АльпИндустрия - интернет-магазин туристического снаряжения

Памир. Лето на пятерочку-2

(2)
06 июня 2012   |   Илья Гузеев

Пик Ленина. Считается самым "простым" семитысячником (кем считается - вопрос) - вроде как лазить там не надо, все идется пешком. Зато имеет очень разорванный ледник, на котором чрезвычайно аккуратно надо ходить, все закрыто и небезопасно. Подтверждением тому служат падения в трещины иранских альпинистов, которые проделывали это неоднократно, в результате чего рассказы про эти падения стали одной из излюбленных баек местных гидов и портеров.

Первая часть "Лета на пятерочку"

Потусив пару дней в Бишкеке, потратив день на перелет до Оша и еще день на дорогу до Заалайской долины, 27 июля мы прибыли на Луковую поляну в баз.лаг пика Ленина.

На следующий день у нас выход в 1 лагерь (4400) и перед выходом выясняется, что при упаковке баулов, кто-то положил мои ботинки не в тот баул, и теперь я не знаю, что и делать… Но все разрулилось, кто-то с кем-то поменялся, кто-то привез с собой две пары и мне выдали Trezeta TFK 8000. Значит, я все-таки иду, ботинки тоже обещали привезти в ближайшее время.

Пошли…

Первое препятствие на пути из базлага, до лагеря №1 (4400м) перевал Путешественников, большинство в первый день доходят только до него и погуляв немного, возвращаются обратно на Луковую поляну.

Cпустившись с перевала (при этом надо еще раз подняться и спуститься), надо перейти через вот этот ручеек, т.к. о его существовании мы не знали, поэтому немного впухли. В общем всегда найдется местный джигит, который на лошадке тебя перевезет за 2 евро, так мы и сделали, но впредь пытались проскакивать это место пораньше, пока солнце не так активно.

>Лагерь 4400м. Леха Исаев. Уже здесь мы понесли первые потери. Саню Ищенко ночью накрыло медным тазом и он все куда-то бегал, не давая спать...С ним осталась Таня Щеглеватых.

Размеры Горы. Мы посчитали, что все наши "походы" между Базовым лагерем (на 3,650) и Лагерем №3 (на 6,100) и далее до Вершины (7,134 м) и обратно "обошлись" нам приблизительно в 100 километров с учетом разницы высоты от Базлага до Вершины. И это мы ходили по "урезанному" варианту, так как частичную акклиматизацию получили в Ала-Арче. А при акклиматизации по "полному" варианту надо походить еще, как минимум, 20-30 километров. Это серьезная нагрузка, даже если ты в хорошей спортивной форме. Расчетное время перехода между различными лагерями - пять-шесть часов для подготовленных участников, с набором высоты 800-1,000 метров. Пришел, надо еще вырубить площадку под палатку, отдохнуть, подготовиться к завтрашнему выходу (натопить воды, сготовить корму, собрать продукты и т.д).

В этом случае альпинист имеет "полное право" претендовать на успешное восхождение. Мы наблюдали большое количество восходителей, как российских, так и иностранных, которые не в состоянии были выполнять такой график. Некоторые проходят переход, на который по стандарту отводится пять часов, за одиннадцать! Поэтому, когда мы спрашивали внизу рекомендации у гидов, они, еще не зная нас, с улыбкой говорили - "…от пяти до пятнадцати часов…".

Лагерь 4400

Ледник между лагерем 4400 и 5300. Наверно, самое неприятное место, раньше тут и перила висели, но в тот год нашли проход, большинство идет даже не связанными, мы, кстати, в этот раз тоже...

Жуткий лагерь на 5300, где в 1990 году погибло 43 человека, тут при нас погибло 2 иранца, постоянно сверху прилетают камни и взрываются оставленные в палатке газовые балоны (мы их в снег закапывали). Места мало, стояло больше сотни палаток, мы с Лехой Исаевым спали сидя, оба мучались горняшкой.

Лагерь 5300 на фоне сев. стены п.Ленина.

У Лехи еще спальник какой-то несерьезный был, он еще и мерз всю ночь и утром никуда не пошел, а я себя все-таки заставил и вроде разошелся, отпустило...

...Выйдя на полтора часа позже группы сибирских туристов-горников, наша команда сделала переход Лагерь 1 - Лагерь 2 на четыре часа быстрее - во втором лагере мы увидели их уже только в сумерках на "Сковородке". Так вот, на наши крики "лавина" (картина разворачивалась на наших глазах) - они не смогли пробежать более нескольких шагов. Даже при смертельной опасности люди уже ни физически, ни психологически были не в состоянии бороться за свою жизнь. И нам показалось, что таких неподготовленных команд на Ленина сегодня много. Даже очень много. Очень слабо выглядели иранские восходители, а их было около 90 (!!!) человек. Группа была очень хорошо профинансирована. Местные говорили, что иранская команда готовится к Эвересту и им нужно пройти два семитысячника. Но подготовка и принципы работы на горе у них, по нашим понятиям, были просто ужасные. Потеряв двоих альпинистов (просто умерших прямо в Лагере 2!), они практически прекратили работу на горе.

Вид с Раздельной в сторону Таджикистана.

Другим вторичным признаком реальности амбиций служит вес, который команде поднимают портеры. Мы заносили все сами, причем, вес, которым можно нормально обойтись, достаточно невелик - в рюкзаках было не более 15-17 кг. Портеры на Ленина каждый день делали ходки и на 5,300 и на 6,100, причем одним из любимых грузов иностранцев была Кока-кола и даже пиво (!). Причем цена увеличивалась от лагеря к лагерю в арифметической прогрессии, начиная с 2 евро/кг.

