Рейтинг@Mail.ru
АльпИндустрия - интернет-магазин туристического снаряжения
Ваш город:
Сиэтл
Ваш город:
Сиэтл
0
0р.
По категориям:

Лыжи для фрирайда: история, виды и технология рокер

(1)
03 октября   |   Сергей Гарибов, бренд-менеджер категории Горные лыжи
Обзоры снаряжения

Фрирайдные лыжи: история, виды и технология рокер

Фрирайд (англ. freeride) — катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии. Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда и горных лыж. Но вместе с тем внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможностью схода лавин.

История появления лыж для фрирайда

Фрирайдные лыжи появились в ответ на потребность лыжников кататься по глубокому снегу. Первоначально для этого использовались обычные универсальные туристические лыжи или лыжи для слалома-гиганта.

Это всё началось до карвинговой революции в горных лыжах, произошедшей в конце 1990-х. Понятно, что они проваливались в глубоком снегу. Соответственно, катание вне трасс требовало очень хорошей техники и физической подготовки. Знаю это, испытал на своей шкуре. Мои первые лыжи, которые у производителя в каталоге числились в категории Фрирайд, имели талию 64 мм, вторые — K2 MODX (2000 или 2001 год, победитель тестов журнала SKI в категории Фрирайд) — имели талию 70 мм. Производители предложили увеличить ширину лыж для фрирайда и сделать их мягче, чтобы они лучше всплывали в глубоком снегу. Следующие мои лыжи — K2 AK ENEMY 2002 года выпуска — имели талию 90 мм и были очень эластичными. (Кстати, это были лыжи для фристайла-бэккантри.) Это был совсем другой уровень.

Автор статьи Сергей Гарибов на фрирайде в Красной Поляне.

На несколько лет ширина 84-95 мм стала эталоном для фрирайдных лыж. Большинство производителей старались сделать лыжу (особенно носок) мягче в продольном направлении, чтобы лыжа лучше всплывала. Но, как говорится, у палки два конца. Поясню. Фрирайдер ведь не всё время катается по идеальным целинным полям. Зачастую powderday случается 4-5 раз в сезоне. Приходится кататься по разбитым склонам, по трассам, по буграм. И тут излишняя мягкость лыж начинает мешать. При катании по разбитым склонам («расколбасу») — а это не менее 50% времени для среднего фрирайдера — мягкую лыжу начинает долбить, она нестабильна, удары от всех неровностей приходят лыжнику в ноги. О том, чтобы пробивать мягкие бугры, не может быть и речи. Что делать? Производители делают лыжи жёстче, особенно лыжи для традиционного фрирайда. Но жёсткая лыжа плохо всплывает. Давайте сделаем её шире! Началась гонка за шириной: 100, 110, 120 мм. Прекратилась она на уровне 130-140 мм. Что же прекратило эту гонку? Это сделал рокер — ранний подъём носка, технология, которая позволила жёсткой лыже с рокером всплывать даже лучше, чем мягкой без рокера.

Технология Рокер (rocker)

Шейн МакКонки — создатель технологии Рокер

Эта технология совершила во внетрассовом катании такую же революцию, как в своё время карвинговые лыжи совершили революцию в катании по подготовленным склонам. За технологию рокер мы все должны быть благодарны Шейну МакКонки (Shane McConkey).

Шейн Макконки (англ. Shane McConkey; 30 декабря 1969, Ванкувер, Британская Колумбия, Канада — 26 марта 2009, Доломитовые Альпы, Италия) — профессиональный горнолыжник, бейсер и скайдайвер. Жил в Скво-Вэлли, в Калифорнии. Начинал с гоночных дисциплин, но потом перешёл к съёмкам в большой серии фильмов об экстремальном горнолыжном спорте. МакКонки часто сочетал спуск на горных лыжах с бейсджампингом. В частности, в 2004 году он совершил бейс-прыжок с Эйгера.

МакКонки придумал революционные лыжи для катания по целине — с обратным боковым вырезом и обратным загибом передней части лыжи (так называемый рокер). Первой такой моделью стали Volant Spatula, позднее были разработаны K2 Pontoon. Также он первым использовал горнолыжные крепления на водных лыжах для использования на Аляске.

