11.12.2014

Выбираем горнолыжные ботинки в зависимости от назначения

15 минут на чтение

VK TG

Обзор горнолыжных ботинок по назначению от нашего "гуру", Сергея Гарибова.

 

Для различных видов и стилей катания могут использоваться различные ботинки:

Спортивные горнолыжные ботинки

Спортивные ботинки предназначены для занятий горнолыжным спортом (слалом, слалом-гигант, супергигант, скоростной спуск, ски-кросс). Отличаются максимально возможной жесткостью, максимально узкой колодкой (95-97 мм) и максимально точной подгонкой ботинка к ноге горнолыжника для точного контроля лыж на трассе. Для топовых спортсменов уровня кубка мира спонсоры могут изготовить ботинки (скорлупу) точно по слепку ноги, тогда в стопе внутренник это фактически носок из кожи. Другим (спортикам и как бы спортикам) приходится обходиться кастомизацией стандартных цеховых бот, что включает в себя подгонку скорлупы и внутренника различными способами, которые используются и нормальными глыжниками с проблемными ногами, но применительно к ботинкам других типов ( не рэйсовые). К таким способам относятся: фрезеровка и горячая формовка скорлупы, формовка и заливка внутренников. О чём есть статья на нашем сайте (ссылка).

 

Универсальные горнолыжные ботинки

Самые массовые ботинки для самого широкого круга горнолыжников. Отличаются большим разнообразием моделей различных по конструкции, ширине колодки, жесткости, системам термоформовки внутреннего и внешнего ботинка.

 Универсальные горнолыжные ботинки появились в тот момент, когда появилось массовое катание на горных лыжах – если говорить о пластиковых ботинках, то это середина 60-х, фирма Lange. Конечно горнолыжные ботинки выпускались и ранее, но давайте не углубляться в кожанно-деревянную эпоху. 

В какой момент появилось разделение ботинок на классы, к примеру,  в 80-е уже четко выделялись: цеховые ботинки, экспертные (спортивные), универсальные (менее жёсткие и соответственно рассчитанные на массового потребителя), женские модели и даже уже тогда скитурные ботинки.  В приблизительно таком виде мы наблюдаем горнолыжные ботинки на полках магазинов и в начале этого тысячелетия. Понятно, что желание заработать заставляет производителей всё время придумывать что-то новое или переупаковывать даже не слишком забытое старое. К примеру, боты с задним входом Salomon SX90 из 80-х нашли своих продолжателей от бренда Atomic.

 

 

Но вернемся к нашим дням. Универсалы появились как смягченный и расширенный вариант спортивных ботинок. Внешне они похожи на спортивные ботинки. Если обычно жесткость спортивных бот находится в пределах 130-150 единиц, а ширина колодки — в пределах 92-98 мм, то  универсальные (любительские)  ботинки имеют жесткость в пределах 60-130 единиц и ширину колодки 98-106 мм. При изготовлении универсальных ботинок (кроме самых дорогих экспертных моделей), как правило, используются более дешевые материалы и более простые технологии, чем при изготовлении спортивных ботинок. В последнее время все больше технологий универсальные (экспертные) ботинки заимствуют у фрирайдных ботинок (шок абсорберы, резиновые подметки, механизмы ходьба-катание, уменьшенное количество клипс).

 

 

Горнолыжные ботинки для фрирайда

Специализированные горнолыжные ботинки для фрирайда появились несколько позже широких фрирайдных лыж (где-то в начале двухтысячных годов). Изначально фрирайдеры использовали обычные спортивные ботинки. Выбор спортивных моделей, а не универсальных определялся большими скоростями, большим весом широких лыж и необходимостью точного контроля над лыжами на сложном рельефе. На базе этих ботинок ведущие производители разработали специальные модели, приспособленные для фрирайда. Чем же не устраивали фрирайдеров спортивные ботинки? 

Перечислим:

  • При катании по переменному рельефу (разбитая целина, бугры) излишне жесткие ботинки передавали все удары от рельефа на голень горнолыжника.
  • При прыжках, при жестких приземлениях разбивались голени и пятки лыжников из-за излишней жесткости ботинок.
  • При пеших подходах к точке старта мешал излишний вес спортивных ботинок.
  • В спортивных ботинках невозможно долго кататься — мерзнут и затекают ноги.

Производители стали последовательно вводить в конструкцию фрирайдных ботинок следующие элементы:

  • Гелевый язык внутреннего ботинка, чтобы не разбивать голень.
  • Сам язык стал мясистей: толще и мягче к надкостнице с жёсткой пластиковой предформованной основой, обращённой к скорлупе.
  • Под пяткой появился шок-абсорбер, чтобы не разбивать пятки при приземлениях. Стелька под внутренником стала мягкой.
  • Производители начали постепенно уменьшать вес фрирайдных ботинок, сначала уменьшив количество клипс до 3 или даже 2. Потом они перешли к облегченным конструкциям клипс и к использованию легких пластиков вместо ПУ (полиуретана), таких как PEBAX, Grilamid, интеграция углеволокна.
  • Более толстые внутренники, часто термоформируемые.

