Обе модели можно использовать как один-ботинок-на-весь-день, а выбор за вас сделают ваша стопа и предпочтения в плане жёсткости.
В нашем предыдущем обзоре были подробно рассмотрены La Sportiva Spectre — по результатам тестов Blister и нашего штатного тестера, т.е. автора этих строк. Особенности посадки «Спектра» были также зафиксированы в обзоре, что важно для понимания при выборе ботинок без примерки (такое тоже случается). Теперь расскажем о фритурных ботинках La Sportiva Synchro и Atomic Hawx Ultra XTD 120.
La Sportiva Synchro и Atomic Hawx Ultra XTD 120
Первые впечатления
Материал калош в обеих моделях — гриламид. По информации производителей (сам пока не пробовал), хорошо формуемый. Колодка у «Синхро» рассчитана на широкие стопы — 102 мм, такая же как была и у «Спектра 2.0», а вот у «Атомиков» она явно уже.
Штатный внутренник «Спортивы» — оверлэповый Intuition (полностью формуемый). У XTD внутренник языковый, формуемый от тепла ноги memory fit, плюшевый изнутри — приятный во всех отношениях, плотно охватывает узкие и среднеширокие стопы. А вот в Synchro, как и в Spectre, вынужден был вставить любимые валенки из Freezone, но и им не удалось «кашировать» излишний (для моей стопы) объём калоши. Пришлось делать специальные утолщающие наклейки на внутренники, что как всегда отлично чувствовалось в голени.
Внутренний ботинок La Sportiva Synchro — термоформуемый EZ Wrap Liners.
Тем не менее именно La Sportiva Synchro стали моими любимыми скитурными ботинками, хотя в начале сезона предполагал, что победителем в этой паре станут Atomic ведь, мои стопы сидели в них безукоризненно. Почему же я изменил своё мнение? Два основных фактора: флекс и снимание-надевание.
Флекс
В «Синхро» заявлено 125, как и в «Спектре» 2.0. Но если в отношении последних с этим и можно согласиться (флекс может даже меньше), то Synchro имеют жёсткость явно большую, чем 130. Некоторые сравнивают её с жёсткостью Dalbello Krypton Pro.
Понятно, что на таких величинах понятие «прогрессивный флекс», значимое для ботинок типа «кабрио» (с пластиковым языком), несколько утрачивает своё значение. Вышесказанное относится к катанию в идеальных условиях, будь то целина или вельвет. Голенище (из пебакса) почти не гнётся вперёд, весь ход происходит практически за счёт сминания толстого оверлэпового валенка. Пластик начинает работать только на мощном скоростном катании или в разбитом. И в таких ситуациях «Атомик» казались мне мягкими, не дотягивающим до «истинного» 120-го флекса.
Кроме того, в «Спортиве» можно выбирать из трёх углов наклона голенища: 10°, 14° и 18°. Моим оказался самый вертикально стоящий. В Atomic такого выбора нет. Точнее, есть, но нужно проявить смекалку в поиске, и второе положение к тому же ещё более наклонённое. А стандартный наклон казался мне и так непривычно большим — быстро забивались четырёхглавые в тяжёлых условиях. Да и излишний наклон добавляет мягкости даже жёсткому ботинку — более наклонённое голенище физически «прогнуть» легче, чем стоящее вертикально.
Надевание и снимание ботинка
Оставаясь в теме скорлупы, переходим плавно ко второму фактору, имевшему для меня важное значение при выборе «Ля Спортивы» в качестве основного ботинка — надевание и снимание.
La Sportiva Spectre — скорлупа Grilamid.
