13.03.2012

Гренландия, лыжный поход

61 минута на чтение

VK TG

Часть 1. Мы решили совершить пересечение Гренландии, примерно по 67 параллели. Насколько нам известно, крупных российских экспедиций, в которых ставились подобные задачи, до нашей, в Гренландии было всего две. Это в 2003 году Матвей Шпаро на лыжах пересек Гренландию с востока на запад, и в 2007 году на собачьих упряжках пересекал ее Федор Конюхов от поселка Изортог до поселка Иллулисат. Несколько раз все наши планы почти что накрывались медным тазом, но, в конце концов, нам удалось перебороть все преграды, и мы оказались в Гренландии, со всеми необходимыми пермитами, снаряжением, продуктами, средствами связи, и могли беспрепятственно идти, куда пожелаем. Почему именно такой маршрут – потому что для наиболее полноценного ознакомления с этим крупнейшим в мире островом и Полюсом недоступности Северного Полушария, желательно побывать на обоих его берегах.

КОМАНДА «FORWARD»

ОТЧЁТ
о лыжном походе шестой категории сложности, совершенном
с 2 апреля по 10 мая 2010 года, в Гренландии

 

Маршрутная книжка № 180/10
Руководитель группы Королев Андрей Юрьевич
г. Пермь, ул. Дружбы д. 16, кв. 58
тел. 8-902-806-49-70,
e-mail:

Оглавление

    Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  4. Изменения маршрута и их причины.
  5. График движения.
  6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  8. Наиболее интересные природные, исторические и другие объекты на маршруте. Общегеографическая и туристская характеристика.
  9. Дополнительные сведения о походе.
  10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

 

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1. Проводящая организация:

Федерация спортивного туризма Пермского края. 614000, г. Пермь, ул. Луначарского,100. Тел. 236-02-22.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Гренландия.

3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость похода (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

четвёртая

775, в зачет 470

39дней / 31день

2.04-10.05.2010

4. Подробная нитка маршрута.

г. Пермь – г. Москва – г. Копенгаген – г. Рейкьявик – пос. Кулусук - пос. Тасиилак (Аммасалик) – Тасиилак фьорд – залив Короля Оскара – оз. Корлортог – пер. ПГУ (Пермского госуниверситета),360 м (п.п.), 1А к.т. – р. Акернинак - Сермилик фьорд – пер. Форвард, 1Б к.т. 500 м, (п.п.) – Йохан-Петерсен фьорд – левый приток Йохан-Петерсен фьорда - Ледовый панцирь - пер. Ледовый Панцирь (Айс Кеп) (1000 м, 1Б к.т. п.п.) – Берег Короля Фредерика VI – Земля Короля Христиана IX – 43 меридиан - Земля Короля Христиана IX Берег Короля Фредерика VI - (пер. Айс Кеп, 1000 м, 1Б к.т. п.п.) – левый приток Йохан-Петерсен фьорда - Йохан-Петерсен фьорд – Сермилик фьорд – р. Акернинак – пер. ПГУ, 300 м, 1А к.т. – заброска – пер. Инуитский, 460 м, 1А к.т. (п.п.) – ледник Б/н – пер. Ледниковый, 1А к.т. (п.п.), 600 м - прол. Тенитекилаак - р. Кугармиут – пер. Озерный, 1А к.т. (п.п.), 300 м – зал. Тасиссак – зал. Сангмилеа – лед. Б/н – пер. Инуитский, 1А к.т. – заброска – оз. Корлортог – залив Короля Оскара – Тасиилак фьорд – пос. Тасиилак (Аммасалик) – зал. Сарфакайит – Аммассалик фьорд – зал. Ситтаартивит - пос. Тасиилак (Аммасалик) – вершина пик Нансена,718 м (п.в.), 1Б к.т. - оз. на высоте 168 м – водопад Б/н – пос. Тасиилак (Аммасалик) - пос. Кулусук – г. Рейкьявик – Копенгаген – г. Москва - Пермь.
* - Жирным выделена активная часть маршрута.
п.п. – не означает, что данные препятствия никогда не проходились людьми. Означает только, что они не проходились в практике российского спортивного туризма, и их описаний до настоящего времени в русскоязычной информационной базе не имеется.

6. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика
препятствия

1.

Перевал ПГУ (Пермского госуниверситета) (п.п.), 360 м

1Аз

На острове Аммасалик. Соединяет оз. Корлортог с р. Акернинак. Перепад высот 360 м. Фирновый склон крутизной до 35 градусов. Нужна самостраховка.

2.

Перевал Форвард (п.п.), 500 м

На острове Гренландия. Соединяет Сермилик фьорд и Йохан-Петерсен фьорд. Перепад высот 500 м. Фирновый склон до 45 градусов. Имеет несколько взлетов. Подъем начинается от берега Сермилик фьорда и проходит через вершину. Северный склон более крутой, чем южный и обрывается прямо в Йохан-Петерсен фьорд. Сложно найти маршрут спуска. Крутизна подъема от Сермилик фьорда – до 30 градусов, отдельные участки до 45. Крутизна спуска на Йохан-Петерсен фьорд – до 45 градусов.

3.

Перевал Ледовый Панцирь (Айс Кеп) (п.п.), 1000 м

Выводит на ледовый панцирь Гренландии от левого притока Йохан-Петерсен фьорда. Перепад высот 1000 м. Крутизна до 30 градусов. Односторонний. Подъем с востока на запад. Фирновый склон. В верхней части траверс склона, крутизной до 25 градусов.

4.

Перевал Инуитский (п.п.), 460 м

1Аз

На острове Аммасалик. Соединяет оз. Корлортог с р. впадающей в залив Сангмилеа.
Перепад высот 300 м. Крутизна до 40 градусов. Участок не более 50 м. Обычно крутизна до 30 градусов. Фирновый склон.

