Часть 2. Честно сказать, 150-летие покорения Монте-Розы было основной целью нашей экспедиции только для меня. Для большинства участников экспедиции Команды Приключений Альпиндустрия главным был, конечно же, Маттерхорн. Знаменитая вершина, вечный вызов альпинистам. Даже, несмотря на всю его посещаемость, всё равно престижный. Особенно для любительской группы, поднимавшейся без гидов. А первая часть, акклиматизационная и познавательная, предполагала прохождение четырех перевалов по пути армии Суворова.
Часть 2. Отчетная
Немного о деталях поездки
Честно сказать, 150-летие покорения Монте-Розы было основной целью нашей экспедиции только для меня. Для большинства участников экспедиции Команды Приключений Альпиндустрия главным был, конечно же, Маттерхорн. Знаменитая вершина, вечный вызов альпинистам. Даже, несмотря на всю его посещаемость, всё равно престижный. Особенно для любительской группы, поднимавшейся без гидов. А первая часть, акклиматизационная и познавательная, предполагала прохождение четырех перевалов по пути армии Суворова. На Церматт, на альпинистскую часть отводилось 9 дней, что казалось достаточным для того, чтобы поймать окно погоды и взойти на Маттерхорн. Сам план пребывания в этом районе должен был быть составлен по приезду на место, исходя из точного обычно в Швейцарии прогноза погоды. В любом случае, необходимо было делать акклиматизационное восхождение, и, поскольку, мне хотелось на Монте-Розу, то я легко убедил остальных… А всё начиналось как раз с погоды….
«Катастрофические дожди, наводнения и разрушения в Швейцарии». Таков был информационный фон нашего отъезда. Наш партнер из Берна прислал сообщение, чтобы мы по приезду связались с ним, чтобы узнать, где можно путешествовать, где нет. Мы с тревогой вслушивались в новости, из газет и интернета пытались понять реальную ситуацию. По телевизору показывали, как по Берну плавают на лодках, в Люцерне город был на осадном положении, в центральной Швейцарии во многих местах смыло дороги. Мы были готовы к вынужденным изменениям маршрута. Но всё оказалось хотя и сложно, но реально было только одно изменения программы – кемпинг на берегу Фирвальдштатского озера в Бруннене был полностью затоплен и не работал. Не функционировала также дорога вдоль восточного берега этого озера от Альтдорфа до Швица.
Прибытие основной группы в Цюрих произошло 27 августа 2005 года самолетом Swiss. Первый вечер проводим в кемпинге на берегу Цюрихского озера, до центра города пешком около 30 минут. Рядом, в парке, проходил какой-то местный фестиваль. Песни, сцены для театральных представлений, клоуны – ничего похожего на катастрофу.
Всего в нашей команде было 17 человек. Я, Александр Ельков – идеолог маршрута, организатор и главный штурман. Мастер спорта по альпинизму, профессиональный спасатель высочайшего класса Александр Сушко из Владикавказа – гид, ответственный за безопасность.
Следы наводнения мы наглядно увидели на следующий день в Люцерне. Половина набережной залита водой, из подвалов насосы откачивают воду, повсюду заграждения из мешков с песком. А вечером мы уже купались в теплом озере Лугано, где даже в газетах трудно было найти что-то о катастрофе.
Перевал Сен-Готард – это один из главных альпийских магистральных перевалов. Здесь функционируют два туннеля и две перевальные дороги, но мы идем по тропе мимо военных укреплений. Окружающий пейзаж сам по себе напоминает крепостные сооружения. Суворов пробивался здесь преодолевая упорное сопротивлении французов. И мы счастливы, обнаружив новый памятник, посвященный тем событиям, а точнее, славной русской армии.
Рядом с знаменитым Чертовым мостом швейцарские военные альпинисты проложили маршрут по скалам. 450 метров перепада, так называемая «виа феррата» или «клеттерштайг» по-немецки. В наших горах такого пока не встретишь. Крутая стена оборудована так, что ты всё время находишься в застрахованном состоянии.
У Чертова моста – символическое место, именно оно для многих символизирует Суворовский поход. Здесь рядом с грандиозным памятником - ресторан, «суворовский ресторан». Внутри музейное убранство. Правда, русский флаг висел неправильно, мы перевесили.
