На дворе зима, и это — время, когда многие уезжают в южные страны, чтобы полазить по теплым скалам. Особенно популярны тропические скалы над океаном в Тайланде, Вьетнаме, Доминиканской Республике и т.п. Но остерегайтесь слепо доверять шлямбурам, которыми оборудованы скалолазные трассы в этих странах! После нескольких недавних несчастных случаев, UIAA (Международная Федерация Альпинизма и Скалолозания) выпустила предупреждение о риске разрушения шлямбуров (особенно стальных), которыми оборудованы скалолазные трассы в морских, тропических районах.
На дворе зима, и это — время, когда многие уезжают в южные страны, чтобы полазить по теплым скалам. Особенно популярны тропические скалы над океаном в Тайланде, Вьетнаме, Доминиканской Республике и т.п. Но остерегайтесь слепо доверять шлямбурам, которыми оборудованы скалолазные трассы в этих странах! После нескольких недавних несчастных случаев, UIAA (Международная Федерация Альпинизма и Скалолозания) выпустила предупреждение о риске разрушения шлямбуров (особенно стальных), которыми оборудованы скалолазные трассы в морских, тропических районах.
Согласно данным UIAA, первые же исследования на выборке из некоторых скалолазных районов в тропических, морских регионах показали, что 10–20% шлямбуров могут разрушиться при динамической нагрузке от 1 кН до 5 кН! А, как вам известно, номинальная нагрузка на точку страховки при срыве скалолаза составляет как раз 1–5 кН. Стандарты UIAA требуют, чтобы шлямбуры выдерживали рывок минимум в 22 кН.
С официального сайта UIAA: «Вообще, некоторые шлямбуры разрушались уже под весом скалолаза. И все протестированные экземпляры были изготовлены из нержавеющей стали, все соответствовали стандартам безопасности UIAA и имели хорошую репутацию шлямбуров, не подверженных коррозии. Но конкретно в этих регионах шлямбуры гораздо сильнее подвержены коррозии, вследствие близости моря и воздействия круглый год жаркого, влажного климата.»
Некоторые из обнаруженных шлямбуров имели видимые трещины, но иногда следы коррозии и разрушения были незаметны глазу. Внимательно посмотрите на эти фотографии шлямбуров – на них не видны трещины, однако все они разрушились при нагрузке 1–5 кН:
UIAA дает следующие рекомендации при занятиях скалолазанием в тропических, морских регионах:
- Перед тем, как начать лазать в новом районе, мы настоятельно рекомендуем вам пообщаться с местными скалолазами и/или с местными жителями, которые пробивали здесь маршруты, с тем, чтобы на месте убедиться в надежности и качестве шлямбуров.
- В некоторых районах маршруты регулярно переоборудуют. Если установленным шлямбурам и болтам меньше трех лет, то, как показывает опыт на сегодняшний день, вероятность нахождения ослабленных болтов достаточно низка, несмотря на то, что бывали случаи, когда болт вырывался из скалы после 9 месяцев с момента его установки.
- Тем не менее, если вы обнаружили следы ржавчины и коррозии на шлямбуре — это может быть признаком плохого, ослабленного болта. В таком случае, не загружайте этот шлямбур и откажитесь от этого маршрута (опыт полевых исследований показывает, что некоторые болты разрушаются уже под весом скалолаза). Оповестите местных скалолазов/местных жителей, которые следят за состоянием маршрутов, с тем, чтобы они могли проверить и заменить ослабленный шлямбур. Вы также можете заменить шлямбур самостоятельно — пожалуйста, используйте для замены шлямбуры такой же или большей устойчивости к коррозии.
- В качестве превентивной меры предосторожности, мы настоятельно советуем вам не лазить по тем маршрутам в тропических, морских регионах, которые оборудованы шлямбурами с признаками коррозии, и/или если вы не знаете, кто ответственен за оборудование данного скалолазного района, или не знаете, когда был оборудован шлямбурами данный маршрут.
- В отсутствие достоверной информации о надежности шлямбуров от местных жителей, которые поддерживают маршруты в тропических районах, каждый скалолаз должен расценивать прибрежные пробитые маршруты как потенциально опасные, где надежность каждой точки страховки сомнительна — как это бывает в альпинизме.
- В конечном счете, конечно, каждый скалолаз всегда сам несет ответственность за свои решения, которые он принимает в отношении надежности каждого конкретного шлямбура.
UIAA начала масштабное исследование этой проблемы, и первые результаты уже опубликованы на веб-сайте UIAA. Для получения дополнительной информации, прочитайте полную версию предупреждения UIAA и доклад Комиссии по Безопасности (где представлено множество фотографий разрушенных шлямбуров).