АльпИндустрия - интернет-магазин туристического снаряжения
Ваш город:
Сан-Диего
Ваш город:
Сан-Диего
0
0р.

Планируете этой зимой скалолазный отпуск в тропической стране? Будьте внимательны к местным шлямбурам!

21 декабря 2009
Советы и инструкции

На дворе зима, и это — время, когда многие уезжают в южные страны, чтобы полазить по теплым скалам. Особенно популярны тропические скалы над океаном в Тайланде, Вьетнаме, Доминиканской Республике и т.п. Но остерегайтесь слепо доверять шлямбурам, которыми оборудованы скалолазные трассы в этих странах! После нескольких недавних несчастных случаев, UIAA (Международная Федерация Альпинизма и Скалолозания) выпустила предупреждение о риске разрушения шлямбуров (особенно стальных), которыми оборудованы скалолазные трассы в морских, тропических районах.

Согласно данным UIAA, первые же исследования на выборке из некоторых скалолазных районов в тропических, морских регионах показали, что 10–20% шлямбуров могут разрушиться при динамической нагрузке от 1 кН до 5 кН! А, как вам известно, номинальная нагрузка на точку страховки при срыве скалолаза составляет как раз 1–5 кН. Стандарты UIAA требуют, чтобы шлямбуры выдерживали рывок минимум в 22 кН.

С официального сайта UIAA: «Вообще, некоторые шлямбуры разрушались уже под весом скалолаза. И все протестированные экземпляры были изготовлены из нержавеющей стали, все соответствовали стандартам безопасности UIAA и имели хорошую репутацию шлямбуров, не подверженных коррозии. Но конкретно в этих регионах шлямбуры гораздо сильнее подвержены коррозии, вследствие близости моря и воздействия круглый год жаркого, влажного климата.»

Некоторые из обнаруженных шлямбуров имели видимые трещины, но иногда следы коррозии и разрушения были незаметны глазу. Внимательно посмотрите на эти фотографии шлямбуров – на них не видны трещины, однако все они разрушились при нагрузке 1–5 кН:

разрушенный шлямбур 1  разрушенный шлямбур 2  разрушенный шлямбур 3

UIAA дает следующие рекомендации при занятиях скалолазанием в тропических, морских регионах:

  • Перед тем, как начать лазать в новом районе, мы настоятельно рекомендуем вам пообщаться с местными скалолазами и/или с местными жителями, которые пробивали здесь маршруты, с тем, чтобы на месте убедиться в надежности и качестве шлямбуров.
  • В некоторых районах маршруты регулярно переоборудуют. Если установленным шлямбурам и болтам меньше трех лет, то, как показывает опыт на сегодняшний день, вероятность нахождения ослабленных болтов достаточно низка, несмотря на то, что бывали случаи, когда болт вырывался из скалы после 9 месяцев с момента его установки.
  • Тем не менее, если вы обнаружили следы ржавчины и коррозии на шлямбуре — это может быть признаком плохого, ослабленного болта. В таком случае, не загружайте этот шлямбур и откажитесь от этого маршрута (опыт полевых исследований показывает, что некоторые болты разрушаются уже под весом скалолаза). Оповестите местных скалолазов/местных жителей, которые следят за состоянием маршрутов, с тем, чтобы они могли проверить и заменить ослабленный шлямбур. Вы также можете заменить шлямбур самостоятельно — пожалуйста, используйте для замены шлямбуры такой же или большей устойчивости к коррозии.
  • В качестве превентивной меры предосторожности, мы настоятельно советуем вам не лазить по тем маршрутам в тропических, морских регионах, которые оборудованы шлямбурами с признаками коррозии, и/или если вы не знаете, кто ответственен за оборудование данного скалолазного района, или не знаете, когда был оборудован шлямбурами данный маршрут.
  • В отсутствие достоверной информации о надежности шлямбуров от местных жителей, которые поддерживают маршруты в тропических районах, каждый скалолаз должен расценивать прибрежные пробитые маршруты как потенциально опасные, где надежность каждой точки страховки сомнительна — как это бывает в альпинизме.
  • В конечном счете, конечно, каждый скалолаз всегда сам несет ответственность за свои решения, которые он принимает в отношении надежности каждого конкретного шлямбура.

UIAA начала масштабное исследование этой проблемы, и первые результаты уже опубликованы на веб-сайте UIAA. Для получения дополнительной информации, прочитайте полную версию предупреждения UIAA и доклад Комиссии по Безопасности (где представлено множество фотографий разрушенных шлямбуров).


комментарии к статье
Пока нет комментариев
Оставьте комментарий


* ваша оценка

(.jpg .png .gif), не больше 2Mb


Пожалуйста, дождитесь завершения отправки формы

Мы всегда открыты для обратной связи
Задайте вопрос
Помогите нам стать лучше, поделитесь своим мнением. Есть любые вопросы? Мы оперативно ответим на них.
Напишите нам
Подпишитесь на наши новости
Только полезные новости и не чаще 2 раз в неделю — статьи экспертов, обзоры снаряжения, спецпредложения.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях
Следите за новостями горного outdoor и событиями АльпИндустрии и обсуждайте их с единомышленниками.
Болеем горами. Надеемся заразить вас!
Сергей Зон-Зам, бессменный лидер, взрослел в горах
Мы не продаем, мы советуем
Сергей Ковалев, МСМК, покоритель Эвереста и сложных вершин по всему миру
Ваша безопасность - наша работа
Иван Аленцев, инструктор по альпинизму