История Альпиндустрии
Компания «Альпиндустрия» была основана в 1988 году как кооператив, объединяющий спортсменов-альпинистов.
Главные вехи в истории компании Альпиндустрии
«Мы начали свой бизнес, как только в Советском Союзе разрешили это делать», — так презентовала себя компания Альпиндустрия в начале 90-х годов.
Год рождения — 1988.
Альпиндустрия вышла непосредственно из спортивного клуба «Измайлово», организованного весной 1988 года. В качестве работников летом этого года привлекались альпинисты из спортивной секции общества «Урожай». За этот период было выполнено несколько договоров по работе на высотках Москвы. В сентябре у руководства клуба «Измайлово» была определенная сумма денег, которая позволяла всерьез думать о создании собственного предприятия в форме кооператива.
В качестве учредителей были записаны 5 человек. Председателем кооператива стал Сергей Зон-Зам, заместителем — Александр Ельков. Важнейшую роль в создании Альпиндустрии сыграл директор Дома культуры строителей Сергей Михайлович Сапунов, который принял нас на своей территории, выступил гарантом и всячески поддерживал все наши начинания.
Одним из первых шагов кооператива была рекламная кампания — диковинная по тем временам вещь. В то время было тяжело ошибиться с выбором рекламного носителя, он был в единственном числе и назывался «Рекламное приложение к газете Вечерняя Москва».
Кроме предложений по осуществлению работ «с использованием методов промышленного альпинизма» мы пригласили работников и менеджеров с опытом работы. И к нам пошли люди. Мы обучали людей, находили им объекты для работы. Постепенно в кооперативе сформировалась определенная структура: менеджер — бригады. Менеджеры полностью отвечали за выполнение работ и привлекали для их исполнения людей. Штат работников нашей фирмы разрастался, росли объемы, росли доходы. Однако, начиная с 1991 года, экономическое положение страны привело к практически полному исчезновению заказов по подобным работам. Таким образом, это направление деятельности кооператива «Альпиндустрия» закрылось естественным образом.
Кооператив «Альпиндустрия» с самого начала позиционировал себя как активный участник альпинистской общественной жизни. За счет заработанных денег оплачивался спортзал для тренировок, выделялись средства для оплаты участия спортсменов в соревнованиях и альпинистских сборах. Альпиндустрия в 1988 году провела у себя в ДК строителей вечер альпинистов Москвы, на который собралось не меньше тысячи человек. Во время международных соревнований по скалолазанию в Крыму мы организовали съемку профессионального фильма. Проводились спортивные сборы в Цее и в Приэльбрусье.
Мы пытались инициировать процессы объединения альпинистов для действий в новых экономических условиях. Эта объединительная работа привела к созданию Союза альпинистов и скалолазов России — организации, сыгравшей значительную роль в сохранении альпинизма при смене социально-экономического строя в нашей стране.
Прием иностранных альпинистов и туристов. С 1989 года.
Хорошие отношения установились также с Управлением альпинизма ДСО Профсоюзов — организацией, которой принадлежали почти все альпинистские базы в горных районах СССР. В то время там работал воспитанник секции «Урожая» Андрей Рожков. В результате Альпиндустрия получила в аренду комплекс старых зданий альпинистского лагеря «Джайлык», разрушенного селем в 1983 году. Здания потребовали ремонта, управление кавказским филиалом потребовало найма работников. В 1990 году пожар уничтожил основной корпус арендованного нами лагеря, в Управлении с пониманием отнеслись к нашим проблемам и доверили нам хозяйствование в бывшем домике КСП, в ущелье Адыр-су. Отремонтировав дом, мы дали ему название Отель «Старый Джайлык». В течение нескольких лет он служил нам базой для приема иностранных альпинистов и трекеров.
Наши контакты с фирмой Совинтерспорт, которая занималась приемом иностранных альпинистов, позволили и нам приобщиться к этому сверхвыгодному тогда делу. Первый год мы обслуживали - как бы для проверки наших возможностей — группы словаков и венгров, практически ничего на этом не зарабатывая. Кроме опыта, конечно. С 1990 года работа пошла серьезней. Нам удалось установить деловые контакты с ведущими альпинистскими компаниями мира и мы многому у них научились. В 90-е годы Альпиндустрия была лидером по приему иностранцев на Кавказе, мы активно посылали туристов в Среднюю Азию, на Алтай, на Камчатку, организовывали прием в Москве и Питере, продавали авиабилеты.
1990 год. Рождение магазина.
