом и активным отдыхом. По способности сохранять тепло человеческого тела Polartec® не уступает шерсти и может быть таким же мягким и нежным, как хлопок. Одежда из него красива и функциональна, не сминается, быстро сохнет и легко стирается. Очень удобные в повседневной носке, изделия из Polartec® подходят не только спортсменам, но и всем, кто предпочитает спортивный стиль в одежде.




POLARTEC POWER STRETCH: Polartec® Power Stretch® — это разновидность материалов серии Polartec®, созданных корпорацией MALDEN MILLS. Этот тонкий и эластичный материал, обладающий дышащими свойствами, идеален для тёплого белья. При контакте с кожей он отводит наружу избыточную влагу, оставляя тело сухим. Влагоотводящие свойства Power Stretch® на 25% выше, чем у других материалов, используемых для нательного белья. Уникальное по конструкции волокно состоит из двух слоёв: прочная внешняя поверхность из нейлона и мягкий внутренний слой с велюровым ворсом. Одежда из Power Stretch® обеспечивает максимальную свободу движений.




POLARTEC WIND PRO: Polartec® Wind Pro® — это разновидность материалов серии Polartec®, созданных корпорацией MALDEN MILLS. POLARTEC WIND PRO — ткань, по своей структуре похожая на плотно связанный трикотаж, с водоотталкивающей пропиткой на поверхности, с хорошими ветрозащитными характеристиками, износостойкая и быстросохнущая. Одежда из Wind Pro ™ очень теплая, «дышащая» и комфортная, как и любая флисовая одежда. Но по своим показателям защиты от холода и ветра она превосходит последнюю вдвое.




Quallofil: Quallofil от DuPont — среднее волокно с 7-ю продольными отверстиями.




Thermolite: Thermolite plus от DuPont — смесь тонких волокон и средних волокон с одним продольным отверстием.




Thermolite extra: Thermolite extra от DuPont представляет собой упорядоченные спиралевидные средние волокна, полые внутри.




Thermolite extreme: Thermolite extreme от DuPont состоит из смеси микроволокон трёх различных типов, каждый из которых отвечает за определенные свойства: прочность, упругость, способность сохранять тепло.




THINSULATE: Фирма 3М выпускает хороший утеплитель под маркой Thinsulate. За счёт очень тонких волокон этот утеплитель характеризуется минимальными конвективными потерями тепла. Очень мягкий и лёгкий, по своим параметрам он приближается к натуральному пуху.

Thinsulate LiteLoft требует очень бережного обращения, т.к. уже при температуре +50С один из компонентов (полиолефил), входящий в состав утеплителя, начинает плавиться.




TRIPLEPOINT — эксклюзивная, запатентованная компанией Lowe Alpine, технология. Triplepoint® — это широкоизвестная мембранная ткань. Испытанная альпинистами в самых экстремальных погодных условиях, Triplepoint® гарантирует, что ваше тело всегда будет сухими, а одежда из этого материала — очень комфортной. Независимые лабораторные испытания показывают, что Triplepoint® хорошо дышит даже во время дождя, из-за его водоотталкивающей структуры. В результате, Triplepoint ® Dry Yarn™ технология была выбрана победительницей European Outdoor Innovation Prize в 2000 году (Европейский Приз Изобретений). И, наконец, самая последняя разработка — AIMMS ® technology. Это технология, которая выводит любой конденсат с тела наружу. Triplepoint® никогда расслаивается. Напыление Triplepoint® как будто “вживляется” в волокна ткани, увеличивая ее износостойкость и долговечность. Ткань с мембраной Triplepoint ® Ceramic по своим характеристикам имеет более высокий показатель влагоиспаряемости, из-за специальной керамической технологии, которая в ней используется. Triplepoint® Ceramic имеет в своем покрытии керамические частицы, создающие миллионы дополнительных микроскопических отверстий. Dry Yarn ™ технология обладает постоянным водоотталкивающим свойством. Это означает, что высокий уровень «дышимости» сохраняется даже во влажных условиях. AIMMS ® — технология управления влажностью. Принцип ее работы состоит в том, чтобы ускорять процесс вывода влаги с тела человека на поверхность ткани.




Альпинистская веревка — специальная верёвка с особыми динамическими и прочностными качествами, применяемая в альпинизме, скалолазании и спелеологии.

Альпинистские верёвки изготовляются в основном из полиамида (нейлон, капрон в прочны, эластичны, износостойки, достаточно устойчивы к влаге и к воздействию химических веществ кроме кислот). Иногда применяется также полиэстер (менее эластичен и верёвка плохо держит узел), редко кевлар (верёвки из кевлара самые прочные, но наименее долговечные и плохо держат узел).

По эластичности веревки делятся на динамические и статические. Динамическая веревка (EN 892) предназначена для динамической страховки в ситуациях, где есть вероятность срыва — для альпинизма, скалолазания, ледолазания и т.п. При срыве динамическая веревка амортизирует рывок за счет растяжения волокон, тем самым, снижая нагрузку на спортсмена и на точку страховки.

Недостатки динамических верёвок:
  • Динамические верёвки мягкие, и как правило, сильно намокают и обмерзают.
  • На мягких верёвках плохо держат жумары.
  • Необходимость топтаться на месте, пока не выбирается до 5-6 метров удлинения, прежде чем спелеолог или альпинист оторвётся от пола.
  • Постоянные подскоки при каждом перемещении по верёвке, из-за чего эластическая верёвка больше трётся в месте соприкосновения со скалой.
  • Динамические верёвки нельзя использовать под постоянными статическими нагрузками (переправы, перила).
Веревки также различаются по диаметру. Среди динамических веревок выделяют одинарные, двойные и сдвоенные веревки.
  • Одинарная веревка = Single (от 9 до 12 мм) используется на несложных спортивных маршрутах, где невысок риск повреждения веревки.
  • Двойная веревка = Цвилинговая = Half (от 7,8 до 8,5 мм) — это две параллельные веревки, которые прощелкиваются попеременно в промежуточные точки страховки. Такая система снижает риск повреждения веревок на камнеопасных участках маршрута, а также более надежно работает при срывах.
  • Сдвоенная веревка = Полуверевка = Twin (от 7,8 до 9 мм) — это две параллельные веревки, которые постоянно находятся в паре и вместе прощелкиваются во все промежуточные точки страховки.
Для веревок разработаны требования UIAA и европейские требования. Если веревка удовлетворяет им, то ее применение в альпинизме возможно.
Требования UIAA и EN892 для динамической веревки:
  • Сила рывка должна быть не более 12 kN при факторе рывка 2 с весом 80 кг. (55 кг для полуверевки или двойной веревки).
  • Веревка должна выдерживать не менее 5 рывков с фактором рывка 2 и весом, указанным выше.
  • Удлинение под грузом 80 кг не должно быть более 8% (для полуверевки — удлинение не более 10% под грузом 80 кг).
  • Гибкость при завязывании узлов — проверяется измерением диаметра веревки внутри узла при нагрузке 10 кг.
  • Смещение оплетки веревки относительно сердцевины — 2 м. Веревки протягивают через специальное устройство 5 раз.
  • Смещение оплетки веревки должна быть меньше 40 мм.
Маркировка должна указывать тип веревки (одинарная, полуверевка или двойная), изготовителя и CE-сертификат.

