«Для меня наша экспедиция – пример возрождения командного подхода к альпинизму».
Идея восхождения на зимний пик Коммунизма зародилась у моего хорошего друга Сергея Селиверстова в 2015 году, после того как он в составе казахской команды альпинистов попытался подняться на пик Победы. Тогда это восхождение не увенчалось успехом. Однако, после возвращения Серега подумал: «А почему бы не собрать команду из своих ребят, сильных альпинистов, и не попробовать ходить зимние семитысячники?» Речь шла о 5 высочайших семитысячниках бывшего Советского Союза, после прохождения которых, альпинистам присваивается почетное звание «Снежный Барс». За всю историю альпинизма, начиная с 1961 года, это удалось сделать 654 восходителям (данные на 2020 год пока не опубликованы).
Абсолютно новый уникальный проект, запущенный под руководством Сергея Селиверстова (команда Red Fox Asia), получил название «Зимний Снежный Барс». На тот момент звание «Снежный Барс» было исключительно «летним». Еще ни одному альпинисту не удавалось подняться на все 5 семитысячников зимой. Лишь Валерию Хрищатому, легендарному советскому и казахстанскому альпинисту, погибшему на Хан Тенгри в 1993 году, оставалась до него всего одна вершина – пик Корженевской.
Восхождения в зимних условиях сильно отличаются от тех же восхождений в летний сезон – климат в горах, и без того крайне суровый летом, превращается в адски суровый зимой. Альпинистам приходится работать на грани риска, при очень низких температурах и пронизывающем ветре – одним словом, в условиях, не совместимых с человеческим существованием. А потому замахнуться на подобное было настоящим вызовом всему альпинистскому сообществу. Первой вершиной в рамках проекта оказался пик Ленина – вершина достаточно сложная и для летних восхождений, подъем на которую занимает в среднем около 3-х недель. Ребятам удалось подняться на нее… всего за 11 дней. И этот спринт произвел впечатление в альпинистских кругах. В 2017 году последовал зимний дубль Хан Тенгри-Победа – беспрецедентный случай, когда четверка альпинистов совершенно автономно, без поддержки вертолета, совершив предварительно 70-километровый пеший подход под маршрут, сумела подняться на два семитысячника в зимний период. Это был ошеломляющий успех. К несчастью, после последовавшего удачного восхождения на пик Корженевской зимой 2018 года, один из членов команды Сергея, Семен Дворниченко, погиб летом того же года при спуске с Пика Ленина, попав в лавину. Его гибель стала большим потрясением для всей команды. В 2019 году никакой активности по проекту не было, ребята никуда не сходили еще и по причине того, что после вертолетной катастрофы 2018 года на базовый лагерь на Памире не было забросок. И вот на подходе зима 2020 года. Сергей предлагает мне присоединиться к экспедиции на пик Коммунизма.
Первое и единственное до недавнего времени зимнее восхождение на эту вершину – самый высокий семитысячник Советского Союза высотой 7495м – было совершено в 1986 году командой советских альпинистов под руководством Валерия Путрина по маршруту Бородкина. Вторая экспедиция, организованная зимой 1989 года по маршруту Абалакова, окончилась трагически – шестеро альпинистов навсегда остались на его склонах в результате схода лавины. С тех пор попыток зимних восхождений более не предпринималось. Меня одолевали сомнения. Я не очень хорошо переношу холод, не имея достаточной жировой массы, и зимние восхождения явно не мой конек. К тому же, 2 года назад я побывал на нем летом, тем самым закрыв своего «Снежного Барса». Возможно, не стоит искушать судьбу. Видя мою неуверенность, Серега сообщает мне, что мы не пойдем по «классике», а пролезем новый, нехоженый маршрут по северной стене. «Переспи с этой мыслью, а утром дашь мне ответ», – говорит он мне. Но мне уже не нужно ждать утра. Решение принято. Такой шанс предоставляется один раз в жизни. Не использовать его – ну нет никакой возможности)). Я немедленно соглашаюсь. Ведь даже если мы не сможем подняться, опыт, приобретенный в этой экспедиции, станет бесценным и позволит мне приблизиться к моей давней заветной мечте, о которой, впрочем, расскажу позже.
