АльпИндустрия - интернет-магазин туристического снаряжения
Ваш город:
Феърфилд
0р.

Проект по уборке мусора в Нац.Парке «Ергаки»

19 декабря 2014   |   Андрей Маслов

Продолжая свою экологическую инициативу, компания АльпИндустрия в рамках программы «Сохраним горы в чистоте» в 2014 году объединилась с эко-центром «Заповедники» для проведения акции по очистке природного парка Ергаки от мусора и других бытовых отходов. А поскольку эко-центр «Заповедники» организует в своей деятельности волонтерские проекты, которые направлены на эко-просвещение особо охраняемых природных территорий, один из наших сотрудников принял участие в данном проекте в качестве волонтера и поддержал проект не только как организатор, но и как участник.

Для начала несколько слов о самом природном парке Ергаки и его природных богатствах. Хотя, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более, что со слов нашего участника, с этого видео очень многие начинают свое знакомство с уникальностью и красотой этих мест.

Итак, вашему вниманию мы представляем несколько глав из дневника нашего участника под названием:
«Вторая смена».

Часть 1. «Железная дорога»

«Путешествия... cделались его порочной страстью.
У него появилась зависимость сродни наркотической от спальных вагонов и пароходов.
И спустя годы бесцельных блужданий по планете, он готов был поручиться, что ничто на свете.... ни зовущий взгляд привлекательной, умной женщины, ни все прелести безопасной, комфортной жизни не сравнятся для него с дьявольской привлекательностью самого обычного, ничем не примечательного прямоугольного железнодорожного билета.»

Альберт Лондре.
Китай в безумии. 1922.

Возвращаясь с Байкала в 2012 году, выйдя из вагона в Красноярске, я купил минеральную воду Хакасского производителя, у которого на бутылке был изображен лось — как оказалась потом, логотип завода. Так получилось, что пробка от воды, каким-то образом доехала до Москвы и осталась у меня в комнате. В течение этого времени я не планировал посетить Саяны, но так получилось, что эти края первые пригласили меня к себе в гости. И вот я держу билет до сердца Хакасского края, города Абакан.

Со временем, после частых поездок на поезде, особенно в жаркий период, такие переезды все-таки пресыщаются, особенно когда понимаешь, что ехать тебе 4 дня. Но спутники в твоем купе довольно часто могут оказаться людьми, о которых ты будешь вспоминать потом хотя бы потому, что они эмоционально дополняли тебя во время твоей дороги. И когда такие спутники едут с тобой, то все меняется, во мне что-то просыпается, когда я слышу в вагоне об Агафье Лыковой, об урожае в степном краю Хакассии, о чьих-то дальних родственниках, которые проживали в этих краях и как-то по своему строили быт и благодарно относились к природе. Ну и конечно, если эмоциональный обмен в разговоре равноценен, то такие беседы продолжаются далеко за полночь. Атмосфера а поездке в этот раз была именно такая, а началась она сразу после стоянки в Ачинске. Поезд поехал в обратную сторону и сбавил ход, поэтому можно было насладиться созерцанием степных пейзажей и плавно войти в состояние безграничных горизонтов и ровных линий, создаваемых ночными силуэтами степных холмов. Света в вагоне уже не было, но спать не хотелось, потому как наш поезд приходит в Абакан ранним утром. В эту ночь фоном нашего разговора была яркая, но очень тонкая полоска рассвета, который вот-вот был готов стать новым днем.

Часть 2. «Жизнь в музее»

И вот этот день начался. По плану прибывшим из Москвы необходимо было ждать автобус, который отвез всех до природного парка. Я решил провести это время с пользой и вскипятить на вокзальной площади чайку на горелке, которая у меня всегда с собой. Утренний чай должен был нас согреть этим прохладным абаканским утром, да и потом, не мешало просто подкрепиться перед дорогой. Также я успел немного пройтись по привокзальной площади и ближайшим окрестностям. Большое количество туристов и неспешность местных жителей напомнили мне один из моих любимых городов  России — Северобайкальск, ведь единственное, куда спешат там туристы, так это поскорей увидеть местные ландшафты и красоту самого чистого озера в мире.

