19.08.2016

Восхождение на Эльбрус с Севера: рассказ о первой вершине

20 минут на чтение

VK TG

Рассказ нашего сотрудника Владимира Никуличкина, для которого корпоративное восхождение на Эльбрус с Севера увенчалось успехом и подарило первую в жизни вершину.

Того, кто приходит в АльпИндустрию не альпинистом, АльпИндустрия альпинистом делает. Читайте рассказ нашего сотрудника Владимира Никуличкина, для которого корпоративное восхождение на Эльбрус с Севера увенчалось успехом и подарило первую в жизни вершину. С Горой!

«Если ты уверен, что впереди тебя ждет победа – вступай в бой!».

Сунь Цзы так сказал, а уж он-то знал об этом куда больше тебя, дурная твоя башка. 

Первое мое знакомство с горами, и это тоже был Эльбрус, состоялось ровно год назад. Мы ходили с коллегами из АльпИндустрии по классическому маршруту с Юга, хотя, признаться, ходьбы было не очень-то и много, но даже подъемники и ратраки не смогли заменить нормальную акклиматизацию и компенсировать недостаток кислорода на высотах больше 5000 метров. И я слился с маршрута, едва выйдя на седловину (5300 м). Но самое ценное я оттуда все-таки унес — опыт.

Сергей Шкурат, директор московской розницы АльпИндустрии, и Владимир Никуличкин, интернет-маркетолог, на Восточной вершине Эльбруса 12 августа 2016.

На этот раз получилось подготовиться немного получше, как по физической форме, так и по некоторым деталям снаряжения. Тот факт, что идти придется с Севера, сначала никоим образом меня не пугал, гора то одна и та же. Да и восхождению на этот раз предшествовали дополнительные дни в горах, которые мы провели за подготовкой и проведением гонки ADIDAS ELBRUS WORLD RACE на дистанции 112 км Elbrus Mountain Race. Это тоже давало определенные надежды на то, что на этот раз получится куда лучше адаптироваться к высоте.

Но в итоге все получилось не совсем так, как планировалось (как будто вообще бывает наоборот).

До восхождения у меня получилось побывать только на высоте около 3200 м на Поляне грибов, а большую часть времени и вовсе пришлось провести на поляне Эммануэля (2600 м) и на переправе у реки Кызылкол, в то время как большинство коллег на своих участках успели сходить на высоты порядка 3700 м. У меня на перевал сходить не вышло, потому что первая команда Fast'n'light, Яков Френклах и Константин Иванов, оказалась ну очень быстрой. Мы едва успели поставить лагерь у реки и прилечь, прикидывая сколько можно поспать, как окрик «Есть кто живой?» заставил бегом отправиться к переправе, чтобы помочь команде лидеров попасть на другой берег реки.

Да и вид на гору с поляны неоднозначно намекал, что на этот раз задача стоит куда более трудная, нежели я прикидывал, исходя из своего «южного» опыта. А в итоге все оказалось еще сложнее.

Волонтеры из числа сотрудников АльпИндустрии трудились на самой длинной дистанции гонки — Elbrus Mountain Race, протяженностью 112 км и набором высоты 4000 м. Организовали переправы через бурные реки и в любое время дня и ночи встречали спортсменов в Северном и Западном лагере. Здесь участники гонки могли перекусить, выпить чаю или Кока-колы, переодеться в сухую одежду и обувь, перевести дух и немного поспать.

Восхождение на Эльбрус с Севера. День первый. Выход к штурмовому лагерю

9 августа. К выходу в сторону штурмового лагеря на высоту 3700 м я отлично себя чувствовал, даже забрал у своих соседей по палатке саму палатку и весь газ, а утром получил в придачу от Сергея Шкурата веревку. Ну, мол, когда весишь 110 кг, это накладывает определенные моральные обязательства перед «братьями меньшими». Получилось, по моим прикидкам, что-то порядка 28-30 килограммов, с которыми мне впервые в жизни предстоял несколько больший переход, чем от такси до стойки регистрации в аэропорту.

Подход к штурмовому лагерю 3700 на Эльбрусе

Первая часть маршрута прошла отлично, я бодро скакал по обезьяньей тропе. А вот с началом затяжного монотонного подъема дела мои заметно ухудшились. Я узнал о существовании мышц-стабилизаторов, которые крепко нагружаются только при ходьбе с рюкзаком и совершенно не готовы к такому безудержному веселью. Когда нормальная дорога закончилась и начались огромные камни, я окончательно обосновался в самом конце группы и просто старался не упасть. В конечном счете, мы успешно добрались до искомого места и установили лагерь недалеко от начала ледника. Расстояние до видимых вершин и масштабы впечатлили еще больше, чем при виде снизу.

