За пять ходовых дней проехал порядка 700 км по гористой местности и пересек Австрию с северо-запада на юго-восток. Выезжал в 6-7 утра, заканчивал в 17-20 ч. Можно было почаще останавливаться, но мне так сложнее. Денег потратил порядка 600 евро на все про все.
Часть II
Словению и Австрию разделяет перевал Вурцпасс уклоном 18 градусов и длиной 4 километра. Въехать в него по серпантину с грузом просто архисложно, поэтому я пошел пешком, обдумывая период холодной войны. Таблички советуют автомобилистам перейти на первую скорость, но некоторые буквально слетают с горы, оставляя запах горелых колодок на поворотах.
На верхней точке перевала стояла мемориальная табличка, из которой я узнал, что здесь в окрестностях есть сеть военных бункеров, которые австрийцы в лютой спешке настроили, когда наши танки въехали в Прагу. Горная республика всерьез думала, что танки пойдут дальше, и перевал Вурцпасс должен был их затормозить. Ну да ладно, Respect, Rispetto и т.п. на всех языках Европы теперь написано на мемориале в виде танковых заграждений из рельс, пограничный пункт пуст, пыльные стекла будочек пограничников.
По ту сторону перевала я уже катился, понятно, под гору – радость-то какая. Стало ощутимо холоднее. Уже околел, а набранную скорость терять не хочется, я подключил внутренний резерв и въехал в словенский Podkoren. Там идет стройка горнолыжного курорта – неплохая горка, типа нашей Зеленой.
Передо мной возник выбор – направо 40км – Италия, налево – Словения. К черту Италию, я вряд ли поеду когда в Словению специально, поехал смотреть на братьев-славян.
Я спускался по долине по лесу вдоль реки по шикарной велосипедной дорожке, все время вниз и вниз – какое наслаждение. Справа река шумит, два раза встретил велоспортсменов – на этот раз они ехали навстречу, в гору.
Поскольку я сильно опережал свой график, то я не торопился в Любляну и встал перед Jesenitse на территории законсервированного на зиму картинг-парка на полудневку. Меня привлекла площадка возле реки, отсыпанная чистым белым щебнем. Сделал горячий ужин на костре и постирался, смазал цепь.
Велодорожка от Podkoren до Kranj просто очень живописна. Проезжаешь какие-то старые словенские деревушки, природа альпийская, осень еще добавила красок. Мест воткнуться с палаткой много, людей практически нет (по крайней мере осенью), вода в реке чистейшая. В крупных нас. пунктах стали встречаться бетонные дома явно советской архитектуры, подверженной кубизму как никто иной. Sowietishe. Das Geil, подумалось мне. Однако, исторические центры словенских городков очаровательны. Там и фрески, и мостовые, и башни с часами…
За Kranj велодорожка теряется и переходит в федеральную дорогу перед Любляной, резко возрастает поток машин, присоединившихся с автобана. Словенские гаишники согнали меня на полевую дорогу, которая шла параллельно и закончилась через 300 м. Зачем они так поступили…
Наконец, я въехал в словенскую столицу Любляна и поразился, насколько похожи наши языки (потом я ехал с хорватами в Мюнхен и поразился, что они еще более похожи на нас). Я уж упомяну только про вездесущий «Pozor!», что означает «Внимание», в Чехии то же самое.
Любляна очень красива в плане архитектуры, имеет исторический центр, куда стоит заглянуть, там есть классный базар, где можно задешево отовариться Kislo Repa и даже итальянскими деликатесами, много учащейся молодежи, пожирающей бутерброды, много бомжей, которые колоритны как и наши.
Туристы, обычное дело, наводняют столицу. Встретил на базаре крайне богато одетых соотечественников. Они выбирали итальянские маслины, замоченные в оливковом масле с моцареллой (извините, если спутал сыр с колбасой). Мужчина с надеждой спрашивал строгую спутницу: «Ну что, берем?» Я сказал им по-русски: «Берите, конечно, это очень вкусно». Граждане оскорблено воззрились на меня и замолчали, отвернувшись.
Я купил Kislo Repa по 72 рубля у бабушки для пробы. Проба обернулся страшной изжогой. Aware!
