Делимся знаниями, необходимыми каждому начинающему фрирайдеру.
О чем важно знать, выезжая кататься вне трасс
Катание вне трасс, также известное как «фрирайд», не относится к самым безопасным вариантам времяпровождения. День катания по никем нетронутой рассыпчатой, искрящейся на солнце целине может стать как лучшим в вашей жизни, так и превратиться в катастрофу. Чтобы минимизировать вероятность катастрофы и сделать приятным первый фрирайдный опыт, необходимо знать несколько важных вещей.
Уровень катания
Катание вне подготовленных трасс предъявляет гораздо больше требований к вашей горнолыжной технике, чем трассовое катание. Фрирайд — это различные снежные кондиции от пушистого «паудера» до ледяного «расколбаса», помноженные на такие препятствия, как деревья, скалы, трещины, которые обязательно встретятся у вас на пути и которые чрезвычайно важно уметь уверенно объезжать. Все изъяны в технике катания мгновенно проявляются за пределами ровных подготовленных горнолыжных трасс. Если крутизна некоторых чёрных склонов на курорте вызывает у вас страх, и вам сложно выполнять короткие повороты, возможно, вам следует еще немного попрактиковаться на трассах, прежде чем покидать их границы. Возможно, стоит взять инструктора, который поможет быстрее исправить имеющиеся технические недостатки. Чтобы вы могли безопасно практиковать фрирайд, техника катания должна позволять вам уверенно выполнять повороты где, когда и как вы хотите. Иначе — это первый шаг к возможной катастрофе.
Снаряжение
Наличие снаряда (лыж или сноуборда) правильной формы, длины и ширины облегчат ваше первое знакомство с миром фрирайда. Да, при определённом состоянии снега вне трасс можно кататься на узких и коротких трассовых лыжах, но, если вы столкнетесь с глубокой целиной, удовольствие от катания на неподходящем снаряде вряд ли получите. Что действительно отличает фрирайдера от любителя трассового катания – обязательное наличие рюкзака, содержимое которого не ограничивается термосом и бутербродами. В рюкзаке фрирайдера в обязательном порядке присутствует складная лопата и лавинный щуп. А также любой внетрассовый катальщик, осознающий потенциальные опасности этого занятия, имеет бипер, который он, в соответствии с инструкцией, закрепляет под верхней одеждой на себе. Бипер – это специальное устройство, облегчающее и ускоряющее поиск человека, попавшего в лавину. Вместе с лопатой и щупом бипер входит в минимальный комплект лавинного снаряжения, наличием которого не стоит пренебрегать. Иначе — это второй шаг к возможной катастрофе.
Напарник
Катание вне трасс предполагает наличие напарника. Помимо того, что в компании кататься всегда веселее, наличие напарника делает этот процесс безопаснее. Напарник – это человек, который первым придёт на помощь в случае чрезвычайной ситуации, например получения травмы. Без партнёра имеющееся у вас лавинное снаряжение теряет всякий смысл, ведь именно от напарника зависят ваши шансы на выживание в случае попадания в лавину. Если ситуация потребует дополнительные силы, напарник обязательно свяжется с профессиональными спасателями, которые в короткое время смогут оказать квалифицированную помощь. Помните, одинокий райдер – мёртвый райдер. Хорошо, если ваш напарник — это ваш друг, человек, которому вы доверяете. Если же в вашей компании нет людей, разделяющих ваше увлечение фрирайдом, лучше завести себе новую, со схожими интересами. Иначе — это третий шаг к возможной катастрофе.
Знания и умения
Чтобы безопасно кататься вне трасс, мало иметь лавинное снаряжение, нужно уметь им пользоваться. Лавинное снаряжение повышает ваши шансы на выживание при попадании в лавину, но не гарантирует положительный финал. Чтобы приобрести уверенный навык обращения с бипером, лопатой и лавинным щупом, нужны регулярные тренировки, которые можно проводить даже во дворе своего дома. Применение лавинного снаряжения в реальной ситуации – это крайние меры. Подобных ситуаций лучше избегать, но к ним нужно быть готовым. Для того, чтобы находиться в рядах фрирайдеров долгие годы, нужно знать, как не попадать в лавины. А для этого необходимо понимание почему, где и каким образом они формируются, а также умение применять эти знания на практике. Подобные знания можно приобрести, пройдя специальные курсы по лавинной безопасности, где вас научат правильно пользоваться лавинным снаряжением, распознавать лавинный рельеф и выбирать безопасную линию спуска. Также в обязательные навыки фрирайдера входит умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Их можно освоить на специальных курсах первой помощи. Понимание потенциальных опасностей, знания и умение с ними справляться являются жизненно необходимыми для катания за пределами курорта. Без этих знаний и умений, выезжая за пределы маркированных трасс, вы делаете ещё одни шаг в сторону возможной катастрофы.
