29.11.2018

Несчастные случаи в альпинизме и их причины: разбор, ошибки, выводы

27 минут на чтение

VK TG

О субъективных факторах НС в горах, тех, которые зависят от решений и действий человека. С примерами из личного опыта и выводами.

Мы давно собирались поднять в статьях тему несчастных случаев в альпинизме. Так, чтобы это были размышления, основанные на личном опыте, с разбором случаев из жизни и выводами, которыми смогут воспользоваться начинающие (да и продолжающие) альпинисты и горные туристы и, возможно, где-то избежать чужих ошибок. Опытом делится новосибирский альпинист, МС по альпинизму, трёхкратный чемпион России Александр Парфёнов.

Как-то, когда я ещё учился в институте, мне попалась в руки дипломная работа «Анализ статистики авиационных происшествий самолётов третьего поколения». Казалось бы, какое отношение это имеет к теме нашего с вами разговора: тут про горы, а там про самолёты, горы твёрдые, в них ходят во всех смыслах (иногда даже ходят по нависанию), а самолёты летают по воздуху и вообще не пойми на чём держатся. В той статье было подробное исследование авиакатастроф и их причин по факторам, а тогда умели исследовать — ради выяснения обстоятельств иногда приходилось проводить раскопки на месте аварии до 17 метров в глубину! Так вот, больше всего меня поразила в той работе одна цифра: доля аварий по вине человеческого фактора равна 0,97. Что это значит? Лишь то, что в 97 из 100 авиакатастроф виноваты сами люди, а не техника — люди, которые готовят самолёт в полёт, диспетчеры (для гражданской авиации), пилоты. И лишь в 3% случаев виновато «железо», которое также изготавливается людьми.

Для гор, вторя этой классификации, я бы разделил причины несчастных случаев (аварий, катастроф) на объективные и субъективные. К объективным стоит отнести те факторы, которые можно описать литературным выражением «жизнь гор»: камнепады, лавины, обвалы ледопадов, землетрясения и т.д. К субъективным — те, что зависят от решений и действий человека. Эта классификация весьма условна, ведь можно не пойти по лавиноопасному склону, не ходить по камнепадоопасному гребню и вовсе сидеть дома. Но так нам будет проще.

В этой статье мы рассмотрим в основном субъективные факторы, а объективных коснёмся лишь вскользь.

Несоответствие реального, воображаемого и необходимого уровня спортсмена выбранному маршруту или попросту горе

Неверный, закреплённый многочисленными повторениями приём, технический навык или «сто раз так делал!»

Первый и, пожалуй, самый распространённый сейчас фактор. Если взять статистику происшествий и несчастных случаев в горах, львиная доля придётся на неспортивный туризм и альпинизм. Это люди, массово осаждающие Эверест, Эльбрус, Ленина, Белуху.

Из списка погибших в горах россиян и иностранцев на территории России за 2017, приведённого на RISK-е 10 из 19 человек совершали восхождения самостоятельно, не являясь спортивной туристической группой или участниками альпмероприятия, из них 5ро во время восхождения на Эльбрус или в его окрестностях.

Отмотаем 10 лет назад. Статистика почти та же (risk.ru, с ссылкой на Сергея Шибаева): 18 погибших, из них минимум 10 не являлись участниками спортивных походов или восхождений в рамках альпмероприятий, из них двое на Эльбрусе, один на Белухе. Кажущаяся простота манит...

Дело в том, что в альпинизме и горном туризме действует вполне себе дарвиновская система отбора. По мере выполнения разрядных требований у спортсмена формируются навыки, опыт, а люди слабые, не готовые физически или морально, отсеиваются на всех этапах, начиная с 1Б и не заканчивая никогда. Всегда есть гора, на которую Иван Иваныч с Петром Петровичем могут пойти, сходить и вернуться, а Степан Степаныч — нет, крутовато будет!

Конечно, разрядные требования в альпинизме и туризме весьма субъективны: можно запросто закрыть мастера спорта на жумаре в том и другом виде спорта (в туризме сейчас нет мастеров, только КМС), в простых районах, выполняя минимальные разрядные требования, двигаться от клетки к клетке. Но этот отбор не прекращается никогда: даже после выполнения мастера твоё спортивное будущее зависит от потенциальных напарников, от команды, ведь в горы тебя позовут не за красивые глаза, а за стойкость, надёжность, умение работать в команде. Во время спортивного совершенствования ты приобретаешь опыт, все необходимые технические навыки, физическую форму, и, кроме того, что немаловажно, знакомишься с моральными принципами «товарищей по оружию». Это абсолютные истины, учащие коллективной выживаемости в горах, — беспрекословно подчиняться руководителю группы, действовать группой как единым организмом, ставя на второй план свои «хотелки» и амбиции, равноценно нагружать каждого из участников. Нельзя всё сваливать на одного, пусть даже самого сильного члена коллектива, и дежурства, и лазание, и тропёжку — всё поровну.