Настало время селиться где-то, я планировал провести в Любляне 2 дня. Сдулся мой вариант с бесплатным поселением у члена клуба гостеприимства, но еще дома я нашел координаты молодежного хостела, который представлял собой коттедж со скромной, но очень чистой обстановкой.
Держал заведение молодой итальянец Marco. Я кинул ему смску и получил ответ you may come. Меня поселили в пятиместном номере, где я жил совсем один. В номере кровать, тумба, раковина. Included Интернет, удобства и кухня shared в коридоре. Что, в общем, классно, поскольку вечер мы скоротали на кухне с японской парой, улетающей в Австралию, каким-то мужиком из Монтенегро, плохо говорящем по-английски, но отдавшем мне пол-пиццы и, собственно, самим Marco. Койко-место обошлось мне в 14 евро за ночь – единственный раз я заплатил за ночлег.
На следующий день мне предстояло переехать обратно в Германию, в Мюнхен, чтобы поселиться у другого члена клуба гостеприимства. Было два варианта: bahn.de на поезде за 71 евро, это много. Второй вариант – автобус за 41 евро, идущий транзитом из Загреба. Я купил на него билет, про мой велосипед кассирша сказала так: «Это зависит от водителя, но я не думаю, что возникнут какие-то проблемы». Здесь все как дома, подумалось мне, все-таки славяне – это от слова «славные». Потом я еще раз припомнил это, когда готы в Мюнхене не пропустили в самолет баночку соуса песто (250 грамм жидкости вместо 200 разрешенных).
Автобус опоздал на два с половиной часа (как в России). Короткостриженый упитанный водитель-хорват был в мыле, рвал и метал. Он двигал по перрону каких-то чернявых не то молдаван, не то албанцев с тюками и взымал с них плату за багаж. Я деликатно стоял в стороне, ожидая окончания аврала. Последним я подошел к водиле, показал билет и свой велосипед. Он сказал так, что я без перевода понял НЕВОЗМОЖНО. С боку подошли двое словенских патрульных полицая и наблюдали за погрузкой. Я уже понял, что наши языки весьма похожи и по-русски сказал, что я заплачу за велосипед. Хорват спросил, где я выхожу, и, сказав что-то вроде «пойдем», завел меня за угол автобуса. Давай, говорит, 6 евро. Да нет вопросов, на, и мой велик кладется поверх всех сумок, как это делается, когда на Алтай едешь.
Автобус шел по автобанам из Загреба в Германию. Люди в салоне разговаривали или спали. Двое водителей-хорватов слушали хорватское радио, а GPS на лобовом стекле говорил женским голосом вполне по-русски «налево» или «направо». Было странное чуство, что я почти дома, хотелось тряхнуть соседа и сказать ему, перестань коверкать язык.
Высадили меня в четвертом часу утра в Мюнхене на автобусном вокзале. Здесь я умылся, подождал рассвета и поехал в город.
Пригороды посмотрел, катался по городу, шарился до самого вечера, когда у меня возникла возможность заселиться у студента мюнхенского университета в кампусного типа общежитии, что, однако, стоило ему 350 евро в месяц, не считая электроэнергии.
Я посетил музей BMW, поразился технологиям, посетил исторический центр и поразился механизированному спектаклю, который устраивают куколки на одной из башен в 17 часов – с выходом короля и рыцарей на конях. Поразился красивым паркам, чистым велодорожкам, обилием турок и их лавчонок с кебабом, поразился тому, что цены на продукты питания ниже новосибирских. Поразился обилию BMW на улицах – наверное, баварцам, зарплату платят автомобилями.
Я поехал за 20 км в Дахау, в концентрационный лагерь.
Это угнетает, но крайне полезно там побывать. Там вы узнаете как так получилось, что такие лагеря появились, с чем же боролся Гитлер «по идее», увидите толстых, как на подбор, туристов-американцев, веселящихся в газовой камере, задумаетесь о том, а может ли повториться ужас Второй мировой, кто виноват и что делать.
Мой обратный рейс в Москву на дискаунтере был еще через 4 дня, так как я раньше закончил свой маршрут. Билеты было не изменить, так как это дискаунтер, и я должен был кантоваться 4 дня в Мюнхене. Признаться, с велосипедом это в радость. Но студент вскоре уезжал к родителям, поэтому я договорился с другим членом клуба гостеприимства о переезде к нему через 2 дня. Мы тепло расстались, я подарил сувенир.