Навигация
Изучение карт и выбор оптимального спуска c логичным возвращением к подъёмникам являются важной частью подготовки к катанию вне трасс. Просто катание по чужим следам, уходящим в неизвестность, - плохая практика, которая рано или поздно приведёт к неприятной ситуации. Следы могут быть оставлены очень умелым катальщиком, выбирающим технически сложные линии. Заезжая на скалу для очередного прыжка, райдер совсем не думает, что по его следам могут поехать другие, менее опытные лыжники, чьи падения со скалы, скорее всего, закончатся травмами. Не думает совершенно оправданно, потому что катание по чужим следам противоречит негласному этикету фрирайда. Чужие следы могут завести вас в места, откуда без специального снаряжения будет очень трудно выбраться. Например, следы спуска в месте остановки могут, неожиданно для вас, смениться на зигзагообразные подъёмные следы, говорящие о том, что лыжник, планируя этот спуск, взял с собой камусы, без которых обратный подъём по глубокому снегу отнимет очень много времени и сил. В самом неприятном для вас сценарии две лыжные канавки, уходящие за перегиб, могут быть оставлены любителем спидрайдинга или парапланеристом, который специально выбрал самую отвесную скалу для начала своего полёта. Внимательно изучайте карту, планируйте спуски в строгом соответствии вашему уровню катания, всегда имейте с собой средство навигации (GPS навигатор или смартфон) с закачанными оффлайн-картами, следите за его зарядом. Без хорошего ориентирования на местности вы рискуете сделать пятый шаг к возможной катастрофе.
Связь
Связь в горах имеет ключевое значение. При катании вне трасс, особенно в зоне леса, существует вероятность потерять своего напарника из видимости. Чтобы не кричать, надрывая голосовые связки, для связи в группе удобно использовать рации. Можно обойтись мобильным телефоном, но не все горнолыжные курорты могут похвастаться наличием стабильного сигнала мобильной связи. Тем не менее, всегда следите за зарядом батареи своего смартфона на случай экстренной ситуации. Еще лучше, если у вас в рюкзаке будет лежать небольшой пауэрбанк. Тогда, высадив батарею телефона на бесконечные селфи на фоне красивых видов, вы будете уверены, что у вас всегда есть заряд для экстренного звонка в спасательную службу курорта или МЧС. Заблаговременно узнайте радиочастоту и телефонный номер спасателей, чтобы не терять драгоценного времени. Его в чрезвычайной ситуации всегда не хватает. Будьте постоянно на связи, иначе вы можете оказаться ещё на один шаг ближе к возможной катастрофе.
Гид
Если такая подготовка к внетрассовому катанию кажется вам сложной, разбираться в необходимом снаряжении и тонкостях лавинной науки времени нет, возможность катастрофы пугает, но желание познакомиться с фрирайдом по-прежнему сильное, самый безопасный способ – нанять профессионального гида. Квалифицированный гид введёт вас в курс дела, объяснив самые необходимые, базовые вещи. Подберёт вместе с вами правильное снаряжение, соответствующее сегодняшним кондициям снега. Позаботится о вашей безопасности, обеспечив лавинным снаряжением. Выберет оптимальный маршрут спуска, соответствующий вашим техническим навыкам. Если необходимо, снабдит дополнительными средствами связи. С профессиональным гидом вам не придётся думать о навигации и безопасности выбранной линии спуска, и вы сможете сосредоточить всё внимание только на катании, получая удовольствие от необременённого дополнительными тревогами процесса.
Фрирайд можно описать как чувство предельной свободы движений. Максимально приближенное к полёту ощущение, которое реально испытать, не отрываясь от земной поверхности. Будьте бдительны, катание по пушистому снегу опасно, оно вызывает сильное привыкание. Многие любители внетрассового катания знают, что в мире существует больше одного типа зависимости от «белой пудры»…