19.10.2015

Альпинисты рассказали о первовосхождении на Тулаги (7059 м)

12 минут на чтение

VK TG

Валерий Шамало, Руслан Кириченко, Александр Гуков и Иван Дождев о восхождении на вершину в Непале.

Этой осенью одним непройденным семитысячником в мире стало меньше. Команда альпинистов из Санкт-Петербурга — Валерий Шамало, Руслан Кириченко, Александр Гуков и Иван Дождев — первой сумела совершить успешной восхождение на вершину Тулаги в Непале (7059 м).

О том, как это было, альпинисты рассказали сотруднику АльпИндустрии Валерии Горфиной.

  

Неприступная Тулаги

Гора была открыта непальскими властями для восхождения относительно недавно — в 2003 году. Считается, что такое название горе дали японцы, которые первыми попробовали взойти на нее в 2008 году (возможно, по названию острова Тулаги на Соломоновых островах, сложенного из пирокластов — обломочных горных пород разных размеров — прим.ред.).

Тулаги — это сложно. Здесь много ледников, вызывающих лавины, и крайне сложно найти безопасный путь. Шесть предыдущих попыток покорить Тулаги не были успешными. А там, где никто раньше не был, всегда хочется побывать. Кроме того, нам было интересно найти такой путь к вершине, который увенчался бы успехом.

Первая попытка: 6200

Идея взойти на Тулаги возникла у Валерия Шамало и Руслана Кириченко еще во время восхождения на Манаслу (8156) в 2013, а в 2014 случилась первая попытка, которая оказалась неудачной.

Зашли с той же стороны, что и японцы, акклиматизировались на склонах Манаслу, потом один из участников заболел. Мы точно не могли поставить диагноз, но решили перестраховаться, потому что накануне его укусил клещ — жизнь человека важнее рекордов. Мы дошли примерно до 6200, когда ему стало плохо, а на высоте все болезни развиваются в худшую сторону. Мы приняли решение спускаться. Через несколько дней ему стало лучше, но время было упущено. Экспедицию свернули.

Вторая попытка: лавина

На этот раз Валерий Шамало предложил идти с запада. Все согласились. Описаний не было, ориентировались на Google map. Хотя до нас явно кто-то пытался: внизу на 5100 мы нашли остатки экспедиций. Может, это были просто туристы. 

Из непредвиденных обстоятельств, нас постигло недоумение и разочарование, когда поставили последний лагерь. Были уверены, что поставили палатку правильно: за трещиной, она была очень большой, метров 10 в ширину и где-то 100 в длину. Этого достаточно для схода лавин. Каково же было наше удивление, когда пришли и увидели кучу снега. Руслан вспоминает, как смотрел на это, а в голове вертелось одно: «Гора не пускает. Дала пинок. Придется возвращаться домой».

Лавина была, судя по всему, огромной, потому что от трещины не осталось и следа. Палатку нашли достаточно быстро, метрах в 20-30 от того места, где установили. Но самое нужное было не в палатке, самым нужным было то, чем палатка была закреплена, — ледовые инструменты. Где-то через 4 часа на глубине 1,5 м нашли первый инструмент. Если бы поиски не увенчалась успехом, то и восхождение мы не смогли бы совершить. Это просто невозможно без инструмента. Во всем остальном обстоятельства складывались прекрасно.

Технические трудности

Основной трудностью для нас было отсутствующее описание маршрута. Тяжело найти такой подход к этой горе, чтобы над тобой ничего не висело. Некоторые участки проходили наугад, потому что в бинокль всего не видно. Где-то проходилось лезть, где-то находили маленькие проходики. У портеров была информация, что где-то в этом углу есть проход и мы попробовали этот путь.

Тулаги — не самое сложное восхождение по трудности (крутых стен, к примеру, на маршруте нет), но оно опаснее многих других вершин, ибо сверху постоянно что-то летит и особо негде ночевать. Ты получаешь 2 дня непростого подхода по неоднозначному рельефу, потом надо решить ледопад-ребус: искать, куда пойти, потом упереться и искать по второму кругу. А помимо прочего на ледопаде нам приходилось пользоваться инструментом (которого после лавины у нас осталось всего 2 комплекта) по очереди: один пролез — кинул другому.

Маршрут

Внизу в базовом лагере было намечено 4 маршрута, они долго обсуждались, а линия спуска была выбрана одна, и все с ней согласились. Поскольку снаряжение было не полным после схода лавины, мы остановились на более простом, логичном пути, чем планировалось ранее. Мы были нацелены на победу, хотя по факту это было рискованно. Есть визуальная длина, но рассчитать скорость и сложность весьма проблематично, потому как неизвестно, что ждет тебя за углом.

Когда смотрели на маршрут снизу, никогда бы не подумали, что с этого небольшого скального пояса может что-то лететь. Внизу не было темных пятен. Вышло солнце — и полетело! От крупных камней уворачивались, мелкие отбивали руками. Ване сильно разбило лоб, кровь долго не останавливалась.

