Выбор шлема среди представленного многообразия – всегда сложная задача. Давайте попробуем разобраться.
Зачем нужен шлем
Главный совет по выбору горнолыжного шлема – не примеряйте его с шубой или футболкой! Самая частая жалоба потенциальных покупателей: мне не идут шлемы, я в них ужасно выгляжу. Причина кроется в повседневной одежде, с которой он не смотрится гармонично. Вы всегда можете прийти в магазин в горнолыжной куртке, особенно если на улице холодное время года. А летом включайте воображение и додумывайте вокруг себя зимний склон, таких же одетых в лыжные костюмы людей с лыжами в руках.
От падений и ударов никто полностью не застрахован. Как бы аккуратно вы ни катались, вокруг обычные люди, неопытные, не читавшие правил поведения на склоне или просто неадекватно оценивающие свой уровень катания. Поэтому возможность уберечь себя от серьёзных негативных последствий, отделавшись лёгким испугом или незначительными ушибами, дорогого стоит. Конечно, шлем, как и другая защита, вовсе не панацея. Но он уж точно поможет избежать большинства травм при столкновении на склоне. Подойдите к выбору шлема ответственно. Предложение огромно, но необходимо остановиться на одном варианте, подходящем именно вам.
Виды горнолыжных шлемов
Формально шлемы делятся на любительские и спортивные.
Любительские шлемы защищают голову и уши, подходят для катания по подготовленным трассам без выдающегося экстрима.
Спортивные шлемы рассчитаны на максимальную защиту и минимум удобств. Они оснащены жёсткими ушами, редко имеют вентиляцию или регулировку размера, поскольку все эти детали снижают степень защиты. Часто спортивные шлемы оснащены съёмной дугой для дополнительной защиты. Производители делят свои шлемы по дисциплинам: all mountain, фрирайд, парк и т.п. Но по факту всё взаимозаменяемо, и самыми важными критериями остаются посадка и комфорт.
Зимние шлемы отличаются от летних, предназначенных для велоспорта или катания на роликах/скейте/самокате. Горнолыжные шлемы теплее и рассчитаны на другую нагрузку, силу и направление удара. Вопреки распространённым заблуждениям, шлемов исключительно для горных лыж или только для сноуборда не существует. Есть шлемы для безмоторных зимних видов спорта, которые защищают одинаково, независимо от того, на каком снаряде вы катаетесь. А отличия заключаются в обёртке, то есть, во внешнем виде. Бордеры предпочитают открытые «кастрюли» с более агрессивным дизайном, а лыжники – аэродинамичные и лёгкие модели.
Исходя из тенденций современного рынка, стоит уточнить, что ещё шлемы делятся на качественные и игрушечные. Качественные шлемы производят бренды, которые проводят серьёзные испытания, проходят сертификацию и отвечают за свою продукцию. А «игрушечные» – всевозможные ноунейм, чьё происхождение неизвестно, эффективность не подтверждена, а польза не доказана. Такой шлем покупается для галочки, это выброшенные деньги, поскольку никто не может предсказать, как эта штука поведёт себя в момент аварии.
Сертификаты
Итак, шлем должен иметь один из перечисленных сертификатов:
1. CEN 1077 (Common European Norm, CEN) – европейский сертификат для горнолыжных и сноубордических шлемов.
2. ASTM F2040 (American Society of Testing and Materials) - наиболее распространённая сертификация шлемов для безмоторных зимних видов спорта. Стандарт США.
3. Snell RS-98 (Snell Memorial Foundation – Фонд памяти Снелла) - некоммерческая организация, проводящая независимую экспертизу и сертификацию безопасности спортивных и промышленных защитных шлемов.
При наличии одного из сертификатов за качество шлема и соответствие функциям переживать не стоит. Но шлем ничего из себя не представляет и никак не работает, пока внутри него нет головы. Как только голова там появляется, она должна начать думать и внимательно прислушиваться к ощущениям. В экстремальной ситуации как надо сработает только правильно подобранная каска. Что это значит? Разбираемся дальше.