Статическая веревка (EN 1891) очень плохо тянется, поэтому используется для промышленного альпинизма, спасательных работ, спелеологии, а также применяется для организации перил и переправ.

Статические верёвки бывают 2 типов:
  • Тип A: используется для высотных и спасательных работ, а так же для спелеологии.
  • Тип B: верёвка меньшего диаметра на меньшую нагрузку, чем верёвка типа А. Может использоваться только для спуска (дюльфера).
Требования prEN 1891 для статических веревок:
  • Сила рывка должна быть меньше 6 kN при факторе рывка 0.3 и весе 100 кг.
  • Должна выдержать как минимум 5 рывков с фактором рывка 1 и весом 100 кг, с узлом «восьмеркой».
  • Удлинение, возникающее от грузов от 50 до 150 кг, не должно превышать 5%.
  • Гибкость при завязывании узлов — как указано выше. Коэффициент гибкости (фактор K=диаметр веревки/диаметр веревки внутри узла) — должен быть не более 1,2.
  • Смещение оплетки веревки относительно сердцевины — 2 м. Веревки протягивают через специальное устройство 5 раз. Смещение оплетки веревки должна быть не более 15 мм.
  • Вес оплетки веревки должен быть не больше определенной доли от общей массы веревки.
  • Статическое усилие на разрыв — веревка должна выдерживать не менее 22 kN (для веревок диаметром 10 мм и более) или 18 kN (для 9 мм веревок), с узлом «восьмерка» — 15 kN.
  • Маркировка — на концах веревки указывается тип веревки (A или B), диаметр, изготовитель и EN, которому веревка соответствует. Полоса в центре должна показывать тип веревки (А или В), модель, изготовителя, номер и год изготовления.
Отдельной категорией веревок выделяются вспомогательные веревки или репшнуры (EN 564) — это веревки диаметром менее 7 мм. Репшнуры нельзя применять для страховки, они служат только для вспомогательных целей (петли, прусики и т.п.).

Хранение веревки довольно важный вопрос. От того, как она хранится, зависти и то, сколько ею можно будет пользоваться.
  • Веревку следует хранить в сухом, темном, прохладном месте. Желательно в чехле.
  • Ее нельзя держать в растянутом состоянии, при этом теряются ее эластические свойства.
  • Если веревка загрязнилась — ее нужно постирать с мылом, хорошо промыв от моющего средства, сушить ее нужно в разложенном (не растянутом!) состоянии. Если веревка грязная — во-первых, быстрее ухудшаются ее эластичные свойства, во-вторых, во время нагрузки натянутые внутренние волокна веревки могут повредиться о частички грязи, например о песчинки.
  • Не подвергать веревку химическому и тепловому воздействию.
  • Внимательно осматривать веревку на наличие повреждений оплетки или внутренних повреждений, особенно перед использованием. При наличии повреждений — заменить веревку или обрезать поврежденный участок.
  • После сильных рывков веревку желательно заменить (смотря какой рывок и смотря сколько их было).
  • Использовать веревку можно 2 года, но не более 5 лес с момента выпуска. При этом происходит старение волокон и их деполимеризация. После 5 лет ее свойства могут измениться настолько, что она не будет пригодна для использования (т.е. не удовлетворять нормам UIAA).




Амортизатор рывка — специальное устройство гашения рывка при срыве, не требующее участия альпиниста. Принципиальная сущность состоит в поглощении энергии падающего тела за счет трения в амортизаторе или при его разрушении. Соответственно существуют два вида — разрушаемые и неразрушаемые. Амортизатор ограничивает нагрузку при рывке на уровне 300–400 кгс.




Блок-ролик — техническое устройство для выполнения подъема и спуска грузов, значительно уменьшающее потери на трение. Позволяют уменьшить прикладываемые усилия за счет увеличения радиуса перегиба веревки. Различают одинарные и двойные блок-ролики, с подшипником и без него. Также существуют блок-ролики с зажимом. Такой блок-ролик выдает веревку только в одном направлении, блокируя ее движение в обратную сторону. Незаменим при подъеме пострадавшего, грузов и т.д.

Блок-ролик состоит из колесика и двух щечек с проушинами для присоединения карабина. Применяются блоки с двумя и тремя, независимо вращающимися колесиками — двойной и тройной блок-ролик. Как правило, большее количество колесиков в блоке не применяется. Для работы с двойной веревкой применяется блок с широким колесиком (широкий блок).

В технических системах различают неподвижный блок (закрепленный на неподвижной опоре) и подвижный блок (закрепляемый на объекте транспортировки). Сочетание подвижных и неподвижных блоков образуют систему, называемую полиспастом. Блок, работающий в полиспасте (др. силовой системе), при натяжении навесной переправы, при работе с тяжелыми бревнами на переправе, при транспортировке (подъем) пострадавшего с несущим спасателем, отдельного участника и т.п., должен иметь прочность не менее 2200 кг. Применение менее прочных и самодельных блоков запрещается. Блок на транспортировке отдельных участников и рюкзаков на навесной переправе должен иметь прочность не менее 500 кг. На один блок-ролик подвешивается только один участник или груз, общим весом не более 100 кг. Самодельные блоки могут применяться только как исключение. Их конструкция должна исключать: порчу веревки переправы острыми краями, заклинивание на переправе, затягивание в блок рук, волос или одежды участников.




Брюки-самосбросы — брюки, которые можно снять, не снимая ботинок. Имеют молнии по всей длине бокового шва.




Восьмёрка — приспособление для организации страховки и скоростного спуска (дюльфера) в альпинизме, скалолазании и спелеологии. Восьмерки представляют собой металлическую (сплавы алюминия или сталь) литую деталь, повторяющую по форме цифру «8». Два кольца неразрывно связаны друг с другом, одно меньше другого в полтора раза с диаметром внутренней окружности до 50 мм. Согласно требованиям UIAA восьмёрка должна выдержать нагрузку 2500 кг. Восбмерки бывают с т.н. «рогами», которые используются для увеличения трения и фиксации положения пользователя на веревке во время спуска. В зависимости от способа закладки веревки, восьмерки обеспечивают коэффициент трения от 4 до 20 и выше (с учетом «рогов»), но имеют существенный недостаток – крутят веревку.





Газовая лампа — прибор для сжигания газообразных и жидких горючих материалов для освещения помещения. Газовые лампы — незаменимая вещь при длительных выездах на природу. Газовые лампы с успехом могут использоваться в качестве обогревателей. Благодаря небольшому потреблению газа и компактным размерам газовой лампы, она не сильно увеличивает вес и объем багажа.




