Осень подошла к концу. Где-то срывается первый снег, в горах снеговая линия опускается всё ниже. Самое время воспользоваться межсезонной паузой и привести в порядок снаряжение.
Если вы не из тех людей, что готовят сани летом, но промозглая, ветреная погода и непривычные показатели термометра за окном навеяли ощущение приближающегося зимнего сезона, то самое время воспользоваться межсезонной паузой и навестить ваш снаряд, проверить состояние его готовности к свежей порции белой пудры. Особенно важно, если в последний катальный день прошлого сезона вы просто запихнули лыжи в чехол, вместе с остальным горнолыжным «стафом», пережидать бесснежное, совсем не приспособленное для них время года, так ни разу не заглянув поинтересоваться, как они поживают.
Хорошая новость заключается в том, что ничего критичного, скорее всего, не произошло, если, конечно, вы не хранили чехол с лыжами в лесной землянке. Худшее, что могло случиться от полугодового домашнего хранения ‒ это небольшое (иногда серьезное) изменение геометрии вашего снаряда. Если лыжи были придавлены чем-то тяжелым, или скреплены стяжками не в самых подходящих для этого местах, например ровно посередине, тогда вы рискуете извлечь из чехла, как из волшебного мешка Санта-Клауса, вместо лыж с классическим кэмбером, лыжи с плоской геометрией.
Итак, после извлечения снаряда из чехла (если, конечно, вы храните его в чехле), есть два основных момента, два показателя, которые расскажут о готовности или неготовности ваших лыж к предстоящему сезону ‒ состояние кантов и состояние скользящей поверхности.
Далее мы расскажем, как привести в порядок снаряжение самостоятельно. Но вы всегда можете обратиться к профессионалам в ски-сервисы Альпиндустрии.
- Канты
- Скользящая поверхность
- Остальные подготовительные работы
- Когда обращаться в ски-сервис
- В конце сезона
Канты
Иногда, всё совсем очевидно. Не нужно быть большим специалистом, чтобы понять, что канты нуждаются в обслуживании, когда они покрыты рыжим слоем ржавчины. Такое происходит регулярно, если после катания сразу отправить ещё мокрые лыжи прямиком в чехол, и оставить их там на продолжительное время. В действительности, канты имеют свойство окисляться и в течении сезона, особенно если вы катаетесь не каждый день. Решение данной проблемы не займет много сил, средств и времени. Алмазный напильник или кусочек мелкозернистой наждачной бумаги прекрасно справятся с этой задачей. Самое главное ‒ не нужно усердствовать, особенно с напильником. Ваша задача снять тонкий налет ржавчины, а не отполировать их до зеркального блеска. Если перестараться, есть риск сделать только хуже, затупив канты, завалив угол их заточки.
Итак, очистив канты от ржавчины, важно проверить их главную характеристику ‒ остроту. Для этого достаточно слегка провести по острию канта наружной стороной ногтя. Если на канте остается заметная глазу микростружка, значит он находится в хорошем, рабочем состоянии и не нуждается в дополнительной заточке. Отсутствие стружки говорит об обратном. Проверять остроту кантов следует по всей длине, с обеих сторон лыжи, так как, часто канты притупляются неравномерно. Во время проверки не лишним будет сделать визуальный осмотр кантов на предмет серьезных повреждений, например вмятин или локальных отслоений. Если серьезных повреждений не обнаружено, а тест с ногтем не оставил никаких сомнений в необходимости заточки кантов, то определенно стоит сделать это.
В домашних условия главной проблемой процесса заточки кантов является (помимо отсутствия сноровки) надежное закрепление лыжи. В любом ски-сервисе имеется рабочее место, оборудованное специальными тесками, позволяющими прочно зафиксировать лыжу в вертикальном положении. В домашних же условиях вполне можно обойтись обычными слесарными тисками или несколькими струбцинами. В общем, надежное закрепление лыжи в неподвижном состояние имеет решающее значение для качества заточки. Разумеется, при наличии хорошего инструмента и определенного опыта.
Для заточки кантов нам понадобится:
- канторез или уголок с напильником,
- резинка для фиксации скистопов
- и инструмент для снятия тонкого слоя пластика с боковой стенки лыжи, который можно заменить обычным канцелярским ножом.
