На прошлогодней выставке outdoor снаряжения Arcteryx презентовал свою новую страховочную систему, сделанную с применением их первого серьезного изобретения с тех пор, как они занялись обвязками.
На прошлогодней выставке outdoor снаряжения Arcteryx презентовал свою новую страховочную систему, сделанную с применением их первого серьезного изобретения с тех пор, как они занялись обвязками.
Серьезные изменения — это вполне в духе Arcteryx. Нововведение превзошло все, что мы могли ожидать от функциональности и дизайна, и разрушило все наши представления о том, какими обвязки могут быть.
Arcteryx назвал это WST - warp strength technology – абсолютно новый подход к применению силовой стропы в конструкции беседки, который позволит альпинистам и скалолазам по-новому взглянуть на комфорт. Как специалист по снаряжению, я нахожу этот обзор неспособным отразить реальное положение дел, особенно после того, как я попробовал обвязку на скалах.
Прежде чем приступать к обзору, нужно отметить,что Arcteryx подверг изменениям всю свою линейку страховочных систем, включая модели для альпинизма, для спортивного лазания, для льда и микста, для больших стен, а также универсальные беседки, учитывающие особенности женской и мужской анатомии.
Теперь любая из обвязок обладает умным поясом WST, самоблокирующимися пряжками, съемными петлями под снаряжение и маркером износа на всех ключевых точках. Различаются они по конструкции, количеству петель развески, наличием регуляции ножных обхватов и, конечно же, весом.
За исключением моделей S-220 LT, R-300, M 280 и L-275 LT, ножные петли у всех обвязок регулируются. Модель S-220 LT обладает только двумя петлями под снаряжение, у ледолазных моделей есть дополнительные крепления для развесочных карабинов под буры, у всех остальных петель по четыре.
В отношении веса — да, они, конечно, различаются по весу, но я бы поспорил с тем, что на этот раз вес играет какую-то существенную роль. Хотя, конечно, его я принимаю в расчет тоже. Например, S-220 весит всего 220g, в то время как «тяжелая» В-360а тянет на все 357g. Да, они легкие, действительно легкие.
Вопреки просьбе сделать обзор В-360a или R-300, я последовал своему непреодолимому желанию и протестировал S-220. Поначалу я был обескуражен, так как у нее всего две развесочные петли (а я по большей части предпочитаю трэдовое лазание, когда на системе висит куча железа). И это означало, что мне придется чем-то поступиться при выборе снаряжения.
Тем не менее, как только я получил обвязку, мои сомнения понемногу стали развеиваться. Стоило мне надеть ее на себя, я был вынужден признать, что вопреки всем потенциальным недостаткам, которые могли проявиться в процессе испытания — это действительно модная вещь!
Перед тем, как приступить к испытаниям, я на время усовершенствовал обвязку, соорудив из отрезка стропы грузовую петлю для того, чтобы вешать на нее прусик и крепить вспомогательную веревку.
После этого начал по полной использовать ее, заменив ею две свои обвязки, и это была моя единственная обвязка на протяжении почти пяти месяцев — в ней я делал все — опрокидывал рюмки и работал над своими проектами, проводя много времени на висячих станциях, насасывая спортивные маршруты, протискивался сквозь камины. Ей пришлось несладко.
Комфорт
Итак, перейдем сразу к сути. Мы знаем, что обвязка сертифицирована UIAA/ CE и этого достаточно, чтобы не переживать о ее надежности и обратить внимание на комфорт, в конце концов, это один из самых главных пунктов в новой концепции Arcteryx.