5.

Перевал Ледниковый (п.п.), 600 м

1Аз

На острове Аммасалик. Соединяет залив Сангмилеа с проливом Тинитекилаак. Крутизной до 35 градусов. Перепад высот 350 м. Фирновый склон. Проходит по ровному закрытому леднику, без трещин.

6.

Перевал Озерный (п.п.) 300 м

1Аз

На острове Аммасалик. Соединяет р. Кугармиут с заливом Тасиссак. Перепад высот 300 м. Крутизной до 30 градусов. Фирновый склон, несколько взлетов.

7.

Вершина пик Нансена, 718 м

1Бз

Расположена рядом с поселком Тасиилак, на юго-запад от него. Высота 718 м. Крутизна до 40 градусов, участки до 100 м. Обязательна самостраховка ледорубом. Фирновый склон. Подъем по северному склону.

7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

Ф.И.О.

Год
рож.

Адрес, телефон

Туристский опыт

Обязанность
в группе

1. Королев
Андрей
Юрьевич

1976

г. Пермь, ул. Дружбы,
16 - 58.
Тел. 89028064970

6Р - лыжный, Плато Путорана;
6У – лыжный, Памир;
6Р - вело, Тибет, Кунь-Лунь;
6Р – пеший, Памир;
5 усл. Р - горный, Памир.
Перевальный опыт 3Б Р.

Руководитель, врач, фотограф.

2. Мохов
Игорь
Михайлович

1964

Г. Пермь, шоссе Космонавтов, 72-43. Тел. 225-96-54

6Л У – Плато Путорана, 6П У – Анды;
6 вело У – Тибет;
5Л У – Восточный Саян;
Пер. опыт 3А, 4Б (Альп); макс. высота. 6500 (Невадо-Коропуна)

Реммастер.

3. Шарафутдинов
Рафаэль
Фагильевич

1973

Г. Рига, ул. Dzirciema Iela, 21-63. Моб. Тел. 37122066935

6Л У – Памир;
6 Г У – Памиро-Алай;
Пер. опыт – 3Б, макс. высота – 7300 м (пик Победы)

Завхоз, видеооператор

4. Ранде
Александр
Янисович

1985

Г. Пермь, ул. Крупской 86а - 43. тел. 89026471465

5Л У – Полярный Урал, Пер. опыт – 2А, макс. высота – 3000 м.

Фотограф, отпугиватель белых медведей

 

Команда «Форвард» - слева направо: Рафаэль Шарафутдинов, Игорь Мохов, Андрей Королев, Александр Ранде.

8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

614070 Г. Пермь, Дружбы 16 - 58, у руководителя группы, в библиотеке МКК Федерации спортивного туризма Пермского края, в библиотеке ТССР. Отчёт опубликован на сайте: www.manturs.narod.ru

9. Поход рассмотрен Пермской МКК. Код МКК - 159-00-565630500.
В маршрутной книжке значится 6 участников. 2 не смогли поехать в последний момент из-за недостаточного финансирования.
Маршрут зарегистрирован в Пермской краевой ПСС, МЧС России, тел. (342)210-78-10 и 89128889803(4) оперативный дежурный.

1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.

В апреле – мае 2010 года мы решили совершить пересечение Гренландии, примерно по 67 параллели. Насколько нам известно, крупных российских экспедиций, в которых ставились подобные задачи, до нашей, в Гренландии было всего две. Это в 2003 году Матвей Шпаро на лыжах пересек Гренландию с востока на запад, и в 2007 году на собачьих упряжках пересекал ее Федор Конюхов от поселка Изортог до поселка Иллулисат. Поскольку эти люди для простых смертных, вроде нашей пермской команды, недоступны, то и информации об особенностях организации и проведения путешествий в Гренландии, в России практически. Нет ее почти и в Интернете в русскоязычном его секторе. Поэтому нам предстояла крайне тяжелая задача – организовать там экспедицию. Для этого, мы в буквальном смысле слова, боролись, практически не прерывно, целых два года. Используя все возможные и невозможные ресурсы. Несколько раз все наши планы почти что, накрывались медным тазом, но, в конце концов, нам удалось перебороть все преграды, и мы оказались в Гренландии, со всеми необходимыми пермитами, снаряжением, продуктами, средствами связи, и могли беспрепятственно идти, куда пожелаем. Уже одно это является важной победой в борьбе с бюрократией, безденежьем, косностью, нежеланием работать и отрицательным отношением к нам Датской иммиграционной службы и другими непредвиденными обстоятельства. Можно написать целый объемистый труд – методическое пособие по организации экспедиций в Гренландии.

Почему именно такой маршрут – потому что для наиболее полноценного ознакомления с этим крупнейшим в мире островом и Полюсом недоступности Северного Полушария, желательно побывать на обоих его берегах. Перейти с одного берега на берег мы планировали именно в этом месте, потому что именно здесь находятся населенные пункты с регулярным авиасообщением с Большой Землей. Да и расстояние между ними почти в разумных пределах – около 700 км. И именно в этих краях находится возможный подъем на ледовый панцирь Гренландии, на восточном берегу и возможный спуск – на западном. К тому же на этой параллели, уже находятся интереснейшие горные хребты и район одной из высочайших вершин Гренландии – горы Монт Форель, 3360 м.

Идти в точности по маршруту Нансена – значит пройти на расстоянии от красивых горных вершин, да и остров там уже сужается, а как нам казалось, в наших силах пересечь ее в более широкой части. К тому же чтобы добраться до начала маршрута Нансена – надо привлекать дополнительный авиатранспорт для заброски, что для нас было неподъемно дорого.