Второй мой хост был у Штефана, который умудрился одновременно принять меня и еще одного бродягу из Португалии Криштиано. Тот направлялся к Аннапурне через Дели и получал визу в Мюнхене. В этот вечер мы крайне вдарили по баварскому пиву, которым гостеприимно угостил нас Штефан (он выбрал самые лучшие их сорта) и обсудили различную рок- и этномузыку, которой у Штефана было в избытке. Я пообещал прислать ему Аквариум в коллекцию. Португалец Криштиано, оказывается, уже посещал Россию. О Москве он сказал, что там все очень дорого. Удивил типа.
На следующий день Штефан устроил нам велоэкскурсию по Мюнхену, мы посетили множество красивых мест, жаль, только, что был выходной и много-много народу. Огромное просто количество велосипедистов на дорожке – надо быть внимательным и не расслабляться, чтобы не въехать в кого-либо.
Я прочитал правила проезда на S-bahn в Мюнхене. Провоз велосипедов в будний день разрешен только до 6 утра. У меня рейс около полудня, что ли. Ну и ладно, посижу в аэропорте. Билет стоит в зависимости от зоны. У меня осталось наличных 4 евро, а билет стоит 9 евро. Да и пофиг, я купил билет до 1-й зоны за 2,71, чтобы совсем не наглеть и спокойно доехал до аэропорта. Никто не проверил билеты. Велики там просто вкатывают в вагон и в проходе прислоняют к сидушке. Потому и до 6 утра разрешено – потом граждане на работу едут и набиваются.
Регистрация, негабаритный багаж, все как обычно. Перелет, Домодедово, толпа в метро и склочные старухи, на мне велик в чехле и рюкзак за спиной. Потом на поезде домой, клюква по 300 р. ведро за Кировым. Дома свежий снег, по-родному холодно и приятно.
Выводы и рекомендации:
За 5 ходовых дней проехал порядка 700 км по гористой местности и пересек Австрию с северо-запада на юго-восток. Выезжал в 6-7 утра, заканчивал в 17-20 ч. Можно было почаще останавливаться, но мне так сложнее. Денег потратил порядка 600 евро на все про все.
- С палаткой ехать в европейские горы возможно и нужно. Костры жечь можно, но осторожно.
- В австрийских деревушках банковские карты не принимают. Иметь наличные.
- Заправки не наливают бензин в бутылки, карты принимают только выпущенные в EC. Газ в резьбовых баллонах продается в спец.магазинах по неразумным ценам.
- Супермаркеты в горных деревнях отсутствуют, магазинчики и лавки по воскресеньям закрыты. Велосервисов почти нет наверху – имейте свои инструменты.
- По автобанам, отмеченным знаком типа A10 ездить на велосипеде запрещено, как и в России. Да и нелепо это.
- Передвигаться между австрийскими деревнями можно по пешеходным тропкам, обозначенным желтыми указателями, если есть достаточно времени – рельеф там непредсказуем. Вообще, Австрия – велосипедный рай, хочется там остаться навсегда.
- Карта нужна, компас – пожалуй, да, GPS – нет, заблудиться очень и очень сложно.
- Как и по всей Европе, в забегаловке булочка 50 центов стоит, а чашка чая 1,5-2 евро. Это засада, просите кипяток.
- Посещайте распродажи по пути – класснейшая велоодежда по бросовой цене.
- Горная Австрия осенью совершенно безлюдна, прохладна и безумно красива.
- Путей трансфера миллион, но можно рекомендовать такой: www.airberlin.com + www.bahn.de, либо www.oebb.at, либо www.slo-zeleznice.si + www.ap-ljubljana.si (если есть желание по Балканам заброситься на автобусе). У bahn.de и oebb.at есть спецтарифы – если купить заранее и получить тикет по почте в России. Если хочется в Италию, то www.trenitalia.com. Велосипед оплачивается отдельно!
- В Любляне можно жить в хостеле у Марко Марковски "My Hostel" Ljubljana, Podutiska, 67, tel. +386801190, местный 0801190, mob. +386 41 743 240. Цена 14 евро за ночь.