Для начала я расскажу вам о WST, если вы, конечно, еще не сталкивались с этой технологией. Поднимите вверх свою обвязку и посмотрите на нее. Обратите внимание на два основных компонента поясного ремня — стропа, которая проходит по всему поясу до пряжки спереди и мягкая подкладка, к которой стропа пристрочена для того,чтобы обеспечить комфорт. Любой, кто хоть раз провисел в обвязке больше пяти минут, скажет вам, что не имеет значения, как много подкладки у вас есть - вы все равно чувствуете, как узкая силовая стропа врезается в ваше тело где-то в области почек. Поэтому Arcteryx решил больше не рассчитывать на мягкую подкладку, которая подведет в любом случае, и вместо этого увеличить ширину силовой стропы до размеров самого пояса. Это позволило бы уменьшить давление, причина которого в том, что подкладка все равно сминается там, где стропы нет. Но как это сделать? Ребята из Arcteryx нашли для этой проблемы самое простое и элегантное решение.
Силовая стропа, как и любая ткань, состоит из нитей двух типов: основа и уток (продольные и поперечные волокна). Продольные нити основы более крепкие и рассчитаны на силовую нагрузку. Поперечные волокна обычно более гибкие и образуют форму стропы. Так вот, ребята из Arcteryx берут обычную силовую стропу шириной 3/4 дюйма (1,9см) и с помощью специальной технологии удаляют из нее поперечные волокна, оставляя только основу и сохраняя поперечное волокно только на концах стропы. После этого продольные волокна растягиваются в три с половиной раза шире изначального размера стропы, несколько раз ламинируются и покрываются тканью Schoeller (мировой производитель технологичных тканей).
Таким образом вы получаете умный водостойкий пояс толщиной 1/8 дюйма (3,5 мм) и, как и полагается изделию от Arcteryx, способный выдерживать нагрузку 30 кН. Заметьте, что я не упомянул о подкладке — потому что не требуется никакой подкладки. Нет. None, zilch, nada.
Удобно ли это? Да. И даже очень. Получив эту обвязку, я первые же выходные провел, совершая длительное восхождение по маршруту Crimson Chrysalis, возможно самому популярному маршруту Ред Рок Каньоне. Само лазание там не сложное, есть, за что ухватиться, но чего стоит один только дюльфер вниз. Любой, кто лазал Crimson, скажет вам, что это будет спуск сплошь по висячим станциям, все время в одном и том же положении. Страховка везде неудобная, но обвязка превзошла все ожидания — она оказалась даже удобней старой.
Спустившись вниз, мой напарник моментально скинул обвязку и издал возглас облегчения. Я же долго собирал снаряжение, продергивал веревки, бухтовал их и, только окончательно упаковав рюкзак, я вдруг понял, что обвязка до сих пор на мне.
После нескольких месяцев тестов я пришел к выводу, что причин у комфорта две. Первая очевидна — обвязка обеспечивает полноценную поддержку спине — невероятно широкая по любым меркам — такое чувство, будто, когда вы нагружаете обвязку, низ спины поддерживают две заботливые ладони (это и предопределило мой выбор, когда я впервые полазал с ней в Каньоне Литтл Коттонвуд на тестах снаряжения). Другая причина комфорта, как ни странно, в отсутствии подкладки. Звучит противоречиво, но это правда. Любая подкладка обладает утепляющим эффектом,поэтому, если в жаркую погоду я лезу, что-нибудь длинное и трудное, моя спина под поясом намокает как от хорошего дождя. Это не очень приятно. С S-220 я вспотел всего пару раз - первый раз в Литтл Коттонвуд в августе, на солнцепеке, а во второй раз - аномально жаркой осенью в Ред Рок Каньоне, когда температура не опускалась ниже 85 градусов по Фаренгейту до самой середины ноября.
Тем не менее есть у этой обвязки и слабые места. Ножные обхваты не обладают WST, вместо этого они сделаны из легкой сетки, усиленной по краям. Это было сделано с целью минимизировать вес, так как предполагалось использовать обвязку только для скалолазания. В то время, как моя поясница и низ спины чувствовали себя отлично, мои бедра испытывали легкий дискомфорт. Это был минимальный дискомфорт, ощущаемый только после длительного висения, поэтому, если вы предпочитаете скалолазание, вы ничего даже и не почувствуете.