В долине Муотаталь, куда мы по следам русской армии попали через перевал Кинциг-Кульм, осмотрели монастырь, с комнатой, где ночевал русский полководец. После следующего перевала (Прагель) искупались в чудесном Клёнтальском озере.
Завершала наш суворовский маршрут (он посвящался 275-летию со дня рождения великого полководца) ночевка на самом высоком из пройденных перевалов, Паниксе (2400м).
По дороге в Церматт заехали в гости к барону Эдуарду Александровичу Фон-Фальцфейну. Девяносточетырехлетний русский дворянин был очень рад нашему визиту. Трудно словами передать те впечатления, которые остались от встречи с этим выдающимся человеком. Впрочем, всё это – отдельная история.
Погода всё время была хорошей и по приезду в Церматт мы настроились на максимальный вариант: успеть совершить два восхождения на Монте-Розу и Маттерхорн.
Что характерно для Церматта? Сама природа предопределила ему быть оригинальным. Ведь такого парадоксального чуда как Маттерхорн нет нигде. Но главное, что бросается в глаза - отсутствие автомобилей. Электрокары ездят бесшумно и это пугает еще больше. На улицах - большое количество людей. Среди которых альпинисты остаются явно в меньшинстве. Такие разные люди, но их объединяет спокойствие, дружелюбие и уверенность в себе. Что вместе способствует симпатии и уважению между людьми. Повсюду улыбки, повсюду люди, уверенные в том, что они живут правильно.
Церматт считается дорогим курортом, и это правда. Но для нас, членов российской экспедиции, всё обходилось совсем недорого. Кемпинг в Церматте самый что ни есть простой, без излишеств. Поэтому не дороже, чем в других местах. Продукты в магазинах в целом дороже, чем в Москве. Но не намного. Готовили пищу мы сами, на газу, большей частью привезенном из России. А также, что некрасиво по сути, использовали электрокипятильник. Успокаивала мысль, что мы, таким образом, заботимся об интересах россиян. А они, такими заботами не избалованы.
Описание маршрута восхождения на высшую вершину Швейцарии
Исходные пункты восхождений на вершины массива Монте-Роза:
Церматт (высота около 1620 метров) в кантоне Валлис в Швейцарии, Грессоней (область Аоста), Аланья Вальсезиа (1191 м) и Макуньяга (1327 м ) - обе в области Пьемонт, с итальянской стороны. Другими исходными пунктами могут служить Червиния в Италии и Заас-Фе в Швейцарии, от которых проложены стандартные маршруты с преодолением перевалов или даже траверсом вершин.
Монте-Роза. Пик Дюфур. Высшая точка Швейцарии
Описание маршрута. Исходный пункт: Церматт. (1620м). Место ночевки: хижина Монте-Роза (Monte-Rosa-Hütte), 2 883 м, принадлежащая Швейцарскому Альпийскому Клубу. Она расположена на морене между двумя ледниками Горнер и Гренцер. 2 -3 часа пешком от станции Ротенбоден ( 2815 м, Station Rotenboden) железной дороги Горнерграт (Gornergrat-Bahn).
Сложность маршрута: Скалы II-III+ (два коротких участка со стационарными 2 перилами) категории на вершинном гребне, снег (лёд) до 40 градусов. 2А - 2б по российской классификации (PD по французской).
От хижины подъем идет по хорошей тропе по гребню морены примерно до высоты 3000 метров, далее тропа уходит влево на каменистые поля и может быть потеряна в темноте из-за большого количества каменных туров, поставленных иногда неоправданно. Это место называют Oberen Plattjes (верхнее плато). Следует держаться направления предыдущих групп и ориентироваться на правый край скального взлета, ведущего к леднику. От него через скальную ступень тропа выводит на край ледника (Gletscherrand) на высоте около 3200 м (1,5 часа от хижины). Первая сотня метров движения по леднику достаточно полога, затем небольшой взлет вводит в зону трещин Spaltenzone (3400 м). Это достаточно опасный участок, при движении ночью следует рассчитывать на следы предыдущих групп. В связи с этим не рекомендуем выходить на восхождение после продолжительной непогоды, следует дождаться прохождение этого участка группой гидов. Однако в целом можно и самостоятельно найти путь среди трещин (с тщательной страховкой), выдерживая направление на С-В и потом на Восток. Слева по ходу будет скальный остров (Felsinsel, 3827 м), справа два ледопада "Unteren Schollen" и выше "Oberen Schollen" (около 3900 м).