Газовый баллон — оболочка для хранения газа, изготовленная из стали (газ внутри нее находится под давлением до 100 Мн/м2 (1000 кгс/см2)).
К газовым горелкам и лампам, несомненно, требуется газовый баллон. Газовые баллоны бывают резьбовые, цанговые, штекерные и протыкаемые баллоны без клапана. Преимущества первых трех заключается в том, что по необходимости их можно отсоединять от горелок и перевозить отдельно, даже если они уже использовались и планируются использоваться в дальнейшем, т.к. они имеют резьбовое соединение или клапан. Что касается протыкаемых баллонов, то их присоединяют к горелке, протыкая специальной иглой, и отсоединять баллон до того, как израсходуется весь газ, нельзя. Большие по размеру баллоны удобнее в использовании, так как они меньше охлаждаются от расширения газа, в отличие от маленьких, и выгоднее по цене.




Гексагональные скальные закладки (гексы) — Гексы используют в альпинизме и скалолазании для организации страховки. Они представляют собой шестигранник с гранями разного размера. В результате закладка имеет не две, а три пары рабочих граней заклинивания разных размеров. Гексагональные закладки применяются на более широких трещинах (до нескольких сантиметров). Три пары граней предназначены для трещин разного размера, и заполняют непрерывно конкретный диапазон ширины трещин. Набор нескольких гексагональных закладок позволяют обеспечить точку страховки на достаточно большом диапазоне ширины трещин.




Горелка бензиновая = жидкотопливная — устройство для смешения воздуха (кислорода) с жидким топливом с целью подачи смеси к выходному отверстию и сжигания её здесь с образованием устойчивого фронта горения (факела).
Всего существуют три основных вида горелок: газовые горелки, жидкотопливные горелки, (бензин, керосин и некоторые другие), и мультитопливные горелки (которые могут работать как на бензине, так и на газе).

Жидкотопливные горелки — самый старый класс подобного оборудования. Работают они на бензине, керосине, "галоше" (бензин-растворитель), растопке для грилей, других видах топлива. То есть заливать внутрь такой горелки можно практически все, другой вопрос, как она при этом будет работать. У бензиновой горелки есть только одно, но важное достоинство: топливо для них можно достать где угодно, а стоит оно при этом дешево. Еще можно отметить тот факт, что бензиновые горелки несколько менее восприимчивы к холодам-морозам. Достоинств у бензиновых горелок мало, зато недостатков много.
Первый — они очень чувствительны к чистоте топлива. Бензин с "песком и илом" станет большой проблемой, по причине засорения дросселя — маленького отверстия, через которое бензин поступает на парогенератор. Засорение этого отверстия мгновенно портит радужную картину приготовления еды и вызывает необходимость прочистки.
Второй недостаток бензиновых горелок заключается в необходимости их "разводить". Эта процедура занимает несколько минут и обычно сопровождается не самыми приятными явлениями. Для начала надо залить в бак горелки бензин. Делать это следует аккуратно, ибо, попав на поверхность горелки, он может в последствии воспламениться. Одновременно, хорошо бы очистить бензин от "песка и ила", для чего процедить бензин через многократно сложенную марлю или ткань. Во время этого процесса бензиновое благоухание распространяется далеко от места заливки. Далее, в баллоне надо создать давление при помощи встроенного насоса. Наконец, в зависимости от конструкции, необходимо разогреть саму горелку, чтобы "процесс пошел". Для этого чаще всего используют сухой спирт, раскладывая его на горелке и поджигая. Наконец, наступает самое интересное: вы поворачиваете вентиль и… из примуса вырывается столб пламени и черного дыма. Это значит, что примус еще не нагрелся. Наконец, горелка прогревается, и начинает работать устойчиво. Но стоит вам прервать процесс хотя бы на 5–7 минут и примус опять необходимо "разводить".
Третий недостаток бензиновых горелок — они периодически начинают извергать из себя в разные стороны пламя, а то и вовсе взрываться. Это делает использование бензиновых горелок в помещениях и внутри палатки крайне не рекомендуемым, хотя, конечно, грамотное обращение с горелкой существенно снижает риск пожаров. Бензиновые горелки более тяжелые и громоздкие, чем их газовые собратья. Бензиновая горелка имеет неприятное свойство коптить. Наконец, особых слов заслуживает само топливо. Конечно, оно дешевое и распространенное, но его трудновато удерживать в замкнутых объемах. Бензин постоянно стремится пропитать все вокруг себя ароматом бензоколонки. Перевозить топливо внутри рюкзака плохо ("аромат" может передаться продуктам и одежде). Дополнительные сложности присутствуют с покупкой бензина — в пластиковые бутылки разливать бензин на колонках запрещено, а перевозить его в железных банках — тяжело и неудобно.




Горелка газовая — устройство для смешения воздуха (кислорода) с газообразным топливом с целью подачи смеси к выходному отверстию и сжигания её здесь с образованием устойчивого фронта горения (факела).
Газовые горелки обладают целым спектром разнообразных достоинств. Во-первых, процедура запуска горелки занимает даже не минуты, а секунды. Во-вторых, работают они практически безотказно, ибо конструкция их исключительно проста, там просто нечему ломаться! В-третьих, такие горелки не склонны ко взрывам и выбросам языков пламени, что любят поделывать их бензиновые братья. Благодаря этому, газовую горелку можно эксплуатировать в закрытых помещениях, в том числе гостиницах, кемпингах и даже палатках. Газовая горелка работает более тихо, чем бензиновая. Наконец, газовая горелка в разобранном виде занимает мало места и стоит дешево.
Однако есть у газовых горелок и минусы. Первый — работают они на газе, который продается в баллонах. Понятно, что достать газовый баллон в Кандалакше или Мценске вряд ли удастся, хотя география распространения баллонов постоянно ширится. Лучше брать газовые баллоны с собой сразу на весь поход, что требует довольно много места. Во-вторых, газовые горелки могут капризничать на больших морозах. И, в-третьих, если вы добираетесь к началу похода на самолете, то в нем нельзя перевозить газовые баллоны, соответственно их надо покупать уже на месте.




Гри-Гри (Gri-Gri) — приспособление для организации страховки и скоростного спуска (дюльфера) в альпинизме и скалолазании. Устройство разработано и запатентовано французской фирмой Petzl.
Верёвка огибает круглый маховик с эксцентриком. Под действием нагрузки маховик поворачивается вокруг своей оси и прижимает веревку к корпусу устройства. При резком рывке блокировка происходит практически мгновенно, однако при плавной подаче верёвка протравливается свободно. Устройство снабжено рычагом, который соединён с маховиком. Если верёвка заблокирована в устройстве, то, потянув за рычаг, можно ее разблокировать. Cкорость протравливания верёвки через устройство (скорость спуска) регулируется степенью зажимания в руке свободного конца веревки (ниже устройства).
Гри-гри, по сравнению с другими страховочными приспособлениями, например, с восьмёркой, обладает одним существенным преимуществом: под нагрузкой устройство блокируется автоматически.




Десантер — спусковое устройство. Десантер предназначен для регулируемого спуска по одинарной веревке с остановкой и надежной фиксацией при отпускании рычага и страховки с протравливанием веревки при срыве. Не требует выстегивания карабина для заправки веревки. Может применяться на одинарных веревках диаметром от 9 до 12 мм.

