В чём суть экологического производства Patagonia, чем органический хлопок отличается от обычного и о чём говорят принты на одежде.
Те, кто читает статьи об аутдор одежде, наверное, привыкли, что большинство обзоров посвящено техническим моментам. Прорайдер бренда или тестирующий фокусирует внимание на том, как можно по максимуму использовать экипировку в экстремальных условиях. Эта статья немного не похожа на другие хотя бы потому, что в ней не будет приветов с вершин, сумасшедших спусков и уникального ски-тура для привлечения вашего внимания — этот обзор посвящен travel стилю в аутдор одежде.
Все представленные ниже вещи использовались мной в Красной Поляне. Они прошли некоторые испытания, причём не только воздействием окружающей среды, но и мгновенным изменением стиля одежды и быстрым приспосабливанием, связанным с постоянными переездами между горами и морем. Чтобы статья была совсем не похожа на тысячу других, речь в ней пойдёт не просто о функциях и описании вещей компании Patagonia, но и о производстве тканей, современных технологиях в изготовлении одежды и истории компании, которую художники Patagonia транслируют с помощью принтов на одежде.
Органический хлопок и борьба за экологичное производство
Начнём с хлопковой одежды, ведь это постоянный атрибут нашего летнего гардероба. На многих футболках и рубашках стали появляться пометки «органический хлопок», и стоит он дороже, чем обычный. Давайте разберёмся, с чем связана такая тенденция.
Скорее всего, вы слышали, что Patagonia стремится минимизировать воздействие на окружающую среду при производстве и работает над экологичностью используемых материалов. Предлагаю вам узнать, как компания начала движение в эту сторону — ниже история от первого лица.
Экологический подход к производству одежды Patagonia
В 1994 году мы приняли решение выйти из традиционной хлопковой промышленности, поскольку в начале 1990-х начали внимательно изучать цепочки поставок хлопка. В то время подавляющее большинство сельскохозяйственных химикатов в Соединенных Штатах использовалось для обработки хлопка: обычные хлопковые культуры в Калифорнии обрабатывались 6,9 млн фунтов химикатов каждый год.
Дальнейшее исследование показало, что широкое и интенсивное использование синтетических удобрений, почвенных добавок, дефолиантов и др. приносит ужасный хаос в почву, воду, воздух и влияет на многие виды живых существ. Как только у нас появились эти знания и поддержка друзей в экологических сообществах, мы поняли, что нет другого пути, кроме как создать свой собственный. И поставили перед собой три задачи:
- Продать свою первую линейку органического хлопка;
- Повлиять на изменение общества в сторону более устойчивого сельского хозяйства;
- Влиять на других производителей одежды, чтобы они начали использовать органический хлопок.
Уже в 1996 году мы начали эксклюзивное использование органически выращенного хлопка во всех наших хлопчатобумажных изделиях.
Этот шаг не поставил под угрозу качество хлопка и вызвал фундаментальные изменения в отношении сельского хозяйства. В рамках программы органического хлопка сотни сотрудников Patagonia побывали на хлопковых полях и своими глазами увидели опасность использования пестицидов и преимущество органического земледелия.
Но индустрия производства неорганического хлопка по-прежнему занимает около 90%. Это вызывает опасение, поскольку один из основных генетически модифицированных типов хлопка содержит глифосат. Согласно докладу Международного агентства по исследованию рака (МАИР, англ. International Agency for Research on Cancer) во Всемирной организации Здравоохранения, гербицидный глифосат и инсектициды малатион и диазинон классифицированы как канцерогенные для человека вещества (т.е. способные вызывать злокачественные опухоли и доброкачественные новообразования).
В последнее время мы замечаем бум органических продуктов по всему миру. Казалось бы, хорошая новость, но специалисты компании Patagonia проанализировали рынок и пришли к выводу, что этот рост не связан с действительностью. Большая часть производства материалов принадлежит всего нескольким компаниям в мире, которые на самом деле не занимаются органической культурой. В итоге, как потребители мы получаем более высокую стоимость и переплачиваем за «успешный» маркетинг, который нам только выдают за «органический».
По материалам www.patagonia.com
К вышесказанному стоит добавить, что в последнее время компания Patagonia перенесла производство органического хлопка в Соединенные Штаты, Мексику, Шри-Ланку и Индию, что, конечно, сказывается на стоимости транспортировки готового сырья.
За нами всегда остается выбор: поддерживать органическое сельское хозяйство, переплатив за футболку или рубашку несколько долларов, и тем самым способствовать уходу от классической модели сельского хозяйства или продолжать «кормить» компании, которые ориентированы на рост потребления, не сделав при этом ни малейшего вклада в землю, где произрастает хлопок.
Принты со смыслом и дизайн как дань уважения истокам
Придерживаясь органического подхода, компания Patagonia идёт дальше и разрабатывает забавные принты с экологическими призывами. Например, футболка с принтом Eat Local, созданная художником и по совместительству режиссёром Джо Каструччи. Смысл экологического призыва Eat Local (буквально, «Ешь местное») — поддержать продукцию местных производителей.
Это фото сделано в Красной Поляне в июле 2017 на фестивале Polyana Local Market — площадке, где местные предприниматели и художники имеют возможность продавать свою продукцию.
Если бы речь в статье шла о технических слоях в одежде, следующим, конечно, должен идти средний слой или утеплитель — попросту «флиска», как мы обычно говорим.