Кроме того, у меня в планах была встреча еще одной нашей участницы из Санкт-Петербурга — Татьяны, самолет которой прилетал несколькими часами позже. В аэропорту был первый и последний wi-fi за все время моего пребывания здесь, поэтому я поспешил уладить все рабочие моменты и написать маленький пост в социальную сеть о том, что я жив и здоров, и что скоро едем в Ергаки. Живость этому интернет-действию придала местная собачонка, которая была весьма благосклонна ко мне и позволила запечатлеть себя на фоне здания аэропорта. Поскольку в Москве еще было раннее утро, я бросил интернет общение и отправился к месту, где было видно взлетную полосу. Не то чтобы я избегал общения с ребятами из нашей группы, скорее просто искал возможность перейти в другое состояние, отличное от того, что осталось от железной дороги и суеты больших городов. В этом месте со мной стояли встречающие люди разных поколений. Наблюдая взлет и посадку самолетов в такой компании, можно было уловить самые разные настроения — от радости до разочарований, печали и тревоги. Так течет жизнь внутри каждого из нас, но путешествия заставляют переживать это естественно и делать из этих переживаний более отчетливые выводы — подумал я и отправился к ребятам в автобус.

Странно, но даже в пути, в автобусе, мне все еще не хотелось спать, несмотря на то, что моя последняя ночь была проведена за разговорами, а время красноярского края идет на четыре часа вперед. По дороге в парк мне встречаются собачонки, которые идут мне навстречу — одна в аэропорту, потом на заправке и вот сейчас на остановке, в Ермаковском — это мой хороший знак в пути. Уже на подъезде к территории парка можно было наблюдать большое количество хищных птиц в небе, и если для нашего водителя автобуса это было уже обычным делом, то для меня это было поводом для того, чтобы постоянно смотреть в небо, которое в тот день было залито солнечным светом.

Мы на месте, заезд в визит-центр парка и скорейшее расположение в доме. Как оказалось, наш домик также служит музеем, который посвящен истории охотоводства в сибирских краях. Здесь собраны капканы разных мастей и большое количество старых черно-белых фотографий охотников и их быта. Поэтому наш общинный быт проходил в окружении охотничьего инвентаря и чучел местных животных.

Единогласным решением мы пришли к выводу, что после дороги нам всем требовалась баня, поэтому мужская часть группы отправилась за водой и на растопку печки. Если к тому моменту усталость от дороги уже и ощущалась, то после умывания горной водой из ручья, бегущего в 25 шагах вверх от нашего дома, я вновь ощутил бодрость.

Потом многие из нас в разное время суток встречались около этого шумного ручья. Помните мультфильм «Маугли»?  У таких источников воды человек становится чуточку ближе к животному миру, ведь для каждого живущего на планете, такие места символизируют равенство и запускают перемирие во времена засухи.

После бани нас ждал чудесный и красивый вечер. Нашу избушку залил яркий темно-оранжевый свет заката, а на наших лицах все чаще стали появляться улыбки от общения и знакомств, которые были подкреплены предвкушением грядущих дней, проведенных в этом месте. После ужина один из участников нашей группы, Антон, предложил мне вместе с другими ребятами подняться выше за ручей и пройтись по эко-тропе под названием «Тропа сибирского охотника». Я не задумываясь согласился и прямо с кружкой кофе в руках выдвинулся за ребятами. Вместе мы прошли всю тропу и прикинули объем нашей будущей работы. Открывающаяся от начала тропы панорама настолько заворожила меня, что позже, после завтрака или ужина, я приходил к этому месту, чтобы выпить чаю и послушать как на противоположном от нас холме ветер раскачивает растущие там деревья.

В конце первого и самого продолжительного дня Катерина, руководитель нашего волонтерского проекта, поведала нам о наших целях и планах, которые включали в себя: постройки двух эко-троп и походы к одним из самых красивейших достопремичательностей парка.

На следующий день перед работой мы заехали в визит-центр природного парка. Поучаствовали в экскурсии, из которой узнали много нового о биоразнообразии западных Саян и увидели фильм, который, я надеюсь, вы уже посмотрели =)  Но больше всего мое внимание привлекли архивные черно-белые фотографии, висевшие на стенах визит-центра. На фотографиях были изображены коренные жители, населявшие эти края задолго до прихода цивилизации.

После экскурсии мы отправились к тропе «Сибирского охотника». В первой смене волонтеры из Германии начали постройку тропы и со свойственным им немецким качеством продвинулись в этом деле весьма далеко.

Благодаря совместному труду, который, как говорят, сплачивает целые народы, можно всегда многое узнать о характере конкретного человека. Кто бы мог подумать, но первый раз я об этом узнал не из психологических книжек, а из романа Джека Керуака «Биг Сур». Герои этого романа, приезжая к Джеку в отшельническую избушку на окраине Калифорнии, кололи дрова, чтобы посидеть около костра или просто протопить дом. Наблюдая, как они это делают, Джек сопоставлял их характер и потом делал заметки в своем дневнике. Наша задача тоже была связана с работой по дереву, поэтому эти будни для меня были еще одним элементом знакомства с ребятами и самим собой.