Достоинства десантера:
  • устройство может быть легко установлено на веревку без отщелкивания от обвязки, благодаря пружинной клипсе;
  • автоматическая тормозная система срабатывает при отпускании рукоятки;
  • контроль за скоростью спуска осуществляется натяжением свободного конца веревки;
  • возможен подъем по веревке без изменения положения устройства, при использовании петли под ногу и жумара.
Следует отметить, что при длительной эксплуатации сегменты устройства постепенно изнашиваются и веревка начинает проскальзывать. Поэтому перед работой устройства необходимо проверять его схватываемость.
Устройство нельзя применять на обледенелой веревке.




Динамическая веревка: Динамическая веревка (EN 892) предназначена для динамической страховки в ситуациях, где есть вероятность срыва — для альпинизма, скалолазания, ледолазания и т.п. При срыве динамическая веревка амортизирует рывок за счет растяжения волокон, тем самым, снижая нагрузку на спортсмена и на точку страховки.

Недостатки динамических верёвок:
  • Динамические верёвки мягкие, и как правило, сильно намокают и обмерзают.
  • На мягких верёвках плохо держат жумары.
  • Необходимость топтаться на месте, пока не выбирается до 5-6 метров удлинения, прежде чем спелеолог или альпинист оторвётся от пола.
  • Постоянные подскоки при каждом перемещении по верёвке, из-за чего эластическая верёвка больше трётся в месте соприкосновения со скалой.
  • Динамические верёвки нельзя использовать под постоянными статическими нагрузками (переправы, перила).
Веревки также различаются по диаметру. Среди динамических веревок выделяют одинарные, двойные и сдвоенные веревки.
  • Одинарная веревка = Single (от 9 до 12 мм) используется на несложных спортивных маршрутах, где невысок риск повреждения веревки.
  • Двойная веревка = Цвилинговая = Half (от 7,8 до 8,5 мм) — это две параллельные веревки, которые прощелкиваются попеременно в промежуточные точки страховки. Такая система снижает риск повреждения веревок на камнеопасных участках маршрута, а также более надежно работает при срывах.
  • Сдвоенная веревка = Полуверевка = Twin (от 7,8 до 9 мм) — это две параллельные веревки, которые постоянно находятся в паре и вместе прощелкиваются во все промежуточные точки страховки.
Для веревок разработаны требования UIAA и европейские требования. Если веревка удовлетворяет им, то ее применение в альпинизме возможно.
Требования UIAA и EN892 для динамической веревки:
  • Сила рывка должна быть не более 12 kN при факторе рывка 2 с весом 80 кг. (55 кг для полуверевки или двойной веревки).
  • Веревка должна выдерживать не менее 5 рывков с фактором рывка 2 и весом, указанным выше.
  • Удлинение под грузом 80 кг не должно быть более 8% (для полуверевки — удлинение не более 10% под грузом 80 кг).
  • Гибкость при завязывании узлов — проверяется измерением диаметра веревки внутри узла при нагрузке 10 кг.
  • Смещение оплетки веревки относительно сердцевины — 2 м. Веревки протягивают через специальное устройство 5 раз.
  • Смещение оплетки веревки должна быть меньше 40 мм.
Маркировка должна указывать тип веревки (одинарная, полуверевка или двойная), изготовителя и CE-сертификат.

Хранение веревки довольно важный вопрос. От того, как она хранится, зависти и то, сколько ею можно будет пользоваться.
  • Веревку следует хранить в сухом, темном, прохладном месте. Желательно в чехле.
  • Ее нельзя держать в растянутом состоянии, при этом теряются ее эластические свойства.
  • Если веревка загрязнилась — ее нужно постирать с мылом, хорошо промыв от моющего средства, сушить ее нужно в разложенном (не растянутом!) состоянии. Если веревка грязная — во-первых, быстрее ухудшаются ее эластичные свойства, во-вторых, во время нагрузки натянутые внутренние волокна веревки могут повредиться о частички грязи, например о песчинки.
  • Не подвергать веревку химическому и тепловому воздействию.
  • Внимательно осматривать веревку на наличие повреждений оплетки или внутренних повреждений, особенно перед использованием. При наличии повреждений — заменить веревку или обрезать поврежденный участок.
  • После сильных рывков веревку желательно заменить (смотря какой рывок и смотря сколько их было).
  • Использовать веревку можно 2 года, но не более 5 лес с момента выпуска. При этом происходит старение волокон и их деполимеризация. После 5 лет ее свойства могут измениться настолько, что она не будет пригодна для использования (т.е. не удовлетворять нормам UIAA).




Жюмар (жумар) — элемент снаряжения альпинистов, спелеологов, спасателей и скалолазов, применяемый в веревочной технике для подъема по веревке. Представляет собой механическое устройство для подъёма по верёвке. Название происходит от названия швейцарской фабрики-производителя «Jümar».
В основе конструкции жумара лежит храповый механизм. При движении жумара по верёвке язычок с шипами свободно скользит по верёвке, при нагружении жумара в обратную сторону, язычок с шипами упирается в верёвку и прижимает последнюю к внутренней стенке жумара. Это даёт возможность быстрого и уверенного подъёма по верёвке. Жумар не является средством страховки!
Стандартные жумары имеют гарантированную прочность в штатном режиме работы не менее 500 кг. Чтобы не портить веревку, рабочие нагрузки на него не должны превышать 250 кг. Зажим работает на 9—11 мм сухой и мокрой веревке. При проверке жумар должен надежно держать круглую 8 мм веревку. На обледеневшей веревке жумар проскальзывает.




Закладные элементы — стопперы, гексы, френды и копперхэды — применяются для организации промежуточных точек страховки и страховочных станций на скальном рельефе.
Закладки различаются по форме и размеру. Они значительно легче френдов, однако минусом применения закладок является то, что при их установке необходимо тщательно оценивать направление возможного рывка, т.к. закладки надежно держат, как правило, лишь в одном направлении.
Френд (cam) — более сложный закладной элемент, который состоит из прочного гибкого стержня, к которому на оси крепятся подвижные кулачки (эксцентрики), тросик для сжатия кулачков и петля для встегивания карабина. С помощью тросика можно изменять угол раскрытия кулачков френда. Это облегчает установку френда в щели и последующее его вынимание. Френд обеспечивает более надежную страховку, чем закладка, однако и весит он значительно больше.
Разновидностью френдов являются камалоты (camalot) — это френды со сдвоенными кулачками, которые крепятся на разных осях. Такая конструкция кулачков позволяет им более компактно складываться.




ИТО: Для лазания с помощью ИТО (искусственные точки опоры) в основном применяются скайхуки — стальные крюки различной формы и размера, которые устанавливаются на микрорельефы для создания дополнительной точки опоры. Скайхук нельзя использовать в качестве точки страховки!




