Dynafit – это бренд, созданный спортсменами для спортсменов. Цель компании – создавать высокотехнологичную экипировку, которая поможет атлетам добиваться высоких результатов во всех горных видах спорта в любое время года
Как ни странно, у разных поколений горнолыжников, по крайней мере, российских, бренд Dynafit ассоциируется с двумя продуктами лыжной индустрии, весьма отдалёнными друг от друга по смыслу и применению. Старшее поколение, конечно же, сразу вспомнит легендарную модель рэйсовых ботинок из начала 80-х Dynafit 3F Comp, которую катали сборники, в том числе советские, в скоростных дисциплинах.
Безупречный дизайн; яркое сочетание красного и белого цветов не случайно, но об этом чуть ниже; регулируемая жёсткость-пружина на соединении голенища и калоши и, конечно же, цена на чёрном рынке в три месячных зарплаты инженера.
Для современных горнолыжников Dynafit – один из основных производителей снаряжения для скитура, в первую очередь, креплений, но и всех остальных составляющих тоже: ботинок, лыж, палок, ABS, одежды. Хотя пиновые крепления, с которыми на данный момент прочно связывается название Dynafit, пожалуй, также как Thermos с термосом, a Primus с примусом, появились впервые на рынке в середине тех же 80-х.
Но следуя традиции повествования, начнём с того, что появилось первым, а именно, с ботинок. И назывались они вовсе не Dynafit, а Humanic, и производились в австрийском городе Грац с 1950 года.
Через 15 лет появилась первая модель с металлическими клипсами. А в 1973 году Франц Кламмер выигрывает скоростной спуск в Шладминге в ботинках этого производителя, который к этому моменту уже переименовался в Dynafit (сокращение от dynamisch und fit), а три года спустя – олимпийское золото в Инсбруке.
В отличие от современных технологий, в те времена применение новых материалов в конструкции ботинок (пластик вместо кожи) или лыж (стекловолокно, металл) давало значительные преимущества атлету, да и меняло технику катания. С 1974 по 1983 Кубок Мира в скоростном спуске 8 раз подряд достаётся спортсменам в ботинках Dynafit Worldcup Competition.
В 1980 Леонард Шток завоёвывает олимпийское золото в спуске, и фирма удостаивается чести использовать символику австрийского флага в своих продуктах, а сама легендарная модель, первой из горнолыжных ботинок, получает золотую медаль от IAS.
В 1983 бренд представляет публике конструктивно абсолютно новую модель Tourlite для скитура и альпинизма, к тому же, и самую лёгкую в мире в этом сегменте. Пожалуй, с этого времени Dynafit и начинает свой путь в индустрии лыжного туризма.
Стоит упомянуть, что через два года в коллекции бренда появляются модели с задним входом и внутренником с GORE-TEX® Thermo Dry, единственным в своём роде на тот момент.
И вот мы добрались до братьев Бартель: Манфреда и Фритца, чьи идеи сыграли ключевую роль в дальнейшем развитии фирмы. Любовь к горным лыжам и походам в горы привил братьям их отец, хотя, какой же австриец не любит родные Альпы? Семья родом из-под Куфштайна, городка на границе с Германией, места, где находилась фирма Kneissl – один из бывших мэйджеров в производстве горных лыж и, кстати, владевшая впоследствии Dynafit. Но скажем сразу: бренд переходил от одного владельца к другому довольно часто.
Как-то, будучи ещё студентом, Фритц намучился при восхождении на Монблан, используя обычные для тех времён рамные крепления для скитура.
Сделаем короткое отступление и объясним читателю, что представляют из себя такие крепления. Существуют они ещё с 70-х годов прошлого века. Если говорить о массовом производстве, тогда это были Silvretta (легендарная 404 модель, пользующаяся популярностью у походников и поныне, в неё можно закрепить даже безрантовые ботинки), Petzl, Salewa, а сейчас – это Fritschi Diamir, Salomon Guardian и т. д. Итак, тогда ботинок был закреплён в стальной раме, как в рэйсовом сноубордическом креплении, и вместе с ней выстёгивался в случае падения, если это было предусмотрено конструкцией. Передняя часть рамы шарнирно соединялась с лыжей, а задняя крепилась жёстко для спуска и разблокировалась для ходьбы. Главным минусом таких креплений, помимо вынесенного вперёд за плюсну шарнира, является вес, который лыжник за один шаг вынужден переносить дважды: отрывая пятку и передвигая лыжу вперёд. Пытливый молодой ум помог ленивому студенту найти решение проблемы: как избавиться от лишнего веса -рамы. Он понял, что раму можно совместить с самой подошвой ботинка, достаточно жёсткой для этого, а шарнирное соединение представляют собой пины, вмонтированные в передний рант ботинка, входящие в соответствующие им пазы в передней головке крепления. Революционной была и задняя головка, фактически без изменений дошедшая до наших дней в креплениях для скитур-рейса. Чуть позже Фритц переработал переднюю головку по примеру задней, перенеся на неё пины, а пазы в рант ботинка. Хотя самым первым опытным образцом были переделанные крепления Saleva (Ramer), поэтому-то и пины в подошве (вместо рамы).
И вот с этим своим изобретением братья начали обивать пороги производителей горнолыжных ботинок, но скитурный рынок Европы в середине 80-х был настолько мал, что никто не видел в новых чудо-креплениях коммерческого выигрыша. А в США тогда для скитура использовали телемарк. В результате, в 1983 году Фритц начал кустарное производство креплений в родительском гараже. Но ведь требовались к креплениям и ботинки, вот это-то и были те самые Dynafit Tour Lite, которые закупались у производителя и переделывались под крепления.
Продавались такие комплекты Tourlite Tech через сарафанное радио, в основном в Италию, где уже тогда проводились скитурные гонки. Всё бы хорошо, но дистрибьютору Dynafit в Италии (единственному) не нравится такое положение дел, и Фритц вынужден продать права на производство креплений Dynafit, оставив за собой главный патент на конструкцию.
Как уже говорилось, Dynafit, из-за финансовых проблем, переходил из рук в руки, пока в 2003 году не оказался у Salewa. В 2002-м Dynafit получает права на продажу рюкзаков с ABS. С того времени обороты фирмы выросли с 4 до 70 млн. евро. В комплекте с креплениями и ботинками выпускаются лыжи, некоторые из которых названы в честь восьмитысячников, на которых побывали прорайдеры бренда.
В 2005 у Dynafit новый логотип: снежный леопард, символизирующий скорость, лёгкость, выносливость, элегантность и технологичность – характеристики, столь свойственные бренду.
Dynafit организует благотворительные скитур-гонки, доходы от которых перечисляются в фонд сохранения популяции снежного леопарда.
Инженеры фирмы продолжают работать над расширением линейки предлагаемых брендом продуктов и совершенствованием уже имеющихся. Главный патент на конструкцию уже закончился, поэтому другие производители выводят на рынок аналогичные крепления, это говорит само за себя: лучше пока ничего не придумали.