Независимо от погоды в моём рюкзаке всегда лежит тёплый, но совершенно лёгкий свитер с капюшоном — смесь органического хлопка со спандексом. Такой материал придаёт ему всегда хороший вид независимо от того, сколько он пролежал в рюкзаке. Внутреннее флисовое напыление быстро согревает, когда тебе хочется проводить закат, поднявшись на склон какого-нибудь краснополянского горнолыжного курорта. Такая модель неизменно присутствует в ассортименте АльпИндустрии, но в каждой коллекции разные принты.
Мне бы хотелось остановиться на рисунке Great Pacific Iron Works с моего свитера, поскольку он отражает историю появления бренда Patagonia. История Great Pacific Iron Works уводит нас в золотые 1960-е годы — в эпоху расцвета большинства американских outdoor брендов, доживших до XXI века. Great Pacific Iron Works — это название первого магазина Ивона Шуинара (Yvon Chouinard), владельца и основателя компании Patagonia, который он открыл в Вентуре в 1973 году.
В конце 1960-х мужчины не носили яркую одежду. Активный спортивный стиль в основном представлял собой серые толстовки и штаны, а стандартным набором Йосемитских скалолазов были белые рубашки и плотные хлопковые брюки. Во время зимней поездки в Шотландию Шуинар приобрёл себе хлопчатобумажную рубашку для регби и продолжил носить её, вернувшись в Штаты. Его друзьям-альпинистам понравился этот стиль, они стали спрашивать, где можно приобрести такую же.
На то время Шуинар уже прославился изготовлением скальных крючьев, которые продавал на пару с Томом Фростом под брендом Chouinard Equipment, который позже перерос во всемирно известный Black Diamond. Недолго думая они стали массово заказывать рубашки для регби и после нескольких удачных продаж всей партии поняли, что ввели новую «модную тенденцию» среди американских скалолазов.
Ну, что там осталось в летних запасах: шорты, джинсы и непродуваемые штаны? Если честно, у меня всё с собой. Днём — шорты; если я где-то на горе, провожаю закат — Alpine Houdini Pants; если вечером в пятницу мне нужно в прибрежные города — джинсы Stright fit All-Wear.
Брюки Alpine Houdini Pants весят около 90 граммов и подходят практически для любой активности или когда вам требуется чуть большая защита от ветра, при отсутствии солнца. Штаны с лёгкостью убираются в собственный (и единственный) карман, иногда их даже трудно найти в рюкзаке.
Джинсы Stright fit All-Wear Jeans в сочетании с рубашкой Go To Shirt — идеальный, как сейчас говорят, лук для городского приключения, подходящий для вечернего отдыха в любом месте туристических городов юга России. Даже если рубашка и джинсы пролежали в рюкзаке весь день, вы не увидите мятых следов уже через 15 минут после того, как их наденете. Про то, что они практичные в использовании и приятные в носке, что-то дополнительно писать не буду — это банальная правда.
В этих джинсах моё внимание привлекла фурнитура. На заклёпках изображены те самые скальные крючья — ещё одна отсылка к истокам бренда и истории Great Pacific Iron Works. Так что каждая деталь тут подчёркивает индивидуальность.
Социальная ответственность и сертификация «Справедливая торговля»
Стоит упомянуть о ещё одной экологической инновации Patagonia в производстве джинсовой одежды и о программе сертификации товара.
Patagonia Denim использует только 100% органический хлопок, но этим технология изготовления джинсовой ткани не ограничивается. Большинство производителей джинсов используют краситель Indigo, на который уходит много воды и энергии. Компания Patagonia использует Advanced Denim Technology от Archroma — инновационный процесс окрашивания, позволяющий значительно сократить использование воды и химических веществ и производить меньше углекислого газа по сравнению с традиционными процессами окрашивания. Также не применяются пескоструйная очистка и отбеливание ткани, что позволяет сократить производственную линию — на 84% снизить потребление воды, на 30% уменьшить количество потребляемой энергии и выделять на 25% меньше CO2.
С 2014 года Patagonia — партнёр программы сертификации «Справедливая Торговля». За каждый товар с таким знаком компания платит непосредственно сотруднику швейной фабрики дополнительную премию, повышая его уровень жизни. Рабочие могут потратить премию, например, на школьное обучение для своих детей или на медицинское обслуживание, ну или просто взять её в качестве бонуса. Например, на Шри-Ланке сотрудники фабрики решили использовать эти бонусы, чтобы открыть детский сад в помощь по уходу за своими детьми.
В 2014 году такой значок получили 10 изделий Patagonia, весной 2017 года сертификат имели уже целых 287 товаров, а в планах компании — повысить показатель до 440 позиций, производимых не только в Азии, но и на других фабриках по всему миру.
Узнайте больше на сайте fairtradeusa.org
***
Напоследок вспомню слова из поговорки «Не бывает плохой погоды, бывает неправильно подобранное снаряжение». На самом деле, такой подход к одежде выработался у меня за 10 лет путешествий, изменивших моё отношение к окружающей среде и давших понять, насколько важно быть внимательным к тому, из чего сделана наша повседневная одежда, и как наш собственный выбор влияет на экологию.
Текст: Андрей Маслов
Фото: Андрей Маслов, Вадим Сарвазян, www.patagonia.com
Об автореАндрей МасловПочти 6 лет был сотрудником АльпИндустрии, успешно совмещая работу в компании с путешествиями по разным уголкам планеты: паломничество в Тибет, альпинистские сборы в Уллу-Тау, сплавы по рекам Севера и другие странствия. Всё это привело к экологической осознанности, к которой приходят многие любители активного отдыха на природе. Позднее был участником множества волонтёрских проектов в заповедниках России. В данный момент работает в отделе экологического просвещения и туризма Центрально-лесного государственного природного биосферного заповедника (Тверская область). |