Скитур, в отличие от фрирайда, не привязан к курортам и открытию подъемников для райдеров. Но, возможность заброски к линии снега канатными дорогами, снегоходами или автомобилем в сочетании с камусами и «свободной пяткой», существенно раздвигает календарные и географические границы открытия сезона.
Современный скитур ориентирован прежде всего на удовольствие от катания : спуски по хорошему снегу с минимумом следов и других групп, в идеале первым следом. Поэтому район для открытия сезона тура должен удовлетворять ряду условий.
Прежде всего это ранее формирование устойчивого снежного покрова с плотной подложкой и мягким поверхностном слоем.
Затем, удобный и быстрый доступ в зону катания . Очень хорошо, если имеется возможность для раскатки после долгого перерыва перед скитуром по трассам с использованием подъемников . Наличие проката и тур снаряжения позволяет новичкам попробовать скитур, а если кто-то забыл снаряжение дома или оно вышло из строя после летнего хранения, то его можно будет заменить.
Немаловажно наличие работе и спасательной службы, а также близость медицинской помощи для оказания медицинских услуг. Идеально, если есть возможность эвакуации пострадавшего вертолётом.
Наличие погодного, лавинного прогноза и карт для ориентирования также очень важно для безопасного открытия скитурного сезона в высоких горах. Важно наличие хорошего покрытия мобильной связи, а также очень хорошо, если есть веб-камеры, отображающие фактическое состояние снежного покрова и погодные условия в районе катания.
Ниже описываются достоинства, риски и ограничения для каждого района раннего открытия сезона скитуром в России.
Эльбрус
Из осени в зиму с высоты 2350 м до 3850 м канатная дорога доставит менее чем за час. Выше на камусах можно подняться до Приюта 11 (4050м) или до конца гряды на 4350м, в зависимости от физической подготовки и акклиматизации. Предварительно необходимо уточнить в соцсетях и/или администрации курорта о доступе на канатные дороги с горнолыжным снаряжением. В целях безопасности гостей, с учетом расположения в зоне ледников и опасности падения в ледниковые трещины, доступ может быть разрешен только в группе с гидом Ассоциации горных гидов России по согласованию с администрацией курорта. Спуски возможны как по пути подъема слева и справа от ратрачной дороги, так и по ледникам Малый Азау и Гарабаши с возвращением на камусах на станцию канатной дороги Мир (3500м). Для безопасного катания по ледникам необходимо знать расположение трещин, иметь альпснаряжение и уметь им пользоваться.
Характерная лавинная проблема начала сезона – ветровые снежные доски на подветренных склонах морен крутизной более 30 градусов. Размер лавин обычно небольшой: 1-2 по пятибальной шкале. Но достаточный для получения травм и гибели фрирайдера. Рекомендуемые меры управления риском: оценка стабильности снега, выбор маршрутов спусков с учетом лавинной опасности, катание с гидом. Помимо опасности падения в трещину при катании по ледникам, Эльбрус опасен резким изменением погоды и потерей видимости в метель и облачность.
Эльбрус удобен возможностью прилететь или приехать на пару дней под прогноз. Прогноз лучше всего смотреть для ледника Гарабаши в приложении yr.no или для курорта Эльбрус в приложении snow-forecast.
На сайте курорта есть страница с видеокамерами, которая позволяет оценить фактические снежные и погодные условия.
Удобная транспортная доступность в сочетании с развитой инфраструктурой средств размещения, магазинами и прокатом скитур-снаряжения от Альпиндустрии позволяют за пару-тройку дней ноябрьских праздников расходиться и раскататься перед поездкой в Сибирь, проверить работоспособность снаряжения и освежить навыки спасработ на лавине в сочетании с планированием дня и навигацией.
Безопасность
Спасательные службы представлены спасательной службой курорта Эльбрус (тел. +7 (86638) 71505), действующей на горнолыжных трассах и подъёмниках курорта, и Эльбрусским высокогорным поисково-спасательным отрядом МЧС РФ (тел. +7(886624) 21943) на остальной территории. Ближайший травмпункт расположен в поселке Терскол в 2,8 км от нижней станции курорта. Ближайшая больница – в г. Тырныауз в 54,2 км. Вся зона фрирайда и скитура в районе курорта хорошо обеспечена сотовой связью.
Мамай
Долина реки Мамай, впадающей в Байкал, самое глубокое озеро на Земле, уникальна ранним и обильным выпадением высококачественного снега в сочетании с крутым лесным и альпийским рельефом. По этой причине и в связи с расположением в Республике Бурятия, долину любовно называют Бурятская Колумбия, по аналогии с более известной в мире фрирайда канадской провинцией Британская Колумбия.
