06.08.2024

Забег на Казбек и кроссовки Raidlight Ultra

20 минут на чтение

Денис Купрюхин

VK TG

Скоростное восхождение на Казбек стало моей мечтой с момента его анонса в 2021 году.

Но соревнование очень серьезное и требует от участника гораздо большей мотивации, чем желание «просто поучаствовать» . Информации о планируемом забеге в интернете было немного (позднее я понял, почему), как и к чему готовиться можно было только гадать, учитывая мой предыдущий опыт трейлов: это и сподвигло меня написать эту статью. Статью для тех, кто хочет правильно подобрать экипировку и принять участие в забеге. А также для всех, кому интересны бег и горы.

Соревнования подобного типа в России, да и во всём мире, не сильно распространены в силу огромной нагрузки на человеческий организм и высокой требовательности к участникам. Моё собственное решение об участии родилось спонтанно: я никогда не был на вершине Казбека, а тут появилась возможность совместить восхождение с забегом, что интереснее, чем просто путешествие ради «классического» восхождения.
План был такой: приехать в Грузию и взойти на гору с южной стороны, так как маршрут с этой стороны считается легче, чем с российской (категория трудности 2А по альпинистской классификации) и более прост логистически; затем быстро вернуться во Владикавказ, отдохнуть в низине и, с приобретенной акклиматизацией, поехать на север к Кармадонскому ущелью: далее регистрация, «Вертикальный километр» и, собственно, скоростное восхождение на вершину.

Грузия

Восхождение на Казбек с юга обещало быть несложным в соответствии с моими представлениями, сложившимися из описаний в интернете, чуть ли не прогулкой выходного дня! Ведь его ходят даже без должной предварительной акклиматизации, по схеме «каждый день набор высоты, вершина и спуск вниз». Но я считаю что к горам нельзя так легкомысленно относиться, ведь даже горные перевалы в случае резких изменений условий бывают смертельно опасными, не говоря уже о самих вершинах.

Датами соревнований были выбраны 15-17 сентября, поэтому в Степанцминду я приехал уже 6 сентября, с целью подняться до 13 и спуститься до 14 сентября.

Погода внесла свои коррективы: не было ни одного солнечного дня, внизу стоял туман, на промежуточных стоянках ‒ дождь и снег. Я взял с собой кроссовки и даже планировал предварительно побегать, но не доставал их из пакета в рюкзаке, все остальные вещи были постоянно мокрые, настроение стремилось к нулю. Ледник, который мы должны были пройти «на изи», стал серьёзным препятствием, и мы даже пожалели, что в лошадиную заброску к метеостанции закинули кошки, которые очень бы пригодились уже сейчас. Пару дней ураганов, «складывавших» палатки, в очередной раз напомнили: горы ‒ это не шутка.

Прогноз погоды не обещал ни малейших улучшений, так что медлить было нельзя: приняли решение восходить в ночь с 11 на 12 сентября, иначе восхождение на этот раз было бы закончено.

И, о чудо! В день штурма мы впервые увидели звездное небо, погода «звенела», стало даже слегка не по себе от гнетущей тишины, ведь за все эти дни мы уже привыкли к непогоде. Сначала восхождение пошло как по маслу, но наверху, на самом предвершинном взлёте, нас поджидала неприятность, о которой, правда, нас предупреждали местные гиды: зимний натечный лёд.

 Предупреждён, значит вооружён, по крайней мере так думали мы. После того, как мы поднялись на седло (высота примерно 4900 метров), нам открылся вид на вершину. Она всегда притягивает взоры всех альпинистов, выходящих на седло, и я не стал исключением. Почти сразу увидел как на спуске, практически с самой макушки горы, сорвалась связка альпинистов пролетевших около 100 метров по льду в тщетных попытках зарубиться. Их было двое, один сразу смог подняться, но второй лежал без движения. Сразу появились панические нотки в голове: «Что делать? Подниматься наверх, когда там только что погиб человек? Что это будет за спорт?!» И ворох других мыслей. Идти туда будет означать игру в ту же рулетку. Да, в горах гибнут люди, но редко это происходит прямо на твоих глазах. И всё же мы с подругой решили рискнуть: ведь иначе зачем мы здесь? Столкнулись с очень мощным льдом, такой я видел на Эльбрусе зимой, пробовать зарубиться на нём нет никакого смысла. Если сорвешься ‒ остаётся только надеяться, что тебя вынесет на седло, в ином случае полетишь прямиком до родных мест. Относительно безопасная тропа узкая, протоптанная усилиями предыдущих восходителей. Но вот мы и дошли до вершины, всё хорошо. А в голове пульсирует: «может, отказаться от соревнований, пока не поздно, и поехать вместе домой?»