Шейн МакКонки погиб 26 марта 2009 года, катаясь в Доломитовых Альпах в Италии. Выполнив двойной бэкфлип, МакКонки должен был воспользоваться вингсьютом — «он уже выполнял этот трюк неоднократно», по утверждению компании Matchstick Productions, в фильмах которой Макконки часто снимался. Но у Шейна возникла проблема с выстёгиванием из лыж. Когда ему всё же удалось от них освободиться, он уже 12 секунд находился в свободном падении, и земля была слишком близко. Отказа парашюта не было — он не успел им воспользоваться.

Шейн МакКонки
Шейн МакКонки.

Что такое технология рокер

Идея заимствована у снарядов, предназначенных для плавания и использующих для выхода на поверхность силу сопротивления воды. Рокер (обратный прогиб) позволяет лыже легко всплывать в глубоком снегу и оставаться на его поверхности, обеспечивая лучшую маневренность, а также более расслабленное катание, схожее по ощущениям с сёрфингом. Чем больше рокер, тем на более мягкий и глубокий снег рассчитаны лыжи.

Рокер можно охарактеризовать множеством способов, обычно используется для этого три специфических параметра:

  • Место расположения рокера на лыже – нос и хвост или только нос.
  • Высота подъёма контактной точки (носа и хвоста или только носа) от плоской поверхности (в миллиметрах).
  • Эффективная длина носа и хвоста или только носа, не контактирующая со снегом при постановке лыжи на плоскую поверхность (в сантиметрах).

Обратный прогиб про-модели Шейна МакКонки K2 Pontoon можно описать следующим образом: рокер 20/40 на носу и хвосте. Это значит, что оба конца лыжи имеют обратный прогиб, и традиционные контактные точки будут находиться на расстоянии 20 мм от плоской поверхности, на которую положены лыжи, и длина рокера составляет 40 см.

Боковой вырез фрирайдных лыж

Радиус бокового выреза лыжи определяет крутизну вашего поворота при закантовке лыжи на определенный угол. Лыжа с большим радиусом бокового выреза пойдет по более широкой дуге и будет более устойчива на больших скоростях, чем лыжа с маленьким радиусом. Лыжи для любителей коротких поворотов при ростовке 165 имеют радиус R=11-12 м, а лыжи для любителей больших скоростей и больших дуг имеют радиус R=17-21 м. Лыжи с радиусом R=13-15 м достаточно универсальны для катания по подготовленным склонам — на них комфортно делать как короткие, так и длинные повороты. Лыжи для целины имеют в основном радиус более 20 м.

При езде по глубокому снегу глубокий боковой вырез считается ненужным и даже вредным, и одно время производители взялись делать лыжи с радикальной геометрией. Например, первая лыжа от компании Salomon, в которой была применена технология рокер и которая так и называлась — Salomon Rocker, при ростовке 192 см имела геометрию 147-127-137 мм и соответственно радиус поворота R=42 м. При этом длина рокера была 70 см!

Salomon Rocker

Более того, для бездонной целины предлагаются лыжи с обратной геометрией («шпатель», англ. Spatula) — эта концепция также была заимствована Шейном МакКонки из водных лыж. Он справедливо полагал, что катание на лыжах по бездонной целине больше всего похоже на катание на водных лыжах.

Первой такой моделью стали Volant Spatula, совмещавшие в себе технологии обратного бокового выреза и обратного прогиба (рокера). В настоящее время ограниченное количество компаний предлагают лыжи с обратной геометрией и рокером для катания по бездонной целине. Надо признать узкую специализацию такой конструкции и трудность спусков на таких лыжах по жестким склонам.

K2 Ponton.

Как уже и говорилось ранее, фрирайд (или фрискиинг в более широком смысле) это не всегда спуски по идеальной целине, ведь зачастую приходится ехать по жестким склонам — и вот тут нужен боковой вырез. Поэтому многие компании отказываются от производства лыж с обратной геометрией, предпочитая им лыжи с комбинацией обратной геометрии и нормального бокового выреза (эту технологию назвали «тайпер» или «тейпер», taper). И снова пионером этой концепции выступил Шейн МакКонки, перейдя из Volant в K2 и создав феноменальную лыжу K2 Ponton с геометрией 160-130-120 при ростовках 179 и 189 см.