Вот, учитывая все выше перечисленные факторы, и сложился маршрут, по которому нас выпустило правительство Гренландии, а именно департамент окружающей среды, во главе с Talea Weissang <tawe@nanoq.gl>, и по которому мы начали прокладывать лыжню в начале апреля 2010 г.

Была еще одна причина для осуществления нашей экспедиции. 10 октября 2011 года - 150 лет со дня рождения великого норвежского путешественника Фритьофа Нансена, который первый в истории пересек это остров.

Двигался он также как и мы с востока на запад. Для того были основополагающие причины. Во времена Нансена, освоен был только западный берег Гренландии. И все экспедиции, которые до него пытались ее пересекать, шли с запада на восток. У них была очень сильная мотивация: в случае чего всегда можно повернуть назад и выйти к людям. Именно поэтому никто до Нансена и не мог это осуществить. Все возвращались назад. Даже если предположить, что какой-либо экспедиции того времени, все же удалось бы дойти до восточного берега, то ведь им пришлось бы заново пересекать весь остров, чтобы вернуться назад. Потому что подплыть к берегу с востока было невозможно из-за непрерывного дрейфа льдин со стороны Северного Полюса. Поэтому Нансен, чтобы не было возможности отступить и начал пересечение с востока на запад. Для этого ему пришлось больше месяца кувыркаться между дрейфующих льдин, несколько раз переворачиваться на своей лодке, плавать на льдинах, и только потом, чудом оставшись в живых, им удалось высадиться на восточный берег. Корабль доставил их, насколько это было возможно, поближе к восточному берегу, а дальше они плыли на лодке. Это было в июне месяце, когда льдин становится меньше. А начал он свое пересечение уже в августе. Мне кажется, что более сложной и опасной задачей было добраться до восточного берега, чем собственно пересечение Гренландии.

Подобная же ситуация была и у нас, спустя более сотни лет.
Мы тоже решили пересекать остров с востока на запад, потому что нам так посоветовало правительство Гренландии, на основании того, что именно в этом направлении осуществляют экспедиции западные путешественники.

Это имеет огромное значение. Дело в том, что на пути вперед, для того чтобы подойти к возможному подъему на Ледовый панцирь (которых на восточном берегу известно всего 2, по крайней мере в этой части Гренландии), необходимо перейти по льду океана, через огромный (до 15 км шириной, Сермилик фьорд) с острова Аммасалик, куда прилетает вертолет с острова Кулусук, куда прилетает самолет с Исландии. Другого пути на восточный берег Гренландии – нет. Все заброски идут только с Исландии. Этот Сермилик фьорд весь заполнен айсбергами и ледовыми торосами. Много участков открытой воды. В апреле месяце по его льду еще можно с трудом перейти с одного берега на другой. Но в мае месяце, когда обычно завершаются экспедиции по пересечению Гренландии – это уже совершенно невозможно. Лед в нем начинает таять и в него проникает океанская вода. Поэтому это тоже маршрут в одну сторону.

У нас, как и у Нансена, не было возможно вернуться назад, промедли мы хотя бы еще один день на Ледовом панцире. Но это мы тогда еще не знали, а узнали только после того, когда чудом успели перейти с одного берега Сермилик фьорда на другой, на обратном пути.

Все это имеет значение только для бедных российских туристов. Западные путешественники для осуществления подобного маршрута, как у нас, закладывают в него в пять раз больше средств, которых у нас попросту нет. Поэтому они не проходят своими ногами через Сермилик фьорд, и не ищут подъем на ледовый панцирь и не поднимаются по нему, затаскивая тяжеленный груз. Они попросту залетают вертолетом сразу на ледовый панцирь, причем иногда даже ближе к его середине, и почти не набирая высоту пересекают Гренландию. В случае чего они, так же беспрепятственно вызывают вертолет и вылетают с ледового панциря в обратном направлении. Ни о какой автономности и спортивности тут конечно не может быть и речи.

За последние годы, мы были единственной командой, которая начала пересечение Гренландии прямо от поселка Тасиилак (Аммасалик).

Конечно, западные туристы ходят по этим фьордам, горам, и вообще красивейшим местам восточного берега, но при этом они не собираются пересекать Гренландию! Они залетают вертолетом в красивое место, и оттуда налегке совершают радиальные выходы. Или совершают небольшой походик, продолжительностью несколько дней, на острове Аммасалик или в ближайших окрестностях.

По карте видно расположение о. Кулусук, Аммасалик (Ангмагсалик), пос. Аммасалик (Ангмагсалик или Тасиилак) и Сермилик фьорда, на другом берегу которого и находится собственно о. Гренландия.

2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

2.1. Варианты подъезда и отъезда

Варианты попадания к началу маршрута однозначные. На восточный берег летают только маленькие пропеллерные самолеты, типа фоккер 50 или Даш 8, потому что на восточном берегу нет ни одного достаточно крупного аэродрома для посадки реактивных самолетов. Крупнейший аэропорт восточного берега – на острове Кулусук, а крупнейший населенный пункт – Тасиилак или Аммасалик или Ангмагсалик, в котором проживает всего 1700 человек, в основном эскимосы (инуиты).

В большинство населенных пунктов восточного берега нет регулярного круглогодичного сообщения. Оно точно имеется только в Кулусук и в Констебль пойнт (Иттоккортоормиит). Из Кулусука в другие населенные пункты летают уже вертолеты. Также есть сообщение самолетом из Кулусука в Нарсарсуак (юг Гренландии) и оттуда в Нуук. С западного берега есть регулярное авиасообщение из крупнейшего аэропорта Гренландии – Кангерлуссуака (Сондрестремфьорда) в Копенгаген. В Кангерлуссуаке взлетно-посадочная полоса позволяет садится реактивным самолетам.