Конструкция горнолыжного шлема и технологии
Шлем слоист, почти как луковица. Он имеет три базовых слоя: тонкий верхний пластиковый, толстый средний ударопоглощающий и мягкий внутренний для комфорта.
Верхний слой может быть изготовлен из пластика ABS, композитных материалов или карбона. Задача верхней скорлупы – принять на себя первый удар, распределить энергию, частично погасить её и отдать пас среднему слою. Оболочка также предохраняет средний слой от повреждений при незначительных ударах и задаёт форму шлему. Средний слой, более мягкий и восприимчивый, поглощает энергию удара и снижает травматичность. Он производится из материала EPS.
Задача внутреннего слоя – абсорбировать излишки влаги, сохранять тепло и придавать шлему определённый комфорт. Можно встретить внутренние вставки с антибактериальной пропиткой. Часто внутренник делается съёмным для стирки, но старайтесь не злоупотреблять этой возможностью. Внутренник крепится к шлему на липучки, а они при частой эксплуатации имеют свойство быстро умирать и прекращать выполнение своих функций. Лучше всего воспользоваться подшлемником. Его легко постирать, подобрать на разные погодные условия и заменить в случае потери.
Существует три основных конструкции:
- Hard Shell,
- In-Mold
- комбинированная.
У компании Giro есть модели конструкции Soft Shell.
Hard Shell говорит сам за себя. Жёсткая и довольно тяжёлая скорлупа из пластика, под которой прячется толстый слой демпфера EPS. Такие шлемы хорошо защищают от сильных ударов, прочны и надёжны. Но тяжелы, что далеко не всегда плюс.
In-Mold (Injection Molded) – технология, существенно выигрывающая в весе. На поверхность среднего слоя EPS под давлением наносится слой поликарбоната, который и служит верхней оболочкой. Слой этот тонкий, как напыление. Поэтому шлем, сделанный по технологии In-Mold легко отличить от Hard Shell. В случае падения, при ударе мягкая внутренняя часть сминается, гася силу удара, вплоть до того, что такой шлем может расколоться, если удар был по настоящему сильным. Это не значит, что шлемы, изготовленные по технологии Hard Shell, защищают лучше, чем In-Mold. Просто шлемы Hard Shell лучше переносят жесткую эксплуатацию, так что, если вы большую часть времени проводите в сноупарке, оттачивая акробатические элементы на трамплинах, такой шлем прослужит вам дольше. Для обычного катания, подавляющее большинство горнолыжников выбирают шлемы In-Mold как более технологичные, лёгкие и удобные.
Комбинированные конструкции сочетают в себе преимущества перечисленного выше. В стратегически важных местах шлема, тщательно рассчитанных и проверенных математическим и опытным путём, внедряется более жёсткий пластик ABS, в то время как основная часть покрывается поликарбонатом. Такие шлемы, конечно, дороги и в производстве, и на выходе, поэтому стоит определиться со своими притязаниями и рекордами, которые вы собираетесь поставить. Или с ценой своей головы.
Комбинированная конструкция шлема Cebe
MIPS (Multi-Directional Impact Protection System) – технология, разработанная Giro для спортсменов, участвующих в Кубке Мира. Система представляет собой три взаимосвязанных компонента: ударопоглощающий наполнитель из пенополистирола, дополнительный слой с низким трением и эластичное соединение между ними, которое обеспечивает 10-15 мм движения оболочки шлема вокруг головы во всех направлениях. Согласно независимым исследованиям, система помогает снизить вращательную нагрузку, получаемую мозгом во время удара по касательной, с которым обычные шлемы не справляются. Сейчас технологию MIPS используют множество брендов, она не является собственностью Giro. Шлем с MIPS на борту стоит дорого, но для экстремалов вполне разумная трата.
Детали и их функции
Покрутив шлем в руках, можно рассмотреть всякие фишечки, которыми он неспроста оснащён.