Близость Байкала обеспечивает регулярное оснежение склонов вплоть до середины января, пока озеро не покроет лед.В то же время, благоприятная орография горных хребтов закрывает долину от ветров. Снегообразование здесь схожее с морским, но сибирский климат и отсутствие оттепелей сохраняют долго качественный снег для катания.
Поэтому Мамай – лучшее по снегу место в стране для скитура в декабре. Катание происходит на низких высотах: от 800 до 1660 м. Высотная акклиматизация не требуется. Но расположение в седьмом часовом поясе требует пару дней для адаптации к пятичасовому джетлагу.
Как добраться и где жить
Ближайшие аэропорты – Улан-Удэ в 272 км и Иркутск в 180 км. Трансфер из аэропорта осуществляется по асфальтированной горной дороге, на которой зимой могут быть пробки из-за затрудненного движения большегрузов. Поэтому надо закладывать резервное время на доставку в район пос. Выдрино, где необходимо перегрузиться на снегоходы для дальнейшей заброски в долину. Обычно на снегоходы грузят вещи и продукты, а группа идет по снегоходной дороге на скитуре около 2-3 часов до забронированного заранее жилья в зимовье («зимуха», как горят местные). Зимухи расположены на лесохозяйственных землях, где запрещено строительство капитальных сооружений. В большинстве своем это двухэтажные дома на свайном основании из привозных стройматериалов. На первом этаже расположена кухня-столовая и печка, на втором – спальные места. Зачастую спят прямо на полу на ковриках и спальниках. Туалет на улице, а воду носят по очереди из ручья. Моются в бане.
На Мамае нет механизированных забросок снегоходами на вершины и перевалы. Сколько поднимешься на камусах – столько и спустишься вниз. Надо приезжать уже расхоженным и раскатанным. Ведь падения при катании в глубоком снегу не только утомительны, особенно для бордеров, но и опасны асфиксией в случае нырка головой вниз и отсутствия своевременной помощи.
По дороге из Иркутска на Мамай в Байкальске расположен небольшой горнолыжный курорт «Гора Соболиная», где можно раскататься по трассам перед скитуром на Мамае. Наивысшая точка курорта 1004 м, перепад высот 479 м, 15 трасс общей протяженностью около 12 км.
Помимо скитура на Мамае развито катание на горных снегоходах. Действует разделение зон катания со скитуристами: снегоходчики катаются в верховьях долины по склонам выше кунга.
Еще одной местной особенностью является крутой угол подъемного трека, по которому можно определить автора первого следа как местного или приезжего гида АГГР. Обычно после первого подъема тропа замерзает и нужно иметь хороший миксовый или мохеровый камус, чтобы подняться повторно и не сползать на киктернах. Весьма уместны будут ски-стрепы для фиксации камуса в морозную погоду после третьего и последующих наклеиваний на лыжи\сплитборд. Внутри куртки актуален большой карман, куда можно сложить камус за пазуху, чтобы клей был в тепле. А вот флис, как промежуточный слой, менее востребован, в отличие от легкой пуховки, которую можно надеть поверх куртки на перестежках перед спуском.
Основные лавинные проблемы на Мамае в декабре – это лавины из штормового снега, лавины из снежных досок и карнизы. Ежегодно здесь фиксируются сходы лавин, лавинные инциденты, бывали и несчастные случаи. Также на крутых открытых склонах с травянистой подложкой могут наблюдаться трещины скольжения. Они могут активироваться в период оттепелей. На спуске опасны тем, что из-за высоких снежных шлейфов и большой скорости их трудно заметить и легко получить травму в результате падения в трещину. Ещё одна опасность – это падение в открытую воду незамёрзших ручьев. Поэтому переходить ручьи лучше всего по построенным или крепким снежным мостам по одному и на дистанции.
Безопасность
Пару лет назад на Мамае был создан общественный поисково-спасательный отряд «Горный патруль». На частоте 433.250 (8-й канал) можно сообщить о несчастном случае и запросить помощь. Регистрация группы на дневной выход производится на частоте 433.025 с 8.00 до 10.00. Регистрация необходима для координации выхода на скитур маршрут с другими группами, чтобы предотвратить риск спуска на поднимающуюся снизу группу. Снятие регистрации производится на той же частоте с 16.00 до 18.00. Сейчас на Мамае установлен ретранслятор и сотовая связь доступна и в долине, а не только на вершинах и перевалах. В ноябре и декабре в соседних с Мамаем долинах горного района Хамар-Дабан активно проводятся хели-ски программы с использованием вертолетов. Поэтому имеет смысл оформить страховку с вертолетной эвакуацией для быстрой доставки пострадавшего в медицинское учреждение Северобайкальска или Иркутска для оказания помощи.
