21.11.2012

Бэккантри... Бэккантри... Бэккантри... или так... Backcountry

15 минут на чтение

VK TG

Казалось бы, что такое бэккантри не знает сейчас только неграмотный, но все же и сейчас многие не могут понять, почему может быть интересно делать один-два спуска в день вместо двадцати-тридцати, да еще и подниматься к месту старта пешком, а не на подъемнике, как обычно?

 

Бэккантри (дословный перевод c английского — «удалённая от путей сообщения местность, окраина») — это понятие, включающее в себя восхождение на вершины, не оборудованные канатными дорогами и др. с дальнейшим спуском на лыжах или сноуборде по неподготовленным склонам со всеми их прелестями — великолепными пейзажами, отсутствием людей, интересным рельефом, нетронутой целиной.

Соответственно, этим же словом называется и весь процесс катания по таким склонам, включая заброску и эвакуацию.

Казалось бы, что такое бэккантри не знает сейчас только неграмотный, но все же и сейчас многие не могут понять, почему может быть интересно делать один-два спуска в день вместо двадцати-тридцати, да еще и подниматься к месту старта пешком, а не на подъемнике, как обычно?

Занимаясь бэккантри, райдер получает удовольствие не только от зажигательного спуска по абсолютно нераскатанному склону, но и от подъема к месту старта, ничуть не менее интересного и увлекательного.
Шаг за шагом ступая вверх по склону, опытный райдер всегда обращает внимание на предполагаемый маршрут спуска и возможные варианты, на ориентацию склона и выбор мест для съемки и безопасной остановки при возникновении критической ситуации, на состояние снега и лавинную опасность, погоду, свою физическую и эмоциональную подготовку.
И это еще не все — а как же окружающие виды, которые можно спокойно понаблюдать, улучшение физической формы, радость общения с друзьями?!
Находясь в горах, легче понять разницу между простым и сложным, нужным и бесполезным, действительно значимым и не имеющим значения, между важным и совершенно не заслуживающим внимания.
А после подъема, разумеется, спуск — проверка на прочность, готовность и умение рискнуть, за доли секунды сделать правильный выбор, использовать необходимую технику, при необходимости оказать помощь другу.

Наверное, для русского человека, знакомого не только с горными лыжами, но и с лыжным туризмом, самое простое описание для бэккантри будет — лыжный поход, но не на «бескидах», а на современном удобном снаряжении.

Давайте попробуем ответить на часто возникающие у ещё непосвященного человека вопросы.

 

Как добраться?

Наиболее широко известный из средств массовой информации способ — это, конечно же, Heli-Skiing, то есть заброска (и, при необходимости, эвакуация) с помощью вертолёта. Или — что не так широко применяется — самолёта. В общем, такой способ заброски — по воздуху — является наиболее быстрым, наименее трудоёмким, и, к сожалению, наиболее дорогим.

Другой вариант механизированной заброски — это Snowcat-Skiing, то есть заброска на специальных снегоходах, представляющих из себя, фактически, ратрак с вагончиком-вахтовкой.

У нас в стране такой способ заброски, как правило, является стихийным и неорганизованным и осуществляется с помощью ратраков. А, например, в Северной Америке существует масса лыжных баз, не имеющих даже специально выделенных склонов и подъёмников, как таковых — эти базы специализируются исключительно на бэккантри.

Однако наиболее бюджетный вариант — это использовать свои собственные ноги.

Есть два основных способа передвигаться по заснеженной гористой местности, совершая затяжные траверсы и подъёмы, порой достаточно крутые: перемещение на снегоступах и перемещение на собственных лыжах.

 

Как подняться?

Первый вариант — идти на снегоступах (Snowshoes).

Современные снегоступы представляют из себя довольно технологичную конструкцию, предусматривающую как ременное крепление к платформе ботинка любого типа, так и установку на платформу ботинка с рантом с помощью лёгких креплений, подобных использующимся на альпинистских кошках или в жёстком сноубординге. При ходьбе на снегоступах используются палки. Основной снаряд для спуска — лыжи или сноуборд — транспортируется либо закреплённым на рюкзаке, либо тянется за собой на отрезке репшнура.
Способ для «сильных духом», т.к. в результате райдер несет с собой два комплекта достаточно объемного снаряжения.