Износостойкость
Итак, мы выяснили, что обвязка достаточно удобна. Круто. Но как она переносит трение при лазании по щелям? Я вполне серьезно полагал, что отсутствие подкладки и использование силовой стропы шириной 3/4 дюйма в отличие от стандартного 1 1/4 дюйма почти наверняка должно означать преждевременную смерть обвязки.
Так вот, и это подтвердит любой мой напарник, на маршруте Disciple (FA я пролез в первые же выходные) был очень интересный камин сложностью 5.9 (F6a) как раз перед ключом. А после этого несколько недель я работал над своим спортивным проектом — двухверевочным питчем Schwa с участком сложностью 5.10d (F6c+), уходящим вверх по щели, и это было ничуть не легче, чем камины в прошлые выходные, когда более объемная обвязка несомненно вызвала бы затруднения.
В сочетании с трением в Ред Рок Каньоне, как на восхождениях, так и на спусках, я был точно уверен, что обвязка изорвется в клочья. И что в результате? Эта неубиваемая штуковина выглядит так, будто я только что достал ее из сумки. Ни одной ниточки не выдралось из Шоллера. Клянусь, я старался как мог. Полноценный отзыв о ее износостойкости я напишу в течение пары месяцев, но уже сейчас у меня нет никаких сомнений в ее прочности.
Конструкционные особенности
Как это обычно случается с Arcteryx, когда они что-нибудь изобретают, — они не останавливаются на достигнутом. И вот к умной WST они добавили еще несколько интересных фишек. Ни одна из них не является инновацией космического кораблестроения, но все они придают обвязке законченность. В первую очередь это съемные петли для снаряжения. Основа этих петель тканевая и надежно вшита в обвязку. Формованный пластик, одетый на них сверху, легко снимается, позволяя вам располагать снаряжение с той стороны, где вам удобней. Грузовые петли также понравятся любителям трэда. У всех обвязок лямки, соединяющие ножные обхваты с поясом, отстегиваются, что также очень удобно, если нужно сходить в туалет.
Чтобы унять беспокойство по поводу надежности своих супер-легких страховочных систем, Arxcteryx встроил индикаторы износа в страховочное кольцо и во все ключевые соединения. Индикатор — это стропа оранжевого цвета, зашитая в ткань «баллистика». Когда вы сносите баллистику, вы увидите оранжевый цвет, и это будет означать, что вам нужна новая обвязка.
После пяти месяцев использования я могу с уверенностью сказать, что у меня нет ни одной причины сомневаться в прочности обвязки, так как все ее детали соединены между собой более основательно, нежели я когда-либо встречал у обвязок с таким весом. Страховочная петля — самая обычная. У сертифицированных обвязок страховочные петли всегда выглядят надежными и эта не исключение. Самоблокирующиеся пряжки — заурядная деталь, которой я, впрочем, тоже был рад.
Разумеется, у всех хороших вещей есть своя цена, и эта обвязка не исключение. Моя обвязка - одна из самых дешевых в линейке Arcteryx — $ 99, а самая дорогая их вещь В-360a стоит $175!
Обычно, когда мне в руки попадает дорогое снаряжение, я откладываю его, потому что, как правило, это всего лишь облагороженная версия дешевого. Тем не менее, я и мои друзья вынуждены были признать, что обвязка стоит своих денег. Из-за технологий, которые в ней применяются, и комфорта, который она обеспечивает, а главное, из-за ее неординарности.
Это значит, что с одной стороны, день, когда обвязки Arcteryx будут на каждом скалолазе или альпинисте, наступит еще не скоро. С другой стороны, я уверен, что благодаря своему удобству и качеству, она надолго станет примером для всех остальных производителей.
Оригинал статьи размещен на сайте rockclimbing.com, автор - Джон Уайлдер