1989 и 1990 годы были достаточно тяжелыми в нашей стране. Массовый дефицит привел к серьезному кризису в торговле. Магазины пребывали в плачевном состоянии. Принятое в это время Сергеем Зон-Замом решение открывать магазин по продаже альпинистского снаряжения было встречено всеми окружающими критически. Торговать было нечем. И первые годы, как будто подтверждали правоту скептиков. Хорошо, что в этом вопросе была проявлена твердость. И когда ситуация нормализовалась, Альпиндустрия оказалась первой, стала лидером, и до сих пор сохраняет свои ведущие позиции.
Подъем магазина начался в 1992 году, когда Альпиндустрия на вырученные за прием иностранных туристов деньги закупила достаточно большую партию снаряжения у немецкой фирмы Salewa. Товар распродался неожиданно быстро, и мы поняли в каком направлении надо двигаться. Был создан отдел, который занялся оптовыми поставками снаряжения из-за границы. Постепенно сложилась система импорта, представители фирмы стали регулярными посетителями международных выставок, появились партнеры, которые закупали продукцию внутри страны.
Переезд в нынешнее здание.
До 1993 года магазин «Альпиндустрия» располагался в подвале Дома культуры. После договоренности о переезде в новое помещение на Первомайскую, 18, поначалу мы занимали только правое крыло, потом — менее чем через год — поменяли его на левое, а через несколько лет заняли весь этаж.
Туризм для россиян. С 1994 года.
Зимой 1993-94 были отправлены в Европу первые российские горнолыжники. Туристическое агентство начало работать в двух направлениях. В те годы мы были лидерами по приему иностранцев и взяли хороший темп. Однако новый бизнес оказался слишком серьезным делом, и, со временем, Альпиндустрия в туризме стала искать свою нишу и узкую специализацию. С приходом в 2002 году Александра Абрамова эта специализация была найдена — эксклюзивные программы и экспедиции в различные горные районы мира. Гордостью фирмы стала серия экспедиций на Эверест.
Однако не забыт был и наш Кавказ. После «Старого Джайлыка» на какой-то период нашей базой на Кавказе стала Медико-биологическая станция. Затем представительство там ограничивалось только турагентством. Вскоре был открыт первый на Кавказе специализированный магазин альпинистских и горнолыжных товаров.
Сеть магазинов. С 1996 года.
Магазин в Берлине. Был и такой эпизод в истории Альпиндустрии.
Идея забросать их рынок нашими оригинальными самоделками и дешевыми подделками привела к открытию Альпиндустрией магазина в новой германской столице. Его взялись вести наши друзья Игорь Снигирь и Ольга Ханина, жившие в восточной части Берлина. Это проект просуществовал года три (1994–1997) и дал отрицательный результат. Европейцы принимали усилия, чтобы защитить свой рынок от российских изделий, да и у самих изделий единственным существенным достоинством была низкая цена.
Первым во всероссийской сети магазинов стал магазин в Терсколе. Судьба его была непростой. Первые попытки были предприняты еще в период, когда мы работали с МБС в 1994–1995 годах. Это было тогда совершенно немыслимым делом для этих мест. К тому же, это был пиковый период рассвета бандитизма, связанный, в том числе, и с чеченскими событиями на Кавказе. Ненадежность статуса магазина со временем была решена нахождением местных партнеров. Встать на ноги и стать нашей гордостью магазин в Терсколе смог только в XXI веке…
Были в 90-ые годы и попытки создать второй магазин в Москве. Некоторое время работал отдел Альпиндустрии в спортивном магазине на Тверской. Затем усилия были направлены на развитие магазина «в пяти минутах» от Кремля, на улице Волхонке. Однако успеха они не принесли...
Идея создания сети магазинов по стране не относится к числу оригинальных. Здесь мы пошли по чужому пути, но это выглядело абсолютно логичным и даже неизбежным. Хотя непосредственным толчком к открытию первого магазина в Новосибирске была личная дружба Сергея Зон-Зама с сибирским альпинистом-бизнесменом Сергеем Алтуховым, который начинал с выпуска налобных фонарей.
Оборот торговли в нашей накачанной нефтедолларами стране в начале XXI века рос и рос. Поэтому логичными шагами стало открытие торговых точек в самых денежных городах России — Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Какое-то время существовал еще магазин в Кемерово. Позже вырисовалась отчетливая тенденция опережающего роста южных регионов. Проект магазина в Нальчике был неудачным, но затем успешно были пущены в эксплуатацию Альпиндустрия-Краснодар и Альпиндустрия-Красная Поляна.