Второй вариант — использовать специально модифицированное лыжное снаряжение. Американцы называют такой способ передвижения Alpine Trekking или более общим словом — Skinning (от слова skin — кожа, этим словом они называют камуса, о которых ниже). Для Alpine Trekking (далее AT), как правило, используются специальные крепления.

И вот тут выясняется, почему skinning является более общим понятием, чем АТ. Дело в том, что поклонники использования лыж для забросок в бэккантри делятся на два лагеря — поклонников собственно АТ и сторонников телемарка. И те, и другие используют специальные крепления, отличающиеся от обычных горнолыжных — в этих креплениях существует возможность освободить пятку, хотя бы на время. При этом лыжа крепится на ноге шарнирно в районе носка ботинка — опять же, как в беговых лыжах. Однако, если у АТ-креплений пятка освобождается только на время подъёма, а перед спуском фиксируется, то телемаркеры пятку не фиксируют в принципе — в этом основа их стиля катания.

Рассмотрим подробнее вариант с АТ-креплениями.

С зафиксированной пяткой эти крепления становятся очень похожими на обычные горнолыжные, у продвинутых моделей существует полноценная регулировка усилия срабатывания головы и пятки крепления, а сама конструкция надёжна и способна выдержать даже мощное агрессивное катание и прыжки. В режиме трекинга, когда пятка свободна, АТ-крепления предоставляют функциональность, подобную описанной в разделе про снегоступы — подвижная платформа с ограничением минимального угла подъёма, возможность установки специальных кошек. Для тех, кто всё же хочет ходить бэккантри на собственных лыжах, а не тащить их на спине или волочить за собой на верёвке, существует специальное устройство — АТ-адаптер. Адаптер представляет собой специальную платформу, встёгивающуюся в горнолыжные крепления вместо ботинка, на которой шарнирно закреплена грузовая платформа, подобная той, что ставится на снегоступы. Перед спуском адаптеры выстёгиваются и убираются в рюкзак, а вместо них в лыжи встёгиваются непосредственно ботинки.

Важный элемент снаряжения трекера, объединяющий телемаркеров и поклонников АТ — это камуса.

Камус — это длинная лента, ворсистая или шероховатая с внешней стороны, контактирующей со снегом, и липкая с тыльной стороны, контактирующей с лыжей. Эта лента крепится на скользящую поверхность лыжи и предотвращает её проскальзывание назад при траверсах и подъёмах. Перед спуском камус снимается, чтобы не препятствовать скольжению лыжи.

 

Какое снаряжение потребуется?

Во-первых, вам потребуются средства для спуска — ваши лыжи или доска.

Многие фирмы выпускают отдельные модели лыж для бэккантри, часть фирм на таких лыжах специализируется. Если вы забрасываетесь не вертолётом или снегоходом, а топаете собственными ногами, то для вас вес снаряжения начинает играть немаловажную роль. Специализированные лыжи для трекинга имеют, как правило, более лёгкую конструкцию, форма носа лыжи классически заострённая (никаких тупых полукруглых или обрубленных носов — на них неудобно цеплять камуса), в носу лыжи иногда делается отверстие для закрепления буксировочного шнура. Однако, как правило, такие лыжи менее надёжны и не предназначены для ударных нагрузок, возникающих при прыжках. Большинство поклонников АТ и даже многие телемаркеры выбирают для катания обычные горные лыжи для фрирайда. Лыжи желательно иметь пошире — благо сейчас ассортимент таких лыж достаточно большой, при этом они имеют отличные ходовые качества, обладают универсальностью и высокой надёжностью.

Существует ещё один, пока ещё экзотический, гибридный снаряд — сплитборд (splitboard), предназначенный для бордеров, которые хотели бы использовать при подъёме все преимущества лыж с камусом. Сплитборд представляет из себя некоторое подобие сноуборда, распиленного вдоль на две части. При подъёме половинки снаряда работают как лыжи, а при спуске соединяются в единую доску.

Соответственно, в случае, если вы ходите бэккантри пешком, вам также потребуются какие-либо из средств для подъёма, описанных выше — снегоступы, адаптеры, камуса.

 

Как уже было сказано, в случае использования снегоступов как лыжникам, так и бордерам желательно иметь телескопические трекинговые палки. Телескопические палки пригодятся и в том случае, если вы не используете снегоступы, а идёте на лыжах — длину палок можно варьировать в зависимости от условий и крутизны подъёма.