Из более поздних и не менее популярных конструкций такого рода можно привести пример Armada JJ и Rossignol S7.

Rossignol S7

Rossignol S7

Rossignol S7.

Rossignol S7 сезона 2011-2012: Геометрия 140-110-118 (178 см), 145-115-123 (188 см).

На рисунке хорошо видно, что в передней и задней части лыжи производитель применил тайпер (в этих же частях применен рокер), чтобы лыжа не зарезалась под снег. В средней части мы наблюдаем глубокий боковой вырез (совпадает с зоной традиционного весового прогиба), который обеспечивает достаточно короткий для фрирайдной лыжи радиус поворота 18 м.

Armada JJ

Armada JJ.

Armada JJ сезона 2011-2012: Геометрия (126)136-115-133(123) | Ростовки: 165, 175, 185 | Радиус бокового выреза: 12, 14, 16 м.

Здесь производитель использует даже специальное обозначение промеров лыжи для обратной геометрии. Лыжа имеет ещё более радикальный боковой вырез, чем S7.

ARMADA ARG

Armada ARG.

Неудивительно, что эти две модели стали бестселлерами. Что касается компании Armada, у них в линейке фрирайдных лыж была, наверное, самая успешная на рынке модель с обратной геометрией — ARG. Это была про-модель Таннера Холла (Tanner Hall), который успешно рекламировал ее в фильме Believe.

Armada ARG сезона 2007/2008: Геометрия (125)135-133-134(120) | Ростовки: 185.

Однако, вышеупомянутые недостатки концепции с обратной геометрией привели к тому, что в сезоне 2012/2013 эта модель была снята с производства и сейчас вообще трудно найти на рынке лыжи с обратной геометрией.

Виды фрирайд-катания

Облегчённый фрирайд

Самый простой и популярный вид внетрассового катания, суть которого заключается в подъёме на гору на подъёмнике и дальнейшем съезде по нетронутому склону вне подготовленных трасс.

Бэккантри (backcountry)

Восхождение в горы, не оборудованные подъемниками, с дальнейшим спуском с них по целинному снегу. Наиболее распространенный вид фрирайда, несмотря на сложность восхождения на вершину горы для старта.

В последнее время наиболее быстро развивающееся направление, чему способствует использование технологий ски-тура для подъёма: облегчённые ботинки и крепления с функцией «ходьба-катание», облегчённые лыжи, камусы. Появился целый класс гибридного оборудования, стоящего на границе фрирайда и ски-тура. Разные компании по-разному классифицируют это оборудование, мне лично нравится термин «фритуринг» (freetouring).

Хели-ски (heli-skiing) и хели-бординг

Заброс лыжников или сноубордистов на вершину горы с помощью вертолёта. Дорогое развлечение, а в некоторых местах нашей планеты запрещённое.

Сноукэтскиинг (snowcat skiing)

Заброс лыжников или сноубордистов на вершину горы с помощью сноукэта — ратрака с пассажирской кабиной. При этом, развлечение менее дорогостоящее, чем хели-ски.

В последнее время вместо термина фрирайд всё чаще используют термин фрискиинг. Это более широкое понятие, включающее в себя фрирайд, фристайл-бэккантри и парковый фристайл (нью-скул). В рамках этого раздела для нас важны первые два типа катания: классический фрирайд и фристайл-бэккантри.

Фристайл-бэккантри

В двух словах – это исполнение трюков (фристайл) на естественном рельефе, то есть те же прыжки, которые ньюскулеры исполняют в парке на фигурах (халф-пайп, биг-эйр, слоуп-стайл), исполняются с естественных скал, наддувов и т.д. Почему мы об этом сейчас говорим? Потому что производители предлагают специальные широкие лыжи для фристайла-бэккантри, и они зачастую выделены в каталогах в отдельный подкласс (не всегда, но бывает). Зачастую производитель меняет иерархию в своём каталоге от сезона к сезону и переносит лыжи из категории Фрирайд в Фристайл-бэккантри и наоборот. Чтобы не морочиться, лыжи фристайл-бэккантри всех производителей в АльпИндустрии включены в категорию Фрирайд. 