Карабин — основной соединительный элемент в скалолазании, альпинизме, промышленном альпинизме и спелеологии. Применяется для страховок, самостраховок, в качестве блоков, для соеденения веревок со скальными крюками и др.
В зависимости от назначения, карабины изготавливаются из различных материалов. Карабины, применяемые в промышленном альпинизме, при спасательных работах и т.п., где важно надежность и долговечность в ущерб весу, изготовляются из стали. Для спортивных целей используются намного более легкие алюминиевые карабины. Они значительно легче, но, при этом, достаточно прочны. Карабины из титана теперь почти полностью вытеснены алюминиевыми и используются редко (например отечественный карабин "Ирбис"). Основная причина — хрупкость титана и его малая теплопроводность. Малейшая царапина или микротрещина является концентратором напряжения и может привести к поломке. А малая теплопроводность по сравнению с алюминием приводит к оплавлению веревки.

По типу защелки различают 2 вида карабинов: муфтованные и немуфтованные карабины.
Муфтованные карабины оснащены специальной муфтой, не дающей им самопроизвольно открываться. Муфты бывают резьбовые, байонетные и пружинные (автоматические), последние более удобны для работы одной рукой, но могут отказать на морозе, при загрязнении механизма и т.п.

По форме можно выделить овальные, грушевидные, D-образные и полукруглые карабины — каждая форма для конкретной задачи.

Согласно рекомендациям UIAA, минимальная нагрузка, которую должен выдерживать альпинистический карабин без разрушения и деформации, должна быть больше 20 кН по продольной оси и 4 кН по поперечной оси.




Каска — защищает голову спортсмена при соприкосновении с рельефом. На этапах, связанных с высотой, большой скоростью движения (спуск на лыжах, прыжок маятником и др.), там, где есть риск попадания под падение камней и др. предметов, применяются каски альпинистского типа с внутренним амортизатором, предохраняющие голову от верхних и боковых ударов.
Каска должна быть подогнана и закреплена на участнике. Участник, если это не оговорено особо, обязан находиться в каске на всей дистанции.




Коврик туристический: Туристические коврики необходимы для теплоизоляции и обеспечения комфорта во время отдыха на природе.
Коврики бывают из вспененных полимеров (их еще часто называют пенками), надувные (надувающиеся воздухом) и самонадувающиеся (совмещающие в себе слой «пены» и секции, надувающиеся воздухом), разработанные Term-a-Rest.




Кошки альпинистские — металлические платформы с зубьями, надеваемые на подошву ботинок, для передвижения по ледовому рельефу, фирну и замороженному ночному снегу. В настоящее время мировыми изготовителями альпинистского снаряжения выпускается более 60 разновидностей моделей кошек. В зависимости от специфики использования, делятся на 10-ти зубые, 12-ти и даже 14-15-ти зубые.
По конструкции кошки делятся на:
  • мягкие кошки, состоящие из двух половинок и соединяемых шарниром (для обычного альпинизма и горных походов);
  • полу-жесткие кошки — две половинки соединены длинной пластиной во всю их длину, позволяющей хорошо предохранять стопу и голеностоп от нагрузок при лазании по крутому льду и, в то же время, обеспечивающей достаточную гибкость для длительных подходов по леднику (в последнее время находят все большее применение);
  • жесткие кошки — целиковая платформа исключающая сгибание-разгибание (для длительного лазания по крутому льду).
Есть модели кошек с раздвижной платформой, позволяющей подгонять размеры кошек строго по форме подошвы ботинок. Современные кошки имеют выступающие передние зубья (один зуб), что позволяет ходить по крутым стенам, залитым льдом. Кошки для спортивного ледолазания имеют дополнительный зуб-шпору на пятке и один-два горизонтальных выступающих зуба на передней части кошек.
За счет использования высокопрочных сплавов из легированных сталей, вес кошек доведен до 850-900 г. Титановые кошки весят меньше, но они не долговечны.
Крепления кошек должны соответствовать Вашему ботинку — кошки с мягкими креплениями можно надеть на любой ботинок, а кошки с жесткими или полу-жесткими креплениями можно надеть лишь на ботинок с двумя или с одним рантом.




Крюк скальный: Скальные крючья служат для организации точек страховки и передвижения на скалах. По конструкции крюк представляет собой клин с проушиной, опирающейся на скалу после забивки в трещину. Крючья могут быть вертикальными, горизонтальными и универсальными. Изготавливаются они из вязких сталей с закалкой бойка, титановых сплавов, сплавов молибдена (наиболее прочные крючья), сплавов алюминия (особенно хороши клинья для широких трещин). Крючья из легированных сплавов наиболее перспективны.
У всех скальных крючьев рабочая часть сужается к концу крюка. Такая конусность облегчает забивку крюка, обеспечивает его максимальное заклинивание в сужающейся трещине, позволяет расшатывать крюк при выбивании.
При забивании в трещину крюк, следуя ее конфигурации, плотно заклинивается в ней.
Показателем прочности и надежности крюка, забитого в трещину скалы, служит звук, издаваемый при ударах: по мере забивания он должен повышаться по o тону, а тон от последнего удара не должен быть ниже, чем от предыдущего. Следует отметить, что даже у хорошо "поющего" крюка прочность закрепления в скале колеблется в значительных пределах. Видимо, добавление внешней нагрузки рывка к внутренним силам системы «крюк-трещина» может превзойти предел ее прочности.




Лавинный датчик (бипер, трансивер) — основное средство для обеспечения успешного поиска попавшего в лавину человека. Все биперы работают по принципу приемника-передатчика радиосигнала одной и той же частоты, вне зависимости от конкретной модели или производителя датчика. Перед катанием или другим передвижением по лавиноопасному склону под верхнюю одежду надевается бипер, включенный в режим передатчика (маяка). В этом режиме датчик с определенным интервалом передает короткие радиосигналы заданной частоты. В случае попадания в лавину одного из членов группы, все остальные участники переключают свои лавинные датчики в режим приемника радиосигнала (поиска). Таким образом, их биперы начинают принимают сигнал от того датчика, который надет на пострадавшем и который остался в режиме передачи.
По типу обработки сигнала биперы бывают аналоговые и цифровые. Аналоговые лавинные датчики фиксируют сигнал и без какой-либо обработки «озвучивают» его — чем громче звук, тем ближе цель. Цифровые приборы, получив сигнал, обрабатывают его по определенному алгоритму. В итоге вычисляется дистанция и направление на источник сигнала. Хочется сразу предостеречь: чуда не происходит. Очень часто цифровые приборы показывают «не туда» и дистанцию определяют с большой погрешностью. Опытные спасатели часто слышат сигнал в аналоговом приборе гораздо раньше, чем начинает показывать цифровик. Учтите, что перед поездкой, вам надо немного потренироваться, чтобы приноровиться к тому, что и как показывает бипер. На месте схода лавины тренироваться уже поздно!

