До нашей поездки Ле Дез Альп оставался последней большой французской зоной катания, где я еще не был и где наверняка стоило побывать. Самый большой в Европе ледник, городок, знаменитый своим летним катанием и особой, 100% атмосферой гор и фaнатов спусков с этих гор, требовал закрыть этот пробел в моем знании о Французских Альпах! Небольшой компанией проверенных персонажей (которых по Высоцкому и стоит брать в горы) мы решительно отправились в наш тренировочно-ознакомительный трип.
До нашей поездки Ле Дез Альп оставался последней большой французской зоной катания, где я еще не был и где наверняка стоило побывать. Самый большой в Европе ледник, городок, знаменитый своим летним катанием и особой, 100% атмосферой гор и фaнатов спусков с этих гор, требовал закрыть этот пробел в моем знании о Французских Альпах! Небольшой компанией проверенных персонажей (которых по Высоцкому и стоит брать в горы) мы решительно отправились в наш тренировочно-ознакомительный трип.
Начало было превосходно. Новый ТУ-204 Red Wings легко и быстро взмыл в небо Внуково. Завтрак и сервис были особенно приятны после январского рейса с авиакомпанией Башкыртостан. Три часа полета и в лучах расцвета, над облаками,показались первые вершины Альп.
В Гренобле нас встречает чудесный гид Мартин, родом из Риги, и уже через полчаса после посадки мы мчим по полям Изера на новом MULTIVAN B5. Мартин много лет работает в Европе, очень весел и эрудирован, великолепный собеседник, уже полгода живет в Альп д'Юэзе, но иногда сильно скучает по оставленным на рижском взморье черному DUCATTI и своей девушке. То, что парень гонщик, становится очевидным после нашего попадания на серпантин. Класс вождения – тоже очевиден, через час с небольшим - мы оказываемся на въезде в Ле Дез Альп.
Городок определенно не мал. Больше Валь д'Изера и Альп д'Юэза. Наверное, чуть меньше Морзина. Город расположен в длину,прогулка по нему займет не менее 15-20минут. В сторону ледника ведут минимум шесть подъемников и практически при любом месте проживания вам не придется идти до подъемника более пяти минут. В сторону Vallee Blanche ведут два подъемника, расположенных в разных краях городка. Было тепло,около +8 и солнечно. Дез Альп очень французкая станция. Множество детей, собак и дизельных автомобилей с французскими номерами. Почти не было машин из других стран. Немного английских номеров и все. Собаки ждут своих хозяев у магазинов, зачастую не привязанные, охотно играя с детьми и прохожими.
Днем было весьма жарко, а вечером попрохладнее, но без ветра. Городок расположен в низине и не прдувается горным ветром. В городке очень свободная и приветливая атмосфера, много баров, сувенирных и спортивных магазинов.
Есть верхняя часть города, Дез Альп1800, если селиться там, то до центра пешком придется идти минут 15 точно. Ближе в Дез Альпу 1800 возвышается 50 метровая искусственная скала для любителей попрактиковаться в альпинизме. Периодически по ней кто-то лазит. Есть еще бассейн и каток. На катке, правда, постоянно видели местных, которые всерьез гоняли хоккей.
Оказавшись в Дез Альпе, сразу понимаешь, что учиться кататься на лыжах стоило несколько раньше. Регион весьма суров –для новичков. В город спускаются черные Valentin и Diable. Черные-пречерные. К вечеру они напоминают муравейник.
Траектории и места падений большинства спускающихся – труднопредсказуемы. Еще есть быстрый траверс-серпантин, где ближе к вечеру начинаются живописные догонялки: отдельные персонажи, спускаясь плугом на скорости 5-10 км/час, весьма затрудняют спуск тем, кто движется раза в три-четыре быстрее. Возможности разъехаться на 4-5 метровом траверсе невелики, в общем получается весьма увлекательно и быстро))). Можно спустится в город на креслах или яйцах. Подъемники из города забрасывают на плато CRETES, расположенное на 2100м. Там есть широкий и не сильно крутой стадион, отлично подходящий для начинающих и для разминки. Одно из немногих мест в регионе, где до вечера не нарывали бугров и можно было хорошо порезать на стабильной и достаточно хорошей скорости. Далее траверсы и подъемники ведут в регион BELLCOMBES. Трассы там достаточно быстры и обладают переменным рельефом, есть ложбины, сбросы, контруклоны. Подходят для среднего уровня и выше. Есть нератраченный спуск. Прямо под подъемником. Поднимаясь, в который раз ломаю голову, зачем масса народа не слишком хорошо катающего идет именно на этот нератраченный и крутой спуск и медленно скоблится по нему. Наверно, это самоутверждение. "Я ОТЛИЧНО КАТАЛ ЧЕРНЫЕ В ДЕЗ АЛЬП!" - скажет он кому-то вечером или вернувшись домой. Вопрос КАК КАТАТЬ - видимо, не стоит. Трассы Toura и Lac Noir рядом с Сноупарком одни из немногих, подойдущих начинающим.
Внизу подъемников Toura расположены два больших ресторана. Весело, съедобно, многолюдно. Сектор Fee, расположенный рядом, интересен, весьма крут, широк и разнообразен по рельефу. Но все спуски реально, скорее, черные, несмотря на обозначение красными. Трассы круты, широки и несомненно понравятся гонщикам спортивного уровня. Также замечательна по рельефу и уклону трасса Thuit2, обозначенная на схеме почему-то как синяя, но имеющая очень переменчивый и крутой рельеф.
