28.09.2015

Восхождение на Эльбрус с Запада

21 минута на чтение

VK TG

В августе этот не самый популярный маршрут сходили ребята из нашей команды. Делимся описанием, схемами, списком снаряжения и фотографиями.

Сюда не ходят толпы туристов, тут нет подъёмников и ратраков, это место ещё не оккупировано пронырливыми местными «проводниками», здесь придётся в разы больше считаться с природными опасностями — ради духа настоящей экспедиции стоит подняться на высшую точку Европы самым коротким путём, с Запада. Возможно, именно здесь есть шанс возродить культуру восхождения, практически уничтоженную на «классике».

В августе этот не самый популярный на Эльбрусе маршрут сходили ребята из команды АльпИндустрии. Представляем вашему вниманию описание, схемы, список снаряжения и много фотографий.

Предисловие: Elbrus World Race

Отчасти восхождение можно назвать спонтанным, потому что главной целью поездки в Приэльбрусье была гонка Elbrus World Race, где АльпИндустрия второй год отвечает за безопасность и помогает с организационными моментами.

Нужно было закрывать западный участок на дистанции Elbrus Mountain Race: проверять контрольные точки, обеспечивать связи и быть готовыми к внештатным ситуациям. Mountain Race — это командный трейлранниг на 112 км с общим набором высоты до 5050 м.

Сами соревнования прошли без происшествий, но из-за таяния снега случился сильный разлив реки и профессиональные навыки пришлось применить для организации безопасной переправы участников на другой берег.


Разлив реки и организация переправы

Так что поначалу никаких восхождений не планировалось, но примерно за месяц до выезда подняться на Эльбрус с Запада предложил Сергей Зон-Зам (президент АльпИндустрии — прим.ред.), и предложением с охотой воспользовались. В результате собралась команда из шести человек с разным уровнем подготовки, но одинаково сильной любовью к горам: опытные мастера спорта Виктор Афанасьев и Игорь Пехтерев (Хрон), уже бывавшие на Кавказе Вячелав Рузанов и Сергей Шкурат и «новобранцы» Александр Смирнов и Вячеслав Григоренко.


Вячеслав Рузанов, Вячеслав Григоренко, Сергей Шкурат, Виктор Афанасьев, Игорь Пехтерев и Александр Смирнов

Кстати, Виктор Афанасьев планирует в октябре вернуться в Приэльбрусье и повторить восхождение. Поэтому совсем скоро станет понятно, как обстоят дела на маршруте осенью. Отчёт будет обязательно.

Эльбрус с Запада: маршрут

Эльбрус — высшая точка Европы, непростая гора со своим характером, и высокая печальная статистика это подтверждает. Несмотря на то, что большой технической сложности в восхождении на Эльбрус с Запада нет (в августе категория оценивается на 3А), маршрут ходят относительно редко.

Во-первых, по сравнению с «классикой» этот вариант требует больше подготовки и навыков, во-вторых, на маршруте присутствуют факторы объективной опасности (сход снега и льда, летящие камни, трещины). Наконец, высокая гора притягивает на себя все фронты, поэтому нужно быть готовым к резким и иногда долгосрочным ухудшениям погоды. Итоговое время и успех прохождения зависят не только от уровня группы, но и от внешних условий.

У команды АИ с разным уровнем подготовки участников восхождение заняло пять дней, один из которых ушёл на пережидание непогоды. В качестве предварительной акклиматизации выступила четырёхдневная работа на гонке Elbrus World Race. Восхождение проходило с 1 по 6 августа с тремя промежуточными лагерями: 3500 («Морена»), 3900 («Утюг») и 4600 («Западное плато»).

2 августа — день первый. Джилы-Су (2670) — Лагерь на морене (3460)

Подход под маршрут начинается из базового лагеря на поляне нарзанов Джилы-Су (высота 2670 м). Добраться туда из села Хурзук (1450 м) можно на машине (крайне желательно, полноприводной) или пешком, отправив на автомобиле только рюкзаки. Кстати, если от Хурзука до Джилы-Су ехать не на машине, а идти своим ходом, то по пути можно «попастись» (актуально для августа). Прямо по обочинам растёт много малины и земляники.


Местность в Джилы-Су

Организованной базы под самим маршрутом нет. В Джилы-Су расположена база МЧС, которая зимой не функционирует. Если вы обладаете даром ведения переговоров и не испытываете проблем с коммуникациями, можно попробовать договориться с мчсниками, например, оставить вещи, зарядить телефон или попросить карту. При желании, можно найти местных, которые помогут заброситься на лошадях.


База МЧС

Также в Джилы-Су есть нарзанные источники с ваннами для купания, в которых можно отдохнуть после восхождения и зарядиться накануне маршрута. По выходным бывает выездная торговля — если повезёт, можно докупить какие-то продукты. Рядом с базой МЧС находится кош, в котором можно приобрести сыр, айран и мясо.