Если совсем коротко, то в фрирайдных моделях производители объединили  возможности универсальных моделей на спуске с возможностями скитурных на подъеме.   Представленные у нас бренды Head, Fischer до сих пор придерживаются традиционного четырехклипсового дизайна в своих моделях для фрирайда, к тому же ботинки этих двух компаний пользуются популярностью у массового покупателя, благодаря успешному выступлению спортсменов, спонсируемых этими фирмами, да собственно почти ничего  другого в России и не осталось. 

Наибольшее влияние на развитие рынка фрирайдных ботинок оказали ботинки Raichle Flexon, созданные в 70-х годах двадцатого века. Компания Raichle давно не производит горнолыжные ботинки. Технологии, примененные в ботинке Flexon, унаследовали компании Full Tilt, Dalbello, Roxa, Scarpa, Dinafit, которые унаследовали патент на ботинок Raichle Flexon:

Горнолыжные ботинки для фрирайда Raichle Flexon

В 70-х годах двадцатого века компания Raichle  выпускала спортивные ботинки, используя технологию NACA. Эта технология использовалась для изготовления коленных и локтевых сочленений на космических скафандрах. По этой технологии на Raichle делали специальный сменный силовой язык для спортивных ботинок Flexon. Ботинок Flexon состоял из трех частей, а не из двух, как обычный спортивный ботинок. Сейчас такая конструкция именуется “Кабрио”. Жесткость ботинка можно было менять, заменяя силовой язык.  Позднее Raichle перешли к внутренним ботинкам, сделанным по конструкции Overlap (внахлест), без обычного языка. Сейчас такие внутренники выпускает канадская компания INTUITION.

 

В современных условиях оказалась, что старая трехклипсовая конструкция Raichle идеально подходит для решения целого ряда проблем. 

  • Конструкция из трех частей с силовым языком имеет уникальный прогрессивный flex, то есть сопротивление ботинка наклону голенища вперед увеличивается линейно при увеличении угла наклона. То есть, при небольших углах наклона голенища (при небольшой загрузке) ботинок воспринимается мягким — и при езде по буграм, и при жестких приземлениях голень горнолыжника не разбивается.
  • Уникальная средняя клипса ботинка расположена выше шарнира, соединяющего верхнюю и нижнюю части ботинка, и надежно фиксирует пятку.
  • Внутренний ботинок Intuition очень теплый, идеально термоформуется по ноге и надежно защищает голень от ударов двойным слоем материала.

Интересующиеся могут посмотреть фильм об этой технологии.

Современные фрирайдные аналоги Raichle Flexon — Roxa R3, Dynafit Hoji показаны на фото ниже.

Лицом маркетинговой компании по продвижению Roxa ( ещё один бренд, представленный у нас) стал известный  фрирайдер Глен Плейк, и это неудивительно, так как ранее он катался на Raichle Flexon и был прорайдером Raichle. 

Я и сам уже четверть века катаюсь в ботинках Freezone, прямом наследнике Raichle, меняя их раз в 3, 4 года, за 100 катальных дней ботинки конечно снашиваются. Что же меня так привлекает в них:  

  • В первую очередь толстый двойной оверлэп-внутренник в районе надкостницы, она у меня очень чувствительная.
  • И прогрессивный флекс.
  • Фиксация стопы практически одной клипсой, средней.

Но есть и минус: стопа у меня средняя по ширине, а калоша ботинка прямо-таки на бигфутов, приходится всеми способами уменьшать объём внутренника в стопе: стельки, дополнительная обклейка утолщающими накладками.                  

 

Горнолыжные ботинки для фрирайда Roxa Experience/X-turn

Дальнейшая эволюция фрирайдных ботинок связана с развитием фрирайда-бэккантри, с увеличением популярности пеших подходов к началу спуска с использованием чисто ски-турного оборудования: камуса, пиновые крепления.

Фрирайдные крепления (рамные) с функцией ходьбы, установленные на широкие лыжи, использовались с начала нулевых. Напомню, первые широко известные в России рамные крепления— Fritschi Diamir Freeride, Marker Duke, Salomon Guardian можно использовать с обычными ботинками, у которых подошва даже частично не обрезинена и нет функции катание/ходьба. Со временем производители разработали специальные модели для бэккантри фрирайда (фритура) оснащенные механизмом ходьба-катание и частичной обрезинкой на подошве-со временем превратившейся в стандартный Grip Walk, что на данный момент является уже обязательной фичей. Все современные топовые фритур-модели совместимы со скитурным (пиновым) стандартом TLT (Dynafit и другие производители по его патенту).

 Практически все модели ботинок, продаваемые в сети Альпиндустрия, имеют закладные под пины. По некоторым топовым моделям этого класса имеются статьи на нашем сайте (фото и ссылки на статьи) Dynafit, Scarpa, Head. 