После тягучего взлета выходим на выполаживание, примерно на высоте 4000 м. Здесь тропа в снегу раздваивается. Налево тропа ведет на седловину (Сильберзаттель) в главном гребне, оттуда ходят на Нордэнд, а также к его подножью часто спускаются с главной вершины при траверсе. Наш же классический маршрут поворачивает направо, к хорошо заметной седловине в Западном гребне (Satteltole, 4359 м). Расчетное время до седловины 4 часа от начала ледника и 5,5 часов от хижины.
Далее начинается крутой снежно-ледовый склон, идущий вдоль гребня, протяженностью около 300 метров. Крутизна достигает местами 35-40 градусов, в зависимости от состояния маршрута может потребоваться попеременное движение со страховкой. Склон выводит на снежный купол 4499 метров, который переходит в короткий горизонтальный скальный гребень. Он выводит на небольшую седловину, за которой следует крутой снежно-ледовый взлет, выводящий на предвершину высотой около 4600 метров. На этом сложности не заканчиваются, впереди скальный гребень сложностью II-III категории. На пути приходится преодолевать пару башен, и в двух крутых местах повешены короткие стационарные веревочные перила. Стандартное время подъема от седловины – 1,5 часа.
Всего от хижины до вершины – 7-8 часов. Спуск по пути подъема. Во время спуска нужно быть особо внимательным в зоне трещин, так как состояние снега будет отличаться от утреннего. И провалиться можно будет достаточно легко. Можно также пройти траверсом до Пограничной вершины (Гренцгипфель) и спуститься к подножью Серебряного седла. Участок Восточного гребня проходится при маршруте траверса (в любом направлении) проходит по более сложным скалам (II-III), которые часто бывают в плохом состоянии из-за обледенения.
Из дневниковых записей…
3 сентября
Горнерграт – железная дорога, это начало нашего восхождения. При подходах к Монте-Розе правильнее выходить на станции Ротенбоден. Но мы решили проехать выше, на станцию Горнерграт, чтобы оттуда начать пешеходную часть. Там расположена красивая гостиница и обсерватория и это отличный панорамный пункт, который не хотелось пропускать.. Однако спуск с нее на ледник представлялся более простым. В действительности он проходит по крутой и неудобной тропе.
Переход через ледник также не был лишь приятной прогулкой. Может из-за больших рюкзаков. Из-за трещин и разломов пришлось поплутать. А кое-где пришлось подрубить ступеньки во льду.
На хижине Монте-Роза нас встретили не очень приветливо. Не совсем понятно, куда заходить и где складывать вещи. Однако подсказать местные девушки желания не высказывали. Мы разделились на две части: ночующих в хижине и за ее пределами. Однако хозяйки строго запретили ночевать в палатках рядом с хижиной второй половине группы. Ближайшие места для палаток находятся за перегибом морены, вверх с рюкзаками это минут 30, вниз налегке минут 10. Ужинали возле хижины за столиками возле хижины, потом в темноте палаточники пошли наверх.
4 сентября
Ранний выход, у нас в верхнем лагере подъем в 2:15, всё сготовили и ждали группу из хижины. Они, конечно, опоздали. Реально на маршрут вышли только в 4 утра, вместо 3-х. В темноте идти по крупным завалам камней неудобно, впереди маяками видны чьи-то фонари. Впереди нас пошли две или три небольшие группы. Пытаемся ориентироваться по турам, но их слишком много и слева и справа. Такое ощущение, что сбивались с тропы, но всё же, выпазим наверх скальной ступени. Еще некоторый участок проходим в темноте и неуверенности, когда осознаем, что уже вышли на ледник в единственно правильном месте. Одеваем кошки и системы. Впрочем, связываться веревкой пока не стали. Хорошая тропа, жесткий наст, хорошие мосты через трещины.
На подходе к седловине группа растянулась. Это такое испытание перед Маттерхорном: кто как «тянет». Разница в физической форме оказалась существенной. Дальнейшее показало, что и разница в технической подготовке также значительна. Но пока мы подождали всех и собрались на седловине.