Европейский стандарт описывает свойства лавинного датчика (биппера) так:
  • частота передачи/приема: 457 +/- 0.1 kHz
  • напряженность полей передачи: между 0.5 и 2.16 ма/м каждый 1 м
  • чувствительность приемника: 80 nA/м при 6 dB
  • тип модуляции: A1A (включение/выключение несущей)
  • время включения: >70 мс
  • время выключения: >200 мс
  • периодичность: 0.9 +/- 0.4 с
  • диапазон рабочих температур: -20 + 40 C
  • диапазон температур хранения:-30 + 50 C
  • радиус действия: 80-100 м
  • время работы: 200 часов посылки сигнала при 10C, 1 час приема при -10C




Лебедка — машина для перемещения грузов посредством движущегося гибкого элемента — каната или цепи. Для поднятия значительных тяжестей употребляются паровые, гидравлические и электрические лебедки.

Механическая лебедка состоит из:
  • рамы, на которой монтируются все узлы и детали лебедки;
  • основного и аварийного электродвигателей;
  • редуктора, уменьшающего число оборотов электродвигателя;
  • автоматически включающегося и выключающегося тормоза;
  • горизонтального барабана, имеющего винтовую нарезку для укладки троса, каната или цепи.




Ледобур: Альпинистский ледобур представляет собой металлическую трубку с резьбой и зубьями на конце, к которой прикреплена проушина для встегивания карабина. Ледобуры предназначены для организации страховки на льду.
Проушины ледобуров могут отличаться по форме и размеру. Сами же ледобуры (стволы) различаются по материалу, из которого они изготовлены, по диаметру, по параметрам нарезки и количеству зубьев (углы, высота, радиус закругления), по форме, длине и другим параметрам резьбы. Под каждый тип льда необходимо подбирать соответствующий ледобур.




Ледоруб — инструмент, применяемый альпинистами и горными туристами для передвижения по ледовым, снежным и осыпным склонам, организации страховки и самостраховки на этих видах рельефа. Ледоруб напоминает по внешнему виду кирку. Ледоруб представляет собой длинное древко c острым металлическим штычком для опоры на одном конце и с заостренным клювом для рубки ступеней во льду и конгломератах, а также лопатку для очистки вырубаемых ступеней — на другом конце.

Ледорубы выполняют много функций:
  • третья точка опоры при движении по дорогам, тропам, склонам и ледникам, уменьшающая на крутых участках нагрузку на ноги;
  • надежная страховка на снежном рельефе;
  • зондирование снежной поверхности для поиска трещин и снежных мостов через них;
  • вырубание ступеней в различных формах ледового рельефа и в конгломератных склонах;
  • организация искусственных точек опоры на коротких снежных стенках;
  • вырубание ледовых столбиков для спортивных спусков и дюльферов;
  • организация спортивных спусков на крутых снежных склонах.
Ледорубы могут сильно отличаться по конструкции, что обусловлено различными условиями применения. На простых маршрутах используют ледорубы с прямым древком, так как его легко вбить в снег для организации страховки. На более сложных маршрутах, где встречаются протяжённые участки льда крутизной 50° и больше, а также для ледолазания, используют ледорубы с изогнутым древком и клювом более сложной конструкции (ледоруб такой конструкции называют ледовым инструментом).




Магнезия — специальный порошок, уменьшающий потливость рук при лазании, чаще всего — карбонат магния.




Налобный фонарь — фонарь, который крепится на голове, оставляя руки свободными. Абсолютно незаменим для спелеологов, туристов, пожарных, спасателей и альпинистов, а также при любом виде деятельности, когда руки должны оставаться свободными, и нужно локальное освещение. В современном мире Outdoor налобные фонари уже давно не диковинка, а необходимая вещь. Одна из самых известных марок — французская фирма Petzl.




Палатка туристическая: Сегодня все палатки условно разделяются на несколько видов:
  • горные экстремальные,
  • трекинговые (туристические),
  • кемпинговые.
Горные экстремальные палатки применяются любителями альпинизма, горного, зимнего, и других видов экстремального туризма. Эти палатки оснащены усиленной системой дуг, имеют максимально прочные материалы, выдерживают очень сильные ветры, устойчивы как к высоким, так и к низким температурам воздуха.

Трекинговые или туристические палатки используются для походов и экспедиций меньшего класса сложности, поэтому трекинговые палатки могут иметь менее высокие показатели по влагостойкости. Бояться этого не следует, так как ведущие производители туристических палаток все равно рассчитывают влагостойкость так, чтобы палаткапалаток характерен не только высокий уровень комфорта, устойчивость к высоким и низким температурам воздуха, но и простота сборки и удобство эксплуатации.

Кемпинговые палатки используются для комфортного отдыха во время пикников и выездов на природу всей семьей на автомобиле или для длительной рыбалки. Эти палатки отличаются повышенной вместительностью и большими размерами, поэтому имеют больший вес, чем предыдущие серии. В кемпинговых палатках, как правило, имеется тамбур, который предназначается для кухни.

Особенности конструкции палаток:

Форма палатки напрямую зависит от того, на какие виды спорта и отдыха она рассчитана.
Горные экстремальные палатки, как правило, имеют форму сплюснутой полусферы и большее по сравнению с трекинговыми моделями количество дуг.

Туристические трекинговые палатки, также имеют форму полусферы, либо полубочки и, как правило, большую высоту по сравнению с экстремальными вариантами. Также для этого типа палаток возможно использование пластиковых дуг — это несколько увеличивает вес, но зато значительно снижает стоимость изделия.

Если вы планируете поехать отдыхать на природу «небольшой» компанией 4–8 и более человек, то должны рассчитывать на то, что палатка, предназначенная для такого отдыха, будет иметь большой вес и скорее всего будет перевозиться на автомобиле.

Также желательно обратить внимание на материал и влагостойкость палатки. Ведущие производители палаток используют для их изготовления материалы с уровнем влагостойкости от 5000 мм водяного столба и выше, что позволяет с комфортом пережить любую непогоду.




Промышленный альпинизм — специальная технология выполнения высотных работ на промышленных и других объектах, при которой рабочее место достигается при помощи подъема или спуска по веревке или с использованием других альпинистских методов передвижения и страховки.




Реверсо (Reverso) — устройство для проведения страховки, спусков, торможения на одинарной и двойной веревке. При возможном срыве, реверсо (Reverso) начинает автоматически тормозить и в значительной мере облегчает страхующему процесс удержания срыва. Отличается простотой конструкции, удобством при закладывании веревки. Применяется для веревок диаметром 8-11 мм. Обеспечивает разделение веревок для предотвращения скручивания их при спуске. При спуске не скручивает веревку.




Рюкзак — вид туристического снаряжения, предназначенный для переноски вещей. Рюкзак состоит из емкости для груза и подвесной системы (лямки и поясной ремень).