                               

Ботинки для ски-тура

Как ясно из названия, ботинки предназначены для ски-тура, ски-альпинизма. На данный момент разница между ботинками для фритура и скитура становится всё более размытой. Попытаемся найти более менее выраженные отличия:

  • Механизм ходьба-катание с большим ходом голенища, как правило с большим, чем у горнолыжных ботинок для фрирайда и фритура;
  • Низкий вес (плюс на подъёме, минус на спуске), для обеспечения которого приходится использовать специальные легкие и, соответственно, дорогие материалы для внешнего ботинка; 
  • облегченная конструкция клипс, уменьшение количества клипс до трех или даже двух штук;
  • Резиновая подошва с рокером (изогнутой формы) для обеспечения удобства передвижения по скальным участкам. Хотя сейчас и dynafit и Scarpa выпускают все модели с полностью обрезиненной подошвой, но, к примеру, Dynafit Hoji 130 язык не повернется обозначить чисто скитурный моделью;
  • Совместимость подошвы ботинок с креплениями стандарта TLT, которые в настоящее время стали самыми популярными для ски-тура. 

Мировыми лидерами в производстве ботинок для ски-тура в настоящее время являются не только компании Scarpa, Dynafit, исторически лидеры в производстве стафа для катания в offpiste, но уже и “классические” бренды: Fischer, Head, Tecnica, Atomic, Salomon.

 

                  

Исходя из вышеизложенного ботинки для ски-тура можно условно разделить на следующие подклассы:

  • гоночные (ультралегкие для участия в соревнованиях);
  • остальные: похожие по конструкции (обычно это “Кабрио”, порой даже без языка) на гоночные, но тяжелее. И фритур, в какой-то степени.

Женские ботинки

Женские горнолыжные ботинки, как ясно из названия, предназначены для использования женщинами. Женские ботинки отличаются от ботинок унисекс не только цветовым решением. Они учитывают особенности анатомии женской ноги и могут содержать дополнительное утепление стопы, приятный на ощупь плюш во внутреннике. Раньше женские модели были немного ниже мужских, считалось, что ноги у женщин короче и соответственно икроножная ниже. Бред  сексистский, конечно. Сейчас можно выделить следующую тенденцию: женские модели по факту замаскированные мужские. Если у мужских жёсткости указываются как 130, 120, 110 и т.д., то у женских: 125, 115, 105 и т.д. По целевому назначению женские горнолыжные ботинки делятся так же, как и ботинки унисекс: универсалы, фрирайд, скитур и т.д.

 Ботинки New school

 

Появились как четко обозначенный класс в начале нулевых вместе с твинтипами – лыжами для парковых воинов. Исходя из целеполагания, акцент в них сделан на демпфирование, эргономику (легко надеть, застегнуть-расстегнуть), прогрессивный флекс, износостойкость. Что касается backcountry фристайла, то там в настоящее время используются скорее фритурные, фрирайдных модели, нежели чисто парковые. Немного истории: в 80ых хот-догеры для могула и фристайла использовали немного кастомизированные универсалы- например вырезали пластик скорлупы в подъёме, чтобы добиться в классической двух частной конструкции скорлупы такого же прогрессивного флекса, как в трёхчастной.
Ну а детские ботинки для детей, они маленькие и лёгкие!)

 

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

1000 баллов на дисконтную карту

Подпишитесь на новости
и получите баллы на дисконтную карту

Заполните поле

Наличие в рознице

-- все города --

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Мои вишлисты

Подождите, пожалуйста...

Авторизация

Вход по номеру телефона

  • Armenia (Հայաստան)+374
  • Belarus (Беларусь)+375
  • Kazakhstan (Казахстан)+7
  • Kyrgyzstan (Кыргызстан)+996
  • Russia (Россия)+7
не указан телефон

Через соц.сети:

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

0 товаров  на сумму 0 ₽
Доставка 0 ₽
Итого без учета доставки: 0 ₽
Итого: 0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
  • Armenia (Հայաստան)+374
  • Belarus (Беларусь)+375
  • Kazakhstan (Казахстан)+7
  • Kyrgyzstan (Кыргызстан)+996
  • Russia (Россия)+7
не указан телефон

yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
  • Armenia (Հայաստան)+374
  • Belarus (Беларусь)+375
  • Kazakhstan (Казахстан)+7
  • Kyrgyzstan (Кыргызстан)+996
  • Russia (Россия)+7
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Скидка по клубной карте не применяется при оплате заказа от юридического лица
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0
Скидка по карте
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить

05. Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Бесплатная доставка при заказе от 4 999 ₽

0 товаров  на сумму 0 ₽
Доставка 0 ₽
Итого без учета доставки: 0 ₽
Итого: 0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
  • Armenia (Հայաստան)+374
  • Belarus (Беларусь)+375
  • Kazakhstan (Казахстан)+7
  • Kyrgyzstan (Кыргызстан)+996
  • Russia (Россия)+7
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Подарочный сертификат

Заполните поле
Заполните поле
Неверный код

Добавлен в корзину:

Запись удалена

Вы авторизованы

Товар удалён из сравнения

Добавлен в

Перейти в сравнение

Отменить

Этот сайт использует cookies, чтобы помочь улучшить ваш пользовательский опыт

ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112345678910111213141516171819202122232425262728123456789