До сего момента в восхождениях Сергея участвовали в основном компактные команды по 4 человека. На этот же раз он задумал полномасштабную экспедицию в лучших традициях старой школы альпинизма, которую можно охарактеризовать как «большая команда лезет на большую гору». В составе нашей команды 14 участников: 13 альпинистов и девушка-повар, а по совместительству альпинистка-перворазрядница. Начало экспедиции ознаменовалось, как водится, установлением стабильно плохой погоды. А как только участники, добравшись до базового лагеря, узнали, что восхождение по предполагаемой линии невозможно в связи с высокой лавинной активностью и риском обвала снежного карниза, они и вовсе слегка приуныли. Перекраивать планы на месте было сложно, но, с другой стороны, отступать уже было некуда.
Почему же выбор маршрута пал на самую крутую линию? Бытует мнение, что зимой горы «спят» – никакой лавинной активности зимой не наблюдается, или же она минимальна. Но на самом деле это не так. Активность достаточно высока: как лавины, так и ветер – основной враг альпинистов в горах, именно он и запускает эту активность. Первые 4 дня мы провели на поляне Москвина, изучая возможные, наиболее безопасные варианты подъема по стене. «Классика» нами не рассматривалась (в глубине души, нам этого и ни хотелось бы) – слишком высок риск обморожения при работе такой большой командой как наша, из-за сильных ветров в лагерях на высоте 5400-5800 м. Постепенно, в процессе наблюдения, обозначилась наша линия – отдельная, независимая, лишенная запредельных рисков спуска лавин, обрушения карнизов и не столь подверженная ветру (по сравнению с другими вариантами, конечно). Стенной участок маршрута снежно-ледовый, с отдельными участками скал, начинался прямо из пещеры 1-го лагеря на высоте 4960 м. Самая крутая часть представляла собой 120-и метровый ледовый каскад со средней крутизной 85 градусов с натечным, очень хрупким льдом. Протяженность стеновой части маршрута составила в общей сложности 30 веревок по 50 м, средний градус рельефа 75. Далее выход на Памирское плато на высоте около 6000 м, подъем в лоб по северному склону Душанбе и финальный участок перед выходом на вершину по классическому пути через снежную лопату.
Условия, в которых проходило восхождение, были крайне суровыми. Постоянный холод, диапазон температур от -150 С в базе до -500 С в районе вершины; многочисленные (хоть и некрупные) лавины; вертикальный рельеф; ну и, конечно, самый страшный фактор – ветер, в буквальном смысле вымораживающий душу и тело. Скорость ветра на высотах от 6800 м порой достигала 110 км в час. Если хотите представить себе это на практике, попробуйте во время полета на самолете высунуться из окна иллюминатора.
Под прикрытием стены команда продолжала обработку маршрута, не смотря на снежные речки, которые сыпались на нас с верхней части склона. Постоянная угроза срыва лидера, разрушенные скалы, «гнилая» сланцевая порода заставляли работать медленно, с максимальной осторожностью. Работа осуществлялась сначала тремя, а в дальнейшем двумя сменами по 4 человека. Отсутствие полок под палатку и невозможность закрепления платформы вынуждали нас каждый раз спускаться к подножью горы, откуда следующая команда проделывала весь путь заново. Осада стеновой части маршрута заняла 18 дней. Из-за плохих погодных условий и шквального ветра восхождение сильно затянулось. В штурмовой день мы были вынуждены тащить на себе по 20 кг личных вещей один километр очень крутого, а порой, вертикального рельефа. У некоторых участников команды прохождение перил заняло более 12 часов.