Рюкзаки бывают:
  • Мягкие — как правило, небольшие рюкзаки без жесткого каркаса. Неизменным плюсом таких рюкзаков является их малый вес и компактность. Но при неправильной укладке мягкий рюкзак может быть очень неудобен в ношении.
  • Каркасные — наиболее распространенный сейчас тип рюкзаков, который отличается наличием жесткого каркаса, интегрированного в спину рюкзака. Каркас может быть в виде алюминиевых ребер, либо в виде пластиковой вставки анатомической формы. В некоторых моделях каркасных рюкзаков предусмотрена возможность вынуть каркас и использовать рюкзак как мягкий.
  • Станковые — рюкзаки с внешней жесткой рамой — «станком», к которой крепятся поясной ремень и плечевые лямки. На станок уже крепится сам мешок. Станковые рюкзаки, когда-то очень популярные, сейчас встречаются очень редко.
Важнейшей деталью любого современного туристического рюкзака является его подвесная система. Системой подвески называют поясной ремень и плечевые лямки — т.е. то, с помощью чего рюкзак крепится к телу. Большинство современных подвесных систем регулируемые — для индивидуальной подгонки рюкзака по фигуре. Чаще всего в таких системах регулируется лишь один параметр — высота точки крепления плечевых лямок относительно поясного ремня. Также есть и более «продвинутые» подвесные системы, в которых, кроме этого, регулируется высота точки крепления поясного ремня относительно дна рюкзака, угол наклона поясного ремня и другие параметры.

Статья о рюкзаках — Вам в помощь.




Скайхук — стальной крюк с клювом и расширенным для удобства основанием. Скайхук служит искусственной точкой опоры (ИТО) там, где невозможно поставить ногу, надежно взяться за опору рукой, где отсутствуют элементы рельефа (трещины, раковины) для других способов страховки (закладки, крючья, френды и т.п.). Скайхук служит только для передвижения по микрорельефу. Скайхук нельзя использовать в качестве точки страховки!




Скальные туфли (скальники) — специально разработанная для лазания по скалам обувь, основное снаряжение скалолаза. Туфли должны обеспечивать максимальную чувствительность и трение, хорошую поддержку на краях.
Изготавливаются скальники из кожи и резины, они должны очень плотно охватывать ступню, иначе Вы не сможете чувствовать мелкие зацепки. Надеваются скальный туфли только на голую ступню, хотя для длинных скальных маршрутов в горах часто скальники надеваются на тонкий носок. Не допускается использование кожзаменителей — нога в таких скальниках будет сильно потеть, да и лопнут они по всем швам очень быстро.
При покупке скальных туфель обычно совершают две ошибки: Берут либо очень свободные, и тогда нога в них на скале проскальзывает. Либо, наоборот, покупают слишком плотно сидящие скальники, в которых пальцы ног загибаются, а минут через десять ноги в них немеют. Выбор обуви для каждого дела индивидуален, решающие факторы — строение стопы, индивидуальная техника лазания и тип скального материала и рельефа.
При выборе скальных туфель определяющим фактором является то, где и как они будут использоваться.
Для спортивного лазания подойдут очень плотно сидящие на ноге скальные туфли асимметричной формы, в которых пальцы ног сильно согнуты. В них Вы сможете ощутить любую зацепку и мизерок, но долгое время в таких скальниках не проходишь — очень тесно ногам, поэтому такие скальники обычно одеваются только на время лазания, а во время отдыха — снимаются.
Для долговременного лазания лучше иметь чуть более свободные скальные туфли, в которых пальцы ног полусогнуты, правда Вы уже не сможете так хорошо ощущать мизера, но зато сможете находиться в них гораздо дольше.
Для скальных маршрутов в горах изготавливаются специальные модели туфель с закрытым голеностопом и более толстой резиной. Однако чувствительность понижается колоссально. Но зато в них можно безболезненно ходить целый день.
В идеале, для каждого типа маршрутов нужно иметь свои туфли.




Снегоступы: Снегоступы предназначены для передвижения по целинному глубокому снегу. За счет увеличения площади опоры снегоступы позволяют идти по снегу, не проваливаясь в него.
По конструкции снегоступы можно разделить на рамные и каркасные. Каркасные снегоступы состоят из жесткой деки и крепления. Дека обычно изготавливается из прочного пластика. На нижней поверхности деки, как правило, имеются продольные и поперечные ребра — чтобы дека на скользила на льду и жестком фирне, а также на камнях и ветках. Крепление снегоступов часто дополняется специальной кошкой — зубчатый металлический выступ, который позволяет подниматься по крутому снежному склону.
Рамные снегоступы представляют собой жесткую металлическую раму по периметру, на которую натянут синтетический материал. Эти снегоступы предназначены в основном для передвижения по глубокому мягкому снегу, т.к. камни, ветки и жесткий фирн могут повредить мягкую основу.




Спальный мешок: Спальные мешки (спальники) различаются по покрою и по материалу наполнения.

По покрою спальники делятся на одеяла и коконы. Одеяло представляет собой спальный мешок прямоугольной формы, который можно полностью расстегнуть и разложить как одеяло. Спальники-одеяла тяжелее коконов и занимают больший объем, поэтому обычно их используют для кемпинга и автотуризма, где можно не экономить на весе и объеме перевозимых вещей.
Кокон представляет собой спальный мешок, сужающийся в нижней части, который по форме, собственно, и напоминает кокон. Такой спальник не только экономит место в рюкзаке, но еще и более плотно облегает тело, поэтому в нем теплее, а значит, спальник-кокон можно использовать для более холодных условий.
Для дополнительной теплоизоляции конструкция спального мешка может включать помимо капюшона утепленный воротник вокруг плеч, дополнительную утепленную планку по всей длине молнии. Капюшон и воротник затягиваются с помощью стяжки со стопором. Некоторые модели спальников анатомической формы, изнутри дополнительно утеплены флисом для большего комфорта. Важной характеристикой является возможность его состегивания с другим.

Наполнители (утеплители) для спальников бывают натуральные — это, как правило, пух, и синтетические — различные полимерные волокна. По теплоизоляционным характеристикам спальники можно условно разделить на три категории: экстремальные, средние и легкие (летние).
Обычно в описании моделей спальников производители указывают три температурных режима: верхняя температура комфорта, нижняя температура комфорта и температура экстрима.
Верхняя температура комфорта — так называемый «женский комфорт» — показывает температуру, выше которой в спальнике уже будет жарко.
Нижняя температура комфорта — иногда называемая «мужской комфорт» — в этих условиях в спальнике будет тепло и комфортно человеку без дополнительной одежды. Температура экстрима — при такой температуре в спальнике не замерзнет насмерть подготовленный человек в дополнительной теплой одежде.




Спусковое устройство: Спусковые устройства предназначены для спуска по закрепленной веревке. Принцип работы большинства спусковых устройств основан на трении веревки об устройство. Некоторые спусковые устройства позволяют регулировать силу трения для контроля скорости спуска.




Статическая веревка (статика): Статическая веревка (EN 1891) очень плохо тянется, поэтому используется для промышленного альпинизма, спасательных работ, спелеологии, а также применяется для организации перил и переправ.

