Восхождение на высочайшую гору современной Северной Америки оставило у меня самые яркие впечатления.
«Восхождение на высочайшую гору современной Северной Америки и самую высокую вершину России по версии XIX века подарило мне самые яркие эмоции».
Фрирайдер и гид Анна Ханкевич поделилась с нами впечатлениями о восхождении на шеститысячник Денали (Мак-Кинли) и прекрасными фотографиями, которые просто сводят с ума красотой видов.
В начале XIX века Денали называлась Большая гора и была высочайшей точкой Российской империи. Потом она вместе с Аляской была продана, стала называться Мак-Кинли и только в августе прошлого года была переименована в Денали. Теперь это самая высокая гора Северной Америки и самый северный шеститысячник. Эти факты делают ее крайне интересной для восхождения.
Денали (6190 м) не очень высокая, но имеет третью в мире относительную высоту. Это означает, что перепад, который необходимо набрать, у Мак-Кинли больше, чем у пройденных мной маршрутов. Например, чтоб зайти на пик Ленина, надо набрать около 3350 метров, на Эльбрус всего 1850 метров, а на Денали почти 4 тысячи метров (6190 Denali peak — 2200 Base Camp = 3990)! А если учесть, что гора расположена на севере, то влияние холода еще больше усиливает сложность подъема. Этим и объясняется, что по длительности на восхождение необходимо потратить не менее двух недель.
Мы запланировали восхождение рано. Сезон официально открывается в начале мая, мы забрасывались 2 мая. С одной стороны, это безопаснее, поскольку еще достаточно снега и вероятность падения в ледниковые трещины ниже. Также приятно подниматься, не простаивая очередь на перильные веревки, как бывает в пик сезона. Кроме нас на горе было всего несколько групп, и мы в полной мере ощутили единение с природой на склонах горы.
Но за безлюдность приходится платить. Маршрут не промаркирован, приходится самому прокладывать трек и тропить свежий снег. Каждый участок нам приходилось идти первыми. Временами маршрут очевидно идет по гребню, но в самом начале, на больших ледниковых полях мы славно поплутали.
Отдельным развлечением было откапывание прошлогодних перильных веревок на HeadWall. Этот участок выше третьего лагеря Basin Camp представляет собой достаточно крутой лед, и на нем всегда есть две линии стационарных перил: правые для подъема и левые для спуска. Но за зиму их основательно засыпает, и целый день ушел у нас с соседней группой на откапывание этих перил.
Кстати, из-за специфики горы это был первый случай в моей практике, когда неизменная троица, основа основ снаряжения любого фрирайдера — бипер, щуп, лопата — распалась. Дело в том, что лавинная обстановка на маршруте в целом спокойная и достаточно безопасная, поэтому датчик я с собой не брала. А вот лопата необходима, и еще более необходим щуп. По приходу в новый высотный лагерь мы в первую очередь щуповали место, чтобы не поставить палатку на ненадежном снежном мосту, и только потом занимались установкой тента. Зато удалось на практике многократно проверить удобство сборки щупа PIEPS. Если лавинную лопату и бипер я уже пробовала в действии, с щупом так интенсивно работала впервые, позже планирую подробнее написать про свои впечатления от этого снаряжения.
Вообще, для восхождения на Денали приходится очень внимательно подбирать снаряжение и экипировку. Очень остро стоял вопрос холода. «Холоднее летнего Ленина, теплее зимнего Эльбруса». Я взяла тот же набор одежды, что и прошлым летом на семитысячник, плюс один теплый слой. Переживала за кисти рук и ноги, полные бахилы оказались очень кстати. И в итоге, в двух спальниках ночью и двух пуховках днем я почти не мерзла :) Кстати, солнцезащитный крем надо брать только в виде помады, из тюбика его извлечь невозможно. И еду проверять в морозилке на степень оледенения. И еще много мелких хитростей, которые приходят с опытом.
Перед восхождением на Денали необходимо получить пермит и посетить рейнджеров. С первым все понятно: дорого и заранее. А вот встреча со вторыми для меня была необычной. Нас подробно расспросили, какое снаряжение, какие планы, и рассказали достаточно подробно про гору.
Вообще, рейнджер — странная профессия. Работник национального парка. Он не проводник, хотя показывает все детали маршрута. Он не спасатель, хотя по возможности постарается помочь. Он не лесник, хотя имеет пистолет на боку и обладает всеми полномочиями в пределах национального парка. Короче, вроде, очень нужный человек, но рассчитывать никак нельзя. Например, нам на собеседовании сказали, что рейнджеры установят свой лагерь Basin Camp на 4300 с 5 мая, а реально он был установлен не ранее 10 мая. Жесткие обязанности у них только по отношению к природе, а не к людям, за соблюдением чистоты на горе они следят очень внимательно. Мусор весь необходимо спустить вниз (нас пугали, что его даже будут взвешивать по приходу и при слишком малом весе будут проблемы).