Подход к Северному приюту на Эльбрусе

Восхождение на Эльбрус с Севера. День второй. Ледовые занятия на скалах Ленца

10 августа. Собравшись утром, мы выдвинулись на ледник, обулись в кошки и, немного пройдя вверх, провели ледовые занятия, где ходили в связках и освежали в памяти навыки пользования ледорубом. При хождении в связках стало ясно: насколько же рулит техника и как важен верно выбранный темп движения, которого могли бы придерживаться все люди на одной веревке. Краткие инструкции, которые Хрон (Игорь Пехтерев, инструктор Горной школы АльпИндустрия, гид команды на Эльбрусе — прим. ред.) успел дать нам на пути к Северному лагерю, заиграли новыми красками, хотя на первый взгляд и звучали не слишком уж убедительно. Ну чего он втирает, неужели я ходить не умею?

Движение напоминало начальную сцену из фильма «Джанго освобожденный», где скованные цепями рабы послушно бредут друг за другом — и такая вот самоирония немного облегчала путь. Но скалы все никак не желали приближаться, а люди, спускавшиеся сверху, со своими рассказами явно бы не заняли призовые места на конкурсе ободряющих историй.В итоге мы добрались до самого начала скал, там уже очень прилично задувало, и мы переместились ниже, к брошенному вертолетному шасси, откуда после небольшого отдыха начали спуск.

Я ожидал, что без большого рюкзака дела мои пойдут в гору, но легче не стало и теперь я страдал из-за высоты, местами откровенно задыхаясь. Рваный темп ходьбы в связке с периодическими остановками отнимал очень много сил и заставлял совершать массу лишних движений.

Вечером мы все собрались в ожидании новостей по прогнозу погоды. По первоначальному плану, мы должны были выйти на штурм с 3700 м в полночь этого же дня, то есть практически без отдыха, потому что на следующие дни хорошей погоды не ожидалось. Не оставив себе иного морального выбора, я даже собрал штурмовой рюкзак и приготовил необходимую одежду. Но прогноз в итоге сыграл на руку: погодное окно сместилось на день, который можно было потратить на отдых, восстановление сил и дополнительную подготовку. Все, кто уже начал тихо паниковать, облегченно выдохнули.

Восхождение на Эльбрус с Севера. День третий. Отдых

11 августа. Третий день мы все провели за подготовкой. Несколько человек заранее отказались от восхождения, оценив свои силы после тренировочного выхода на скалы Ленца (4500). Лучшие образцы их снаряжения разошлись по команде восходителей. Мне вот, к примеру, достался термос (своего у меня не было), который в определенный момент спас ситуацию. Сбор был назначен на 23:00. В 16:00 мы легли, и я честно попытался уснуть, но потом началась гроза с внушительными спецэффектами и немного скорректировала мои планы.

К назначенному часу небо было чистейшим и звездным, согласно прогнозу. Все принялись собираться, были крайней серьезными и обменивались друг с другом лишь короткими фразами. Я, по старой традиции, провалялся лишних двадцать минут и совсем не успел ничем «позавтракать», просто схватил пару маленьких сникерсов, а на чай или просто поиски воды времени уже не было. В назначенное время мы стояли в обвязках с рюкзаками и при свете фонариков слушали финальный инструктаж Хрона перед выходом. Ровно в полночь мы уже были в связках и начали двигаться по вертикали в сторону восточной вершины.

Проверка связи на Эльбрусе

Штурм Восточной вершины Эльбруса. Шасси

По прошлогоднему опыту я уже знал, что сейчас предстоит довольно монотонная часть приключения, где в свете фонарика можно будет рассмотреть и изучить подробные детали обуви впереди идущего. В связке все было даже прозаичнее, была видна лишь красная линия веревки на снегу, по которой я шел, словно по gps-треку.

Скоро я осознал, что шоколадки, которые я даже ничем не запивал, были большой ошибкой — очень, очень, ОЧЕНЬ захотелось пить.

От мысли, что в рюкзаке за спиной находится полтора литра колы и термос с кислым чаем, а останавливаться никак нельзя, становилось еще грустнее. В итоге я шел и занимался мысленными расчетами о том, сколько мы могли уже пройти и где же будет первый привал.

В какой-то момент стало очень неприятно задувать. Моя комбинация термуха-флис-штормовка начала крайне огорчать, а легкие сжимались, намекая «Чувак, а ты знаешь, как мы умеем воспаляться, нет, ну, серьезно?». Но ветер как-то быстро закончился, словно у него проснулась совесть, и движение продолжилось в комфортном диапазоне температур.