Погрузка одной немецкой команды, около 830 кг. Им сделали скидку, посчитали 800 - 1600 евро из базлага до 4400. Туда и ослики и лошадки заходят, дальше только ноги носильщиков.

Справедливости ради надо сказать, что на горе было много-много людей с лыжами. Носят, ездят. Правда с вершины практически никто не едет, так как это большая проблема сил и безопасности, а вот с Раздельной (6,100) - ЛЕГКО! У нас тоже Леха Исаев затащил на Раздельную сноуборд, но дальше дело не пошло… и даже с Раздельной не поехал... Что-то не пошло...

Лагеря и "Лагеря". Мы пользовались услугами "Горы Азии". Они предоставляют услуги Базового лагеря и Лагеря 1 на 4400. Удобно. Пришел, получил место в палатке, завтрак-обед-ужин, можно всегда чайку попить или перекусить чего-нибудь.

В Базовом лагере ХОРОШО. Относительно низко - 3,600. Зеленая трава, работает мобильный телефон, туда летает даже самолет, который базировался за бугром от нашего лагеря. Есть что-то типа баров - пиво и т.д. В комплект приятностей входит возможность помыться в душе или сходить искупаться в озере (температура 17-18 градусов - МЕРИЛИ!), правда меня в одном из них чуть не съели пиявки…

Cпустились на пару дней отдыха, помыться, поесть. Ботинки мои приехали.

Коровы используются как теплостанция, кизяками отапливают юрты, пахнет в базлаге поэтому ммм...

После акклиматизационного похода на Раздельную, команда разбилась на 2 части. Краснолуцкий, Солдатов, Лягин, Андреев и я - в первой группе. Исаев, Ищенко, Щеглеватых - во второй, отстающей на день. Костя Глобенко на связи и шухере в лагере 4400.

5 августа. Лагерь 5300. Мой день рождения. Всю ночь валил снег, два раза откапывал палатку. Наверх, кроме нас, никто не идет.

Обычно я приходил предпоследним, а последним был Рома Андреев. Но в этот день он сделал самую большую ошибку, стоящую ему горы, он побежал и пришел на Раздельную почти на час раньше меня. И завалился спать, а мы играли в штуку, гоняли чаи, фотографировали. В общем, Рому накрыло...

Когда нет мест на 5300, можно поставить лагерь выше еще метров 300 набора высоты, там и камни не летают и вообще спокойно. Так что если есть силы, то лучше там, да и до Раздельной ближе или как вариант ставить последний лагерь не на Раздельной, а на 6300 уже на Ленина, часа 2,5-3 выигрываешь...

Именинничек...

Кликните, чтобы увеличить

Почти с в.Раздельной. Вид на Заалайскую долину. Панорама 5 вертикальных кадров.

Лагерь на Раздельной.

После того как Рома не пошел, я стал самым слабым звеном в команде, мне выдали отдельную рацию, назначили связь каждый час и контрольное время поворачивать назад, где бы я ни был в 15:00.

Вышли мы с рассветом в 6:00 при жутком холоде и ветре. Как только вылезли на плато, появилось солнце и стало тепло, пуховка тут же была отправлена под камень, мембрана в рюкзак и до вершины я шел в двух тонких термухах и виндстопере. До плато я еще держался за всеми, но после начал отставать, хотя Серега Лягин был постоянно в зоне видимости и от 15 до 30 мин хода.

С плато вид в Таджикистан, справа выше линии горизонта пики Коммунизма и Корженевской.

Окончательно я отстал после плато парашютистов, когда начинается тягун на вершину и кажется, вот-вот она... а ее все нет и нет.

На вершине я был ровно в 15:00, со мной поднялся какой-то чех, мы с ним без слов обнялись и расплакались.

Моя на вершине Ленина 7134 м

В лагерь на Раздельную я пришел в 9 вечера. На следующий день поднялись Саня Ищенко и Леха Исаев, Рома попытался с ними, но не дошел и до седловины, мы с ним спускались. Танюшко всю ночь блевало и тоже не пошла.

В тот же день вечером я, Рома, Солдатов и Лягин были уже на Луковой.

Эти достопочтенные господа напоили меня водкой, я еще до лагеря не дошел, поздравили первыми... Я обещал им фотографию прислать, но потерял адрес, так что это в какой-то мере должок отдаю.

А потом все улетели, а я еще почти неделю тусил в Оше, пытаясь не умереть с голоду и выбраться на Родину.

Впервые опубликовано в ЖЖ автора

Обсудить на форуме

комментарии к статье
Лилу
26.03.2016
Гугл в помощь..
Борис, Вы прежде, чем писать такого рода комментарии историю что ли почитали бы. Статьи всякие... Полезно иногда.

А статья понравилась. Спасибо Автору
Борис 06.12.2012
И откуда сошла лавина 1990 года,что достала до лагеря
на 5300 ? Бред !!!

Лагерь 2 раньше находился на Сковородке
Оставьте комментарий

* ваша оценка

(.jpg .png .gif), не больше 2Mb

Пожалуйста, дождитесь завершения отправки формы

Мы всегда открыты для обратной связи
Задайте вопрос
Помогите нам стать лучше, поделитесь своим мнением. Есть любые вопросы? Мы оперативно ответим на них.
Напишите нам
Подпишитесь на наши новости
Только полезные новости и не чаще 2 раз в неделю — статьи экспертов, обзоры снаряжения, спецпредложения.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Следите за новостями горного outdoor и событиями АльпИндустрии и обсуждайте их с единомышленниками.
Болеем горами. Надеемся заразить вас!
Сергей Зон-Зам, президент компании, основатель и бессменный лидер АльпИндустрии, взрослел в горах
Мы не продаем, мы советуем
Сергей Ковалев, директор по развитию, МСМК, покоритель Эвереста и сложных вершин по всему миру