Идея таких креплений давно обсуждалась в кругах гидов и фрирайдеров. Первый шаг сделан.
Александр Ильин, горный гид UIAGM/IFMGA, протестировал новые крепления Salomon Shift в реальных условиях — на снежных просторах Сибири и Красной Поляны. По итогам двух месяцев катания мы попросили Сашу рассказать о нюансах эксплуатации и поделиться своими ощущениями. Итак, разрешите представить — Salomon Shift. Можно сказать, революционные крепления для скитура.
Больше года назад компания Salomon анонсировала разработку, которая должна послужить отправной точкой к развитию нового поколения креплений, совмещающих в себе удобство подъёма вверх и надёжность для катания.
При изучении креплений по фото и видео однозначного представления об их надёжности не возникло, т.к. наличие большого количества подвижных частей не добавляет долговечности. Но покрутив крепления в руках, понимаешь и, главное, чувствуешь и качество материалов, и надёжность сборки.
«Голова»
Все основные конструктивные решения сосредоточены в «голове» — режимы ходьбы и катания выполнены независимо друг от друга.
Исходное положение переключателей находится в положении для катания. Крепление имеет вид обычного катального, но с дополнительными частями. В этом режиме можно использовать любые ботинки: фиксация носка осуществляется за счёт ранта.
Регулируемое усилие и подвижная пластина под носком ботинка гарантируют безопасное отстёгивание лыжи при падении. Пластину можно регулировать по высоте — это позволяет настроить крепление под любой ботинок.
В течение двух месяцев эксплуатации в режиме катания проблем не возникало. В глубоком и тяжёлом снегу крепление отработало на 5 с плюсом. При падениях лыжа отстёгивалась во всех случаях.
Режим ходьбы включается нажатием на синий переключатель, находящийся между пинами, с переводом его в крайнее нижнее положение. Одновременно с этим открывается передний, тоже синий, переключатель, который, как и на обычных пиновых креплениях, выполняет функцию блокировки в режиме ходьбы.
В режиме катания переключатель блокировки пинов обязательно нужно переводить в крайнее нижнее положение до защёлкивания, иначе есть варианты отломать.
Вщёлкивание ботинка в пины производится нажатием горнолыжной палкой на передний переключатель, за счёт чего раздвигаются пины. Устанавливается ботинок, отпускаем палку — пины встают в отверстия. Переключатель переводим в блокирующее положение, вверх до упора. На морозе это сделать сложнее, нужно приложить чуть больше усилий.
Плюсы «головы»
Регулировка усилия и подвижная пластина под носком — гарантированное выщёлкивание ботинка, надёжное катание по снегу любой кондиции, дропы.
Минусы «головы»
Есть проблемы с фиксацией переднего переключателя в положении блокировки в режиме ходьбы. При низких температурах (ниже -20°C) переключатель опускался в нейтральное положение, следствием чего было выщёлкивание ботинка из крепления при разворотах или при перекосе лыжи на неровностях. У переключателя небольшой ход между средним и блокирующим положением, нет жёсткой фиксации.
«Пятка»
В режиме катания нужно просто вщелкнуть ботинок, как в обычное крепление.
В режиме скитура пятка крепления не отодвигается и не поворачивается. Место для свободного хода пятки ботинка освобождается в «голове» крепления, когда раскрываются пины и положение ботинка смещается вперёд.
Чтобы перевести пятку крепления в режим скитура, фиксируем скистопы нажатием на переключатель-фиксатор. В данном положении фиксатор уже задаёт небольшой угол. Полноценный подпятник один.
Плюсы «пятки»
Пятка для катания работает, как в обычном креплении. Регулировка крепления до 13 DIN.
Минусы «пятки»
Основной и главный минус креплений заключается в режиме скитура «пятки» — фиксация скистопов не продумана. Если задеть скистоп лыжей во время разворота, он благополучно отщёлкивается. То же самое происходит, когда набивается снег под фиксатор скистопов — в этом случае его выдавливает.
Выводы
Идея таких креплений давно обсуждалась в кругах гидов и фрирайдеров. Первый шаг сделан, но требуется доработка.
Сборка и качество материалов на 5. Непосредственно сами крепления, в том виде, в котором они сейчас в продаже, думаю, вытягивают на 4.
Что необходимо доработать:
- Сделать более надёжную фиксацию переключателя блокировки пинов в режиме ходьбы;
- Придумать другое решение для фиксатора скистопов;
- Сделать два полноценных положения подпятника (ИМХО).
Когда возник вариант покупки «Шифтов», предполагал, что могут быть проблемы ввиду конструктивной недоработки. Предположения оправдались, но креплениями в целом остался доволен.
Выражаю благодарность магазину «АльпИндустрия» в Красной Поляне за поддержку, оказываемую горным гидам. Отдельное спасибо директору магазина Наталии Овчар и эксперту магазина Андрею Воропаеву.
Фотографии Александра Ильина и Дмитрия Рашитова.