В наши даты 10-17 марта, когда, по словам местных, больших снегопадов не было с января, эти склоны были малопригодны для резаного катания. Мгновенный разгон, и требуются большие усилия и точность исполнения, чтобы врезать и удержать лыжу в дуге... По моим ощущениям Дез Альп с его уклоном, в бесснежную зиму разубедит многих самоуверенных гонщиков в их умении делать резаные повороты на красном уклоне. Еще в регионе огромные возможности для внетрассового катания. При наличии снега, даже без Ля Грава, здесь масса кулуаров и еще больше ровных широких, уклонистых неразмеченных полей. Не спец в offpiste, но показалось, что это один из лучших во Франции регионов для внетрассового катания.
В секторе Diable понравилась Vallons2 - хорошая рабочая красная. Вся проходится на раз. Diable 1-3 крутые быстрые спуски. Не видел никого, кто ведет там лыжи на кантах, утром вельвет очень жесток, к 11 уже приличный могул. Было очень интересно, реально ли здесь ставить спуск уровня КМ. Уклон показался не меньше, чем на Face.
С противоположенной стороны городка расположен регион Vallee Blanche.
Отличные тренировочные склоны. Верхние склоны имеют в основном красный уклон, к низу чуть выполаживается. Склоны расположены на солнечной стороне, высоты 1600-2100, и за неделю нашего здесь пребывания Vallee Blanche 4 почти полностью растаяла, а трассы Pied Mouted превращались уже к 11 часам в замечательную, глубокую, тяжелую, мокрую кашу. Впрочем, катание по каше иногда тоже – удовольствие.
Прошлогодняя трава по краям трассы на солнце невероятно нагревалась, можно было просто лечь на нее и загорать. В общем в Валь Бланш свой, особенно теплый микроклимат. Думаю, в одно время на склонах ледника и склонах Валь Бланш разница в температуре может быть до 10-15 градусов. На склонах Валь Бланш есть чудесный ресторан KANATA, вероятно, переделанный в ресторан из старого склада или скотного сарая, что только добавляет ему шарма.
WC в этом месте так вообще уникален. Видевший огромное количество альпийских туалетов Петя, вышел оттуда с глазами-тарелками и подтвердил,что раньше такого не видел. В общем нам полюбилось во второй половине дня, когда на ледниковой половине большинство склонов были разбиты и ухабисты, уходить сюда, в Валь Бланш, для солнечного мочилова по мягкой каше и неспешного кофе в обаятельной KANATA.
Скажу еще пару слов о трассе Mont de Lans. Трасса ведет в расположенный на 1300м городок Монт де Ланс. На высоте 1300 снег лежал только на трассе.
Вокруг было вопиюще жарко. Трасса узкая, среди берез, довольно уклонистый верх, позволяющий разогнаться и резать без срыва, узкие повороты и перегибы середины и низа. Несложная, но интересная трасса, советую посетить.
Теперь о главном впечатлении от региона. Помимо того, что, на мой взгляд, из всех больших французских зон катания в Дез Альп наибольший процент крутых и быстрых трасс, здесь еще самый потрясающий и шикарный Ледник. Не по уклону трасс, а по тому, как он ОГРОМЕН И ВЕЛИКОЛЕПЕН! Ощущение, что это - крыша мира. Огромные снежные поля. Просто огромные. Понимаешь, что если это великолепие когда-нибудь растает, то и горные лыжи, вероятно, не проживут дольше. Увы. Но пока, об этом и речи нет, в этом царстве снега сотни и тысячи поклонников Зимы&Каталки приходят сюда ежедневно, на этот Снежный Алтарь.
Из трасс на Глечере впечатлила Signal 4ка, с середины и вниз она уклониста, быстра и невероятно широка. Еще поразил и порадовал вид на Альп д'Юэз с Ледника. Думаю, на параплане отсюда до д'Юэза лететь минут 10-15, а на вертолете не больше 5, наверное. Удивительно, что две эти замечательные зоны не объединены, получилась бы одна шикарная и большая (500 км трасс) зона Изер. Но, видимо, каждый из городков дорожит своим брендом и Marmotte-ом. Видел в Дез Альпе абсолютно таких же сурков, как и привезенный двумя годами ранее из д'Юэза. Только надпись Le 2 Alps. По живости своих улочек Дез Альп показался мне самым оживленным из мест, где я был во Франции. Очень французское местечко, не помню, где во Франции, я замечал столько именно французов. Несомненно Дез Альп произвел впечатление.
В немалой степени отличным впечатлениям от региона обязан новому снаряду от ROSSIGNOL, незадолго до поездки приобретенному в Альпиндустрии.
Уровень склонов в регионе - один из самых требовательных во Французских Альпах. При наличии снега – огромные уклонистые поля для offpiste. Сноупарк, открытый в сезон, не показался особенным. В Арках и Эспас Килли, по-моему, поинтереснее, но думаю, на Леднике летом создают более сложные и интересные фигуры, благо размер Ледника легко позволяет эксперементировать. Большой и по-французки обаятельный городок. Вечером мы не вылазили на променад, но думаю, что и ночью здесь –не скучно.
В общем, если вы знаете, что в Альпах Изера выпал снег и вы уверенно стоите на лыжах – вам стоит заглянуть в это местечко, думаю, вам понравится!
Даты поездки: 10-17 марта 2012г