Подход до лагеря на 3500 интересный, местность очень красивая. Из живности постоянно мелькают суслики и бродят традиционные для этих мест яки. Вплоть до самой сыпухи в обилии растут ромашки, незабудки и прочие местные цветочки. Много «таёжных» участков, полностью заросших плотным толстым мхом, в который проваливаются ноги.


Подход к лагерю на морене

Лагерь 2 находится на морене ледника, площадка расчищена под 3-4 палатки. На пути к лагерю пригодные для организации ночёвок места встречаются с завидной регулярностью. На стоянках при необходимости можно оставить часть одежды и еды, а на обратном пути забрать с собой (как и было сделано в данном случае).


Лагерь на морене

3 августа — день второй. Жандарм Утюг (3930)

Подход до ледового участка в спокойном темпе занял два дня. При желании, это расстояние можно преодолеть за один день. Каких-то особенных сложностей на пути до отметки 3900 нет, кроме выматывающей силы сыпухи, которую желательно проходить в касках вплотную друг к другу.

 

В лагере под «Утюгом» есть подготовленные места для установки палаток.

Кстати, большое спасибо предыдущим группам, которые оборудовали места для стоянок и поставили ветрозащитные стенки! От команды АИ будущим поколениям остались убранные от своего и чужого мусора площадки и две стоянки, оборудованные столами и стульями, сооружёнными из каменных плит :)

4 августа — день третий. Непогода и разведка

4 августа пришлось пережидать, погода не позволила вовремя продолжить восхождение. Зато получилось провести несколько тренировок под руководством Игоря и Виктора, а также сделать акклиматизационный выход, разведав дальнейший маршрут до выхода на Западное плато, — именно здесь находится самый сложный, ключевой участок маршрута.

 
Тренировка с Игорем и Виктором

Дойти до плато можно двумя путями: напрямую по крутому снежно-ледовому склону (красная линия на схеме ниже) или траверсом в обход, взяв правее (синяя линия). Обход проще, но длиннее и опаснее, т.к. придётся идти под ледопадом и скалами и не составит труда поймать на голову кусок льда или камень. Выбор зависит не только от уровня группы, но и от состояния ледника, однако при любом раскладе обязательно идти в связке и в касках.

Во время разведывательного выхода был осуществлён подъём на плато по «синему» маршруту и спуск по «красному». В результате было принято решение 5-го августа идти по «красной» линии как более безопасной.


Рисунок с сайта mountainworld.ru

Разведка также обнаружила несколько факторов объективной опасности на маршруте. Во-первых, из верхней части жандарма в большом количестве вытаивают камни, во-вторых, на стыке льда и камней придётся переходить ледовый желоб, по которому вместе с водой сходят камни и небольшие сели. Этот участок необходимо преодолевать как можно раньше утром и поочерёдно, со страховкой.

Ориентиром выхода на лёд служит большой камень, за которым можно безопасно надеть кошки, связаться и выйти на лёд.

5 августа — день четвёртый. Л4 Западное плато (4629)

Как уже говорилось, участок перед выходом на плато самый сложный на маршруте. Выход на плато — метров 150 крутого льда. Далее разрыв ледника и фирновая стенка в 5 метров. Для прохождения этого участка понадобилось по два ледовых инструмента и восемь буров для организации станций и перил.


Виктор Афанасьев на станции


Участок перед выходом на плато

 

При выходе на плато приходится по хлипким мостам переползать бергшрунд, делать это необходимо осторожно и с хорошей страховкой — это, пожалуй, самые неприятные моменты маршрута. При переходе через трещины особенно ощутим сильный запах сероводорода, который присутствует на протяжении всего маршрута. Так что Эльбрус живёт и дышит.


Переход (точнее, переползание) через берг

Важно иметь в виду, что погода на этом маршруте — один из ключевых факторов. Она держалась примерно до двенадцати, а после двенадцати всё заволакивало тучами, дул ветер, шёл дождь, выше — «крупа», а наверху, соответственно, снег. Вечером тучи раздувало, становилось тихо и холодно. На непогоду стоит заложить 1-2 дня и учитывать их при составлении раскладки, иметь запас еды и газа.


Лагерь на плато

6 августа — день пятый. Западная вершина (5642)


На вершине Эльбруса

В день восхождения с погодой повезло: облаков не было, и маршрут хорошо просматривался до самой вершины. Но во время спуска (спускались по пути подъёма, красная линия) погода начала портиться, всё заволокло туманом,  начался сильный ветер, заметавший следы. Из-за ухудшения погоды подтаяли мосты, вырос риск камнепадов и ледовых обрывов, поэтому было принято решение не спускаться сразу и переночевать на плато, а опасные места пройти рано утром. Ближе к вечеру тучи развеяло, вышли звёзды, на улице было ниже -10, а часы внутри палатки показывали -6.