Начнём с вентиляции
Хотелось бы, чтобы пластиковая скорлупа хоть как-то пропускала воздух. И она это делает, даже если на поверхности нет никаких признаков технологических дырок. Вентиляция может быть:
- активной
- и пассивной.
Активная вентиляция отличается хорошо заметными отверстиями и наличием регулировки. То есть, не снимая шлема и перчаток, поддувало можно открыть, закрыть и приоткрыть. Наполовину, например, чтобы меньше дуло. Есть шлемы с двумя регулировками для проветривания правого или левого полушарий по отдельности. Это актуально в горах, когда вы качаетесь на подъёмнике, а ветер упорно дует с одной стороны. Закрыли эту сторону и вуаля. И воздухообмен сохранили, и доступ ледяному ветру к беззащитному черепу перекрыли.
Пассивная вентиляция только кажется такой вялой и безобидной. На самом деле, она отлично справляется со своими обязанностями. Прохладный воздух поступает через отверстия в области лба, а нагретый укатавшимся телом – выходит через отверстия в верхней или в затылочной части шлема. Верхние отверстия чаще всего имеют форму вертикальных тоннелей, а потому просто так в них не задувает. Некоторые производители добавляют к пассивной вентиляции возможность закрыть её плотными вставками. С этой целью необходимо снять шлем, а иногда и вынуть внутренний слой.
Мягкие или жёсткие уши?
Шлем с жёсткими ушами, в основном, используется спортсменами для прохождения трассы. Он имеет отличную аэродинамику и повышенную степень защиты при боковых падениях. Часто к жёстким ушам крепится дуга для защиты челюсти. Эти модели тяжелее, жёстче и ограничивают слышимость. Для спокойного катания по трассам на горнолыжных курортах такие шлемы рассматривать не стоит.
Мягкие уши обычно делаются съёмными. Их удобно снять и постирать, например. Или отсоединить в солнечную весеннюю погоду. Не советуем делать это часто, поскольку фиксаторы постепенно ослабевают, и уши держатся не очень крепко. Модели с мягкими ушами легче и удобнее. Они вполне подходят для не слишком экстремальных спусков, поскольку защищают в меньшей степени. Производители часто встраивают в уши аудионаушники или делают аудиоподготовку, добавляя возможность использования наушников или гарнитуры.
Регулировка размера
Удобная штука, на самом деле. Благодаря регулировке можно надеть подшлемник потолще, например, собираясь в Хибины в январе. Можно плотнее подогнать посадку шлема. Благодаря регулировке производителю не нужно выпускать размеры с шагом в 0.5 см. Всем хорошо. Регулировка может быть внешней и внутренней, горизонтальной и вертикальной.
Внешняя горизонтальная представляет собой мягкий пластиковый обод, идущий по окружности шлема изнутри и охватывающий голову владельца. Увеличить или уменьшить размер можно с помощью колёсика в затылочной части, не снимая шлема. Надели шлем на голову, покрутили колёсико до вменяемой плотности, и готово. Затягивается конструкция плавно, подгонка практически идеальная, если во всех прочих отношениях шлем вам подошёл.
У бренда Salomon есть воздушная подкачка – технология Custom Air. Изнутри в затылочной области шлема расположен специальным образом сформованный контейнер для воздуха, а снаружи – помпа для подкачки. Нажимаете на помпу столько раз, сколько необходимо для комфортной посадки шлема.
Для доступа к внутренней горизонтальной регулировке шлем нужно снять. Реализована функция примерно так же (то есть, пластиковый полуобод вокруг головы в затылочной части), но имеет определённый шаг, обычно в 0.5 см. Фиксатор вынимается из отверстия с усилием и переставляется в соседнее отверстие тоже с усилием. Настроить лучше один раз и больше не трогать, поскольку частое возвратно-поступательное движение фиксатора в отверстии постепенно разбалтывает систему.
Некоторые шлемы оснащаются мягкими вставками различной толщины. Меняя толщину вставок, можно сделать посадку более или менее плотной.