2000 год. Альпайн Трэйд.
Наша первая закупка иностранного снаряжения произошла в 1992 году. Тогда на полученные за туризм деньги мы закупили понравившиеся нам вещички на околомюнхенском складе Salewa. Груз доставили в Москву на частном «москвиче» Аркадия Клепинина, тогда еще не работавшего у нас. Через год он стал директором магазина и сыграл определенную роль в налаживании оптовых закупок. Собственно, первые несколько лет мы закупали товар на Западе только для продажи через свой магазин. И перевозили его без какого-либо оформления, в основном, во время собственных поездок на микроавтобусах или автомашинах. Не счесть анекдотов, рожденных в ту пору дикого импорта, когда три человека провозили через границу полсотни пар лыж, убеждая таможенников, что это их личный груз. Долго так продолжаться не могло.
К концу 90-х масштабы торговли потребовали новых подходов. К этому времени созрели и транспортники, и таможенники. В начале нового века было принято решение о создании отдельного предприятия для ведения оптовой торговли. Благодаря усилиям Дмитрия Борисовича Копеина и Дарьи Александровны Дубровской, получилось вполне современное по инфраструктуре предприятие, получившее название «Альпайн Трэйд». Вплоть до кризиса, то есть вплоть до 2009 года оптовики работали формально независимо, в отдельном помещении на Верхней Первомайской. Несмотря на очевидные достижения, объективные рыночные трудности сыграли свою роль.
Цех и производство в Альпиндустрии.
Альпиндустрия с самого начала была ориентирована на развитие собственного производства. И мы наладили его примерно в одно время с Баском и РедФоксом. То есть тоже были лидерами. В подвальном помещении ДК работал швейный цех, и творила едва ли не лучшая бригада дизайнеров-разработчиков. Позже для цеха нашли отдельное помещение.
К сожалению, законодательство тех лет не позволяло работать самостоятельным производителям. Цех был закрыт из-за претензий налоговых органов. Была еще попытка размещения заказов в Китае, но по ряду причин это дело «заглохло».
У нас было супер-кафе.
До 1993 года магазин «Альпиндустрия» располагался в подвале Дома Культуры. После переезда в новое здание помещение подвала освободилось. Там было решено оборудовать специализированное кафе для встречи альпинистов, туристов и клиентов магазина. Ну и для питания сотрудников, конечно. Дело это двигалось поначалу тяжело, так как требовало массы согласований и разрешений. Кафе первое время работало, по существу, нелегально. Обороты были небольшими. Однако со временем место стало известным и популярным, качество работы выросло. Пиком его были 1998 и 1999 годы, когда директором была Ольга Селина. В дальнейшем, после смены руководства, популярность кафе уменьшилась. Тем не менее, оно достаточно успешно проработало больше 10 лет, при этом исправно всех кормило, пока не было решено перебазировать его в кафе «Точка отрыва». Но это, несмотря на всю дружбу, была уже не Альпиндустрия.
Альпиндустрия + спорт = любовь, не только по расчету…
Вернемся в 90-е… Альпиндустрия начинала, позиционируя себя как клуб альпинистов. На первых порах мы проводили спортивные сборы, тренировки, финансировали команды спортсменов и сборы. Со временем капитализм увлек нас, и мы начали относиться к спортсменам как принято у них, на Западе. То есть заключать спонсорские контракты и добиваться их исполнения. Альпиндустрия может гордиться тем, что мы активно помогли в 90-е годы выдающемуся российскому альпинисту Валерию Бабанову, способствовали быстрому подъему ледолазания.
Во второй половине девяностых Альпиндустрия увлеклась глобальным планом проведения в России экстремальных игр. Под это дело специально был создан фонд и работало отдельное предприятие. Можно смело сказать, что успехи в этом направлении были и немалые. Ведь Игры проводились и на неплохом уровне. Однако системы обеспечения их постоянной финансовой поддержки придумано не было. И было бы удивительно, если бы это случилось.
В 2000-ые годы Экстремальные Игры постепенно свелись к теме поддержки фрирайда. Благодарности слышны со всех сторон. Вот только к орденам и медалям никто не представляет. Думается, это неизбежно в будущем!
Историю творим мы…
25 лет — большой период жизни общества. Можно сказать, что Альпиндустрия стала историческим фактом. Когда долго находишься на передовой, то постепенно понимаешь, что происходящее с тобой и есть история, что ты можешь ее творить. Особенно если есть выдумка и воля. И нет мелочности и мещанства…