Процесс заточки кантов включает следующие операции:
- сначала, с помощью резинки фиксируем скистопы в поднятом вверх положении
- потом снимаем небольшой слой пластика с боковой стороны лыжи, для того, чтобы он не мешал напильнику плотно прилегать к поверхности канта;
- при помощи кантореза или специального металлического уголка, с закрепленным на нем напильником (со средним или грубым размером насечки), медленно и аккуратно начинаем затачивать наш кант. Плотно прижимая уголок к скользящей поверхности лыжи, и слегка надавливая на напильник сверху, скользим по поверхности канта движениями, направленными к себе.
- Аккуратно снимаем заусенец, образовавшийся на кромке канта со стороны скользящей поверхности, используя напильник с мелкой насечкой.
Пытаться описать словами процесс заточки кантов занятие довольно бесперспективное, при наличии в интернете огромного количества видеороликов, посвящённых этой тематике. В рамках данной статьи лишь важно отметить несколько нюансов. Специальный нож для боковой стенки сильно облегчает операцию по удалению мешающего пластика, но при определенной сноровке можно обойтись и обычным канцелярским ножом.
Существуют различные углы заточки боковой грани кантов, которые обычно варьируются в диапазоне от 85 до 90 градусов. Многие канторезы имеют регулировку, позволяя выбрать желаемое значение. Металлические уголки загнуты под определенный угол, изменить который не получится, но благодаря предельно простой конструкции они выигрывают в цене и обеспечивают высокую точность заточки, которой не могут похвастаться дешевые модели канторезов.
Если говорить об углах заточки, не углубляясь при этом в тонкости науки, то 88-89 градусов являются самым популярным выбором, особенно среди фрирайдного братства. Угол заточки определяется шириной лыж и степенью агрессии вашего стиля катания. Если талия снаряда менее 105 мм, а углы, на которые вы закантовываете лыжи, можно описать как значительные, то, скорее всего значение в 88 градусов вам покажется более подходящим. Но на широких «паудерных» снарядах, или при спокойной манере катания, угол заточки в 89 градусов в большинстве вариантов снежных кондиций является оптимальным. Еще важно отметить, что канты имеют две грани, боковую и со стороны скользящей поверхности. Выше мы говорили о заточке именно боковой грани канта. Для заточки кантов со стороны скользящей поверхности существует специальный канторез, с иным диапазоном регулировки угла заточки.
Этот инструмент имеется в каждом ски-сервисе, но для домашнего использования может оказаться лишним, так как, подтачивая кант с его помощью, вы скоро столкнетесь с проблемой невозможности получить желаемый угол заточки без снятия слоя скользящей поверхности, а для этой операции требуется специальное, совсем не компактное оборудование. Заточку канта со стороны скользящей поверхности обычно выполняют в вместе со шлифовкой базы.
При заточке кантов дома, делайте это там, откуда потом будет легко удалить металлическую стружку. Выполнять эту процедуру на ковре с высоким ворсом ‒ плохая идея. Всегда используйте плотные перчатки, чтобы защитить себя от возможных порезов.
Скользящая поверхность
Второй элемент лыжи, который нуждается в регулярном обслуживании, ‒ это скользящая поверхность. И первое, что выдаёт её неполную готовность к новым испытаниям стремительно приближающегося зимнего сезона, это царапины и слегка белёсая поверхность, говорящая нам о том, что в прошлом её не часто баловали горячим парафином ‒ самым любимым лакомством полиэтилена, из которого изготовлена примыкающая к снегу часть лыжи, отвечающая за скольжение.
Царапины на скользящей поверхности ‒ обычное дело. Особенно если хозяин снаряда привык начинать горнолыжный сезон с первым снегом, а завершать поздней весной, когда количество камней на склонах резко возрастает. Неглубокие царапины не оказывают существенного воздействие на управляемость и качество скольжения лыжи. Но если вы заметили глубокое повреждение, которое обнажило материал под скользящей поверхностью, то оно, несомненно, нуждается в ремонте.
Вода не является лучшим другом деревянных компонентов лыжи, и при постоянном контакте с ней, они могут начать разрушаться. Поэтому, во избежание нарушения целостности сердечника, скрытого под слоем пластика скользящей поверхности, нужно принимать соответствующие меры по восстановлению этого слоя.
В домашних условиях отремонтировать небольшие, но глубокие царапины не представляет больших трудностей. Всё, что нам необходимо, это: ремонтный пластик, зажигалка и канцелярский нож.
Процедура проста: очистите поврежденное место, затем, с помощью зажигалки, расплавьте ремонтную палочку, и заполните царапину капельками жидкого полиэтилена. Дайте пластику остыть, после чего выровняйте скользящую поверхность с помощью канцелярского ножа. Нюанс процедуры заключается в контроле температуры плавления полиэтиленовой палочки. Ориентир ‒ цвет пламени. Старайтесь не допускать появления рыжих язычков.