Лететь из Кангерлуссуака до Копенгагена – 5 часов. Из Рейкьявика до Кулусука – более 2,5 часов. Из Кангерлуссуака самолетами и вертолетами осуществляется доставка пассажиров в населенные пункты западного берега и юга Гренландии. Кроме авиасообщения никакого другого в Гренландии не существует. Только летом в течении 3 месяцев существует сообщение по морю, между недалеко расположенными населенными пунктами. Продолжительность, начало и конец морского сообщение прямо зависит от погодных условий.

Авиационное сообщение внутри Зеленого острова и между Кангерлуссуаком и Копенгагеном осуществляет всего одна авиакомпания – Гренландские авиалинии, Air Greenland - Greenland's national airline, www.airgreenland.com. На этом сайте можно покупать электронные билеты. Билеты этой авиакомпании есть только дорогие и очень дорогие. Причем дорогие билеты при отмене полета или каких-либо изменениях, заменить нельзя, а нужно только покупать новые. Причем, если покупать их незадолго до вылета, то дорогих билетов уже нет, а есть только очень дорогие. Также приходится переплачивать приличную сумму за багаж (более 20 кг) и за негабаритный груз (лыжи и сани). Это относится ко всем авиакомпаниям, которыми мы добирались туда и обратно. В Гренландии очень легко отменяются рейсы по погодным условиям. Цены примерно такие – например, 10-минутный вертолетный полет с острова Кулусук на остров Аммасалик, стоит 4000 руб. плюс к этому плата за багаж (более 20 кг и негабарит).

Авиационное сообщение между Исландией (Рейкьявиком) и восточным берегом Гренландии осуществляет тоже только одна исландская авиакомпания: Air Iceland или Flugfelag Islands, www.airiceland.is/AirIceland/Destinations/ - на этом сайте также можно покупать электронные билеты. Вылет происходит из небольшого аэропорта Рейкьявик внутренних авиалиний Исландии. Прилет в Исландию из других стран, кроме Гренландии, осуществляется в международный аэропорт Кефлавик, который расположен на расстоянии 50 км от города Рейкьявика и одноименного аэропорта соответственно. Между аэропортами курсируют большие автобусы с большими багажниками. Стоимость проезда 250 рублей с человека, или 1000 исландских крон. Стоимость билетов из Исландии до восточного берега Гренландии немного меньше. Есть билеты 3 категорий – дешевые, средние и дорогие. Как правило, тариф позволяет вносить изменения в маршрут и дату перелета.

Аэропорт на острове Кулусук не оборудован радионавигационным оборудованием, и имеет довольно сложный рельеф окружающей местности, поэтому самолеты могут приземляться и взлетать только при хорошей видимости. К тому же он имеет грунтовую взлетно-посадочную полосу, функционирование которой возможно только в сухую погоду и при отрицательной температуре.

Эта исландская авиакомпания совершает регулярные круглогодичные рейсы в 3 населенных пункта Гренландии: два из которых расположены на восточном берегу Кулусук и Констебль пойнт (Иттоккортоормиит), и один на юге – Нарсарсуак. Также не круглогодичные рейсы она осуществляет в Нуук и Илулиссат.
На карте курсивом показаны некруглогодичные рейсы авиакомпании Air Iceland или FlugfelagIslands

Для перемещений внутри Гренландии также можно нанимать вертолеты у авиакомпании Гренландские авиалинии. Сделать это не сложно. Можно написать им по адресу, который указан у них на сайте. Цены очень высокие.

На своем маршруте заброски и выброски мы пользовались услугами следующих авиакомпаний. Выбирали наиболее дешевые и надежные авиакомпании. Москва - Копенгаген - 8000 р. Включая провоз лыж и багажа. Авиакомпания «Аэрофлот», www.aeroflot.ru

Копенгаген - Рейкьявик – 7000 р. Включая провоз лыж и багажа. Авиакомпания Iceland Aire, www.icelandaire.com
Рейкьявик – Кулусук - 10000 р. Включая провоз лыж и багажа. Авиакомпания Air Iceland, www.airiceland.is/AirIceland/Destinations/
Кулусук – Тасиилак – 4000 р. Включая провоз лыж и багажа. Авиакомпания Air Greenland, www.airgreenland.com
Тасиилак - Кулусук – 5000 р. Включая провоз лыж и багажа. Авиакомпания Air Greenland, www.airgreenland.com
Кулусук – Рейкьявик – 9000 р. Включая провоз лыж и багажа. Авиакомпания Air Iceland, www.airiceland.is/AirIceland/Destinations/
Рейкьявик – Копенгаген – 8000 р. Включая провоз лыж и багажа. Авиакомпания Iceland express, www.icelandexpress.com
Копенгаген – Москва – 12000 р. Включая провоз лыж и багажа. Авиакомпания SAS, Скандинавские авиалинии, www.flysas.com/ru/ru/
Стоимость перелета на авиакомпании SAS из Копенгагена до Москвы составляет 4000 руб, если билет покупать за 2 месяца до вылета. У нас получилось 12000 руб. потому что пришлось менять дату полета. Также если брать заранее, возможен более дешевый перелет из Рейкьявика до Кулусука. В пределах 5000 руб. Стоимость перелетов на авикомпании Гренландские авиалинии – стабильна. Можно купить заранее более дешевые билеты с Рейкьявика на Копенгаген, в пределах 6000 руб. если их брать заранее, как на авиакомпании Iceland express, так и на Iceland Aire, которая дороже чем, первая.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы возможны как раз по пути следования маршрута. Направление выходов зависит от того, к какому краю Гренландии группа находилась ближе к моменту начала аварийного выхода. Необходимо учитывать, что возвращение в Тассилак, возможно только в апреле месяце, пока в Сермилик фьорде еще более менее прочный лед. Если перейти через него невозможно, то следует снова подниматься на ледовый панцирь Гренландии, по нему идти на юг и спускаться по второму варианту подъема на ледовый панцирь, который приводит к населенному пункту Изортог. У него есть регулярное вертолетное сообщение с пос. Тасиилак. Вертолеты летают несколько раз в неделю. Вот координаты второго возможного подъема на ледовый панцирь в данной части Гренландии: N 65°36' 09,34''; W 38°51' 09,34''.
Путь аварийных выходов совпадают с путями запасных вариантов похода.