Статические верёвки бывают 2 типов:
  • Тип A: используется для высотных и спасательных работ, а так же для спелеологии.
  • Тип B: верёвка меньшего диаметра на меньшую нагрузку, чем верёвка типа А. Может использоваться только для спуска (дюльфера).
Требования prEN 1891 для статических веревок:
  • Сила рывка должна быть меньше 6 kN при факторе рывка 0.3 и весе 100 кг.
  • Должна выдержать как минимум 5 рывков с фактором рывка 1 и весом 100 кг, с узлом «восьмеркой».
  • Удлинение, возникающее от грузов от 50 до 150 кг, не должно превышать 5%.
  • Гибкость при завязывании узлов — как указано выше. Коэффициент гибкости (фактор K=диаметр веревки/диаметр веревки внутри узла) — должен быть не более 1,2.
  • Смещение оплетки веревки относительно сердцевины — 2 м. Веревки протягивают через специальное устройство 5 раз. Смещение оплетки веревки должна быть не более 15 мм.
  • Вес оплетки веревки должен быть не больше определенной доли от общей массы веревки.
  • Статическое усилие на разрыв — веревка должна выдерживать не менее 22 kN (для веревок диаметром 10 мм и более) или 18 kN (для 9 мм веревок), с узлом «восьмерка» — 15 kN.
  • Маркировка — на концах веревки указывается тип веревки (A или B), диаметр, изготовитель и EN, которому веревка соответствует. Полоса в центре должна показывать тип веревки (А или В), модель, изготовителя, номер и год изготовления.





Стоппер — одна из разновидностей закладок. Стопперы применяют в альпинизме и скалолазании для организации страховки. Стопперы изготавливается из металла (в основном из алюминия) в форме трапецеидальной призмы с гранями 7—15 град. (такие углы чаще всего встречаются в скальных трещинах), иногда с полым отверстием внутри. Сквозь призму продет стальной трос в форме петли для карабина. В последнее время появились стопперы с изогнутой рабочей поверхностью — они надежнее схватываются в трещинах. Стопперы имеют различные размеры для щелей от 0,5 до 5 см шириной.




Страховочная обвязка — это средство индивидуальной защиты от падения с высоты и удержания при срыве при использовании веревочных техник. Существует несколько типов страховочных обвязок:
Страховочные беседки — это только нижние обвязки, которые используются в альпинизме, горном туризме, скалолазании и т.д., т.е. для тех видов деятельности, где не требуется длительного зависания. Беседки могут быть регулируемые и нерегулируемые. Кроме того, часто выделяются особые категории беседок специально для спелеологии и каньонинга.
Грудные обвязки — используются только совместно с нижними беседками, дополняя их до полной обвязки. Грудные обвязки позволяют правильно позиционировать человека в вертикальном положении при зависании, кроме того, при срыве они снижают нагрузку рывка на поясничный отдел позвоночника, распределяя ее равномерно по всей спине.
Полные страховочные системы — это комбинация нижней беседки с грудной обвязкой. Такие системы, как правило, используются в промышленном альпинизме. Они имеют широкие поясной и ножные обхваты для обеспечения комфорта при длительном зависании. А также системы для промальпа часто обладают дополнительными точками прикрепления для позиционирования на рабочем месте.




Термобелье — это та одежда, которая непосредственно контактирует с вашей кожей. Эту одежду называют термобельем, так как она играет основную роль в регуляции температуры Вашего тела, путем отведения выделяющейся влаги (пота) от тела. Если влага не будет отводиться с поверхности Вашей кожи, то внутри под одеждой Ваше тело все равно будет мокнуть и замерзать, независимо от того, насколько хорошо внешний слой защищает Вас от дождя или снега.
Сохранение сухости кожи крайне важно для предотвращения перегрева тела в жаркую погоду и для сохранения тепла в зимний период. Если Вы являетесь приверженцем экстремального спорта или активного отдыха, то Ваше термобелье должно быть изготовлено из таких материалов, как шелк, шерсть или синтетических материалов, например, Capilene, Polartec, Powerdry, CoolMax и полиэстер. Вместо того, чтобы впитывать в себя влагу, эти ткани отводят ее от кожи и транспортируют во внешние слои, где она может испариться. Результат: Ваше тело остается сухим, даже когда Вы активно потеете, и Ваше термобелье очень быстро сохнет.
Советы по выбору термобелья Вы можете получить в нашей статье.




Трекинговые (телескопические) палки — это складные трекинговые палки, которые сильно облегчают жизнь альпинистам, туристам, лыжникам и сноубордистам, увлекающимся бэккантри. Телескопические палки снимают около 20% нагрузки с ног при ходьбе с тяжелым рюкзаком. Кроме того, палки незаменимы во время подъема и спуска по осыпному, травянистому или снежному склону. Для транспортировки телескопические палки компактно складываются и крепятся к рюкзаку.




Френд (cam) — закладной элемент, состоящий из прочного гибкого стержня, к которому на оси крепятся подвижные кулачки (эксцентрики), тросика для сжатия кулачков и петли для встегивания карабина. С помощью тросика можно изменять угол раскрытия кулачков френда. Это облегчает установку френда в щели и последующее его вынимание. Френд обеспечивает более надежную страховку, чем закладка, однако и весит он значительно больше.
Разновидностью френдов являются камалоты (camalot) — это френды со сдвоенными кулачками, которые крепятся на разных осях. Такая конструкция кулачков позволяет им более компактно складываться.




Шайба Штихта — приспособление для проведения страховки и спусков по закрепленной веревке. Это круглая (овальная, квадратная) пластина (сталь, титан, легкие сплавы) толщиной 8–10 мм с прорезью (края имеют радиус в 3 мм.) шириной по диаметру веревки и длиной в два диаметра веревки плюс 1 мм. Веревка продевается в прорезь петлей, которая пропускается в карабин. Торможение за счет трения веревки о карабин и края прорези. Имеется пружина, не позволяющая шайбе проскальзывать вниз по веревке. Для подстраховки вяжется петля из тонкого шнурка и продевается в специальное отверстие на теле шайбы.




Швеллер — скальный крюк для расширяющихся трещин в граните и других скалах, состоящих из крепких пород. Швеллер служит для организации точек страховки на скалах. Крюк держит за счёт расклинивания: конструкция и закалка делают его устойчивым к деформации.




Шлямбур — самая надежная из доступных точка страховки. Шлямбурный скальный крюк (анкерный болт, анкерный клин) предназначен для обеспечения надежных точек крепления и страховки на скалах без наличия естественных трещин. Предварительно, специальным пробойником в камне пробивается отверстие круглого сечения глубиной несколько сантиметров и диаметром 8–10 мм. Как правило, шлямбура не снимаются после прохождения маршрута, а остаются на скале.




Шлямбур — самая надежная из доступных точка страховки. Шлямбурный скальный крюк (анкерный болт, анкерный клин) предназначен для обеспечения надежных точек крепления и страховки на скалах без наличия естественных трещин. Предварительно, специальным пробойником в камне пробивается отверстие круглого сечения глубиной несколько сантиметров и диаметром 8–10 мм. Как правило, шлямбура не снимаются после прохождения маршрута, а остаются на скале.

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Если наши менеджеры не смогут помочь вам в решении какого-либо вопроса — напишите директору интернет-магазина Потаповой Екатерине

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

vk yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
vk yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Откуда вы узнали о нашем магазине?


Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Вы авторизованы