29.01.2023

ИСТОРИЯ СКИТУРА

11 минут на чтение

VK TG

Откуда взялся этот вид активности, как он развивался и какие изменения претерпел за время своего существования

Такой вид активности как скитур с каждым годом набирает всё большую популярность. Одни любители outdoor используют его, чтобы добраться до нераскатанных склонов, вторые – для подхода к альпинистскому маршруту и дальнейшего спуска с перевала или вершины, третьи, чтобы на скорость преодолеть подготовленную и размеченную соревновательную трассу, а четвертые, чтобы насладиться красивыми пейзажами и получить свою порцию физической нагрузки в походе.

Но откуда взялся этот вид активности, как он развивался и какие изменения претерпел за время своего существования? Именно об этом мы сегодня и поговорим.

 

Скитур (ski tour) это комбинация горного и туристического лыжного похода. Он проходит по пересеченной местности и включает в себя спуски и подъемы. Обычно скитуром занимаются вне трасс, за пределами горнолыжных курортов. Длительность похода и сложность маршрута может варьироваться, в зависимости от уровня подготовки лыжника.

 

СКИТУР В МИРЕ

 

Наскальный рисунок, изображающий лыжников, охотящихся в северной части китайского региона Синьцзян

 

 

Веками люди использовали лыжи в качестве средства передвижения. Для северных народов лыжи были одним из инструментов для выживания – они делали возможной охоту и торговлю.

Первое графическое упоминание лыж было найдено на китайских картинах, изображающих аборигенов, использующих лыжи для зимней охоты около 10 000 лет назад.

Артефакты и рисунки с изображением обуви, похожей на лыжи, датируемые периодом с 5000 г. до н.э. по 3200 г. до н.э, были найдены на севере России, в Норвегии, Швеции и Гренландии.

Одно из первых письменных упоминаний о лыжном туризме датируется серединой 16 века в книге «История северных народов». Шведский писатель Олаус Магнус описал как норвежцы прикрепляют длинные лыжи к ногам. Там же были описаны предки современных камусов – шкуры оленя, которые приделывали к нижней части лыж. Они обеспечивали сцепление при подъеме в гору: «потому что волосы на шкуре поднимались, как копья или щетина ежа, и чудесной силой природы препятствовали падению».

 

СКИТУР В АМЕРИКЕ

 

Джон Альберт Томпсон доставляет почту на лыжах

 

 

Возможно, впервые на территорию Америки лыжи привез шведский эмигрант Джон Альберт Томпсон в середине 19 века.

На протяжении 20 лет (1856 - 1876) Альберт Томпсон доставлял почту между Плейсер Виллем (Калифорния) и Генуей (Невада), а затем Вирджинией-Сити (Невада).

Местные дали ему прозвище «Snowshoe Thompson», Snowshoe с английского – снегоступ, однако он их не носил. Для передвижения Альберт Томпсон использовал лыжи (более 3 метров в длину) и не две, а одну лыжную палку, которую держал двумя руками. Вероятно, для местных лыжи были в диковинку и не имели соответствующего названия, поэтому прозвище snowshoe подходило наиболее точно (snow - снег, shoe - ботинок).

Обычно Томпсон шёл по маршруту «Johnson's Cutoff», путь занимал около 3 дней. Говорят, что он не брал с собой ни одеяло, ни оружие. Помимо доставки почты (которую он осуществлял совершенно бесплатно), он учил местных делать лыжи и пользоваться ими. Его считают прародителем лыжного спорта в Америке.

 

Фред Харрис: основатель Dartmouth Outing Club

 

 

Как это часто бывает, то, что появилось в качестве практичного инструмента, вскоре стало использоваться для развлечений.

В 1909 году Дартмутский колледж (Ганновер, США) организовал первый туристический клуб, члены которого совершили множество восхождений и спусков на лыжах. Как и другие университеты Лиги Плюща, Дартмут имел достаточное количество влиятельных выпускников, чтобы оставить свой след в истории. Выпускники колледжа впоследствии сформировали сообщество альпинистов, повлиявших на развитие лыжного спорта и альпинизма Восточного побережья.

Кстати, этот клуб до сих пор существует, но главный фокус сместился со скитура в сторону горнолыжного катания.

 

Фото первого бугельного подъемника на курорте Suicide Six

 

 

В 1934 году в Вермонте (курорт Suicide Six) был установлен первый бугельный подъемник. Вскоре, в 1936 в Айдахо (курорт Sun Valley) появился первый кресельный подъемник. Это дало скачок в развитии горнолыжного спорта, смещая скитур с первого места. Многие лыжники стали стекаться на горнолыжные курорты, отдавая предпочтение более комфортным условиям.

В последнее время скитур в Америке снова стал набирать популярность. Возможно причиной стал рост цен и загруженность курортов. Или дело в том, что мода на лыжные виды спорта циклична, как и все нашем мире.

 

СКИТУР В РОССИИ

 

Советские туристы-лыжники идут на перевал в Хибинах

 

 

В России лыжный спорт активно развивался в 70-80 годы. Тур клубы были на пике популярности, горные лыжные маршруты попадали под соответствующую классификацию и были доступны для многих граждан.

