По приезду в Ош мы 3 дня мы потратили на восполнение запасов подкожного жира, комплексную тренировку печени и прочтение сотен страниц книг, так необходимых для поддержание джентльменского (безматерного) разговора в платформе во время восхождения.
Основной предлог всего этого безобразия был дождаться Антона со сборов в Фанах, где он между прочим был начальником сборов и по совместительству старшим тренером. Встречаемся по плану в Мургабе. Мы едем в Мургаб из Оша, лухури, на джипе, со всем скарбом. Антон же, с личкой и частью сублемути добирается через весь Таджикистан с Фанов на перекладных.
Наше знакомство с Таджикистаном началось с гостеприимного пограничника- памирца, который, вместо того чтобы строить нам бюрократические препоны и давить важностью выполняемой им миссии, просто взял и напоил нас чаем с конфетами.
Мургаб – одноэтажный городишко, среди характерной для Средней Азии пустынной местности, в котором, как ни странно, преобладает киргизское население. Мы остановились в отеле, который держит мать директора нашей фирмы-туроператора. Мест в номерах нам не хватило, и нас разместили прямо за дастарханом (или на..). И к лучшему, поближе к чаю с печеньками. Видимо, сейчас максимальный наплыв туристов: слышится английская, немецкая речь, невольно вспоминаются строчки песни: «Куда вас(-то) сударь занесло?»
Весь день провели за чтением книг и распитием декалитров чая. Вечером приехал Антоха. Всем нам было что рассказать, чай заменили на вино, как водится, меж хорошими людьми, а вино на коньяк.
В 5 утра за нами заехал джип, и мы отправились к своей 6,5-тысячной мечте. Я морально приготовился быть неумолимым в торге с водителем за последние километры пути, но торговаться не пришлось. Паренек Абдураил довёз нас почти до ледника, дальше мы уже сами решили, что дороги нет, как ни бодрись. По JPS нам остаётся 6 км до вершины.
Поляна, на которой мы расположились, в конец развеяла наши представления о труднодоступном уголке: мы обнаружили несколько костровищ и разбитую бутылку из-под виски. Видимо для нас, россиян это экспедиционный район, а местные бывает сюда ездят и не с экспедиционными целями. Че им, у них штатная машина УАЗ или ГАЗ-66.
Ещё на подъезде, примерно с расстояния 20 км мы увидели правильную пирамиду Маркса, по которой проложили 3 «6Б» команды экстра-класса. Наша Северо-восточная стена Энгельса тоже не лыком вышита: 6Б Чуновкина, 6Б Ефимова, 6А Агафонова, 6А Житенева, а за меридиональным ответвлением, - ещё одна 6Б Гауса. Итого, шесть маршрутов высшей категории сложности на двоих основоположников марксизма.
По планам мы идём на акклиматизационный выход на Тбилисского ГУ с двумя ночёвками, затем отдыхаем два дня и на 9 дней на стену. Тбилисского ГУ по разным источникам 3Б или 4А.
За первый день выхода на пик Тбилисского ГУ мы добрались до перевальной седловины. По дороге нам попались первые люди, - группа туристов НГУ, выходящая из похода 5й К.С. Радостно встретить земляков на краю земли, в самой южном альпинистском районе бывшего Союза.
Заночевали под перевалом в ледовой мульде на отметке 5300, там же где ночевали 41 год назад альпинисты под руководством ещё одного нашего земляка Кургина, по их описанию мы идём на вершину. Весь следующий день шли гребень, изобилующий жандармами, которые не обойти.
Тактической ошибкой было взять одну верёвку на 4х. На ночёвку пришлось встать под последним жандармом на 5840.Чтобы воткнуть нашу небольшую палатку мы вырубили нишу в снежно-ледовом склоне и расширили полкой утрамбовав освободившийся снег. 5850.. после этой ночёвки, да ещё прогулявшись на вершину, можно считать, что акклиматизация готова.
На следующий день, вечер застал нас уже на подходе к лагерю. Всё- таки гостеприимная, сказочная местность. Идём по вечернему холодку вдоль горного ручья, по поляне разбегаются суслики с огромными меховыми ж@пами, в закатном мареве горят вершины гор-шеститысячников, кое-где рушатся и съезжают лавинами ледяные торосы, пахнет полынью, чабрецом и ромашкой.