P.S. Восходитель остался жив, за ним вовремя прилетел вертолёт, а его напарник даже сам смог спуститься.

Россия

К сожалению, в Грузии мне настолько не понравилось, что я принял решение «бежать домой» как можно быстрее после горы. 13 сентября были в прекрасном Владикавказе. Поскольку регистрация на соревнования открывалась только 14 числа в 15:00, успел вдоволь насладиться городом, насытиться осетинскими пирогами с хинкали и отдохнуть от пребывания на высоте.

Кармадонское ущелье

Баул с ненужными вещами я отправил домой, а сам отправился к месту старта соревнований, к гостинице Майли. Самый простой и быстрый способ добраться туда ‒ это Яндекс-такси. Заказ приняли не сразу, так как некоторые водители уже знают, куда придется везти клиента, но мне всё-таки попался человек, который согласился отвезти меня в ущелье за тысячу рублей. Кое-как машина доползла по каменистым грунтовкам до небольшого посёлка, где таксист меня и высадил. Походив кругами по карте минут десять, наконец догадался куда идти. Честно говоря, «гостиница» оказалась совсем не соответствующей моим представлениям о таких местах. Стартовый городок ‒ что‒то вроде «домика у бабушки в деревне», очень непривычный, но уютный. Почти все спортсмены проживали в одном доме, оборудованном двухъярусными кроватями. Я довольно замкнутый человек, но в такой обстановке сложно было не познакомиться со всеми участниками.

Вечером планировался брифинг, утром квалификационный старт: так называемый «вертикальный километр» на вершину Чизджыты‒хох (длина дистанции 3,1 км, набор высоты 1030 м)

Перед тем, как продолжить дальше, хочу рассказать про себя, потому что это важно в данном контексте. Я не считаю себя спортсменом, потому что иногда халатно отношусь к тренировкам, и всё же, полагаю, имею некоторый опыт, каким можно поделиться.
Имею: второй разряд в техническом альпинизме; семь восхождений на Эльбрус, одно из которых в рамках соревнований Red Fox Elbrus Race (с временем восхождения 3 часа 26 минут, 6 место в общем зачёте, старт от «бочек», 2017 год); многократное участие в горных забегах с дистанциями от 46 км с 2016 года, главным из которых стал забег вокруг Эльбруса, (170 км с набором 9700 метров за 38 часов 4 минуты, 4-е место в общем зачёте, 2021 год). Позднее эту дистанцию отменили из-за её высокой сложности.
Я подал запрос организаторам о включении меня в категорию участников «Pro»: это даёт возможность бежать на вершину в кроссовках. Его одобрили. (Хотя ботинки для альпинизма у меня с собой были, так как не было уверенности, что мне всё же разрешат бежать в кроссовках. Это остаётся на усмотрение организаторов по целому ряду причин. Об этом я ещё скажу ниже, так как это очень важно).

15 сентября. Чизджыты‒хох. О кроссовках Raidlight Ultra

«Вертикальный километр» в подобных соревнованиях является обязательным, так как служит отбором участников: всех, кто смог пройти этот путь быстрее 1 часа 20 минут, допускают к забегу на вершину. Это своеобразный спринт, где сразу нужно «бежать на все деньги», при этом потратить ровно столько сил, чтобы не выдохнуться перед главным этапом, а именно, забегом на вершину Казбека. Свои первые горные трейлы я бегал в кроссовках Salomon, потом стал фанатом кроссовок Hoka и именно в них пробежал дистанцию в 170 км. Теперь в России появился ещё один бренд беговых кроссовок и экипировки, и мне выдалась прекрасная возможность его протестировать. Кроссовки Raidlight Ultra я брал ещё в августе на Эльбрус, чтобы там их опробовать, ведь перед соревнованиями ты должен быть уверен в своём выборе обуви.

При первой же примерке я понял, что эти кроссовки ‒ «моё». Результаты тестовой пробежки тоже порадовали: они не такие мягкие, как Hoka, но их амортизации точно хватает на компенсацию ударной нагрузки, и при этом она не ухудшает естественный баланс (устойчивость); нет ощущения траты энергии на сжатие EVA резины, передача толчка близка к идеальной, как в «марафонках». По ощущениям эти кроссовки стали просто продолжением ног, в том числе за счёт их небольшого веса.

Забег начался стремительно, так как первая часть маршрута шириной больше напоминает автомобильную дорогу, и лишь затем плавно переходит в узкую горную тропку. Первое время я испытывал сомнение в своих силах, да и в планах не было стать лидером. Но после 2\3 пути почувствовал силу и уверенность, тем более что обувь позволяла обгонять других участников вне трассы. Естественно, результат не был близок ко времени лидеров соревнований, но он позволил получить удовольствие и без проблем пройти квалификацию.