Все группы, которые осуществляют экспедиции на Ледовом панцире Гренландии или в горах, имеют очень дорогую страховку. Группа застрахована на 1000000 датских крон (5,4 млн. рублей) – для поиска и спасения, и дополнительно к этому каждый участник группы застрахован на 280000 датских крон – для медицинских расходов. Тем не менее, рекомендуется иметь запас финансовых средств, чтобы в случае чего позвонить по телефону и вызвать вертолет, без привлечения службы спасения Гренландии. Потому что не стоит делать лишней международной шумихи. Да и страховая компания потом может начать признавать данный случай не страховым и могут возникнуть другие проблемы.

Спутниковые телефоны рекомендуется использовать системы Иридиум, другие системы имеют здесь очень плохое покрытие.

Запасные варианты.

1. Поскольку маршрут является полным первопрохождением, и почти нет описаний никаких его участков, то возможны различные запасные варианты маршрута: вместо движения по одним долинам – движение по другим долинам (параллельным), вместо одних перевалов через хребты – другие расположенные рядом перевалы. Обо всех изменениях маршрута будем своевременно сообщать в Пермскую МКК и ПСС.

2. Можно отказаться от восхождения на гору Монт Форель и сразу начинать пересечение Гренландии. При этом маршрут будет сокращен на 200 км.

3. При неблагоприятной ледовой обстановке в Сермилик фьерде и Йохан Петерсен фъерд, подниматься на ледовый щит в районе поселка Изортог, куда можно добраться на рейсовом вертолете из Тасиилака. Про это будет известно уже на месте. В этом случае отказываемся от восхождения на Монт Форель, а поднимаемся на другую близ лежащую вершину.

4. При отставании от графика движения, можно повернуть назад в любой точке маршрута и возвращаться в поселок Тасиилак или Изортог.

4. Изменения маршрута и их причины.

В целом мы шли по линии заявленного маршрута, только планировалось, что на лыжах дойдем до поселка Тенитекилаак, и оттуда на небольшом ботике нас доставят по морю в Йохан-Петерсен фьорд, к началу подъема на ледовый панцирь. Из-за того, что была холодная зима, ледовые условия не позволили это сделать. Нам пришлось идти на лыжах прямо из поселка Тасиилак, проходить через перевалы на острове Аммасалик, переходить через Сермилик фьорд, проходить перевал, через вершину, которая разделяет Сермилик фьорд и Йохан-Петерсен фьорд, подниматься вверх по Йохан-Петерсен фьорду, и уже только после этого подниматься на ледовый панцирь Гренландии. На этом мы потеряли почти неделю времени. Естественно, что нам сразу же пришлось отказываться от подхода к горе Монт Форель и восхождении на нее. Дальше мы пошли по линии запланированного маршрута. Все время дул встречный ветер, который постепенно усиливался. Нам удалось дойти до 43 меридиана западной долготы. Немного не доходя до середины ледового панциря, мы столкнулись с пургой ужасной силы. Скорость ветра была более 200 км/ч, может быть, даже приближалась к 300 км/ч. В экспедиционном центре Роберта Перони, в поселке Тасиилак, нас предупреждали о том, что здесь возможны подобные ураганы, причем всегда встречные, дующие сверху вниз. Ветер такой силы возникает по причине огромной разницы температуры воздуха, которая имеется на середине ледового панциря и на берегу океана. Она достигает в апреле 50 градусов. Наверху, на середине ледового панциря ночью, может быть -50 градусов, а на побережье – 0 градусов. К тому же огромные ровные пространства позволяют воздуху здесь разгоняться до ужасной силы. Обычно такая пурга продолжается не более 10 часов. В нашем случае она продолжалась целых трое суток. Очень трудно было бороться с ветром все это время. Помогли советы по постройке ветрозащитной стенки, которые дали нам эскимосы и Роберт Перони. После окончания урагана ветер продолжал оставаться встречным, но уже не таким сильным. Просчитав все за и против, мы осознали, что для пересечения острова нам уже не хватит ресурсов.

Нами было принято сложное решение возвращаться в Тасиилак. По пути мы совершили небольшой кольцевой радиальный выход по красивейшим местам на острове Аммасалик. Предварительно уведомив об этом МКК Пермского края и спасательные службы Гренландии и России. В целом получилось, что почти прошли запланированное расстояние. Только туда и назад. Скорее всего мы посмотрели более красивые и интересные места в Гренландии, чем если бы нам удалось ее пересечь. Дело в том, что восточный берег гористый и более красивый. На западном берегу гор нет, соответственно нет и таких живописных пейзажей. После возращения в Тасиилак, мы совершили еще два линейных радиальных выхода в районе острова Аммасалик, что еще более разнообразило наш маршрут.

На схеме указано, докуда удалось нам добраться во время пересечения Гренландии

 5. График движения.

Дни пути

Дата

Участок пути

КМ

ЧХВ

Определяющие препятствия на участке.

Метеоусловия.

1.

2.04

Г. Пермь – г. Москва

 

 

Поезд

 

2.