Мы остановимся на этом месте подробнее и разберемся, почему же лыжи для фристайл-бэккантри включены в категорию фрирайда и чем они отличаются от классических фрирайдных лыж.

Лыжи для фристайла-бэккантри

Лыжи для прыжков со скал, карнизов и наддувов.

Я отношу их в категорию фрирайд, потому что большинство начинающих фрирайдеров (да и не только начинающих) выбирают эти лыжи для того, чтобы просто кататься по глубокому снегу. Поэтому многие производители также сливают разделы Фрирайд и Фристайл-бэккантри в один, и называется он у всех по-разному, у кого-то «Фрирайд», у кого-то «Фрискиинг».

От классических фрирайдных лыжи для фристайла-бэккантри отличаются, в первую очередь, своим целевым назначением, а оно в свою очередь определяет остальные различия. Ведь трюки на естественном рельефе часто требуют от лыжника исполнять вращения и приземлятся спиной вперёд.

Различия между лыжами для фристайла-бэккантри от классических лыж для фрирайда

Фрирайд в Красной Поляне

1. Фристайл-бэккантри лыжи — твинтипы (рассчитаны на приземление спиной вперед). Классические фрирайдные лыжи часто имеют лежачую пятку.

2. Крепления на этих лыжах по сравнению с классическими фрирайдными лыжами сильно смещены вперёд, часто по геометрическому центру (для облегчения вращения лыж при трюках). Побочный эффект — повышенная маневренность по сравнению с классическими фрирайдными лыжами. На классических фрирайдных лыжах крепления часто сдвигают назад, чтобы сделать носок длиннее, чтобы лучше всплывал в глубоком снегу или чтобы сместить центр давления назад (пятка тонет, носок всплывает).

3. Распределение жесткости. Лыжи для фристайла-бэккантри имеют мягкую длинную пятку для того, чтобы можно было легче приземляться спиной вперед, и относительно жесткий носок. Классические фрирайдные лыжи имеют длинный мягкий носок для обеспечения легкого всплывания и жесткую пятку для обеспечения скоростной стабильности.

4. Боковой вырез и радиус поворота. Лыжи для фристайла-бэккантри имеют больший боковой вырез и, соответственно, меньший радиус поворота по сравнению с классическими фрирайдными лыжами. Возможно, это было сделано, потому что ньюскулеры (фристайлеры), которые стали прыгать в целине, стремились к более универсальным лыжам (позволяющим эффективно кататься и в парке, и на подготовленной трассе, и в лесу), чем олдскульные фрирайдеры, лозунг которых звучит как «Off piste all the time». При езде по глубокому снегу на высоких скоростях большими дугами считается, что глубокий боковой вырез мешает — лыжа начинает зарезаться под снег и становится нестабильна на скорости.

5. Рокер. На лыжах для фристайла-бэккантри используют как передний рокер (tip rocker), так и задний рокер (tail rocker) — так называемая технология двойного рокера. Иногда лыжа даже не имеет посредине зону весового прогиба, это называют обычно полным рокером (Full Rocker). Это обусловлено необходимостью приземлять прыжки спиной вперёд. На классических фрирайдных лыжах, как правило, используют только передний рокер. Побочный эффект двойного рокера — увеличение маневренности в глубоком снегу. Возникает эффект, подобный карвингу на подготовленном склоне. За счёт двойного рокера лыжа как бы предварительно изогнута, надо лишь слегка закантовать лыжу, и она сама идет по дуге.

Необходимо отметить и недостатки двойного и полного рокера. Двойной рокер очень сильно уменьшает контактную длину лыжи и уменьшает скоростную стабильность. Двойной рокер мешает выполнять торможение в стиле «хоккейной остановки» и контролирующие повороты в стиле годиль-торможение — при попытке выполнить этот прием вместо торможения лыжи просто уходят на меньший радиус поворота. Поэтому большинство фрирайдеров-профессионалов (гидов, соревнующихся спортсменов) предпочитают классические фрирайдные лыжи с передним рокером.