Вертикальная регулировка помогает изменить положение пластикового обода и шлема на голове. Если шлем слишком заваливается на лоб, попросите продавца поднять регулировочный обод повыше. Каска сдвинется на затылок и возможно, обретёт правильную и комфортную позицию.
Наличие регулировки – сильное и слабое место шлема. С одной стороны, шлем плотнее и удобнее садится по голове, и это хорошо. С другой стороны – между шлемом и головой образуется зазор, ведь плотность обеспечивает пластиковый обод. А зазор уже плюсом не является. Выход из положения для экстремалов заключается в тщательном подборе своего размера при покупке шлема. А для любителей спокойного трассового катания комфорт, всё-таки, очень важен. Шлемы с регулировкой продуманы и разработаны для защиты, а значит, свою задачу выполнят.
Визор
Визор – это большая линза, интегрированная в конструкцию шлема. Заменяет горнолыжную маску и имеет ряд особенностей. Визор при необходимости удобно поднимать и опускать практически без усилий. С ним удобно, если вы носите диоптрические очки. Визор легко заменить на линзу другого оттенка, если она есть в комплекте к шлему. Вся конструкция выглядит круто и отлично подходит для горнолыжников, предпочитающих спокойное и неторопливое катание.
Любителям скоростей, экстремальных трасс и внетрассового катания визор не подойдёт, поскольку не обеспечивает достаточной защиты от ветра, снега, холода и встречи со склоном при падении. Линза визора неплотно прилегает к лицу, тем самым пропуская все перечисленные погодные явления, столь характерные для зимы. Производители ищут решение этой проблемы, устанавливают уплотнители, но пока идеального варианта не найдено. Сломанный или повреждённый визор необходимо заменить на идентичный, подходящий конкретной модели шлема. Линза от другого шлема, скорее всего, не подойдёт, а найти нужную модель довольно сложно. У владельца, конечно, остаётся шлем, к которому всегда можно подобрать маску.
Петля для маски
Есть на каждом шлеме в затылочной части. Петля служит для фиксации маски в правильном положении и не позволяет ей улететь в момент падения. За ненадобностью мы постоянно поднимаем маску на лоб шлема, откуда она тоже может сорваться. Не все маски имеют препятствующую сползанию силиконовую полосу на внутренней стороне резинки. Особенно это касается очков старого образца или недорогих моделей. Пластиковая или резиновая петля спасает ситуацию и удерживает маску на шлеме.
На что обращать внимание при выборе
- Убедительная рекомендация: в паре шлем-маска выбор всегда начинайте со шлема. Подобрать маску к шлему намного проще, чем наоборот. При выборе шлема следует руководствоваться тремя основными критериями: удобство, вес и совместимость с маской. В понятие «удобство» входят те ощущения, которые вы испытываете, надев шлем на голову без подшлемника.
- Определитесь с размером. Измерьте окружность головы сантиметровой лентой или просто примерьте пару шлемов разного размера, чтобы сориентироваться. Производители указывают размеры в сантиметрах или в буквенном эквиваленте. Обычно это диапазон, например, 53-55 см (S). Наденьте нужный размер на голову и сразу отрегулируйте и зафиксируйте всё, что можно, словно вы собираетесь идти к подъёмнику. Так будет честно. Вы будете уверены, что не упустили никаких настроек и использовали все возможности модели. Это позволит правильно оценить посадку и ощущения. Помотайте головой из стороны в сторону и вперёд-назад. Шлем не должен смещаться и болтаться. Прислушайтесь к своим ощущениям. Каска должна сесть плотно, но не оказывать точечного болевого давления. Давление по всей поверхности головы должно быть одинаковым и вполне терпимым.
- Поскольку головы у всех разные (обычно это и выясняется в процессе примерки шлема), производители выпускают разные формы шлемов: более вытянутые, более круглые и т.п. Примеряйте модели до тех пор, пока не найдёте свою форму. Часто комфорт и плотность посадки напрямую зависят от формы. Бывает, что и размер ваш, а каска давит или болтается, или щель на лбу.