Вторая часть восхождения от Памирского плато на 5980 м была не столь сложной технически, но крайне тяжелой физически. Недостаток акклиматизации на этой высоте отнимал все силы, чувствовалась гипоксия, головокружение, слабость и отсутствие аппетита.
В лагере 4 на пике Душанбе 6960 м штурмовой отряд провел три бессонных ночи. В финальной стадии восхождения вершины пика Коммунизма достигли 6 из 13 участников: Михаил Даничкин, Виктор Филинов, Артур Усманов, Максим Черкасов, Александр Мороз и ваш покорный слуга. При повторном штурме, спустя неделю, на вершину взошли еще три альпиниста: Сергей Селиверстов, Алексей Усатых и Александр Мороз. Последний совершил уже второе восхождение на гору, тем самым показав невероятную силу воли, преданность команде и общему делу. В рамках экспедиции было совершено восхождение на пик Корженевской высотой 7105 м двойкой Артур Усманов и Михаил Даничкин по маршруту «Ольча» 5б категории сложности. Михаил Даничкин стал первым в истории альпинистом, совершившим два восхождения подряд в зимний сезон, – на пик Коммунизма и пик Корженевской.
Победа в горах приходит не под гром аплодисментов. Это победа под лязг железа, скрип снега, свист ветра в ушах. Так получилось, что в линии альпинистов я шел первым и когда достиг вершины, упал на колено, воткнул ледоруб в снег и заорал что есть мочи. Просто хотелось орать. Я, наконец, осознал, что страшный первопроход завершен, я стою на вершине, и за мной поднимаются мои друзья. И я заплакал. Подошли ребята, подняли меня, мои чувства передались им и, встав в круг и обнявшись, мы плакали от счастья, от чувства бесподобного единения, от того, что нам удалось вместе завершить начатое, и позволено было увидеть эпохальную, фантастическую панораму зимнего Памира с величественными афганскими пиками на горизонте.
Подведу итоги: команда «Red Fox Asia» в составе Сергея Селиверстова, Алексея Усатых и Михаила Даничкина завершила проект и заслужила уникальное звание «Зимний Снежный Барс». Проложен новый маршрут по северной стене пика Коммунизма в зимний сезон. Совершен первый зимний дубль памирских семитысячников. Затрачено 37 дней, провешено 32 веревки, вкручено 240 буров. Ну, и главное, – в кузне льда и скал выкован дружный коллектив, единый организм, который готов бросить вызов самым страшным и опасным горам в мире.
Хочу выразить отдельную огромную благодарность нашему повару – Наташе Арестовой, которая умудрялась практически из ничего творить вкуснейшие блюда и при этом не повторяться в меню. Считаю, что это высший пилотаж для повара, работающего в экстремальных условиях при температуре минус 30 градусов, на газовой горелке. Без нее нашей безумной идее не суждено было бы воплотиться в жизнь.
Для меня наша экспедиция – пример возрождения командного подхода к альпинизму, где не было места личным амбициям отдельных участников, где вся команда работала на общее дело, и никто не считал себя непревзойденным героем. Сейчас горы зачастую становятся полигоном для достижения индивидуальных спортивных результатов. В горах набирает оборот погоня за умопомрачительными рекордами. На пике популярности динамичные, но порой неоправданные и крайне рискованные проекты, суперскоростные соло-восхождения с расчетом на мгновенный пиар-эффект. А как же болеть за команду? На мой взгляд, работа в команде – задача куда более сложная. Это задача наивысшей категории сложности. Ведь необходимо найти общий язык с товарищами, людьми разных убеждений, опыта, взглядов, но иначе не прожить вместе месяц-два в одной палатке, когда деваться больше некуда. Ты все время находишься под давлением более сильного своего напарника, либо, наоборот, вытягиваешь более слабого – так уж заведено в горах. Но стыдно должно быть тем восходителям, кто впоследствии осуждает своих напарников за слабость, пытаясь выставить себя в лучшем свете, публично заявляя, что весь успех принадлежит им одним в то время, как другие являлись просто балластом в экспедиции. Мне искренне жаль их – и бедная та страна, которой нужны подобные «герои»! Нужно говорить не о себе, а о тех людях, которые тебе помогали, по мере своих сил вносили лепту в общее дело и ради общего дела были готовы поступиться личными интересами. Яркий пример в нашей экспедиции – Павел Воробьев: он отказался от восхождения, чтобы помочь спуститься занемогшим товарищам из своей связки.