Я был очень удивлен, когда свет фонарей первой связки повернулся в нашу сторону и глаза выхватили из темноты знакомые очертания полки, на которой было то самое шасси от разбившегося вертолета. Это сразу дало довольно много пищи для размышлений: можно будет попить, мы довольно недурно продвигаемся (особенно по сравнению с первым нашим выходом в сторону этого же места), а я, вроде как, совсем и не устал. Отдохнув минут 10-15 и слегка перекусив, мы всей группой снова двинулись наверх. Я был в отличном настроении, хоть и не подозревал, где же и когда будет следующая остановка.

Соло на ледорубе.

Штурм Восточной вершины Эльбруса. Скалы Ленца

Теперь я чувствовал себя куда легче и стал больше смотреть по сторонам: падающие звезды, цепочки фонариков ниже, огни городов... Несмотря на темноту, я понимал, что все, что выше входа на скальную гряду, для нас terra incognita и можно начинать ждать сюрпризов. И без них не обошлось. Миновав один ну-очень-крутой подъем, мы вышли на какой-то «балкон», где все впереди идущие уже собрались на привал и разговаривали, почему-то, шепотом. Оказалось, что мы окружены палатками штурмовых лагерей тех, кто собирается на штурм с этой точки.

Некоторым нашим уже успело стать не по себе от высоты, но виду никто старался не подавать. Я был в отличном расположении сил и духа, даже немного разыграл одну нашу девочку, сказав ей, что проснувшихся альпинистов видит только она (Саша, прости!). А на горизонте, тем временем, уже начинала появляться розовая полоска света, намекавшая на близость рассвета и полноценное начало следующего дня.

Когда все связки снова тронулись вверх, нам предстоял очень крутой подъем, да еще и по снегу — приходилось тратить больше сил. Скорость упала, а справа подобралась еще одна группа и начала нас обгонять. Подъем всем давался очень нелегко, даже наш опытный ведущий несколько раз останавливался. Меня же, напротив, переполняли внезапно откуда-то взявшиеся силы, а из «высотных штучек» у только пару раз появлялся звон в ушах. В какой-то момент я отчетливо услышал фрагмент какой-то радиопередачи или вроде того, а потом еще и еще. Заметил, что звук появлялся в тот момент, когда штычок ледоруба входит в снег, но скрип этот уж слишком был похож на радио.

Некоторое время я пребывал в размышлениях на тему «Мой ледоруб принимает радиосигналы — как с этим жить», которые позже все-таки отбросил, когда в голове более-менее прояснилось.

Подъем подходил к видимому концу, а солнце уже показалось из-за линии горизонта. Добравшись до скал, где остановилась обогнавшая нас группа, мы встретили рассвет на высоте чуть больше 4800 м. Одно это зрелище уже стоило того, чтобы идти наверх холодной ночью. На этой прекрасной ноте нас покинула тройка участников, и связки пришлось немного переиграть. Гора хитро скрывала дальнейший маршрут, показывая только досягаемую его часть.

Теперь и я почувствовал некоторую усталость. Дыхание иногда перехватывало от порывов ветра, и, несмотря на появившееся солнце, пришлось утеплиться перед тем, как двигаться дальше наверх.

Тронулись мы довольно бодро, но, как оказалось, уже больше половины состава двигались исключительно на морально-волевых ресурсах и нежелании отступать. Следующие два часа прошли в напряженной борьбе, а меня стали посещать иллюзии близости к цели. Вырулив на очередной скалистый «балкон», мы остановились и предприняли попытку перекусить, но самочувствие позволило сделать это очень немногим. Достаточно большое количество внезапно образовавшейся свободной еды просто не могло пройти мимо меня.

Часы и приборы показывали высоту порядка 5100 м, что означало, что видимая близость вершины довольно обманчива, и нам предстоит преодолеть еще, по меньшей мере, четверть пути. Эта мысль в рядах была воспринята довольно пессимистично, высота давала о себе знать, и самочувствие у многих было не самым лучшим. Наш гид Хрон и один из более опытных участников Сергей Шкурат быстро организовали горячий чай в MSR Reactor.

Оценив силы команды, на повестку дня вынесли довольно-таки неприятный вопрос: а не отправить ли вниз сразу всех. Что лично меня совершенно не устраивало!

Я был слишком близок к своей давнишней цели и вдобавок чувствовал себя просто отлично: хороший аппетит, ощущение легкой эйфории и серьезные намерения идти до конца.