Если повреждение имеет большую площадь, то в домашних условиях устранить его будет довольно проблематично и потребуется транспортировка снаряда в хороший ски-сервис. Крупные выбоины обычно ремонтируют путем вклеивания специальной пластиковой заплатки, что обеспечивает надёжность фиксации материала, предотвращая его от выпадения из места повреждения. Мелкие неглубокие царапины, как уже было замечено, не нуждаются в ремонте, так как не сказываются на качестве вашего катания, и не оказывают негативного влияния на целостность лыжи. Попытка отремонтировать такие повреждения описанным способом ‒ пустая трата времени. Ибо ремонтный материал плохо держится в поверхностных царапинах. Поэтому не стоит придавать им большого значения. А вот что ощутимо может ухудшить скольжение лыж, так это сухой, белесый пластик скользящей поверхности. Если в прошлом вы не часто применяли лыжные мази, но при этом откатали на своем снаряде уже не один сезон, то, скорее всего, скользящая поверхность потеряла былую гладкость и обрела совсем не благородную седину. Справится с проблемой поможет парафин. Горячее нанесение парафина ‒ это, пожалуй, самая частая сервисная операция, которой подвергаются лыжи в течении своей жизни. Парафин значительно улучшает скольжение, защищает пластик скользящей поверхность от высыхания, а также от механических повреждений, возникающих при его трении об снег.
Для нанесения парафина нам понадобиться несколько более дорогостоящих инструментов, которые, однако, быстро окупаются, учитывая сегодняшние расценки на сервисные работы, особенно на популярных горнолыжных курортах. Итак, нам понадобятся:
- специальный утюг (с регулировкой температуры нагрева),
- цикля (пластиковый или металлический скребок),
- специальная щетка,
- салфетки,
- немного растворителя,
- ну и конечно, сам парафин.
Процедура горячего нанесения парафина, как и все сервисные операции, выполняемые дома, несложна. Сначала, с помощью салфетки, пропитанной растворителем, нужно очистить скользящую поверхность от грязи и остатков старого парафина. Затем, с помощью утюга расплавляем, наносим и разглаживаем свежий парафин по всей площади скользящей поверхности.
Когда парафин полностью остынет, его необходимо удалить с поверхности лыжи с помощью скребка. Если скользящая поверхность вашего снаряда имеет белесый оттенок, и тактильно ощущается слегка шершавой, то стоит использовать металлическую циклю, чтобы удалить образовавшийся на поверхности микроворс, который сильно ухудшает скольжение лыжи. В остальных случаях используйте пластиковый скребок.
Последний штрих, завершающий процедуру ‒ это удаление остатков свежего парафина из ее структуры. Для этого используем щетку с нейлоновой щетиной средней жёсткости. Прижимая ее к скользящей поверхности, движениями, направленными от носка к пятке, проходим по всей длине лыжи. Вуаля! Рабочая поверхность лыж готова!
Структура скользящей поверхности ‒ это специальный рисунок, представляющий собой микроуглубления, выполняющие роль каналов для отвода избыточной влаги. Дело в том, что снежный покров состоит из отдельных кристаллов, и, при катании на лыжах, за счет трения пластика об снег создается тепло. Это тепло, расплавляя снежные кристаллы, образует микроскопическую пленку воды. Собственно говоря, именно благодаря водяной пленке лыжа приобретает хорошее скольжение. В условиях высоких температур, в теплую погоду, между скользящей поверхностью и снежным покровом образуется слишком много влаги, при этом сила трения увеличивается, а скорость скольжения значительно уменьшается. Для минимизации этого эффекта на скользящую поверхность наносят эти самые углубления, называемые структурой.
Специалисты даже выяснили, что при температуре -3 градуса Цельсия, лыжи скользят наилучшим образом. Когда она понижается, начинает преобладать сухое скольжение, что тоже не очень хорошо. Когда температура становится выше -3°, начинает образовываться слишком много воды, усиливая капиллярное притяжение между снегом и скользящей поверхностью лыжи. Структура и правильно подобранный парафин помогают лыжам скользить заметно лучше как при недостаточном смачивании скользящей поверхности водой, в холодных погодных условиях, так и при ее избытке, когда снег начинает активно таять.
Подобрать нужный парафин очень просто. На упаковке бруска всегда указа оптимальная температура для его использования. Помимо неё, производители указывают температуру плавления парафина, что важно при нанесении его на лыжу. Специальный утюг имеет регулятор, позволяющий выставить требуемое значение. Можно, конечно, для разовой операции использовать домашний утюг, обернутый в фольгу, но если вы намерены регулярно ухаживать за своим снарядом, то будет гораздо удобнее приобрести специализированный инструмент.