Именно в команде, когда ты сомневаешься, всегда найдется твой соратник, который заново вольет в тебя утраченную уверенность. Когда ты потерял мотивацию и психологически сломлен, к тебе приходит один из твоих друзей и говорит: «Ты чего, Андрюха, ну посмотри – я же лезу». И этого достаточно, чтобы снова воспрянуть духом. Ни одно соло не даст понимания этой командной взаимовыручки.
Экспедиция на пик Коммунизма явилась этапом подготовки к зимнему восхождению на мою давнюю мечту – пик К2, или Чогори, второй по высоте восьмитысячник в мире (8611 м), находящийся в массиве Каракорум в Пакистане. Еще одна заветная цель, которой пока никому не удалось достичь. Необходимо было показать себя с лучшей стороны в работе, чтобы заслужить доверие и без сомнений оказаться в составе команды, которая бросит себе очередной вызов. И я смею надеяться, мне это удалось.
Спасибо, ребята! Я горд тем, что мы были вместе!
Состав команды:
1. Сергей Селиверстов – «Снежный Барс», МСМК по альпинизму, гид IFMGA, руководитель проекта «Зимний Снежный Барс» и капитан команды «RedFoxAsia», 20 восхождений на 7000+, 4 зимних восхождения на 7000+, 2 бескислородных восхождения на 8000+, Кыргызстан, г. Бишкек
2. Михаил Даничкин – МС по альпинизму, гид IFMGA, член команды «RedFoxAsia», 4 восхождения на 7000+ , 3 зимних восхождения на 7000+, зимняя экспедиция на К2 (2019), Кыргызстан, г. Бишкек
3. Алексей Усатых – «Снежный Барс», член команды «RedFoxAsia», 7 восхождений на 7000+, 4 зимних восхождения на 7000+, Россия, Алтайский край, г. Барнаул
4. Артур Усманов – «Снежный Барс», КМС по альпинизму, гид IFMGA, Кыргызстан, г. Бишкек
5. Павел Воробьев – «Снежный Барс», КМС по альпинизму, гид IFMGA, Россия, г. Екатеринбург.
6. Андрей Ерохин – «Снежный Барс», КМС по альпинизму, гид IFMGA, более 20 восхождений на 7000+, Кыргызстан, г. Бишкек.
7. Максим Черкасов – 1 с.р. по альпинизму, 2 бескислородных восхождения на 8000+, аспирант KMGA/IFMGA, Россия, г. Санкт-Петербург.
8. Виталий Акимов – КМС по альпинизму, 16 восхождений на 7000+, Россия, г. Томск
9. Степан Мальцев – 1 с.р. по альпинизму, восхождение на 7000+, Россия, г. Хабаровск
10. Андрей Алипов – 2 с.р. по альпинизму, 1 восхождение 7000+, Кыргызстан, г. Бишкек
11. Сергей Красовский – 2 с.р по альпинизму, 1 восхождение 7000+, Кыргызстан, г. Бишкек
12. Александр Мороз – 2 с.р. по альпинизму 4 восхождения на 7000+, аспирант KMGA/IFMGA, Украина/Грузия, г. Батуми
13. Виктор Филинов – 1 с.р, 2 восхождения на 7000+, Кыргызстан, г. Бишкек
14. Наталья Аристова – 1 с.р по альпинизму, 2 восхождения на 7000+, Кыргызстан, г. Бишкек. Повар экспедиции.