На фото наш автор и переводчик Святослав Рычков на фрирайде в Красной Поляне.

Для чего нужны фристайл-бэккантри лыжи

Перечисленные отличия делают фристайл-бэккантри лыжи весьма привлекательными для большинства лыжников (начинающих и продолжающих фрирайдеров). Эти лыжи более маневренные, соответственно, менее требовательны к технике, они более универсальны, чем классические фрирайдные лыжи.

Одними из первых лыж, которые появились в России и сделали революцию во внетрассовом катании, стали Salomon Pocket Rocket и Rossignol Scratch. Эти лыжи сделали катание по глубокому снегу доступным для огромного количества лыжников, которые раньше об этом и мечтать не могли. Современные образцы бестселлеров этого класса — Atomic Bent Chetler и Movement FLY 125. Надо понимать, что большинство лыжников не прыгают со скал на этих лыжах и не крутят трюки с приземлением спиной вперёд.

Классификация лыж для фрирайда

Фрирайд в Красной Поляне

Сергей Гарибов во время внетрассового катания на Камчатке.

Чтобы легче разбираться во всём многообразии фрирайдных лыж, я придумал для себя весьма условную и простую классификацию. Все лыжи, вне зависимости от того, для фрирайда они или для фристайла-бэккантри, я разбил на 4 большие группы в зависимости от рельефа и состояния снега, при котором они будут использоваться:

All-mountain freeride (универсальные фрирайдные лыжи)

Как видно из названия, предназначены для катания по самому разнообразному снегу: подготовленная трасса, разбитый снег, мягкие бугры, глубокий снег. Надо понимать, что на подготовленной трассе они уступят специализированным карвинговым и all-mountain лыжам, а в глубокой целине (Красная Поляна, Япония, Западное побережье США и Канады) уступят Powder freeride лыжам. То есть идеальное состояние снега для этих лыж — разбитый снег или неглубокая (10-30 см) целина.

В соответствии с предназначением эти лыжи имеют как правило не очень большую ширину 98-112 мм, короткий радиус поворота 16-24 метра, обычно низкопрофильный передний рокер и весовой прогиб под ботинком. В последнее время для увеличения маневренности в этих моделях стали использовать низкий задний рокер. Как правило, используется тейпер. Иногда встречаются модели с полным рокером, например Volkl Mantra.

Для примера приведу наиболее типичные модели из этой группы: Atomic Backland FR 102Atomic Backland FR 109Black Crows Navis, Fischer Ranger 108, Movement GO 106, Salomon QST 106Rossignol Soul 7 HDDPS Wailer A112 AlchemistDPS Wailer 106 Alchemist.

Powder freeride (фрирайдные лыжи для глубокого снега)

Предназначены, в основном, для катания по глубокому (20-100 см) снегу. Не очень хорошо работают при катании по жёсткому склону или по буграм. Для обеспечения лучшего всплывания в глубокой целине лыжи имеют большую ширину 114-130 мм и длинный высокий передний рокер. Также часто используется задний рокер, есть модели с полным рокером. Практически всегда используется тейпер. Большинство лыж для глубокого снега —это лыжи фристайл-бэккантри. Радиус поворота большой — 24-35 м.

Для примера приведу наиболее типичные модели из этой группы: Atomic Bent Chetler, Movement FLY 125, Salomon QST 118Rossignol Super 7 HDDPS Lotus 124 Alchemist.

Big mountain freeride (фрирайдные лыжи для больших гор)

Лыжи, которые едут везде. Усиленная версия All-mountain freeride лыж. Предназначены для спусков в больших горах (например, вулканы Камчатки, Аляска, регион Шамони, Приэльбрусье), при которых снежные условия в зависимости от высоты могут меняться от жёстких ветровых застругов к глубокой целине и далее, вплоть до весенней каши. Лыжи, которые используют в соревнованиях по фрирайду.