После рабочего дня, когда на тропе уже никого не было, я часто возвращался сюда, чтобы поохотиться с фотоаппаратом на местных птиц. Фото-охота в таких местах для меня — как разговор с природой наедине и возможность войти в ее ритм. Она видит тебя глазами птиц, зверей и насекомых, а ты тихо и спокойно наблюдаешь, как течет ваше совместное сосуществование. Такой «разговор» с природой наполняет тебя гармонией и позволяет услышать новые слова доселе незнакомого тебе языка.

Глава 3. «Камень и Птица»

Чем больше человек отрывается от природы, тем быстрее стареет его душа.

И снова о воде. Как городской житель, который особенно ценит естественность и натуральность, я намеренно не пользовался по утрам специальным умывальником, который находился перед нашим домом, а ходил умываться к холодному и шумному ручью. Мощная энергетика горной воды с каждым новым днем прибавляла мне сил и прозрачности моим мыслям. Ведь любое наше действие — будь то приготовление пищи или выход на работу — начиналось с забора воды. В результате, возможность постоянно пить чистейшую воду родила во мне ни с чем не сравнимое ощущение заботы и благодарности по отношению к природе.

Я давно не был в горах. Последние три года я все больше выбирал в качестве активностей сплавы или пешие походы по ближайшим заповедникам России. Любой выезд в горы всегда был для меня более волнующим мероприятием, не только потому, что горы — это всегда риск, но и потому, что согласно буддисткой традиции Дзогчен, в горах возможно развитие самого главного, гармонизирующего элемента человека — пространства. Все элементы и наше тело так или иначе находятся в пространстве, поэтому, поднимаясь на вершину или просто небольшую высоту в горах, этот элемент можно почувствовать наиболее близко.

Наступил день первого выхода к богатствам Западного Саяна. Мы загрузились в «батон» нашего бессменного водителя Александра и под местный фольклор из динамиков отправились к тропе под названием «Спящий Саян», которая ведет на Висячий Камень. Благодаря людям, населявшим эти земли тысячелетиями, большинство природных памятников парка Ергаки окутано мифами и легендами, а само слово «Ергаки» в переводе с древне-тюрского означает «Палец Земли». Висячий камень назван так, поскольку, нарушая все законы физики, камень весом в несколько десятков тонн держится на скале лишь незначительной частью своей поверхности. Из-за того, что Висячий камень — самый доступный объект из всех живописных ландшафтов Ергак, его всегда можно увидеть на любой открытке или фотографии туристов, побывавших в парке. А то, что неоднократно можно увидеть или прочитать, но по каким-то причинам остается недоступным, очень часто идеализируется или, как писал Н.К. Рерих, становится «магнитом», тем самым притягивая к себе все большее число паломников. Тем не менее, виды, открывающиеся с камня на озеро Радужное и другие горные отроги, до сих пор заставляют изучать каждый сантиметр на сделанных мной фотографиях. Так состоялось наше первое знакомство с Саяном.

Еще несколько дней работы на тропе, баня, сдвиг моих биологических часов, в итоге чего, у меня совсем пропало желание поспать в дневное время суток. Даже утренняя йога в 7 утра, что означает 3 ночи по московскому времени, которую предложил проводить для нашей группы Денис, была бы на пользу, если бы в первое же утро меня не покусала мошкара. Все бы ничего, но укусы пришлись прямо на глазное веко, поэтому несколько дней мой правый глаз, мог видеть лишь нечто, напоминающее узкоэкранное кино.

В первый вечер после нашего приезда мы бурно обсуждали, куда мы хотим сходить, и что хотим увидеть в первую очередь. Все были согласны с тем, что мы обязательно должны сходить на пик Птица, поскольку именно с него открывается один из самых живописных видов на скальное образование «Парабола» или «Братья». Это чудо природы состоит из двух вершин разного размера и высоты, соединенных перемычкой. Контур образования имеет правильные параболические очертания и очень «полированную» поверхность, что порой наводит ученных на мысли об искусственной обработке.