3.04

Г. Москва – г. Копенгаген – г. Рейкьявик

 

 

Самолет

 

3.

4.04

Г. Рейкьявик – пос. Кулусук – пос. Тасиилак

 

 

Самолет, вертолет

 

4-5.

5-6.04

Пос. Тасиилак

16

5

Радиальный выход на 1 день. Закупка и упаковка продуктов, бензина, снаряжения. Проверка снаряжения полицией.

Пасмурно, снег, средний ветер.

6(1)

7.04

Пос. Тасиилак – 4 озеро, под пер. ПГУ

24

6:30

Тропежка глубиной до 40 см. Наледи глубиной до 20 см, на заливе Короля Оскара. Подъемы крутизной до 40 градусов. Местами плотный фирн. Выше снег плотный, глубина тропежки до 5-10 см.
Перепад высот 400 м

Ветер слабый, ясно. Осадков нет. Температура днем на солнце +15, ночью – 18 градусов.

7(2)

8.04

4 озеро, под пер. ПГУ – пер. ПГУ, 1А к.т., 360 м (п.п.) – Сермилик фьорд

20

8:00

Тропежка в основном глубиной до 10 см. В ущелье реки Акернинак глубиной до 50 см. Подъем на пер. ПГУ, 1А к.т., 360 м, склон крутизной до 35 градусов, протяженность участков такой крутизны до 50 м. В Сермилик фьорде много торосов, айсбергов, участков с наледями. Идти очень трудно скорость передвижения 500 м в час. Встречаются участки открытой воды и много тюленьих лунок и разломов льда.
Перепад высот – 450 м

Температура ночью
-18, днем - 7. Ветер слабый, пасмурно. Снег.

8(3)

9.04

Сермилик фьорд – перевал Форвард, 500 м, 1Б к.т. (п.п.)

19,5

7:00

В Сермилик фьорде много торосов, айсбергов, участков с наледями. Идти очень трудно, скорость передвижения 500 м в час. Сложен выход из фьорда на берег Гренландии – участки открытой воды и плавающих льдин. Отвесная стенка высотой более 4 м. Подъем на пер. Форвард по фирновым склонам, крутизной до 40 градусов. Несколько взлетов и спусков, такой крутизны, протяженностью до 100 м. Иногда тропежка глубиной до 30-40 см. Ночевка на спуске с перевала.
Перепад высот 800 м.

Температура ночью
-20, днем - 7. Ветер средний и сильный, утром пасмурно, днем переменная облачность, иногда туман, с видимостью до 20 м. Снег. Вечером ясно. Ветра нет.

9(4)

10.04

Перевал Форвард – Йохан-Петерсен фьорд

32

7

Спуск с пер. Форвард крутизной до 45 градусов, протяженность участков такой крутизны – до 100 м. Фирновые склоны, чередуются со снежными, глубина тропежки без лыж – до 20-30 см. Йохан-Петерсен фьорд – почти без торосов, ровный.
Перепад высот 300 м.

Температура ночью
-20, днем при безветреной погоде и на солнце до +15 градусов. Ветер средний и сильный, утром порывы очень сильные отрывают от опоры. Ясно.

10(5)

11.04

Йохан-Петерсен фьорд – пер. Ледовый панцирь Гренландии

14

7:00

Сложный выход с Йохан-Петерсен фьорда на берег. Множество высоких торосов и участки открытой воды. Подъем на ледовый панцирь крутизной до 35 градусов. Протяженность участков такой крутизны до 200-300 м. Обычно крутизна в пределах 25 градусов. Фирн. Иногда тропежка глубиной до 20 см. Участок траверса фирнового склона (лавинной опасности нет), крутизной до 25 градусов, над глубокой мульдой – до 150 м перепада высот – проходится в кошках. Верхняя часть подъема положе – до 15 градусов. Выход на ледовый панцирь Гренландии обозначаем, как перевал Ледовый Панцирь, 1Б к.т. Ледник довольно ровный, трещин нет.
Перепад высот 750 м.

Ночью – 25 градусов, днем при отсутствии ветра и на солнце – до +20 градусов. Ясно, вечером переменная облачность и усиливающийся встречный (западный) ветер.

11(6)

12.04

Пер. Ледовый Панцирь Гренландии – Ледовый Панцирь.

24

7:30

Выше крутизна продолжает оставаться в пределах 15-20 градусов. Фирновый склон. Тропежка глубиной не более 5 см. Заструги, высотой до 60 см. Чем дальше, тем склон становится положе.
Перепад высот 600 м.

Ночью – 27 градусов, днем -12. Переменная облачность и усиливающийся встречный (западный) ветер.

12(7)

13.04

Пересечение Ледового Панциря Гренландии в направлении на запад-северо-запад

27

7:30

Фирн. Тропежка глубиной не более 5 см. Заструги, высотой до 60 см. Чем дальше, тем склон становится положе.
Перепад высот 400 м

Ночью – 30 градусов, днем -12. Переменная облачность. Днем прояснения, во время которых и при отсутствии ветра, температура поднимается до 25 градусов. Усиливающийся к вечеру встречный (западный) ветер.

13(8)

14.04

Пересечение Ледового Панциря Гренландии в направлении на запад-северо-запад

30

7:00

Фирн. Тропежка глубиной не более 5 см. Заструги, высотой до 60 см.
Перепад высот 300 м.

Ночью – 35 градусов, днем -14. Переменная облачность. Днем прояснения, во время которых и при отсутствии ветра, температура поднимается до 25 градусов. Усиливающийся к вечеру встречный (западный) ветер.

14(9)

15.04

Пересечение Ледового Панциря Гренландии в направлении на запад-северо-запад

32

7:30

Фирн. Тропежка глубиной не более 5 см. Заструги, высотой до 60 см.
Перепад высот 200 м.