Кроме того, есть несколько элементов снаряжения, использование которых в бэккантри должно стать правилом, обязательным для выполнения.
Это бипер, щуп и лопата.

Бипер или лавинный датчик — это радиотехническое устройство для поиска жертв, погребённых лавиной. Современные биперы работают в двух режимах. Основной режим — режим передачи. При катании в горах всегда необходимо иметь бипер, включенный в режим передачи. В случае попадания в лавину сигнал, передаваемый бипером, может быть засечён другими датчиками, работающими в режиме приёма. Перед выходом на склон следует попрактиковаться в работе с бипером.



Лавинная лопата используется для откапывания обнаруженной жертвы. Современные лавинные лопаты имеют небольшую массу и высокую прочность. Лопаты изготавливаются разборными, то есть совок отделяется от ручки, облегчая размещение лопаты в рюкзаке. Иногда в рукоятке лопаты размещают лавинный щуп в сложенном состоянии.



Лавинный щуп используется для зондирования снежной массы после того, как установлено ориентировочное положение жертвы. Современные лавинные щупы делаются складными, в рабочем состоянии имеют длину около двух метров и больше, наиболее компактные из них помещаются в полой ручке лавинной лопаты, экономя тем самым место в вашем рюкзаке.



Да, ну и, конечно же, рюкзак. Объём рюкзака определяется продолжительностью и условиями похода, и, соответственно, количеством переносимого в нём снаряжения. Рюкзак должен быть снабжён оттяжками для изменения объёма, точками внешней подвески для снаряжения, например, лыж, снегоступов или сноуборда, желательно также отделение для лавинной лопаты, позволяющее вытаскивать её, не расстёгивая рюкзака.

              

Кроме того, не помешает запасная маска — если при падении ваша маска запотеет или забьётся снегом, а потом заледенеет, очистить её в полевых условиях будет весьма проблематично. Время же зачастую поджимает, нужно двигаться, а без маски — ветер и снег в глаза, «плоский» свет, скрадывающий детали рельефа и характер снежного покрова — некомфортно и опасно.

Запасные перчатки или варежки, а также шапка тоже будут нелишними.
Не помешает и наличие в группе радиосвязи.
Как минимум один член группы (лидер или гид) должен иметь аптечку.

 

И наконец, самое главное: Никогда не ходите бэккантри в одиночку!

Если вы новичок в бэккантри — всегда ходите в группе с опытным лидером или гидом. Даже если у вас есть опыт подобного катания — в любом случае, с вами всегда должен находиться напарник.

Существуют неписанные правила при катании вне трасс, и они похожи на основные правила альпинизма: соблюдать порядок движения на маршруте и условия безопасности, не отделяться от группы при движении, выполнять указания гида или старшего группы. К тому же, в группе должен быть минимум один человек, который знает район катания, его особенности и возможные опасные места, пути их преодоления или изменения маршрута в случае возникновения нештатной ситуации.  

Для соблюдения этих условий и повышения безопасности бэккантри-катания проводятся бэккантри-лагеря, где на 10-15 участников приходится 2-3 профессиональных гида. Гиды предлагают варианты спусков с учетом специфики района и погодных условий, обеспечивают безопасность участников на подъеме и спуске, помогают совершенствовать технику катания, проводят специальные занятия по медицине и лавинной подготовке.

Как правило, такие лагеря проводятся вдали от цивилизации, где нет толп «горнопляжников» и уродливых урбанистических «изысков», где люди в полной мере могут получить удовольствие от спокойной, размеренной жизни с минимумом надоевшего комфорта и удобств, от интересного общения и новых впечатлений, свежих мыслей и тем.
У нас такие лагеря сейчас проводятся в основных местах катания — Кавказ, Хибины, Алтай.

Если вы считаете, что уверенно стоите на лыжах или сноуборде, мы очень рекомендуем вам хотя бы раз попробовать, что такое бэккантри.
А вдруг понравится?

 

 

 

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Если наши менеджеры не смогут помочь вам в решении какого-либо вопроса — напишите директору интернет-магазина Потаповой Екатерине

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

vk yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
vk yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Откуда вы узнали о нашем магазине?


Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Вы авторизованы