У нас было 2 промежуточных лагеря: на 5100 и 5800. Мы должны были ночевать в лагере на 5800, но его снесло лавиной.

На маршруте нам пришлось изрядно потрудиться. Начали восхождение еще в темноте, где-то в 4 утра, чтобы пройти за один день. Маршрут выбрали этот, так как правее сошла лавина, а здесь хотя бы ничего крупного над нами не висело. До гребня ушло примерно 14 веревок, на самых крупных ледовых веревках — до 5 точек (ближе к скальному поясу).

Ночевали на гребне, где-то на 6700 м (высота примерная, так как навигатора у нас не было —  экономили вес, ориентировались на данные часов). Валера не хотел ночевать под сераком, потому что у него был неприятный опыт в прошлом году. Он вырыл себе ямку и спал сидя. «Ну должен же быть кто-то, кто вас будет откапывать, да и вчетвером в этой палатке было бы тесно!», — вспоминает Валерий.

Кстати, у многих вызвало вопросы, почему по гребню ребята пошли не в связке. «На самом деле, мы взяли с собой на маршрут минимум, хотели пройти быстрее, а на последнем участке перед вершиной отказались от веревок еще и потому, что там все было просто», — говорят члены команды. «Если по такому гребню идти в связке, то вместо одного упавшего будет двое — вдвоем на таком рельефе шансов улететь гораздо больше», — подчеркивает Руслан Кириченко.

Победа: тактика и везение

Руслан вспоминает, пока шли, в голове все время вертелось: «А вдруг мы придем на вершину, а там банки пивные и следы. Вдруг, кто-то до нас побывал?..» Ведь теоретически дойти до вершины могли белорусы (Николай Бандалет и Сергей Белоус из минского клуба «Хан-Тенгри» пропали на Тулаги в мае 2011, последний раз они выходили на связь в двух веревках от вершины, шли с юга — прим.ред.), и если найдут их камеры и записи, это можно будет доказать.

Идем — гребня все нет и нет… И вдруг, вот она, вершина! Валерий Шамало в тот момент запретил членам команды кричать от радости — боялся, что кто-то зазевается и упадет. Но эмоции буквально захлестывали! Ведь два года подготовки не прошли зря, а кроме этого нам так повезло с погодой.

Во время акклиматизации подхода погода была настолько плохая, что невозможно было ничего увидеть на расстоянии 50 метров. Ставили туры, но на обратном пути все равно терялись, а вот так возьмешь правее тура — там расщелина. Ориентировались в основном на следы баранов. Крутизна такая, упадешь — улетишь. Человеческих троп нет, т.к. люди в таком количестве там не ходят.

В 2014, когда восходили с той стороны, была тропа, не очень хорошая, но она была. И куча обезьян. Правда, после этой тропы — и бурелом и «лунный рельеф» в виде неудобных камней и тому подобного. Что с той стороны два дня подхода, что с этой три (здесь где-то час прошли по тропе, а дальше бурелом).

Команда

Изначально команда формировалась из тех, кто просто может поехать, ведь такое путешествие бюджетным не назовешь. Конечно, выбирались люди с опытом. Все мы знали друг друга. Сомнений в компетентности не было ни у кого, не было вопросов по физическим возможностям.

Есть такой раздел «Психология альпинизма», в нем подробно рассматриваются взаимоотношения в группе. У нас так получилось, что все решения принимались командной, а не кем-то одним. Работали очень слаженно. Был создан тактический план, исходящий из неудачного опыта восхождения в 2014. В прошлом году у нас также было запланировано 2 лагеря, но мы сделали слишком большой перерыв после акклиматизации. Это нас расслабило. Выдержанный тактический план — половина результата.

Каждый участник тренировался по своему индивидуальному плану. Сбор снаряжения проходил в основном по интернету: обсуждали список, советовались, что лучше взять.

Применительно к участникам успешной команды должны работать несколько факторов: общее желание залезть именно на эту гору, финансовые возможности и психологическая совместимость. Почему в Европе ходят больше в одиночку? Очень сложно совместить все эти факторы. В большинстве своем командный опыт есть у россиян. В команде много плюсов: топтать следы, делать лагерь, дешевле обходится поездка (да тот же джип арендовать, чтобы доехать). Люди должны быть способны к компромиссу, а если идти на принципы, то шансов организоваться мало.

Дальнейшие планы

Мы планируем установить рекорд Гиннеса и совершить прорыв в автоальпинизме, осуществив беспрецедентное автовосхождение на вершину Музтагата (гора на Памире, расположенная на территории Китая — прим.ред.). Высшая точка восхождения — 7546 м. Подробности можно найти на нашем сайте highrisemotors.net.

Это будет что-то новое!

 

Немного фотографий с маршрута от покорителей:

 

 

 

Беседовала Валерия Горфина

 

 

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Если наши менеджеры не смогут помочь вам в решении какого-либо вопроса — напишите директору интернет-магазина Потаповой Екатерине

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

vk yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
vk yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Откуда вы узнали о нашем магазине?


Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Вы авторизованы