Ночью – 30 градусов, днем -12. Переменная облачность. Туман. Усиливающийся к вечеру встречный (западный) ветер.

15(10)

16.04

Пересечение Ледового Панциря Гренландии в направлении на запад-северо-запад

33

7:30

Фирн. Тропежка глубиной не более 5 см. Заструги, высотой до 60 см.
Перепад высот 100 м.

Ночью – 27 градусов, днем -15. Пасмурно. Туман. Усиливающийся к вечеру встречный (западный) ветер.

16(11)

17.04

Пересечение Ледового Панциря Гренландии в направлении на запад-северо-запад

30

7:30

Фирн. Тропежка глубиной не более 5 см. Заструги, высотой до 60 см.
Перепад высот 100 м.

Ночью – 27 градусов, днем -15. Пасмурно. Туман. Усиливающийся к вечеру встречный (западный) ветер.

17(12)

18.04

Пересечение Ледового Панциря Гренландии в направлении на запад-северо-запад

31

7:20

Фирн. Тропежка глубиной не более 5 см. Заструги, высотой до 60 см.
Перепад высот 100 м.

Ночью – 27 градусов, днем -15. Пасмурно. Туман. Усиливающийся к вечеру встречный (западный) ветер.

18(13)

19.04

Пересечение Ледового Панциря Гренландии в направлении на запад-северо-запад

12

3:15

Фирн. Тропежка глубиной не более 5 см. Заструги, высотой до 60 см.
Перепад высот 40 м.

Ночью – 27 градусов, днем -15. Пасмурно. Туман. Перед обедом ветер усиливается до ураганного. Пурга.

19-20
(14-15)

20-21.04

Отсидка

-

-

-

Ночью и днем -18 градусов. Пасмурно. Туман. Пурга. Скорость ветра более 200 км/ч.

21-25
(16-20)

22-26.04

Возвращение к Йохан-Петерсен фьорду. Ночевка перед перевалом Ледовый Панцирь.

205

37

Перепад высот 1600 м.

Пасмурно, туман. Попутный западный ветер средней силы, с порывами до сильного. Температура днем -15, ночью до -30 градусов.

26(21)

27.04

Перед перевалом Ледовый Панцирь – Йохан-Петерсен фьорд.

20

6:00

Фирн. Тропежка глубиной не более 5 см. Заструги, высотой до 60 см. Спуск с перевала Ледовый Панцирь Гренландии. Крутизна фирнового склона до 35 градусов.
Перепад высот 890 м.

Попутный западный ветер средней силы. Температура днем -10, ночью до -20 градусов.
Утром туман, днем переменная облачность, вечером ясно.

27(22)

28.04

Йохан-Петерсен фьорд

32

5:00

Тропежка глубиной до 20 см. Наледи глубиной до 20 см. Перепада высот нет.

Утром ясно, днем переменная облачность, вечером пасмурно. Температура днем -5, ночью до -15 градусов. При прояснениях и отсутствии ветра температура днем до +20 градусов. Ветер слабый.

28(23)

29.04

Йохан-Петерсен фьорд – восточный берег Сермилик фьорда (остров Аммасалик)

10

9:30

Множество торосов, айсбергов и участков открытой воды в нижней части Йохан-Петерсен фьорда и по всей ширине Сермилик фьорда.
Перепада высот нет.

Утром ясно, днем и вечером переменная облачность. Температура ночью до -15 градусов, днем на солнце и без ветра до +25 градусов. Ветер слабый с порывами до среднего.

29(24)

30.04

Сермилик фьорд – пер. ПГУ, 300 м, 1А к.т. – заброска на 4 озере (под пер. ПГУ)

17

5:30

Тропежка в основном глубиной до 10 см. В ущелье реки Акернинак глубиной до 50 см. Подъем на пер. ПГУ, 1А к.т., 300 м, склон крутизной до 35 градусов, протяженность участков такой крутизны до 50 м. Встречаются следы собачьих упряжек.
Перепад высот – 450 м

Утром ясно, днем и вечером переменная облачность. Температура ночью до -15 градусов, днем на солнце и без ветра до +25 градусов. Ветер слабый с порывами до среднего.

30(25)

1.05

заброска на 4 озере (под пер. ПГУ) – пер. Инуитский, 1А к.т.(п.п.), 460 м – лед. Б/н – пер. Ледниковый, 1А к.т. (п.п.), 600 м – прол. Тенитекилаак - р. Кугармиут

22

7:00

На океане и в нижней части долин тропежка глубиной до 30-40 см. Выше фирн, крутизна подъема на перевалы до 35 градусов. Протяженность участков такой крутизны до 200-300 м. Ледник ровный, без трещин. Встречаются следы собачьих упряжек.
Перепад высот 1350 м

Утром ясно, днем и вечером переменная облачность. Температура ночью до -12 градусов, днем на солнце и без ветра до +25 градусов. Ветер слабый с порывами до среднего.

31(26)

2.05

р. Кугармиут – пер. Озерный, 1А к.т. 300 м (п.п.) – зал. Тасиссак

24

7:00

На океане и в нижней части долин тропежка глубиной до 30-40 см. Выше фирн, крутизна подъема на перевал до 30 градусов. Протяженность участков такой крутизны до 100- м. Ледник относительно ровный, иногда встречаются трещины шириной до 1 м. Встречаются следы собачьих упряжек.
Перепад высот 600 м

Утром ясно, днем и вечером переменная облачность. Температура ночью до -12 градусов, днем на солнце и без ветра до +25 градусов. Ветер слабый с порывами до среднего.