Эти лыжи обычно шире, длиннее и жёстче All-mountain freeride лыж. На них труднее кататься. Они требуют совершенного владения горнолыжной техникой, хорошей физической формы и высокой скорости (на малой скорости они воспринимаются плохо управляемыми). Имеют ширину 108-120 мм, передний низкопрофильный рокер, иногда задний низкий рокер для увеличения маневренности, ещё реже полный низкий рокер. Обычно применяется тейпер. Лыжи часто усиливаются титаналом (1-2 листа) или карбоном.

Для примера приведу наиболее типичные модели из этой группы: Black Crows CorvusAtomic Backland FR 117, Movement GO 115, Fischer Ranger 115 Xti.

Freeride backountry (облегчённые фрирайдные лыжи для фритуринга)

Лыжи, конструкция которых облегчена путем использования высокотехнологичных материалов и лёгкой древесины, предназначенные для подъёма в гору с использованием камуса, специальных креплений и ботинок с функцией ходьба/катание.

Для примера приведу наиболее типичные модели из этой группы: Salomon MTN LABBlack Crows Corvus Freebird, Movement GO 106, большинство моделей DPS.

 

All-mountain freeride

Powder freeride

Big-mountain freeride

Ширина

Небольшая: 98-112 мм

Большая: 114-130 мм

108-120 мм

Радиус поворота

Короткий: 16-22 м

Большой: 24-35 м

Большой: 21-35 м

Передний рокер

Обычно низкопрофильный. Весовой прогиб под ботинком.

Длинный и высокий. Весовой прогиб под ботинком. Или полный рокер.

Низкопрофильный. Весовой прогиб под ботинком. Или низкопрофильный полный рокер.

Задний рокер

Низкий. Используется в последнее время для увеличения маневренности.

Часто используется, реже — полный рокер.

Иногда используется низкий задний рокер для увеличения маневренности, реже — полный низкий рокер.

Тейпер

Как правило, используется.

Почти всегда используется.

Как правило, используется.

Модели с двойным рокером

Редко

Atomic Bent Chetler, Movement Fly 125

Fischer Ranger 115 Xti

Модели с полным рокером

Редко. Volkl Mantra.

Black Crows Nocta

Movement GO 115

Особенности

Часто усиливаются титаналом (1-2 листа) или карбоном

 

Сергей Гарибов - эксперт АльпИндустрии по горным лыжам

Об авторе

Сергей Гарибов

  • Рост: 167 см
  • Вес: 77 кг
  • Физические кондиции: хорошие
  • Стаж катания: с 1978 года
  • Фрирайд: с 1999 года
  • Средний накат за сезон: 20 дней в больших горах
  • Любимый регион катания: Красная Поляна

Фотографии из личного архива Сергея Гарибова.

Статья впервые опубликована в октябре 2013, обновлена в октябре 2017.

Читайте также

комментарии к статье
Артем 09.12.2013
Жду обзора лыж фирмы MOVEMENT, оч интересно узнать как себя ведут!
Оставьте комментарий


* ваша оценка

(.jpg .png .gif), не больше 2Mb


Пожалуйста, дождитесь завершения отправки формы

Мы всегда открыты для обратной связи
Задайте вопрос
Помогите нам стать лучше, поделитесь своим мнением. Есть любые вопросы? Мы оперативно ответим на них.
Напишите нам
Подпишитесь на наши новости
Только полезные новости и не чаще 2 раз в неделю — статьи экспертов, обзоры снаряжения, спецпредложения.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Следите за новостями горного outdoor и событиями АльпИндустрии и обсуждайте их с единомышленниками.
Болеем горами. Надеемся заразить вас!
Сергей Зон-Зам, президент компании, основатель и бессменный лидер АльпИндустрии, взрослел в горах
Мы не продаем, мы советуем
Сергей Ковалев, директор по развитию, МСМК, покоритель Эвереста и сложных вершин по всему миру
Ваша безопасность — наша работа
Сергей Камбалов, гид, КМС, I уровень канадской лавинной подготовки, 13 лет работы гидом в хели-ски и 18 во фрирайде