Вечер на плато

Кстати, своих следов на спуске уже не видно — за день следы замело снегом, поэтому отправляться в обратный путь без GPS не стоит. Да и на подъёме этот девайс необходим, потому что потеряться на снежных просторах не составит труда даже опытному лидеру.

По сравнению с «классикой» маршрут, конечно, безлюдный, но понемногу сюда ходят группы. На обратном пути встретили троих краснодарцев, а перед этим местные агентства сводили на Эльбрус с Запада две группы из Канады.

Снаряжение для восхождения на Эльбрус с Запада в августе

  1. Если нет задачи потеряться на снежно-ледовых просторах и поймать что-нибудь себе в голову, главные мастхэвы маршрута — GPS и каска.
  2. Снежная лопата для работы на плато.
  3. Одежда по классике — термобельё, флис, Gore-Tex и пуховая жилетка или куртка. Также на маршруте хорошо себя зарекомендовали куртка и штаны из материала SoftShell.
  4. Трекинговые кроссовки или лёгкие ботинки для подхода.
  5. На маршруте были опробованы однослойные, однослойные утеплённые, двухслойные синтетические и пластиковые ботинки. В однослойной обуви удобно перемещаться внизу, из плюсов — экономия на весе, но наверху в снегу ноги подмерзают. Если предпочтительна обувь в один слой, для верха пригодятся утеплённые стельки и более толстые носки, не будут лишними и бахилы. В двухслойной синтетике и пластике жарко на переходах, но наверху в большом количестве снега ногам комфортно.
  6. Как и в случае с ботинками, мнения насчёт удобного объёма рюкзака разделились на 50 литров и 70 литров. А вот меньший или больший объём точно не будет комфортным.
  7. Не забудьте запасные стельки и носки!
  8. Перчатки различной толщины: тонкие на подход, наверх — варежки или верхонки.
  9. Солнцезащитные очки (отличный показали себя «хамелеоны», которые осветляют картинку в темноте и затемняют на солнце) или горнолыжная маска. Желательно иметь дополнительные очки на группу про запас.
  10. На маршруте пригодились две верёвки, девятки по 60 метров. При выборе верёвки лучше обратить внимание на модели с пропиткой, которые не намокнут на снегу (можно поискать, например, у Petzl).
  11. Ледоруб для участника и ледовые инструменты для лидера.
  12. Буры — минимум 8 штук.
  13. Кошки с антиподлипом.
  14. Горелки (по скорости топки снега и стойкости к ветру хорошо себя зарекомендовал MSR Reactor).
  15. Солнцезащитный крем с высоким фактором (удобно пользоваться стиком — можно наносить, не снимая перчаток).
  16. Спальник с расчётом на -5 -10 градусов и ниже.
  17. Самонадувающийся коврик под спальник (3-4 см) (особенно если спальник пуховый).
  18. Ветроустойчивые палатки (на плато не всегда бывает достаточно снега для сооружения ветрозащитной стенки).

Впечатления команды

Александр Смирнов, бренд-менеджер
Со школьных лет увлекается спортивным туризмом (многодневные пешие и лыжные походы, сплавы), ходил на Килиманджаро.

 

До поездки оставался месяц. Предварительных планов на Эльбрус и соответствующей подготовки у меня не было, но желание подняться на самую высокую точку Европы оказалось сильнее любых опасений. Кроме того, с нами шли опытные гиды Виктор Афанасьев и Игорь Пехтерев, их присутствие вселяло уверенность. На протяжении всего маршрута друг друга сменяли страх, что не хватит сил, и ощущение невероятного эмоционального подъёма. Пожалуй, самым сложным моментом оказался первый выход в кошках на лёд: никак не мог привыкнуть, что они действительно держат :) На штурме казалось, что каждый следующий шаг будет последним, но в итоге сил хватало на ещё один.

Честно говоря, перед поездкой я был уверен, что, дойдя до вершины, стану прыгать и кричать во всё горло: «Я здесь! Я дошёл!». Но в реальности сил хватило лишь на то, чтобы снять куртку и сделать несколько фотографий. Только спустившись, в полной мере осознаёшь, где ты был и что ты сделал, и думаешь, как же теперь дальше жить без этой красоты и этих ощущений…

Сергей Шкурат, директор московской розницы
Стаж занятий горным туризмом, альпинизмом, скалолазанием и ледолазанием с 1996 года. Совершал восхождения в Крыму, Альпах, на Кавказе.