- Постойте в шлеме минут пять-десять. За это время сомнения либо оформятся, либо исчезнут. Стоя в шлеме перед зеркалом, представляйте себя на склоне, где вы проведёте несколько часов. Если есть неприятное давление, оно со временем может усилиться и вызвать головную боль. А головной боли в нашей жизни и так достаточно. В идеале о присутствии шлема на голове вы должны забыть через несколько минут. Конечно, в тепле магазина и с непривычки несколько минут могут слегка растянуться, но смысл, думаю, вполне понятен.
- Обратите внимание на глубину посадки. Она влияет на совместимость трёх важнейших позиций: лица, шлема и маски. Чем глубже садится шлем, тем сложнее подобрать маску, поскольку для неё на лице просто не остаётся места. Поэтому смотрим на лоб. По наиболее часто встречающимся рекомендациям следует оставлять между бровями и шлемом пространство в два пальца владельца. Как в армии. Однако, возможны варианты. И зависит размер свободного пространства от формы вашего лица, ширины лба и объёма маски. Просто не выбирайте слишком глубокий шлем, свисающий на брови, оставьте хотя бы эти самые два пальца. А то ни одна маска не влезет. Дальше по обстоятельствам.
- Совместимость с маской желательно проверить на месте во время покупки шлема. Сферический идеал в вакууме – подбирать шлем и маску сразу, не отходя от кассы. Если маска уже есть, возьмите её с собой в магазин, где будете подбирать шлем. В случае невозможности подружить вашу маску с выбранным шлемом решите для себя, что проще: подобрать другой шлем к маске или купить новую маску к выбранному шлему. Зачастую, к сожалению, купить новую маску оказывается намного проще.
- Надевайте сначала шлем, затем маску. Постарайтесь совместить данные элементы так, чтобы между верхним краем маски и шлемом не образовалось большой щели. Тонкая полоска кожи в пару миллиметров не страшна, а вот полное несовпадение форм чревато сползанием маски, давлением на нос и задуванием холодного ветра, куда не надо. Да и просто это некрасиво выглядит. Не круто. В то же время маска не должна давить на нос, перекрывая дыхание. Вот, задачка-то!
- У многих шлемов козырёк как бы наплывает сверху, образовывая удобное дополнительное пространство для маски. А на масках часто внутренняя рамка чуть выше внешней и ловко заходит под козырёк шлема, закрывая лоб полностью. В общем, пробуйте и ищите лучшее.
- Не тяните до посинения подбородочный ремешок, он не должен перетягивать шею. Шлем держится не на этом маленьком предмете, а на голове. Представьте, как он врежется в горло в момент удара о склон! Отрегулируйте ремешок так, чтобы все пальцы ладони свободно помещались между ним и шеей. Или широко откройте рот, тогда нижняя челюсть должна плотно коснуться ремешка.
- Когда ваши ощущения уверенно подтвердили, что колодка подходит, ничего не давит, не жмёт, не трёт, не болтается, тут же выяснится, что это одна из самых дорогих моделей в магазине. Шутка. Недорогие шлемы тоже могут быть удобными и красивыми, мы это точно знаем. И желаем вам выбрать свой лучший шлем. И это он, тот самый, в котором вы пять-шесть часов будете находиться на склоне, и который убережёт вашу голову от возможных травм.
- Вес шлема тоже имеет значение. Современные технологии позволяют производить лёгкие шлемы практически без ущерба безопасности. Однако, всё ещё существуют достаточно тяжёлые каски. Чаще всего, это модели из бюджетного сегмента и с верхней оболочкой из пластика. Имея фигуру и мышцы тяжелоатлета, можно на вес шлема внимание не обращать. Обычным людям со средней физической подготовкой, а также девушкам и детям стоит сравнить модели по весу и выбрать наиболее подходящую.