Наш путь к подножью хребта Ергаки, где расположены вершины Птица и Звездный, шел вдоль горной речки Тушканчик, а нашим проводником в  тот день была Елена — одна из сотрудников национального парка. Стоит отметить эффективную и добросовестную работу сотрудников и волонтеров парка по маркировке туристических троп, поскольку каждой тропе присвоен свой цвет, который так же отмечен на карте парка для облегчения ориентировки на местности. А наша тропа вела нас к озеру Светлое, от которого начинается подъем к вершинам.

Еще до озера можно было разглядеть приближающийся с каждым шагом хребет Ергаки. Сквозь деревья на тропе он выделялся своей величавостью и контрастом. Было пасмурно, но иногда проглядывалась солнышко, тем самым меняя мое восприятие. Встречающиеся группы путешественников, как и везде, были вежливы и практически каждый раз приветствовали нас. У нас были легкие рюкзаки, поэтому идти было легко и быстро. И через некоторое время мы оказались на Светлом. Мы решили сделать небольшой перекус и собрать мусор, который встречался нам по пути. Также мы очистили озеро Светлое от «туристического мусора». К сожалению, стоит признать, что даже среди туристов встречаются люди, не обладающие чувством прекрасного и, скорее всего, равнодушные к экологическим инициативам.

Озеро Светлое находится дальше Радужного, поэтому там меньше мусора. Плюс к этому, вид на Птицу и Звездный заставляет остановиться на берегу и любоваться этой панорамой часами. Мы отправились дальше уже без нашего проводника, поскольку все тропы шли в сторону хребта и заблудиться было практически не возможно. Добравшись с разными скоростями до места, откуда открывается вид на Параболу, мы, естественно, стали фотографироваться. Открывшийся вид на Параболу и озеро Художников создавал впечатление нереальности, как будто ты наблюдаешь за всем происходящим через окно.

Последующие дни мы работали над строительством тропы к озеру Светлое. Мы были совсем другими, и это делало наш труд легче и приятнее.

Часть 4. «Под облаками Араданского хребта»

«Мы слишком большое значение придаем словам.»
Робин Дэвидсон

В этой главе мне действительно хотелось написать меньше слов, поскольку многое, что происходит в таких местах, порой рождает больше ощущений, чем слов. Но именно в этой главе происходит то, за чем многие из нас сюда приехали.

Утром одного из дней к нам заехал кортеж из двух весьма заметных грузовых автомобилей — Садко и Вепрь. К нам вышел Игорь Валентинович (директор КГБУ Ергаки) и, приветствуя нашу группу, дал несколько указаний, обозначив  при этом порядок наших действий. Также он рассказал, что нас ждет 5-часовой переезд по труднодоступным таежным тропам и перевалам. От таких команд и установок нам, конечно, стало еще интереснее, и мы быстро погрузились в машины. Сели и поехали. Мальчики — в кузове, девочки — в салоне. Вы когда-нибудь ездили в кузове? Ну конечно ездили, а тут еще чистый воздух, вокруг природа Саян — радость.

И вот уже через час или около того мы оказываемся практически в диких местах, наши проходимые машины плавно плывут по тайге, пересекая широкие ручьи и забираясь на пока еще невысокие ухабы. Лишь иногда наш водитель дает сигнал, чтобы мы успевали пригнуться от веток, которые могут весьма больно ударить по тому, кто зазевался в кузове.

Проходит еще около получаса, и мы оказываемся около домика, который является, если так можно сказать, последним нашим пристанищем перед дорогой на Араданский хребет. Типичная изба-заимка, в которой есть все для долгого пережидания непогоды и отдыха. Как в рассказе Генри Дэвида Торо «Жизнь в лесу» — его дом был всегда открыт, и каждый путник мог там ненадолго остановиться. Вот как автор этой книги узнавал про своих гостей: «Вернувшись в дом, я всегда мог определить, что в мое отсутствие у меня побывали гости — по примятым травинкам и сучьям или по отпечаткам обуви: нередко я даже мог определить их пол, возраст и звание по какому-нибудь неприметному и брошенному пучку травы, иногда брошенному далеко, почти у железной дороги, полумиле от меня». И в нашем таежном домике тоже нет нечего личного — всеми кружками, мисками и другими кухонными аксессуарами пользуется любой путник и оставляет их в избе. За домом имеется большой ручей и, как полагается, на берегу есть баня. Мы решили перекусить перед дальнейшей дорогой, при этом не забывая свою миссию. Проблема удаленных мест проживания такая же, как и проблема больших городов — это мусор. Так что после обеда мы отправились на уборку близлежащей территории. Ну что сказать, лично я не ожидал, что его будет так много для этого места. Все это старые, практически сгнившие консервные банки, стекло и прочая туристическая «кухня». Винить никого не будем, ибо как туристы, сами пониманием, что нести долго много и проще оставить этот мусор в специальных ямах перед домом.