В 60-х, 70-х, 80-х был пик освоения района, и сюда приехали советские люди: сильные, решительные, в брезентовых анораках, самошитых пуховках, не конкистадоры, – хозяева земли. Построили дороги, разбили альплагерь. Кое- где и сейчас проступает дорога, накатанная их ГАЗ-66.
Памирцы с теплом вспоминают то время.. Как всегда, при освоении неизведанного есть место подвигу. В этом районе пройдены десятки сложнейших маршрутов, за каждым своя история, своя драма. Сейчас, спустившись с Энгельса я понимаю, что нельзя сходить такую гору в штатном режиме, не выходя за грань. Мне интересно воображать о чём думали тогда эти люди, отправляясь со своим нехитрым скарбом, в галошах под лазание, с палатками- памирками на такую стену, какая у каждого была мотивация, были ли конфликты в команде, и как они решались руководителем, - ведь на маршрутах такой сложности дисциплина должна быть железная.
Монтаж.. Мы стоим под Северо-восточной стеной Энгельса, в часе от начала подъёма по склону под бергами. Всматриваемся в 18-кратный бинокль, выданный нам Н.Н. Захаровым с напутствиями, в систему щелей на стене, в закатных лучах она особенно контрастна.
Справа и слева наш маршрут поджимают маршруты Ефимова и Непомнящего. Хочешь что-то своё- приходится лавировать между, по серии косых трещин и зеркал. Проход через пояс нависающих рыжих скал, как я понял, один, - им воспользовались до нас обе команды. Далее, через пояс кварцевых скал вроде просматривается вертикальная полоса, - скорее всего широкая трещина. Вершинная башня нависает до самого выхода на гребень на отметке 6350-6400, но оставляет простор для творчества: по ней веером расходятся какие-то внутренние углы, кулуары.
А наша задача завтрашнего дня пройти целиком ледовый взлёт, километр набора, 1300м. протяженностью, -это 1,5 Барбера с баулами суммарным весом 80 кг!
Проснулись по будильнику «Воспоминания и о былой любви» Киша в два ночи. Вылезли из платформы, установленной на камне, кипятим реактор. С вечера ещё не похолодало, с вершин, расположенных между ТбГУ и Энгельса продолжает лететь лёд.
Всё делаем споро, движения уверенны, - люблю такое настроение решимости, - все сомнения позади. Сейчас команда должна работать как единый организм: первый лезет, вешает перила, второй собирает всё кроме станций, передаёт на верёвке первому, вешает перила для 3,4 номера. Первый номер практически не останавливается.
На преодоление кулуаров, бергов и снежно-ледового склона нам потребовалось 14 часов. Платформу поставили на ледовом пьедестале под скалой. Организм напрочь обезвожен: на обед не останавливались, - рельеф не располагал. И всё время ждали что вот-вот должно начать лететь со стены, - Латок 1 выдрессировал, торопились.
Эта ночь чуть было не положила конец нашему мероприятию. Поужинав, начали укладываться спать. Слава полез с одного края платформы в другой ко входу, не завешенному баулами и верёвками, чтобы выполнить вечерний моцион, по дороге наступил на трубу , ближнюю к стене и она лопнула по стыку. Дно мигом превратилось из плоскости в мешок, мы – в нём.
Оглядевшись, выдохнули, - мы по-прежнему в платформе, ткань дна и армирующая сетка выдержала наши тушки. Перспектива очень не очень: мы висим в «мешке» на высоте километра от земли. Видимо, прилетевший зимой на Корее камень сделал маленькую забоину на торце трубы, по ней и лопнуло. Подумав над положением, решаем сделать шину из армированного скотча и закрутить ещё один бур посередине с оттяжкой для того, чтобы разгрузить дефектный стык. Выполнив ремонт дома, мы начали обсуждать перспективы: как лезть 6Б, являясь собственниками аварийного жилья. Прозвучало первое предложение сдюльферять. Я предлагаю переспать с этой проблемой. Во-первых, пройдёт состояние аффекта от «ночного полёта», а во-вторых.., во вторых надо мне что-то придумать чтобы продолжить восхождение: ставить платформу над полками или не разбирать её и тащить крылом за спиной..
Утро вечера несомненно мудренее. Проснувшись, Лёха предложил, не разбирая шину, упаковывать платформу в баул так, с максимальным габаритом 2м! И на каждой ночёвке делать дополнительную точку и оттяжки к каждому краю дефектного стыка. Да, намучались мы потом с такой мачтой, но получили возможность продолжить восхождение.