Напряженный момент принятия решения, просьба ко всем желающим идти дальше поднять руку — и вот в финальной тройке остались я, Шкурат, уже поднимавшийся на Эльбрус с разных сторон, и еще двое счастливчиков. Набралось на связку! Правда, один из двух наших товарищей довольно быстро передумал. В итоге, попрощавшись с остальными, к вершине мы пошли втроем с Женей Крыловой, родственницей одного из наших сотрудников и по совместительству опытной альпинистской.

«Последние из Могикан»: Вова Никуличкин и Женя Крылова перед финальным броском на вершину Эльбруса бодры и веселы!

Штурм Восточной вершины Эльбруса. Неприближающийся камень

Навскидку нам предстояло забраться на довольно крутой подъем (Пузо), который заканчивался скалой, а прямо за ним, по слухам, была уже сама вершина. Сама мысль о том, что одна из следующих остановок нашего веревочного поезда будет на вершине, внушала определенный энтузиазм. Из соседней группы я услышал обрывок реплики гида, что-то вроде «Да тут дел на полчаса», в то время как ребята, стартовавшие со скал Ленца, были куда более осторожными в оценках и называли цифру в два часа. Все это, разумеется, оказалось информацией, не имеющей никакого отношения к реальности.

Когда мы преодолели первый час, я оптимистично думал, что половина пути уже позади и осталось совсем немного. Усталость прилично давала о себе знать, приходилось идти, набивая новую тропу по траверсам, ноги порой соскальзывали, вынуждая падать на уходящий в снег по самый клюв ледоруб.

Была видна очередь с седловины на Западную вершину — гарантирую, в тот день там точно раздавали что-то бесплатное! Людей, как в час-пик на переходе с кольцевой.

Прошел еще час, а проклятый камень наверху даже и не думал приближаться, словно все это время мы просто стояли на месте. Это было серьезным испытанием веры в собственные силы. Только на третьем часу подъема стало заметно, что камень все-таки приближается. К этому моменту мы были прилично потрепаны, но все же махом преодолели финальный подъем, подтягивая друг друга на веревке. Картина, которая открылась, заставила меня буквально упасть на колени: никаких видимых признаков вершины, лишь тропа в глубоком снегу, идущая вперед, да еще и с подъемом. Поднявшаяся следом Женя отреагировала на диспозицию точно таким же образом.

Финишная прямая оказалась довольно затяжной, а всего-то стоило себя настроить, что все кончится у большого камня, чтобы полностью остаться без сил после него. В конечном счете, мы, разумеется, добрались, не могли не добраться. В 11:00 мы стояли на Восточной вершине Эльбруса, увенчанной металлической стеллой. Кто-то даже предусмотрительно поставил там скамейку, мысленно жму руку этому человеку.

Сергей Шкурат, Евгения Крылова и Владимир Никуличкин на вершине Эльбруса.

Интересно было посмотреть на южный склон с узнаваемыми семеркой, обсерваторией и канатками... Сделав обязательные «те самые фото», мы двинулись вниз. На спуске ничего интересного не было, кроме ощущения нереальности преодоленных расстояний и нескольких падений из-за налипшего на кошки снега. Через 4 часа мы уже были в лагере, где постепенно стало приходить понимание того, что же все-таки произошло...

Но самое крутое, кто бы что ни говорил, это ощущение, когда снимаешь проклятые горные ботинки после 15 часов хождений!

Наша команда на Эльбрусе: Владимир Никуличкин, Сергей Шкурат, Алексей Сашов (директор коммерческого отдела), Евгения Юсупова (продавец-консультант фирменного магазина The North Face в Москве), Виталий Богданов (эксперт магазина АльпИндустрия в ТРК Авиапарк), Александра Вересова (продавец-консультант в АльпИндустрии Питер), Сергей Хмелинский (эксперт Outdoor-центра на Первомайской в Москве), Илья Огурцов (продавец- консультант Outdoor-центра на Первомайской в Москве), Евгения Крылова, Евгения Алексеева (фотограф команды АльпИндустрия), Игорь Пехтерев, Дарья Семченко (продавец-консультант магазина АльпИндустрия в Перми). За кадром остался Максим Тараканов, менеджер по работе с новыми брендами.

Читайте также

Восхождения и путешествия

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Мои вишлисты

Подождите, пожалуйста...

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Скидка по клубной карте не применяется при оплате заказа от юридического лица
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0
Скидка по карте
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Скидка по карте
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Запись удалена

Вы авторизованы

Товар удалён из сравнения

Добавлен в

Перейти в сравнение

Отменить