В этой статье мы расскажем из чего состоит газ MSR IsoPro ™ и почему это топливо одно из лучших на рынке. А также расскажем, в каких случаях топливо других марок может быть эквивалентно газу MSR IsoPro ™.
КСТАТИ, ЧТО В ЭТИХ БАЛЛОНАХ С ГОРЮЧИМ?
Давайте начнем с самого топлива. Обычно оно состоит из смеси пропана, изобутана и/или бутана. Каждое из этих видов топлива относится к общему классу сжиженного нефтяного газа (СНГ), но между ними есть некоторые важные различия, которые могут оказать реальное влияние на качество работы вашей горелки, особенно если вы разбиваете лагерь в холодную погоду или отправляетесь в длительные поездки и используете ее чаще, чем один раз на несколько минут.
Ключевое различие между пропаном, изобутаном и бутаном заключается в так называемом «давлении пара». Давление пара характеризует способность топлива испаряться и поддерживать давление в баллоне при заданной температуре. СНГ топливо в жидком виде существует при высоких давлениях и низких температурах. Для чистого пропана, например, это - 42 °C при давлении на уровне моря. Вы могли бы налить его в чашку, и он оставался бы там как вода, не испаряясь. По этой причине чистый пропан не очень хорошо подходит как топливо для газовых горелок в таких экстремальных условиях.
Газовые баллоны, заполненные топливом с низким давлением паров, быстрее теряют давление во время использования, потому что по мере испарения топлива они охлаждаются. Сочетание топлива с низким давлением паров и явления естественного охлаждения приводит к очень плохой работе газовых горелок. А при низких температурах наружного воздуха топливо с низким давлением паров вообще перестанет работать, в то время как другие виды топлива или топливные смеси будут продолжать находиться в рабочем состоянии.
Итак, давайте взглянем на них подробнее:
ПРОПАН (C3H8)
Температура кипения при давлении на уровне моря: - 42°C. Из трех типов СНГ, которые вы найдете в разделе для туризма, у пропана самое высокое давление паров и, следовательно, наилучшие характеристики в холодную погоду. И, хотя, это хорошо, для чистого пропана требуется гораздо более тяжелый баллон, чтобы безопасно выдерживать такое высокое давление. Вот почему в легких баллонах часто используют смесь пропана и бутана или изобутана.
ИЗОБУТАН (C4H10)
Температура кипения при давлении на уровне моря: - 12°C. Это следующее подходящее топливо после пропана. Изобутан имеет ту же молекулярную формулу, что и нормальный бутан (см. ниже), но благодаря форме своей молекулы, изобутан намного лучше с точки зрения давления паров. Опять же, высокое давление пара приводит к лучшей производительности. Изобутан ‒ более дорогое топливо для получения и переработки, чем бутан, поэтому вы обычно найдете его в баллонах более высокого качества.
ОБЫЧНЫЙ БУТАН ИЛИ “N-БУТАН” (C4H10)
Температура кипения при давлении на уровне моря: -1°C. Бутан занимает последнее место. Это самое дешевое и неэффективное топливо в нашем списке. Самое низкое давление приводит к худшей производительности горелок во многих условиях. Если вы когда-нибудь задавались вопросом, почему некоторые баллоны с газом продаются по такой низкой цене, то это потому, что эти бренды используют 100% n-бутан. Но здесь важна некоторая маркетинговая честность: если вы разбиваете лагерь только в теплую погоду и на короткое время, вы, скорее всего, сможете обойтись производительностью, которую предлагает n-бутан.
РЕЦЕПТУРА ТОПЛИВА MSR ISOPRO
Топливо MSR IsoPro ™ представляет собой смесь 20% пропана и 80% изобутана. (По производственным допускам можно до 6% n-бутана, но это максимально сведено к минимуму и обычно составляет менее 2%.) Поскольку используется изобутан (вместо более дешевого n-бутана) и более высокая, чем в среднем, доля пропана, то топливо IsoPro, несомненно, первоклассное.
Есть ли другие виды топлива с такой же смесью? Возможно. Опять же, в интересах подлинной прозрачности: баллоны многих ведущих брендов производятся на одном из двух или трех заводов. Этим объясняется псевдостандартизация форм и размеров баллонов. Но топливная смесь варьируется в зависимости от бренда.
КОНСТРУКЦИИ БАЛЛОНОВ И КЛАПАНЫ
Давайте оставим химический состав топлива и рассмотрим сам баллон. Во многих баллонах используется стандартный резьбовой клапан Lindal. Баллон с клапаном Lindal должен быть совместим с любой горелкой, разработанной в соответствии с этим стандартом. И эта совместимость, как правило, работает. К счастью для потребителей, топливные баллоны и конструкция клапана регламентируются европейским стандартом (EN 417). Таким образом, пока баллон изготовлен качественно, у большинства потребителей не возникнет проблем с использованием своей горелки с баллоном другой марки. В целом, известные бренды используют хорошие, совместимые клапаны.
Наконец, рассмотрим графику и цвета на внешней стороне газового баллона. У MSR IsoPro ™ поверхность баллона окрашена в ярко-красный цвет для хорошей видимости в ночное время, а сбоку нанесен «поплавковый датчик». Если опустить баллон в стоячую воду, то эта шкала позволяет измерить приблизительное количество оставшегося топлива — огромное удобство при планировании поездки и, особенно, в полевых условиях. (Спасибо Хикину Джиму из Adventures in Stoving за то, что он обратил внимание на эту концепцию. Это победа!)
Что ж, вот такой он газ IsoPro. Приятной готовки!
Перевод Анны Плотниковой