Отдельным пунктом — туалетная тема. Для серьезных задач группе выдают специальные пластиковые разлагающиеся пакеты (разлагаются они не сразу, как вы понимаете, а через несколько дней после использования). В придачу дают каны — CMC «clean mountain can», без них восхождение невозможно. И обозначают несколько «туалетных трещин», куда можно скидывать пакеты. Поскольку мы на горе были раньше рейнджеров, трещины не были размечены, и приходилось отыскивать самим. Обычно стараешься подальше от них, а тут приходилось наоборот...
Перед восхождением нас пугали, что чем севернее вершина и чем ближе к полюсу — тем сложнее воспринимается высота. Вроде как у полюсов меньше слой кислорода... А Денали всего на 600 км южнее Полярного круга. Но на себе я никак этого не почувствовала. Конечно, было непросто, особенно выше лагеря на 5200, и перед вершиной пришлось перейти на режим «шаг-четыре вдоха». Но ровно таким же образом я шла и на Раздельную, то есть большой разницы в восприятии высоты мой организм не проявил.
Конечно, лучше соблюдать график набора высоты, не «перепрыгивать» через лагеря, которые расположены через каждые 1000 м. Стандартный вариант — добраться до лагеря на 4300, там немного отдохнуть, оттуда выход на 5200 High Capm, одна ночевка и рывок на вершину — показался мне сомнительным. По опыту Ленина мне казалось правильным после одной ночевки в последнем высотном лагере спуститься вниз, отдохнуть и потом делать summit day. Но в нашем случае погода внесла коррективы, мы выходили в первое выдавшееся окно по быстрому плану, и он оказался выполним.
Белые ночи хороши не только для романтических прогулок по Питеру. Оказалось, что восхождения неподалеку от полярного круга в мае выгодно отличаются ОЧЕНЬ длинным световым днем. Поначалу я приходила в ужас от долгих сборов соседних групп и выходов далеко после полудня, но потом привыкла. Мы стали выползать из палатки «по солнышку», собираться так гораздо приятнее, и старались вставать лагерем не позже семи вечера, поскольку около девяти «опускался занавес», на лагерь находила тень, и моментально хотелось залезть в палатку. Ранний подъем и «теневой выход» устроили только раз — в день восхождения.
Финальный рывок был назначен на 14 мая. Прогноз погоды, который передается каждый вечер по рации, обещал солнце и ветер не более 10 миль в час. Но прогнозам верить нельзя, в чем мы имели возможность убедиться. За ночь, лежа в палатке, мы поднялись на 50 метров; сочетание со сравнительно высокой температурой за бортом наводило на мысль о скорейшей перемене погоды. Утром со всего ребра висели снежные флаги. Но мы решили выходить, причем быстрее, и уже после преодоления «автобана» на перевале Денали принять решение о дальнейшем восхождении. Участок прямо от лагеря на 17 представляет из себя достаточно крутую снежно-ледовую стенку, которую проходят по диагонали к перевалу Денали.
Название «автобан» звучит странно, но потом мне пришло в голову объяснение, что на этом участке, как и на автостраде, рулить легко, но если будет минимальная ошибка, то последствия самые серьезные. Тут есть набор забитых снежных якорей по ходу, и в них хочется вщелкиваться.
Выше перевала Денали по описанию просто. Ветер был почти терпимый, мы с радостью развязались и пошли в своем темпе. Но уже через пару сотен метров нам снова захотелось достать веревку, на небольшой стеночке, но все же неприятной. Ну а после начинаются поля, тропа промаркирована вешками. Брели по ним не спеша, покачиваясь под приличными порывами ветра, часа полтора. Потом крутой снежный участок, выход на гребень (где очередной раз порадовала веревка, особенно при порывах ветра) и сама вершина — снежный купол с характерной круглой меткой.
В тот день мы были первые на вершине (за этот сезон в первом десятке успешных восходителей), и после нас погода начала портиться, ветер усилился и большинство групп, которые мы встречали на спуске, были вынуждены повернуть назад.
Гора капризна и непредсказуема. Бороться с природой в этих местах бесполезно, природа всяко победит. Можно лишь попытаться незаметно проскользнуть, если Гора решит, что нам можно дать шанс.
Об авторе
Анна Ханкевич
- Фрирайдер
- Сертицифированный гид RMGA (горные лыжи)
- Прорайдер Columbia, Volkl, Marker и Uvex
Фотографии Анны Ханкевич.