Причины для замены шлема
Во время падения и сильного удара шлем может расколоться или деформироваться, уберегая голову и сводя повреждения к минимуму. В этом заключается его задача. Деформированный шлем стоит заменить, поскольку справляться со своими функциями он уже не будет. После небольшого падения, оставившего на шлеме лёгкие царапины без вмятин, каску можно не менять.
Помимо деформации существует понятие износа, применимое абсолютно ко всем предметам. Всё имеет свой срок службы. Если ремешки шлема растрепались и износились, внутренник истёрся, регулировка сломалась от времени и частой эксплуатации, а размер сильно увеличился, есть смысл заменить шлем целиком.
Чего делать не надо
Не надо надевать шлем на шапку. Ни себе, ни, тем более, ребёнку. Во-первых, материал шапки будет накапливать влагу под шлемом, что чревато переохлаждением и простудой в лучшем случае. Во-вторых, поглощение удара производителем точно рассчитано, и шапка там предусмотрена не была. Она же образует дополнительное пространство между головой и шлемом. В-третьих, ни один шлем не сядет на шапку правильно, он будет ездить по голове, смещаясь вперёд-назад. И в результате, куда он сместится о время удара, предсказать невозможно! Используйте тонкий подшлемник, специально предназначенный для надевания под шлем.
Не надо покупать шлем «на вырост». Особенно ребёнку. Для маленького человека шлем – и так дополнительная тяжесть и дискомфорт. Если шлем велик, он может съехать на нос, сместить маску и повредить переносицу. Или задраться вверх, повредить шею и чрезмерно натянуть подбородочный ремень. В общем, не делайте этого.
Не надо кататься в горнолыжном шлеме на мотоцикле или вейкборде. Равно как и в мотоциклетном шлеме на горных лыжах. Безопасность и работа каждого шлема тщательно рассчитывается на определённые условия эксплуатации, силу, направление, скорость и поверхность удара. Люди, создающие защиту, знают об этом в сотни раз больше нас. Стоит им довериться, а также компьютерным и полевым тестам, сравнимым по изуверству с автомобильными краш-тестами.
Не надо заказывать шлем где-то в интернете без возможности примерить и вернуть. Уважающий себя магазин предлагает только сертифицированный товар, а консультанты всегда объяснят и подскажут. Тогда как на неизвестном сайте никто никаких гарантий не даёт, а специалисты – те же пользователи, пишущие сомнительные отзывы. Не доверяйте своё здоровье и безопасность чьим-то непрофессиональным суждениям. Если вы ограничены в финансах, рассмотрите предложения хороших брендов в нижнем ценовом сегменте.
Итоги
Шлем – необходимая защита головы для всех, кто занимается достаточно травмоопасными видами зимнего спорта. На склоне в полной экипировке шлем выглядит уместно и гармонично. Многие европейские курорты ввели штрафы за отсутствие шлема у туриста, поскольку травмы головы достаточно частое явление.
Шлем проходит долгий путь от разработки до выпуска в продажу, и этот путь включает серьёзные тесты и обязательную сертификацию. Поэтому не стоит покупать шлем неизвестного производителя сомнительного происхождения.
В первую очередь при выборе шлема стоит руководствоваться своими ощущениями, а потом уже дизайном. Каска должна сидеть на голове плотно, не болтаться и не давить. Следует воспользоваться всеми регулировками для подгонки посадки и провести в шлеме хотя бы 5-10 минут, чтобы убедиться в удобстве.
Наличие или отсутствие каких-либо деталей (регулируемая вентиляция, съёмные уши, аудиоподготовка, жёсткая конструкция или in-mold) определяется, исходя из личных предпочтений или условий катания.
Маску лучше всего приобретать одновременно со шлемом. Или взять с собой для примерки, если она у вас уже есть.
Если после падения вы обнаружили деформацию шлема или подозреваете, что могут быть внутренние повреждения, не заметные глазу, шлем имеет смысл заменить.
Приобретайте только фирменную, сертифицированную защиту ответственного производителя, чтобы она честно выполняла свою задачу, и деньги были потрачены не зря.