16 сентября

Организаторы объявили, что забег переносится аж на 18 сентября, так как погода не позволяет провести его раньше: внизу дождь, наверху снег, трасса не готова. На верхних участках тот самый лёд, о котором я писал выше. Потребуется провесить перила для обеспечения безопасности.

Вообще, если «вертикальный километр» – это маечка, шорты и кроссовки, то забег на вершину – это много головной боли. И тут по порядку:

  1. Есть регламент, по которому каждый участник должен пройти проверку снаряжения.

  2. Часть снаряжения можно передать в заброску на «Ванны», на высоте где-то 2300 м и забрать их уже на этапе. Там же можно переодеться и оставить вещи, которые уже не нужны.

  3. Нужно выбрать: в чём побежишь до «Ванн» и в чём побежишь после, что оставить и что взять с собой, и ни в чём не ошибиться
     

Начало маршрута лежит у погранзаставы на высоте 1711 метров, откуда сразу маршрут идёт вниз к крайней нижней точке (1696 метров), и далее начинается общий «тягун» до Ванн (2300 метров, место заброски), длиной примерно в 7 км.

Я испытывал муки выбора: экипировка не была идеальной. До этого два дня шли дожди, и трасса была полностью мокрая, то есть вырисовывалась перспектива сначала бежать по ручьям и лужам, а потом забегать на вершину, где по прогнозу могло быть под ‒20. Кроссовки нужно будет менять на «Ваннах», так как к этому времени ноги будут полностью мокрые. Я выбрал первую часть пути бежать в рейдлайтах, а потом уже переобуться в шипованные кроссовки, но это решение пришло потом, изначальный план был совсем другой.

По регламенту можно было бежать в кроссовках с «котятами» (кошки на цепочках), но при этом кроссовки должны быть высокие, а мои были низкие . Потому требованием ко мне стало надеть поверх кроссовок утеплённые бахилы (как, например, известные Bask Leggins). Я уже на месте опробовал эту комбинацию (кроссовки ‒ бахилы ‒ «котята») и понял, что это совсем неэффективно, да и в голове до сих пор висела картина срыва тех ребят с вершины. Взял у организаторов настоящие мягкие кошки. Их примерил на кроссовки рейдлайт, результат мне понравился. Потому в заброску 16-го сентября отправил отрегулированные под себя кошки, бахилы и пуховые варежки. Но два дня дождей изменили моё решение бежать всю дистанцию в одной паре обуви. Решил до «Ванн» бежать в рейдлайтах, потом переобуваться в шипованные кроссовки, которые возьму с собой в рюкзаке.

Забег на Казбек в этом и сложен: бежишь из «тропиков» в вечные льды и мороз. Все в лагере терзались неопределённостью: как и в чём бежать. В итоге я решил взять чуть ли не всё возможное, включая: ту самую вторую пару шипованных кроссовок, полный комплект хардшельной мембраны, два пуховых свитера, шапку, несколько пар носков и т.д. Рюкзак получился общим весом в 7.5 килограмм и объёмом в 50 литров. Бежать с ним было крайне неудобно, так как не было возможности застегнуть поясной обхват из-за гелей, которые находились на животе в специальном поясе. Забегая вперёд, скажу: из того, что брал,  ничего не пригодилось, даже мокрые носки менять не стал, сменил только кроссовки. Одеться тоже можно было существенно легче.

18 сентября

Старт состоялся рано утром, в 5:00, у погранзаставы. Путь до «Ванн» по-хорошему должен быть практически спринтом, его нужно пробегать быстро, но мой рюкзак меня сразу осадил. Маршрут шёл по узкой тропинке, тут и там пронизанной ручьями и лужами, ветки деревьев иногда подступали так близко, что ограничивали движение. Всё это немного напоминало вьетнамские джунгли.

Наконец-то показались долгожданные «Ванны», где можно переобуться и забрать или оставить часть снаряжения. Но я рано обрадовался, после редлайтов кроссовки с шипами ощущались старинной пыткой. После «Ванн» маршрут продолжился совсем «по-взрослому»: морена, язык ледника и, наконец, разрушенные скалы с провешенными перилами, по которым предстоял набор высоты аж 1500 метров; одно успокаивало ‒ после 4200 м станет несколько проще, а именно – закончатся скалы.