La Sportiva имеет уже упоминавшуюся конструкцию «кабрио» с откидным языком, обеспечивающую лёгкий вход-выход стопы даже на холоде. У Atomic же классическая 4-клипсовая конструкция, и моему высокому подъёму было довольно болезненно при снимании-надевании даже при комнатной температуре. В самом ботинке подъём не испытывал точечного давления при затягивании второй клипсы. Если язык «Спектра» имел на сгибе резиновую гармошку, улучшавшую режим ходьбы, то в «Синхро» язык состоит из двух частей: основного языка и накладки в области подъёма, добавляющей жёсткости в положении «катание», когда клипсы застёгнуты. На первый взгляд, простая, но очень продуманная и эффективная конструкция. У Atomic поверхность языка (внутренника) к надкостнице — мягкая и комфортная, как и остальные части валенка.
Особенности конструкции
Клипсы
Особо отметим несколько изменённую конструкцию клипс «Пегасус 2» (Pegasus Buckle PlusTM) в Synchro. Принцип микрорегулировки (очень удобный) остался таким же, как в «Спектре», — тросики с гаечным натяжителем, как в велосипедных тормозах. Немного изменился якорный способ фиксации, но принципиальным это изменение не нахожу: по-прежнему легко запомнить своё усилие затяжки каждой клипсы, которое не надо заново искать при застёгивании-расстёгивании. Клипсы у Atomic облегчённые, классические, с винтовой микрорегулировкой и рамками-петлями из пружинной стали. Клавиши на калоше ступенчато поднимающиеся — своего рода memory-effect при расстёгивании в режиме ходьбы.
Atomic Hawx Ultra XTD 120.
Механизм смены режимов
А вот механизм смены режимов мне больше нравится в «Атомике»: мощный и надёжный. Более сложные конструкции, как в «Синхро», имеют шанс при неблагоприятном стечении обстоятельств не сработать должным образом.
Подошва
Подошвы в La Sportiva — «вибрамовские», с большим рокером, большим, чем у Atomic, что, возможно, даёт преимущество при ходьбе. Зато у Atomic под плюсной и в пяточной части в резиновой подошве имеются вставки из пластика, уменьшающие трение при срабатывании креплений. Подошвы в обеих моделях не сменные.
Подошва La Sportiva Synchro — Vibram.
Интересные нюансы
Интересно: в одном размере — 26,5 — подошва La Sportiva короче на 6 мм, соответственно меньше «мёртвая зона» на лыже. Из других приятных фишечек отмечу наличие заднего ассиметричного спойлера на голенище — можно менять по высоте или вообще снять (лыжники, зацикленные на весе, снимают не только его, но и нижнюю клипсу и стрэп).
На заднем ранте «Спортивы» имеются боковые металлические усиления для использования ботинок в паре с креплениями «Траб», таким образом Synchro — единственная модель скитурных ботинок, совместимых со всеми видами пиновых креплений.
Резюме
Обе модели принадлежат к классу 4-клипсовых ботинок для скитура. Т.е. для смены режима лыжнику приходится делать максимально возможное число телодвижений: расстегнуть клипсы и стрэп, задействовать механизм переключения катание-ходьба.
Каждый бренд, создавая лёгкую модель, пошёл традиционным для себя путём. La Sportiva использует привычную для ботинок такого класса конструкцию «кабрио», Atomic же решил адаптировать свою самую продаваемую серию Hawx. Вопрос веса технически решался несложно — за счёт применения гриламида, а также утоньшения или, наоборот, утолщения стенок в критических местах. А вот достичь достойного диапазона хода голенища в классической для обычных горнолыжных ботинок оверлэповой конструкции было делом непростым. Со стандартными внутренниками Synchro где-то на 200 г легче «Атомиков», но с моим оверлэповым валенком вес и ход голенища обеих моделей практически уравнялся. Может, кто-то пойдёт тем же путём.
Обе модели можно использовать как один-ботинок-на-весь-день: и на трассе (мы не имеем в виду при этом использование с чисто трассовыми универсалами), и вне трассы в пределах курорта, и даже вне трассы с часовыми переходами. Выбор модели за вас сделают ваша стопа и предпочтения в плане жёсткости.
Святослав Рычков, в прошлом горнолыжный инструктор, опыт катания с 1980 года