Второй день работать досталось опять мне: миксты. Микстовый рельеф, - на мой взгляд, - это самое сложное в технике альпинизма, но умение лазить его с инструментами даёт однозначные преимущества как в скорости, так и всепогодности. Не то чтобы я любил и умел это делать, просто имею больше опыта таких маршрутов. Наше дело телячье, - обс@раемся, но лезем. Кое-где корка на стене толщиной 3-4 см, а где-то пришлось пролезть по ручейку в трещине под 3й кам.
Полки сильно заснежены, чтобы выбраться на положилово, приходится сначала его откопать. Рельеф, который снизу казался простым тянет на пятёрочный, - нет, не будет здесь халявы! Ну ничё, завтра сменимся с Лёхой, встану на баул, отдохну.
.. Сменились. Третий день лезет Лёха. Ему досталось снежно-ледовое поле с участком тонкой натёчки на скале, затем верёвки по залитым льдом внутренним углам. По углам без вариантов-ИТО. При том чтобы положить точку в щель, надо её откопать. Иногда, откапывая, валишь на себя снежный карниз, килограмм так 50.
К концу дня долезли до отметки 5760.Погода начала портиться, пока ставили платформу- окончательно испортилась. Пошли снежные лавины, собираясь понемногу c 600 метров стены, они набирают вес и силу так, что сдёргивает с крюконог.
Эта ночь нам готовила «сюрприз», - всё отведённое для сна время мы держали потолок ногами, чтобы крыша не порвалась под массой скапливающегося снега. Интересно, а каков этот материал на истирание? Вдруг крышу попросту протрёт снежной крупой? Об этом лучше не думать.
Наступило утро. Стало ясно что лавины если и ослабели, то чуть-чуть. При таких условиях двигаться вверх невозможно. Принимаем решение, - сегодня день вынужденной отсидки.
Пытаемся отдыхать, начинаем экономить пищу и газ. Весь день провели за обсуждением литературы и музыки. Антон, большой поклонник творчества В. Цоя провёл нам лекцию на тему : «Цой и его уникальное место в русской рок-культуре на рубеже 80-90х». Лёха вспомнил что-то из старика Хема, кажется, что писать нужно пьяным, а редактировать, - трезвым. (не могу позволить себе этого, но, надо попробовать).
В ожидании погоды просидели два дня. За это время подъели изрядно наш продуктовый запас, и, что самое главное, сожгли много газа, так как на ночёвке не было льда, зато в обилии был снег. Если топить снег расход существенно увеличивается.
На 3й день непогоды (6й день от начала работы) нам всё-таки удалось начать работу, но не с самого утра, так как лавины стихли лишь к 10. За этот день мы прошли 4 верёвки и всего 90 метров по вертикали, достигнув отметки 5840-5850. И без того плохой рельеф, практически не имеющий вертикальных составляющих ещё и обледенел. Прежде чем поставить точку приходится сначала найти, откопать из-под снега щель, вычистить лёд, только затем сделать шаг.
Вечером устроили консилиум по демократическим принципам.
Что имеем:
- Впереди ещё 500-550 метров стены и 1,5 дня спуска.
- 2Вновь обещают ухудшение погоды с ураганным ветром, как раз к тому моменту, как мы выйдем на гребень.
- Сожгли 2 баллона газа, остался один.
- Антон подморозил ноги (рецидив), не чувствует несколько пальцев.
- Запаса еды на 3-4 дня, при скорости ориентировочно 100 метров по вертикали в день.
- Из положительного: мой оптимизм и уверенность в успехе (но какова будет цена этого успеха?).
Демократическим большинством решаем завтра дюльферять.
Монтаж.. Идём по долине, по очереди озираясь на не покорившуюся гору..
Размышляя над причинами неуспеха, вспоминаются слова Алеса Чесена, которого мы встретили под Латоком 1 в прошлом году: «Вы, русские, всегда идёте до конца, любой ценой, - я этого не понимаю. Весь мир ходит по- другому: оставляя место для смелой попытки, риска, мы постоянно оцениваем критерии, составляющие безопасность: собственные силы, сложность маршрута, погодные условия, объективную опасность. И в любой момент готовы «отскочить», - не повезло в этом году, приедем в следующем.»
Так вот в этом конкретном случае, оценивая обстановку, мы поняли, что агрументов «против» накопилось критическое множество, учитывая опыт, стаж команды. Повернуть, оставив за собой право остаться целым, выжить, чтобы когда-нибудь вернуться, было самым разумным решением...
Не знаю, кому как, а я полюбил Памир!