Лужба
Маленькая железнодорожная станция в тайге на границе Кемеровской области и Хакассии в горах Кузнецкого Алатау дала название большому району скитура. «Поездатый» скитур с возможностью жить в комфортных условиях ближайшего к станции поселка Амзас – делают это место уникальным.
Основное отличие от Мамая – для катания вблизи станции доступна только лесная зона. С другой стороны, наличие в Амзасе кафе, магазина и приютов с кроватями, постельным бельем, батареями отопления и санузлами создают СПА-условия для скитура.
Еще одна важная особенность скитура в Лужбе – необходимость форсировать реку Томь для заброски на забронированный приют от станции. В ноябре, а бывает и в начале декабря, пока река не встала, приходится переправляться на лодках с риском вымокнуть.
Спуски в Лужбе короче по перепаду: 200-300 м против 300-500 и более метров на Мамае. Снегопады, как правило, сопровождаются ветром, поэтому снег по катальным качествам ближе к шерегешскому. Регулярно бывают сильные морозы ниже 25 градусов. В такие дни не только повышается риск обморозиться, но и ухудшается скольжение и требуется обработка скользяка низкотемпературным парафином.
Как добраться
Путь в Лужбу начинается в районном центре городе Междуреченск. Из аэропорта Новокузнецка до Междуреченска можно добраться на авто или электричкой. Здесь находится ближайшая к Лужбе больница и небольшой горнолыжный комплекс, где можно раскататься перед заброской в горы. Но чаще всего раскатываются в Шерегеше и затем на машине приезжают в Междуреченск (230 км, около 3,5 часов). Дневной или уже утренней электричкой Междуреченск-Бискамжа едут в Лужбу около 2 часов.
Основные лавинные проблемы в районе Лужбы в начале сезона: лавины из штормового снега и из снежных досок. Большое количество прочесов в лесу, по которым осуществляются спуски, появились в результате схода лавин. Из-за большой разницы температур между холодным воздухом и тёплой почвой в снежном покрове часто развиваются слабые слои глубинной изморози, которые придают нестабильность снежному покрову. Для Лужбы, как и для Мамая, актуальна опасность трещин скольжения и падения в открытую воду ручьев и реки Томь.
Хибины
Хибины расположены за Северным полярным кругом. Основной район скитура находится в районе Кировска. Здесь полярная ночь наблюдается с 15 по 28 декабря. А в ноябре световой день длится с 8 до 17 часов, что необходимо учитывать при планировании скитур-маршрутов.
Как добраться
Хорошая транспортная доступность делает район привлекательным для райдеров Центрального региона. Перелет займет всего пару часов из столицы в аэропорт Апатиты и менее часа на такси/маршрутке и рейсовом автобусом до Кировска.
Особенности
Наличие двух курортов (Большой Вудьявр и Кукисвумчорр) позволяет раскататься перед скитуром, а также активно заместить скитур фрирайдом или трассовым катанием в ненастный день. Для Хибин характерен субарктический морской тип климата. Снежный покров залегает 250 дней в году. Практически все снегопады сопровождаются ветром и перераспределением снега на подветренные склоны, в цирки и кулуары.
Об особенностях открытия сезона в Кировске рассказывает гид АГГР Сергей Шестихин, автор путеводителя по внетрассовым спускам Хибин khibinyguidebook:
- Какие лавинные проблемы преобладают в начале сезона ?
- Метелевые доски. При небольших значениях общего снежного покрова и метелевого расхода могут быть лавины размера 2-3
- Какие опасности фрирайда в начале сезона помимо лавинной ?
- Думаю, это незакрытые камни, пока снег ещё не уплотнился. И выкаты из кулуаров через кусты, пока их не засыпало лавинами. В общем приходится смотреть рельеф и аккуратно кататься.
Безопасность
Наличие муниципальной службы лавинной безопасности, публикующей лавинный бюллетень в телеграмм-канале @avalanche_Hibiny , выгодно отличает Кировск от других районов. В бюллетене указывается степень лавинной опасности, тип лавинного сценария и опасные экспозиции, особенности снежного покрова, информация о планируемых активных воздействиях и прогноз погоды. Вся эта информация позволяет лучше планировать день и управлять рисками на лавиноопасном рельефе.
Ещё одной уникальной особенностью внетрассового рельефа Хибин является наличие тектонических разломов в виде глубоких линейно вытянутых оврагов вдоль и поперек склонов. В условиях плохой видимости, особенно в метель и в сумерках, есть опасность падения с уступа разлома.
В заключение, хочется напомнить, чтобы вы не забывали о безопасности: выбирали правильную и надёжную экипировку, всегда проверяли прогноз и пользовались услугами опытных сертифицированных гидов. Выбирайте направление и получайте удовольствие от катания по свежему снегу. До встречи в горах!