В Шамони насчитывается несколько зон катания, основными из которых являются: Le Brevent (2525) и La Flegere (2450) (регионы связаны между собой), Les Grands Montets (3300), Le Tour (2230). Есть также небольшие отдельные зоны для новичков. Для обладателей ски-пасс Mont Blanc Unlimited pass доступными зонами также являются Les Houches (1860), Courmayer (2756), швейцарский Verbier. Кроме того, именно в районе Шамони расположен самый продолжительный в Европе спуск — Белая Долина. В силу разности высот облачность и туман в этих зонах распределяются по-разному. А также сложность трасс характеризует зоны катания в целом.
В Шамони в этом году я не собиралась. Были планы на Новый Год, были планы на длинную поездку в конце февраля. Я к ним заранее готовилась. Нежданно образовавшаяся поездка в январе была в состоянии неопределенности до последнего момента, включая все основные параметры. И хоть за месяц назло работодателю я все ж взяла билеты в Женеву, уверенности ни в поездке, не в выборе курорта не было. Но, поскольку с новогодней поездки вернулась в состоянии недокатанности — погода обеспечила — ехать надо было снова.
![]() |
Смущало немного то, что, уехав в прошлый раз из Шамони (а это было всего пару лет назад), я оценила курорт так: «А иногда там лучше, чем рассказывают» + «хорошее место, вернусь сюда, но с компанией». А именно этого-то и не было. Было случайное знакомство в Инете, обещание подстраховать-приглядеть… И все. Я уже почти переметнулась на Вербье, где мне нормально отдыхается и одной, как за неделю до поездки нашелся случайный попутчик в мои 5-местные апартаменты. Почему 5-местные? Да бронировала я их по территориальному признаку, чтоб меньше лыжи носить – возле конечной остановки Chamonix-Sud — там в автобус лучше всего залезать, он полупустой и можно сесть, без пересадок доехать в любом направлении.
Простых путей мы не ищем. Утренний вылет в Женеву через Цюрих. Логика простая: заселение вечером, кататься все равно не будем, а в Цюрихе без вещей гулять лучше, чем в Женеве с вещами или тупо сидеть в Шамони. 3,5 часа между рейсами вполне хватает для вылазки в Цюрих, чтоб пройти стандартным экскурсионным маршрутом, посетить нужный магазин, полюбоваться видами.
![]() |
Ошибкой было только желание угостить плюшкой одинокую птичку на реке. Как в триллере, казалось, внезапно проснувшееся все живое плавающее население реки тут же слетелось к нам. Птицы кружили и буквально атаковали источник питания. Кошмар. Собственно, дальше добрались без приключений. Самолет не задержался, автобус приехал вовремя. А Шамони нас встретил проливным дождем, который закончился только ближе к ночи. Как мне это напоминало начало предыдущей поездки. И не зря.
![]() |
Погода
Скажу честно, погода все семь дней пребывания в Шамони меня не радовала. Это я так мягко говорю. Солнца больше 15 минут в день не видела. Полностью открытых трасс по всем регионам не видела. Трасс некоторых… тоже не увидела, хотя по ним и проезжала. Видела движение облаков, смещение облачности, свое перемещение по регионам в зависимости от погоды. Но зато не холодно и не было сильного ветра. Это хорошо. Сравнивая подготовку склонов и состояние в посещенных ранее Парадиски и Эспасс Килли, здесь, несомненно, лучше. Несмотря на снегопады, не встречала огромных нарытых бугров, да и средних тоже, разбитых трасс, неотратраченных открытых трасс. Основными дестабилизирующими катание факторами, наверно, в мою поездку все же были туманы и иногда встречающая рассеянная видимость, когда не видишь склона вообще. В общем, в этот раз на погоду я жаловаться не буду, катание по мягким трассам вышло замечательным, я осталась очень довольна, и даже заменила завершающий субботний день в Женеве еще одним днем пребывания на туманных склонах Grands Montets.
![]() |
Катание
В Шамони насчитывается несколько зон катания, основными из которых являются: Le Brevent (2525) и La Flegere (2450) (регионы связаны между собой), Les Grands Montets (3300), Le Tour (2230). Есть также небольшие отдельные зоны для новичков. Для обладателей ски-пасс Mont Blanc Unlimited pass доступными зонами также являются Les Houches (1860), Courmayer (2756), швейцарский Verbier. Кроме того, именно в районе Шамони расположен самый продолжительный в Европе спуск — Белая Долина. В силу разности высот облачность и туман в этих зонах распределяются по-разному. А также сложность трасс характеризует зоны катания в целом.
Я больше всего люблю Лез Уш. Он самый низкий. Там елочек много, трассы готовят лучше. Тумана нам там досталось немного. 55 км трасс, на день хватает. Как хватает и относительно длинных спусков. А еще есть зона в районе верхней точки Col de Vosa. Туда мало кто доезжает, подъемник на склонах бугельный, поэтому там хороший вельвет, но трассы не длинные. И возвращаться оттуда можно через неплохую красную трассу, которая идет параллельно знаменитому Кандагару. Не знаю почему, но в мой визит эта трасса показалась мне сложнее и интереснее. Может потому, что она больше подвержена ветровому воздействию и была более обледенелой. Кстати, Кандагар опять не впечатлил. В силу относительно теплой погоды состояние трассы было довольно мягким, а в этих условиях она, я бы сказала, ничем не примечательна. Но хорошо, что сейчас в Шамони ударили морозы – как раз накануне Кубка мира. Интересно будет посмотреть на место, где каталась совсем недавно, и как его проходят великие спортсмены.