Потенциальные участники скитура должны были уверенно стоять на лыжах и пройти обязательную теоретическую подготовку перед выходом на маршрут.

 

К слову, современные лыжники часто пользуются теми же маршрутами, что были популярны в советское время. Регионы, которые были и остаются : Кавказ, Камчатка, Урал, Кольский полуостров, Хибины.

 

У среднестатического советского лыжника был выбор между 2 вариантами лыж для скитура:

  • «Бескид» – горно-туристские лыжи с металлическим наборным кантом, изготовленные из твердых пород дерева. Более прочные, но дорогие, менее распространенные.

  • «Турист» – лыжи изготовленные из лиственных пород деревьев, без окантовки. Несмотря на худшее качество, они пользовались большим спросом, так как были доступнее и выпускались в больших ростовках чем «Бескид».

 

Крепления были «пружинные» или «тросиковые», они обеспечивали полужесткую фиксацию ноги. Обувь с такими креплениями можно было использовать любую, подбирая её под погоду.

По своим характеристикам данный тип креплений был прост, надежен и ремонтопригоден в любых условиях, поэтому выбирался большей частью туристов. Со временем начали появляться разные народные вариации, которые массово изобретали сами же спортсмены, в связи с отсутствием готовых решений. Стоит отметить, что данные крепления продолжают выпускаться по сей день и не имеют аналогов для лыжного туризма в равнинных условиях. Их конструкция не претерпела кардинальных изменений. Крепления и по сей день имеют доступную цену, малый вес, просты в обслуживании.

Камусами советские любители скитура особо не пользовались. Шкуры животных уже были пережитком прошлого, а взамен еще ничего не придумали. Из ситуации выходили используя мази под колодку. Состав наносился на более высокую температуру, плюс 3-5 градусов к температуре снега, по которому планировалось идти. Но как правило такой способ помогал удержаться на склонах до 10-15 градусов, а по более крутым участкам приходилось идти траверсом либо снимать лыжи и передвигаться пешком.

 

КАК ИЗМЕНИЛОСЬ СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ СКИТУРА

 

Фото с сайта dynafit.com

 

Годы шли, опыт копился и снаряжение для скитура терпело ряд изменений в своей конструкции. Сегодня с помощью него можно не только подниматься вверх по склону, но и спускаться вниз, чем активно пользуются любители внетрассового катания.

В туристических магазинах представлено огромное разнообразие снаряжения для скитура. Ниже мы описали основное, которое используется в современном мире для скитура в различных форматах.

 

  • Лыжи для скитура особо не отличаются от горных. Используются модели от широких до предельно узких, в зависимости от формата и условий, в которых планируется скитурить. Выбор скитурных лыж – это поиск наиболее удачного компромисса между весом и качеством работы на спусках в зависимости от задач.

  • Крепления теперь можно разделить на две обширные группы по типу их конструкции: рамные и пиновые. Они также не держат пятку на подъеме, как и свои старые братья, но для спуска имеют механизм фиксации, который позволяет спускаться по склону как на обычных горных лыжах. Здесь также представлено большое разнообразие моделей под разные цели и задачи, начиная от вариантов для легких прогулок, заканчивая моделями для соревнований по скитуру и ски-альпинизму, и бэккантри.

  • Скитурные ботинки стали приспособлены как для ходьбы, так и для катания. Они разделились на такие категории как: ботинки для фрирайда, совместимые с TLT-креплениями, универсальные ботинки для скитура и лёгкие ботинки для ски-альпинизма. Современные ботинки легкие, что помогает обеспечить должный комфорт на подъёмах. В тоже время они жесткие, плотно охватывают ногу, что помогает передавать усилия райдера на лыжи, а еще имеют удобную посадку и теплоизоляцию.

  • Камус благодаря современным технологиям также изменился в лучшую сторону. Теперь на нем можно идти в гору по очень крутому склону, вплоть до 30°. Он стал более устойчив к износу и намоканию. А его многоразовая клейкая основа стала позволять снимать и надевать камус за считанные минуты.

 

 

Фото с сайта dynafit.com

 

 

Надеемся, что эта статья была полезной и вы прониклись историей скитура и узнали про трансформацию снаряжения для него. Если у вас остались какие-то вопросы или вы просто хотите знать еще больше о данной теме, то приходите в наши магазины. Наши эксперты с радостью поддержат разговор, поделятся своим опытом и помогут подобрать снаряжение под конкретные цели и задачи.

 

До встречи в АльпИндустрии!

До встречи в горах!

 

Вика Устимова

Читайте также

История

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Если наши менеджеры не смогут помочь вам в решении какого-либо вопроса — напишите директору интернет-магазина Потаповой Екатерине

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Доставка

Частым покупателям:

Новым покупателям:

не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон
Укажите город или населенный пункт
Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)
Выберите вид доставки

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время
выберите пункт выдачи

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Магазин
Адрес доставки
ПВЗ
Дата доставки

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Выберите вид оплаты

Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Выберите способ подтверждения заказа
Нажимая "оплатить", вы соглашаетесь с условиями оферты
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Код из SMS отправлен на
Заполните поле
Заполните поле

Можно потратить:

Максимум:

Подтверждено списание баллов:

Итого без учета доставки:
0 ₽

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Добавлен в корзину:

Вы авторизованы