Из нюансов процесса нанесения парафина, пожалуй, стоит отметить, важность правильной работы с горячим утюгом: при разглаживании парафина не стоит задерживать его на одном месте, чтобы ненароком не расплавить скользящую поверхность и не вызвать более глубокие повреждения в склеенных между собой слоях сердечника лыжи. Для безопасности вашего здоровья, выполняйте эту процедуру в проветриваемом помещении. Испарения, образующиеся при плавке парафина, довольно токсичны.
Возможно, у вас возникнет вполне логичный вопрос: зачем соскребать только что нанесенный на скользящую поверхность парафин? Наглядный ответ можно получить, вооружившись микроскопом. Скользящая поверхность (база) современных лыж изготавливается из полиэтилена.
При этом существуют два типа технологий ее производства:
- extruded (прогонка через валики расплавленной массы полиэтилена), технология, используемая при изготовлении недорогих, новичковых лыж;
- и sintered (спекание мелкогранулированного полиэтилена), значительно более дорогостоящая технология, применяемая в производстве лыж как среднего, так и высокого уровня.
Первый вариант скользящей поверхности имеет низкую себестоимость и практически не требует ухода. Для улучшения скольжения на такую базу достаточно нанести экспресс-смазку холодным способом. Попытка пропитать экструдированную скользящую поверхность парафином бессмысленна, так как сам материал не впитывает и не удерживает мази. Пластик хороших лыж сделан из полиэтилена со специальными добавками (графит, фторуглероды), который полимеризуется в кристаллическую структуру, при высокой температуре и под давлением. Технология спекания (sintered) обеспечивает пористую поверхность, хорошо впитывающую лыжные мази. Получаемая таким способом база состоит из твердых зерен и аморфной структуры между ними. Именно эти аморфные зоны и впитывают парафин, который остается на скользящей поверхности после циклевания и финальной обработки щеткой.
Поэтому, если ваши лыжи имеют сомнительное происхождение, куплены на Авито или в спортивном магазине, но за подозрительно низкую цену, и вы понятия не имеете, что это за модель, а поиски информации в интернете не увенчались успехом, то, наверное, будет не совсем целесообразно тратится на дорогостоящее оборудование и вполне можно обойтись баллончиком жидкой мази.
Остальные подготовительные работы
Ваш снаряд почти готов к предстоящему сезону. Осталось убедиться, что крепления находятся в рабочем состоянии и проверить правильность выставленных весовых настроек.
Иногда шурупы, которыми крепления присоединяются к лыже, вывинчиваются, вследствие вибраций или попадания в посадочные места влаги, поэтому сначала стоит обратить свое внимание именно на них, и убедиться в отсутствии посторонних люфтов. Если вы заметили люфт, но резьба посадочного места не повреждена, не будет лишним выкрутить его полностью и добавить немного водостойкого клея внутрь лунки, который предотвратит повторное вывинчивание шурупа, и защитит посадочное место от попадания разрушительной для дерева влаги. Если же резьба в лунке повреждена и не позволяет плотно закрутить шуруп, проворачиваясь в финальной стадии затяжки, то для устранения проблемы лучше обратиться в ски-сервис, где в поврежденную лунку установят закладной элемент, который обеспечит надежную затяжку крепежного элемента.
Если же люфтов не обнаружено, то переходим к весовым настройкам. Посмотрите на две шкалы DIN пяточной и носочной частей крепления. Настройки параметров зависят от веса лыжника и манеры катания. Одна единица деления шкалы примерно равна десяти килограммам вашего веса. Если вы не являетесь адептом агрессивного катания, то затяжки креплений больше значений, соответствующих вашему весу не требуется. Если вы любите погонять, попрыгать, а особенно если и то и другое, то настройки, ориентированной на вес лыжника, может оказаться недостаточно. Помните: лыжа, неожиданно отстегнувшаяся на большой скорости, так же чревата серьезными травмами, как и несработавшие при падении крепления.
Но настройка креплений выше рекомендуемых производителем параметров ‒ дело сугубо индивидуальное, и требует значительного опыта для определения идеальных параметров. Совет один: если у вас при катании отстегивается лыжа, то добавляйте затяжку постепенно, по одному делению за раз.