32(27)

3.05

зал. Тасиссак – зал. Сангмилеа – пер. Инуитский, 460 м – заброска на 4 озере

24

7:00

Заливы океана с небольшим количеством торосов, айсбергов почти нет. Встречаются наледи. Глубина тропежки до 30 см. Часто участки фирна. Встречаются следы собачьих упряжек. Перепад высот 750 м.

Утром ясно, днем и вечером переменная облачность. Температура ночью до -15 градусов, днем на солнце и без ветра до +25 градусов. Ветер слабый с порывами до среднего.

33(28)

4.05

заброска на 4 озере – пос. Тасиилак

24

5:30

Подъемы крутизной до 40 градусов. Местами плотный фирн. Выше снег плотный, глубина тропежки до 5-10 см. На заливе короля Оскара наледи глубиной до 20 см. Встречаются следы собачьих упряжек.
Перепад высот 400 м

Утром ясно, днем и вечером переменная облачность. Температура ночью до -10 градусов, днем на солнце и без ветра до +25 градусов. Ветер слабый с порывами до среднего.

34(29)

5.05

пос. Тасиилак

-

-

Дневка

Ясно, слабый ветер. Температура ночью до -8 градусов, днем на солнце и без ветра до +25 градусов.

35(30)

6.05

пос. Тасиилак зал. Сарфакайит – Аммассалик фьорд – зал. Ситтаартивит (линейный радиальный выход)

28

7:00

Подъемы крутизной до 40 градусов. Местами плотный фирн. Выше снег плотный, На заливах океана наледи глубиной до 20 см. Участки открытой воды и ледовые торосы. Перепад высот 500 м.

Ясно, слабый ветер. Температура ночью до -8 градусов, днем на солнце и без ветра до +25 градусов.

36(31)

7.05

пос. Тасиилак - вершина пик Нансена,718 м (п.в.), 1Б к.т. - оз. на высоте 168 м – водопад Б/н (линейный радиальный выход)

25

7:30

На пик Нансена подъем крутизной до 40градусов по фирновому склону. Необходимы кошки и самостраховка ледорубом. Протяженность участков такой крутизны – 200 м. В основном крутизна в пределах 30-35 градусов. Глубина тропежки в долинах и на озерах до 20-30 см. На озерах встречаются наледи глубиной до 10 см. Встречаются следы собачьих упряжек.
Перепад высот – 1500 м.

Ясно, слабый ветер. Температура ночью до -8 градусов, днем на солнце и без ветра до +25 градусов.

37

8.05

Пос. Тасиилак – пос. Кулусук – г. Рейкьявик

 

 

Вертолет и самолет

Пасмурно, видимость 30 м, снег, переходящий в дождь. Температура около 0 градусов

38

9.05

Г. Рейкьявик – г. Копенгаген – г. Москва

 

 

Самолет

 

39

10.05

Г. Москва – г. Пермь

 

 

Поезд

 

Итого

 

 

775,5
В зачет 470

200

Перепад высот 12580 м

 

Координаты важных мест маршрута
Координаты указаны в градусах, минутах и тысячных долях минут

Название

Широта северная

Долгота западная

Высота

1

Деревянная будка пригодная для ночевки без печки, под пер. ПГУ, где мы оставляли заброску

65.45,289

37.41,899

150

2

Деревня эскимосов Тенитекилаак

65.53,925

37.45,930

0

3

Выход на ледовый панцирь из Йохан-Петерсен фьорда

66.00,869

38.17,654

600

4

Начала подъема на Ледовый панцирь от пос. Изортог

65.36,155

38.51,665

154

5

Кангерлуссуак

67.00,697

50.41,875

74

6

Экспедиционный центр Роберта Перони

65.36,622

37.37,420

66

7

Левый (орографически) берег Сермилик фьорда

65.46,693

37.55,541

0

8

Лагерь на леднике Рассела над Кангерлуссуаком

67.08,454

49.59,985

645

9

Дорога на леднике Рассела, ведущая в Кангерлуссуак

67.08,932

50.05,482

418

10

Маркированная трасса спускающаяся с ледника Рассела, ведущая в Кангерлуссуак

67.08,708

50.02,822

517

11

Начало подъема на Монт Форел с СЗ

66.55,092

37.09,545

2104

12

Начало подъема на Монт Форел с Ю

66.53,000

36.44,438

2046

13

Начало подъема на Ледовый Панцирь из Йохан-Петерсен фьорда

65.57,928

38.19,287

0

14

Перевал ПГУ

65.45,682

37.45,270

300

15

Перевал Инуитский

65.48,185

37.40,363

460

16

Перевал Ледниковый

65.49,152

37.40,581

600

17

Правый (орографически) берег Сермилик фьорда

65.46,435

38.02,899

0

18

Единственное место спуска с пер. Форвард на Йохан Петерсен фьорд

65.48,660

38.07,438

38

19

Начало подъема на пик Нансена

65.36,016

37.40,044

369

20

Перевал Форвард

65.47,454

38.07,029

500

21

Язык ледника ведущего на Ледовый Панцирь из Йохан Петерсен фьорда

65.59,445

38.16,729

177

22

Перевал Озерный

65.50,240

37.32,009

300

23

Наиболее живописное место маршрута – горное озеро под пер. Озерным

65.50,701

37.32,766

225

24

Перевал Ледовый Панцирь

66.03,640

38.21,845

1000

25

Место на Ледовом Панцире откуда мы повернули назад

66.35,627

43.01,230

2590

26

Пик Нансена

65.35,775

37.39.822

718

 

Продолжение

Источник: http://manturs.narod.ru

Обсудить на форуме

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Если наши менеджеры не смогут помочь вам в решении какого-либо вопроса — напишите директору интернет-магазина Потаповой Екатерине

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

vk yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
vk yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Откуда вы узнали о нашем магазине?


Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Вы авторизованы