Владимир Сучков, участник восхождения:
Начинался крутой подъем по снежно-ледовому склону, нужно было провешивать перила, здесь настал черед наиболее опытных и подготовленных – Александры Сушко и Ельков. При слаженной работе подошедших наших русских альпинисток мы поднялись метров на 150 и постепенно начали траверс длинного гребня. Шли мы на страховке то вверх, то вниз, под нашими кошками то плотный снег, то лед, то скалы. Вниз, говорят, лучше не смотреть, а то сорвешься – улетишь вниз, но при этом (ладно сам), а то ведь можешь утащить за собой других, «связанных одной цепью» (т.е. веревкой), как пел В.Бутусов. Меня привлекали виды и вниз, и вверх, в какой-то мере мне интересно было испытать свою судьбу, особенно большим желанием было пройти одному этот маршрут, но сейчас ты в команде и самовольничать сейчас, хулиганить непозволительно. Вот так мы подошли к крутому взлету. Еще где-то около часа и мы на вершине Дюфуршпитце (4634м.).
Это здорово, все внизу: и ледник, по которому мы топали, и скально-снежно-ледовое ребро.
Погода оставалась отличной. На гребне в паре мест пришлось проходить небольшие скальные взлеты, где для помощи восходителям были провешены стационарные веревки. Всё это требовало времени и прохождение большой группой давалось непросто. Как обычно бывает, вершина оказалась дальше, чем предполагалось. На вершине была атмосфера настоящего праздника.
Спуск оказался очень тяжелым. Вроде бы времени еще было много, но не все смогли идти быстро. Снег раскис, люди устали. Сергей, накануне прилетевший из Москвы, шел без акклиматизации и, к тому же, сильно натер ноги. Вместе с Александром Сушко они оказались последними и на скалы вышли уже в темноте. Наша, остановившаяся в палатках часть группы, долго и напряженно ждала их. Я выставил на улицу газовый фонарь, который служил маяком. Но их всё не было и не было. Связи не было, телефоны сели.
Спуск на следующий день, 5 сентября прошел по хорошей погоде, отличные панорамные виды, тепло, даже жарко.
В. Сучков:
Утром идем вниз, в Церматт. Погода прекрасная, идем по леднику, журчат ручейки с чистой и холодной водой, у всех приподнятое настроение, т.к. все живы-здоровы, а впереди как в сказке нас ждут (как огни маяка для моряка) сверкают склоны Маттерхорна. Подходим к станции подъемника, более состоятельные участники покупают билеты, а я в числе немногих, кто решил вниз идти «своим ходом». Надо использовать любую возможность больше увидеть и пройти по альпийским тропам как можно больше. Такой возможности у меня больше не будет, поэтому старюсь часть пути пройти босиком, что называется, быть ближе к земле, увидеть как можно больше, чтобы на старости лет было что вспомнить, когда ноги уже будут не такими послушными…
После полноценного отдыха пришло время для нашей главной цели, грозного и соблазнительного Маттерхорна.
8 сентября
Выход на хижину Хёрнли. Электрический автобус прямо от кемпинга довозит прямо до подъемника. Здорово, что он бесплатный. Сильнейший ветер на верхней станции Шварцзее буквально валит с ног. Типично фёновая погода. Теплый итальянский воздух переваливает через хребет, и в районе вершин творится что-то непредсказуемое и неблагоприятное для восхождений. На хижине - опять неласковый прием со стороны персонала. Но постепенно освоились и подружились с хозяевами. За окнами идет дождь. Внутри гитара и концерт советской песни. Уже в сумерках наблюдаем тяжелый спуск группы с Маттерхорна. В темноте они заваливают в хижину. Мы им устраиваем неожиданные для них овации. Молодцы! В ответ: «А что было делать?» Ночь беспокойная, хотя уже в ее середине стало понятно, что выхода не будет.
9 сентября
Утром на улице - «добро пожаловать в ад», скалы, столы снаружи – всё покрыто ледовым панцирем. О выходе не может быть речи. Затем чуть растянуло, мы пофотографировались у начала маршрута и пошли вниз.
Другие маршруты массива Монте-Роза
Еще один маршрут на пик Дюфур, который пользуется заслуженной популярностью – это Южное Ребро (Гребень Рея). AD, II-III, основная часть которого - это скальный взлет с перепадом в 400 метров. С востока, к высочайшей вершине можно подняться только через Гренцгипфель, по знаменитой стене. Самый доступный маршрут там – кулуар Маринелли, D+ , это уже спортивный альпинизм.