Иногда лыжи самопроизвольно отстегиваются, если крепления некорректно настроены по длине ботинка. В этом случае посмотрите на свой ботинок, а именно, на размер его колодки, указанный в миллиметрах, обычно на пяточной части пластиковой оболочки, и отрегулируйте расстояние между головой и пяткой креплений в соответствии с этим значением.
Если на креплениях не предусмотрена регулировка (вперед/назад) передней части (большинство моделей для фрирайдных лыж) и отсутствует шкала с диапазонами длины колодки ботинка, а за такую настройку отвечает винт на пяточной части, то необходимо определить модель ваших креплений, скачать в интернете руководство по эксплуатации, и настроить правильное расстояние согласно инструкции от производителя.
Бывает и так: крепления правильно отрегулированы по длине, весовые параметры выставлены корректно, а лыжи всё равно отстегиваются без видимых на то причин. Такое может происходить с креплениями через несколько сезонов использования, если хозяин не ослаблял затяжку весовых параметров перед отправкой своего снаряда на межсезонное хранение. Особенно критично, когда параметры выставлены на высокие значения, в случаях с тяжелыми лыжниками или с любителями агрессивного катания. Пружинные элементы креплений имеют тенденцию «уставать», слегка теряя свою эластичность, что выражается проблемой самопроизвольного срабатывания, на правильных и привычных значениях затяжки. Поэтому, важно давать своим креплениям отдохнуть, ослабляя затяжку пружин в бесснежное время года.
Еще один элемент, который требует точной настройки ‒ это антифрикционная пластина, представляющая собой статичную пластинку или ползунок из гладкого пластика, иногда металла, в передней части креплений, располагающаяся под носком ботинка. Убедитесь, что соблюден необходимый зазор между ботинком и пластинкой, но при этом отсутствует серьезный люфт, затрудняющий четкую закантовку лыж, и грозящий некорректным срабатыванием креплений.
Итак, мы заточили канты, напитали парафином скользящую поверхность, проверили работоспособность и настройки наших креплений. Теперь осталось дождаться хорошего снегопада. А пока, чтобы скоротать время за полезным занятием, можно проверить остальное снаряжение: заклеить, порванную ветками мембрану, выправить погнутую палку, или выбраться с друзьями в парк, попрактиковать свои навыки обращения с лавинным датчиком, тот самый жизненно необходимый навык, на тренировку которого так сложно найти время во время сезона.
Когда обращаться в ски-сервис?
Если в ходе подготовительных манипуляций вы обнаружили помятый, треснутый или вырванный кант, большие и глубокие выбоины на скользящей поверхности, расслоение сердечника лыжи, расшатанное, неподдающееся затяжки крепление, то не стоит сильно расстраиваться. Скорее даже стоит порадоваться, что вы озадачились подготовкой снаряда сейчас, когда до сезона ещё есть достаточно времени, а лыжи сухие, и находятся в самом лучшем ремонтном состоянии. С этими проблемами лучше всего будет обратиться в ски-сервис, к мастерам, которым вы доверяете. Ремонт столь серьезных проблем требует специального оборудования и навыков. Поверьте, при грамотно выполненном ремонте от большинства таких повреждений не останется заметного следа.
Почти во всех магазинах Альпиндустрии есть ски-сервисы, в которых вы всегда можете отремонтировать свои лыжи и сноуборды у специалистов.
В конце сезона
Думать об этом, конечно, рано, но, может быть, в конце сезона информация, данная в этой статье, всплывет у вас в голове, и вы не забудете перед отправкой лыж на длительное хранение:
- просушить их,
- заточить, по необходимости, канты,
- ослабить пружины креплений до минимальных значений,
- отремонтировать повреждения скользящей поверхности
- и залить её толстым слоем парафина.
Последняя операция называется консервацией лыж и снимать парафин скребком не нужно. Парафин защитит пластик скользящей поверхности от высыхания и пыли.
Не скрепляйте лыжи стяжками, храните их в защищённом от солнца и влаги месте, по возможности в вертикальном положении. Таким образом, через год, примерно в это же время, когда осенняя прохлада вновь навеет мысли о предстоящих снежных удовольствиях, вы будете готовы. И, возможно, вспомнив как консервировали лыжи, подготавливая их к продолжительному бездействию, высвободите немного времени для подготовки к зимнему хранению летнего инвентаря, а может, распробуете прелесть долгих размышлений и предадитесь им, погрузившись в безмятежное созерцание неспешной природной трансформации на стыке двух сезонов… Хорошей всем предстоящей зимы.
В статье использованы фотографии: whitelines.com, swixsport.com, tetongravity.com, www.stoeckli.ch, skimag.com