 

На маршрут с Запада я ходил во второй раз, впервые поднялся с этой стороны около десяти лет назад. Маршрут имеет невысокую категорию 3А, но по сравнению с классикой он сложнее, опаснее и не обладает такой же «цивилизацией».

Идёшь с Севера — тебя подвозят, там есть 5 или 6 баз, горячий душ и много чего ещё. Идёшь с Юга — так там вообще полная цивилизация. До четырёх с чем-то тысяч можно подняться на канатке, потом, если у тебя есть деньги и лень, берёшь ратрак и едешь на нём практически до седловины и своими ногами остаётся пройти не так много по высоте — и люди идут. Их рвёт, но они идут :)  Доходят и считают себя покорителями Эльбруса.

Маршрут с Запада… Он настоящий. Идёшь своими ногами вверх, потом своими ногами вниз. Там огромные просторы и легко заблудиться. Мы брали с собой GPS, но на спуске попытались вернуться той же тропой без этого девайса — ушли на километр правее.

Вообще, маршрут с Запада требует больше подготовки. Если грубо прикидывать, желательно иметь навыки хотя бы на уровне второго разряда. Ну, или идти с опытным гидом.

Вячеслав Григоренко, директор магазина АльпИндустрия в ТЦ Авиапарк
КМС по биатлону, увлекается велосипедным спортом и горными лыжами.

 

До этого восхождения кроме одного «хочу» и блеска в глазах меня с горами ничего не связывало. Но подняться на Эльбрус мечтал, и, когда Сергей Шкурат стал собирать команду, согласился сразу, хотя слабо представлял себе сложность предстоящего маршрута. Осознание того, что большинство ходит по классике, а мне достался более сложный маршрут, очень подстёгивало.

Честно скажу, подвести команду боялся больше, чем провалиться в какую-нибудь трещину. А с другой стороны, радовался, что команда сильная, и не сомневался, что в случае нехватки сил никто не осудит, а наоборот, помогут в трудную минуту. Маршрут интересный и требующий подготовки, поэтому тем, кто идёт «с нуля», желательно обладать какой-то минимальной физической формой и обзавестись хорошим гидом. Спасибо Вите и Игорю — парни профи!

Когда увидел гору в реальности, забыл о категориях сложности — думал только о том, какой это заснеженный ледяной гигант, и как хочется оказаться на его вершине. Хотя неизвестность и пугала внизу, наверху сомнений не осталось, все переживания ушли на второй план. Конечно, были сложные отрезки: приходилось часами перебирать кошками, ледорубом, выходить со льда на скалы, траверсом проходить под ледником, с которого то камни упадут, то лёд, переползать через трещины, быть зависимым от снаряги, доверять людям, с которыми ты в связке. Всё время в напряжении, мышцы забиваются, икры от усталости трясутся, но от этого только кайф ловишь.

После спуска было ощущение такой безграничной свободы, когда кажется, что всё по плечу. Ребята спрашивают: «Ну что, пойдешь ещё куда»? Усталый, в себя ещё не пришёл, отвечаю сходу: «Не знаю». А где-то в голове крутятся мысли «Куда бы ещё, куда бы ещё?».

Вячеслав Рузанов, специалист по работе с клиентами в Petzl
В аутдоре с 1998 года. 1 разряд по альпинизму. Небольшой высотный опыт: Эльбрус по классике, Ленина по классике, Хан-Тенгри с севера.

 

Я поднимался на Эльбрус раньше, но по классическому маршруту. И, честно говоря, идти с Юга во второй раз не стал бы (если только зимой). Когда (лет пять назад) Сергей Семёнович рассказал, что есть маршрут с Запада, стало интересно. Начал искать информацию, смотреть фотографии — и загорелся желанием сходить туда. А когда увидел своими глазами и прошел по нему, впечатлил ещё больше. Даже не имея акклиматизации, но имея желание, подняться на Эльбрус с Юга можно за два-три дня. С Запада такой вариант не прокатит. Придётся тщательнее рассчитывать еду, газ и снаряжение, внимательнее следить за погодой и закладывать под неё дополнительные дни, иметь минимальные технические навыки (делать самовыверт или проушину Абалакова на спуске).

Маршрут отлично подойдёт и тем, кто хочет акклиматизироваться на Эльбрусе перед восхождением на семитысячники (сразу можно испытать в деле всё снаряжение), и тем, кто хочет испытать себя в настоящей маленькой экспедиции.

Читайте также

Восхождения и путешествия

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Мои вишлисты

Подождите, пожалуйста...

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Скидка по клубной карте не применяется при оплате заказа от юридического лица
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0
Скидка по карте
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Скидка по карте
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Запись удалена

Вы авторизованы

Товар удалён из сравнения

Добавлен в

Перейти в сравнение

Отменить