Нордэнд (4609 м) – вторая по высоте вершина массива Монте-Роза, третья в Альпах. Классический маршрут восхождения идет с седловины Сильберзаттель (4515 м) по длинному Южному гребню. От хижины Монте-Роза 6-7 часов. Трудность: PD+, снег – лед до 40 градусов, скалы I-II в районе вершины.
На Нордэнд имеются также доступные, чуть более сложные маршруты с ледника Монте-Роза. Северо-Западный бастион и «Ребро Моршида». Водораздельный С-В гребень (Cresta Santa Catarina) более крут (IV-V, TD), его ходят с бивачной хижины у вершины Йегерхорн. Маршруты по Восточной стене еще сложнее, об этом ниже.
Цумштайн (4563 м). Восхождение на нее в основном совершают с предвершинного плато, занимающего верхний цирк ледника Гренцглетчер, спускающегося на швейцарскую сторону. На плато можно подняться, поплутав между трещинами, от хижины Монте-Роза, хотя обычно на него ходят с итальянской стороны через перевал Лис (низшая точка - 4151 м). Исходными пунктами для всех восхождений с этой стороны служат хижина Мантуя (Mantova) 3498 метров, 112 мест или менее комфортная хижина Нифетти (3647 м, 277 мест). Летом, практически все для подъема на хижины используют систему канатных дорог, которая начинается в Аланье или Грессонее и заканчивается на станции Пунта Индрен (3260 м). Если канатки закрыты, а это бывает весной, то нужно целый день идти пешком (лучше на лыжах) из Грессонея.
Техническая сложность восхождения на Цумштайн незначительна (F-). Вершинный взлет – это сотня метров снега до 40 градусов и несколько метров легких скал. На вершину также ходят в ходе траверса Дюфур – Цумштайн. Здесь по советской классификации трудность достигнет тройки. Микстовые гребни со скользкими участками и с неудобной страховкой.
Сигналкуппе или Пунта Нифетти (4554 м). С плато подъем идет по хорошо пробитой тропе, траверсом проходящей по крутому снежно-ледовому склону. Это также F-. В обычных условиях никаких сложностей не представляет, но кошки на ногах необходимы. На вершине расположена самая высокая в мире хижина с обслуживанием. Названа она в честь первой итальянской королевы Маргериты, которая была заядлой альпинистской и много сделала для обустройства Итальянских Альп. В хижине предоставляется вполне обычный набор услуг, еда, ночлег для 70 альпинистов (12 мест в зимнем варианте).
Парротшпице (4432 м). Вершина, которая должна часто посещаться эстонскими и российскими альпинистами. По крайней мере, по юбилейным датам. Фридрих Паррот не был ни эстонцем, ни русским, но большую часть жизни проработал в знаменитом университете в Тарту. Он был ведущим альпинистом своего времени и инициатором альпинистского освоения района Монте-Розы с итальянской стороны. Восхождение на вершину осуществляется с седловины Seserjoch между Парротом и Сигналкуппе. Категория: PD- маршрут не представляет трудностей, лишь внимания на местами узком вершинном гребне.
Новая хижина на Монте-Розе
Более 110 лет стояла на склоне хижина Монте-Роза, принадлежащая одноименной секции Швейцарского Альпийского Клуба. В ней мы останавливались в 2005 году и уже знали, что дни ее сочтены.
150-летний юбилей строительства хижин совет Швейцарского Альпийского Клуб решил отметить строительством новой хижины современного дизайна и современной системы жизнеобеспечения. По заданию, которое было передано в ведущий архитектурный ВУЗ Швейцарии, цюрихский ETHZ, это должна быть именно эталонная хижина, ориентир для дальнейших реконструкций и перестроек, которые неминуемы в ближайшие годы. Среди студентов был объявлен конкурс. В итоге получилось, что в разработке проектов приняли участие 33 студента, представивших 12 проектов, на разработку которых ушел год. По итогам конкурса отобрали два лучших проекта, которые подверглись доработке. В апреле 2005 года представительное жюри остановило свой выбор на проекте под названием «Glänzling». Основным доводом в принятии этого проекта были его энергосберегающие характеристики. В июне 2005 года проект был принят общиной Церматта. Проект окончательно прошел все технические регламенты в 2007 году. По ряду причин строительство пришлось отложить и оно началось через 2 года.
Производство конструкций начато в январе 2009, строительство было начато в марте 2009 и закончено в сентябре 2009. Весной 2010 года были приняты первые посетители.