![]() |
А еще с прошлого раза я не поняла Les Grands Montets. Пришлось в этот раз восполнять, и три дня катания начинала именно там. Там высоко, туманы ниже, облака быстрее проходят, чередование хорошей и плохой видимости позволяет покататься по нормально видимым склонам, а разница высот в регионе позволяет выбрать тот участок, где оптимальнее. Еще из плюсов – трассы там жестче, сложнее, и намного интереснее; падающий снег с них быстрее сдувается, поэтому состояние устроило в полном объеме. В общем, в данных погодных условиях Les Grands Montets был самым лучшим местом для катания.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Про Ле Тур даже рассказывать нечего. Вторую поездку регион вечного снега и непролазного тумана. Хорошо, было в прошлый раз солнце было иногда, смогла сделать фотографию, теперь хоть представляю расположение трасс. А так единственное что увидели нормально – это спуски что в Ле тур, что в Валорсин. Все остальное было обучением катания при нулевой видимости что склона, что трассы. Так называемый свободный полет. Но в целом неплохая практика – по крайней мере, потихоньку отступает чувство страха, да и заниматься такими упражнениями хорошо на имеющихся там голубых трассах.
В районе Бревен-Флежера, где нам особо не везло с открытыми подъемниками, почему-то запомнилась больше маркировка трасс, не всегда соответствующая действительности.
Вербье
А по четвергам ходит автобус в Вербье. Места лучше бронировать заранее. Стоимость билета – 22 евро. Автобус собирает пассажиров по городу. Время в пути от нашей начальной точки – Шамони Сюд до Le Chable (нижней станции подъемника в Вербье) около полутора часов. Автобус стартует в 8-00 или 9-00 туда и в 17-00 обратно. В кассе Le Chable надо по предъявлению скипасса Mont blanc Unlimited (от 6 дней и более) получить дневной ски-пасс на зону катания 4 долины.
Дальше... можно меня обвинять в предвзятости по отношению к этому курорту, но из 17 дней катания в этом январе у меня был один исключительно солнечный, без единого облачка, с мягкими трассами и всеми открытыми подъемниками. В Вербье. Да, я его люблю, и он платит мне той же монетой. Ведь срок поездки выбирала не я. Так что погоду обеспечивал мне курорт сам.
![]() |
Заодно посмотрела по времени, сколько занимает ски-сафари по самым интересным трассам 3 из 4 долин (в Ненду не ездили) группы в 8 человек хорошего уровня катания. Мы уложились в 4,3 часа, правда, с некоторым неудобством в виде перекуса вместо обеда и не сильным нажимом на фотографирование. Кстати, я сама первый раз ехала в условиях ограниченности времени и наличия за спиной группы. Оптимальнее, наверно, все ж часов 5 времени в запасе. Не хватило 2 спусков в самом Вербье в начале и прогулки по самому городку. Ну и при таком раскладе поездки немного напрягли бугеля. Некоторые подъемы на креселках пришлось сократить из-за недостатка времени.
Курорт Шамони
В который раз убеждаюсь – какое милое место и как приятно гулять там по вечерам. Народу не так много. Но зато красиво, огонечки, лампочки. В общем, приятная эстетическая картинка. А огни ресторанчиков так и манят, соблазняя национальной кухней со знакомыми на слух, но редко употребляемыми блюдами — роклет, фондю, тартифле, гратан. Кто-то посещает местный бассейн, кто-то местные магазины.
![]() |
Отъезд
Уезжать из Шамони не хотелось. Посетив этот курорт во второй раз, опять убедилась – неделю там мало. Опять остались еще места, где не покаталась. Мимо прошла Белая Долина (опять по погодным условиям), и не доехали до Курмайора, еще б один день в Лез Уше. И несмотря на то, что при организации поездки я заложилась на 9 дней по совокупности, и предполагала последние сутки провести в Женеве, планам не удалось сбыться. Шамони не отпускал. Сначала хотели просто посетить традиционную ярмарку местных товаров, происходящую по субботам, но я не выдержала и ушла кататься.
![]() |
Уезжали мы последним автобусом. А вся компания оставалась. У них впереди была Белая долина, а также мужские гонки Кубка мира, а так же празненства, посвященные этому событию.
Ну и короткое эмоциональное отступление
Наверно, в первый раз за последние годы мне повезло с компанией. В одной точке почти случайно совпали люди со схожим темпераментом, уровнем катания и настроем. И в результате, отдых получился самым незабываемым, разнообразным и позитивным. И на фоне этого все мелкие недочеты сразу стали незаметными. И даже при всей моей любви к индивидуальности, я осознала, что иногда слова бабушки удава «Теперь вы будете гулять и играть с присмотром!» звучат просто замечательно.
![]() |
Спасибо большое за компанию всем, с кем общалась в этой поездке.