Мы отправились дальше. Как только мы тронулись, я подумал, что на озере Красном ну уж точно не встретим столько мусора. Уже при написании этой статьи я ознакомился с отчетами туристов, бывавших в этих краях, многие из которых из-за удаленности оставляли мусор именно на озере.

По прибытии на место, Игорь Валентинович поблагодарил нас за терпеливость в дороге и предложил после расположения пройтись по заповедным окрестностям и посмотреть на пики Араданского массива — Сокол, 1 Сентября и взглянуть на оз.Красное. Весь остаток дня мы наслаждались прогулкой, а когда стало темнеть — вернулись в лагерь, где наши инспектора за это время приготовили вкуснейший ужин, который растянулся у нас до самой ночи. Звездное небо, костер, чистейший воздух и разговоры о теории относительности — такова была атмосфера той ночи. Поскольку завтра утром было мое первое дежурство, я отправился ко сну первым из полуночников. Поставил будильник, написал заметку в дневник и растворился в мягком спальнике.

Первая мысль, которая пришла мне утром в голову, это меню нашего завтрака.
Я решил, что в утренней трапезе должна присутствовать частичка уюта и комфорта. Через пять минут после моего пробуждения проснулся инспектор Сергей и, пожав мне руку, сказал: «Первый просыпается хозяин тайги». На что я улыбнулся и предложил ему поучаствовать со мной в приготовлении завтрака. Поскольку у хозяина тайги всегда найдется кусок настоящего сала, мы с Сергеем, помимо классических ингредиентов, обжарили лук и морковь на сковороде вместе с этим редким здесь продуктом. Аромат от нашей кухни в момент повис над лагерем. Проснувшиеся ребята тоже стали помогать в приготовлении завтрака, и все это больше стало похоже на то, как будто мы работаем в одном ресторане и сегодня у нас много посетителей.

Позавтракав, мы собрались на Красное. Погода снова была прекрасная, поэтому проблем со сборами и самим подходом практически не было. Дальше могу лишь сказать, что красота этих мест просто непередаваема словами!

Как только мы пришли к берегу озера, Игорь Валентинович предложил желающим искупаться и уже после приступить к нашей миссии — очистке этой труднодоступной территории. Мусор в таких местах видно сразу, так как он моментально бросается в глаза своей неестественностью. Наша группа разделилась и проинспектировала весь берег. В течении часа часть мусора, который уже достаточно разложился, мы торжественно сожгли, а часть взяли с собой, чтобы отвезти и сдать в утилизацию. На прощание мы все сфотографировались, перекусили  и стали подниматься к своему лагерю.

Часть 5. Послесловие

В последнюю ночь перед отъездом мы собрались у себя в музее, расположились возле камина, и каждый из нас проговорил все, что происходило с ним в этом прекрасном месте. Еще хочется добавить, что я благодарен погоде, которая испортилась ровно в тот день, когда закончились все наши грандиозные планы, и манящей природе Саян за потрясающую красоту.

Также хочется сказать большое спасибо компании «АльпИндустрия» за выделенные средства на проведение акции и лично поблагодарить Сергея Семеновича Зон-Зама и Максима Иванова.

Также хочу поблагодарить за оперативность в принятии решений девушек из эко-центра «Заповедники», а именно Юлию Верещак и Ксению Гаспарян.

Ну и конечно, сотрудников Природного Парка Ергкаки: Екатерину Кузнецову и Александра Бабичева, а также Игоря Валентиновича и Елену Шестакову за их искренность в работе с людьми.

комментарии к статье
Пока нет комментариев
Оставьте комментарий

* ваша оценка

(.jpg .png .gif), не больше 2Mb

Пожалуйста, дождитесь завершения отправки формы

Мы всегда открыты для обратной связи
Задайте вопрос
Помогите нам стать лучше, поделитесь своим мнением. Есть любые вопросы? Мы оперативно ответим на них.
Напишите нам
Подпишитесь на наши новости
Только полезные новости и не чаще 2 раз в неделю — статьи экспертов, обзоры снаряжения, спецпредложения.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Следите за новостями горного outdoor и событиями АльпИндустрии и обсуждайте их с единомышленниками.
Болеем горами. Надеемся заразить вас!
Сергей Зон-Зам, бессменный лидер, взрослел в горах
Мы не продаем, мы советуем