На скалах кошки я не доставал, хотя многие были в них. Но у меня шипы, так что на заснеженных камнях ноги стояли хорошо. На 4200 м находился контрольный пункт, где проверялось обязательное наличие кошек, а в моём случае ещё и бахил. Я быстро натянул бахилы, надел кошки и продолжил движение. Тропа по леднику шла под наклоном и одна кошка сразу слетела с ноги (ещё раз выскажусь: комбинировать кроссовки, бахилы и мягкие кошки ‒ плохая идея!).

Откровенно говоря, уже очень хотелось завершить соревнования, так как абсолютно всё шло не по плану, продолжать движение мне было сложно, да и с набором высоты опасность стала бы возрастать. Но тут нам объявили, что вершина горы закрыта из‒за льда и снега, так что финиш состоится на седловине. Я принял решение продолжить забег, снял бахилы и зафиксировал кошки на кроссовках. Это ещё одна плохая идея, так как кроссовки были низкие и стропы кошек затянуть пришлось на участке голени прикрытом только носком, а если не хочешь, чтобы кошки слетели ‒ затягивать их надо по-настоящему. Весь дальнейший путь приходилось постоянно останавливаться и поправлять эти чёртовы кошки, которые к тому же были изначально отрегулированы на другие кроссовки, да ещё и с учётом бахил. Попытки бежать не увенчались успехом, так как тяжёлый рюкзак постоянно прыгал на спине, да и снега лежало слишком много для активных манёвров.

Пришлось скорее очень быстро идти, с небольшими перебежками, где это было возможно. По регламенту соревнований финиш предстоял на вершине, либо в месте, которое определят организаторы с учётом погодных условий. У нас финишная точка была перенесена на седло Казбека, что меня никак не огорчало, так как на вершине я уже побывал и «галочка» была поставлена. Своё 7-е место в мужском зачёте я получил, уложившись во время 6:28:53. Предстоял ещё долгий обратный путь вниз. Дался он легко, несмотря на недавние стресс и усталость.

Возможно мой рассказ и не пропитан оптимизмом, но зато, надеюсь, позволит многим избежать моих ошибок. Которых, при правильно подобранной экипировке, можно было избежать.

  1. Настоящий беговой рюкзак, который не прыгает на спине, с быстрым доступом для всего необходимого, а также лёгкий. Под регламент как раз подходит рюкзак Raidlight Ultralight 24-30L
  2. Обувь для скоростного восхождения на пятитысячники должна быть с высоким берцем, с мембраной, лёгкая, но и в меру жесткая и потому подходящая для мягких кошек. Для забега в 24-м году я выбрал себе Scarpa Ribelle Run Kalibra G, что должно исключить громоздкие ненужные бахилы. С такими кроссовками можно в одной паре стартовать на 1600 м и финишировать хоть на 5642 м.
  3. Легкий комплект мембранной одежды, верх и низ (от непогоды).
  4. Беговые брюки (Лучше всего подходят брюки от беговых лыж и спортивное термобельё средней компрессии для поддержки мышц и улучшения кровообращения).
  5. Лёгкий «пуховый свитер» для непогоды и спуска вниз.

Да, всё это снаряжение стоит немалых денег, к сожалению, но я уже сэкономил за вас и вышло так себе. Спорт требует вложений, особенно когда он сопряжен с риском.

Что касается моих, уже любимых, кроссовках Raidlight, то могу сказать, что эта модель очень крутая как и весь бренд в целом, что неудивительно ‒ ведь он специализируется на беге. Им можно доверять самые сложные испытания, тяжелейшие соревнования и они не подведут. Я не являюсь амбассадором этого бренда и бегаю также в кроссовках Salomon, Hoka, Dinafit, adidas и т.д., все они прекрасны и недаром их большое изобилие на рынке. Но если вашей ноге подошли кроссовки Raidlight, то без сомнений их берите и покоряйте с ними новые высоты в спорте.

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

1000 баллов на дисконтную карту

Подпишитесь на новости
и получите баллы на дисконтную карту

Заполните поле

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Мои вишлисты

Подождите, пожалуйста...

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

0 товаров  на сумму 0 ₽
Доставка 0 ₽
Итого без учета доставки: 0 ₽
Итого: 0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Скидка по клубной карте не применяется при оплате заказа от юридического лица
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0
Скидка по карте
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить

05. Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Бесплатная доставка при заказе от 4 999 ₽

0 товаров  на сумму 0 ₽
Доставка 0 ₽
Итого без учета доставки: 0 ₽
Итого: 0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Подарочный сертификат

Заполните поле
Заполните поле

Добавлен в корзину:

Запись удалена

Вы авторизованы

Товар удалён из сравнения

Добавлен в

Перейти в сравнение

Отменить

Этот сайт использует cookies, чтобы помочь улучшить ваш пользовательский опыт