В коммерческом же или самодеятельном туризме и альпинизме человек нередко упускает все эти важные этапы роста, как спортивного, так и морального, приходя в мир гор дилетантом, да ещё и эгоистом. Путь эволюционного развития личности зачастую проходит в другой плоскости — зарабатывания денег. Кроме того, сейчас огромное количество контор, оказывающих гидские услуги ненадлежащего уровня в различных «распиаренных» районах (спрос рождает предложение). Кроме того, гид, по долгу службы, старается в первую очередь сохранить жизнь и здоровье своих клиентов, а уже потом, во вторую очередь, будет оказывать помощь бедствующим людям из других групп.

Примеров множество. Одна группа проходит мимо другой, не оказывая помощи замерзающим или больным, потому что не умеют, нечем, не хотят. Клиент, не умеющий стоять в кошках, улетает и сдёргивает инструктора. Гиды, взявшие полноценную оплату своих услуг, «убегают» от своих клиентов на восхождении, если те идут медленнее, чем остальная группа. Люди, идущие после дедлайна на вершину Хана без палаток, термосов, не умея рыть пещеру, даже не умея, элементарно, спускаться по перилам! Одни «костры амбиций» и минимум навыков.

Для альпинистов-спортсменов это фактор тоже актуален.

Пример 1

Один мой знакомый скорополительно вырос с III разряда до I за год. И решил зимой поехать в весьма суровый район Ала-Арча, чтобы ходить ледовые 5А и 5Б. И собрался он делать это в однослойных, хотя и утеплённых, «зимних» ботинках, да ещё имея привычку потуже затягивать шнурки для фиксации ног на крутых участках льда.

Результат — обморожения и ампутация. Сейчас, из опыта прошедших лет, считаю, что этой ошибки можно было избежать, имея опыт хождения в менее суровых зимних горах или попросту прислушавшись к опыту старших товарищей.

Пример 2

Или другой случай. Девушка, руководитель группы, движется первой по зафирнованному склону пика Талгар. Идёт не в связке, хотя есть верёвка, не пользуясь ледорубом, хотя есть ледоруб, просто в кошках и с треккинговыми палками по 3А. Первое оголение льда — она поскальзывается и летит по склону, не имея возможности затормозиться, ледоруб висит за стяжками рюкзака. В этот раз всё обошлось: наш руководитель группы пропустил её под себя ниже по склону, затем прыгнул и придавил, попутно зарубившись. Эта девушка всё-таки сходила в тот день на Талгар :)

То, что девушка шла не в связке и без ледоруба по зафирнованному ледовому склону крутизной 40-45 градусов, явно говорит о том, что её навыки не соответствовали выбранной цели.

Неверный, закреплённый многочисленными повторениями приём, технический навык или «Сто раз так делал!»

Несоответствие реального, воображаемого и необходимого уровня спортсмена выбранному маршруту или попросту горе

Технические приёмы в альпинизме должны отрабатываться до автоматизма, становиться мышечной памятью, особенно те, что связаны с принципом непрерывности страховки. Потому что ясность мышления человека сытого, выспавшегося на сдаче нормативов или соревнованиях, совсем не та, что у двойки, идущей нон-стопом маршрут вторые сутки, или у человека, спускающегося в буран с гребня Победы.

Пример 1

В городе N на соревнованиях для разрядников от второго разряда и выше разрешили не муфтовать карабин на самостраховке. Итог не заставил себя ждать: на второй день девочка «улетела» со станции с высоты 12 метров. Хорошо, что всё обошлось, внизу был склон и снежный сугроб.

Пример 2

Один мой знакомый на тренировочном выезде по невнимательности (здесь — машинальное, бездумное выполнение отработанного навыка, ослабление контроля при выполнении технических приёмов страховки) неправильно вщелкнул «Гри-Гри» (наоборот) и пролез две верёвки ИТО А2-А3 фри соло, хотя не солист и такой задачи перед собой не ставил. НС не произошло, но предпосылки к тому были все, спасло лишь высокое индивидуальное мастерство в технике ИТО. (Далее мы рассмотрим, как складывается событие несчастного случая.)

Пример 3

На спуске первый спустился по перилам, забил два крюка, но не сблокировал их петлёй. В один встал сам, а в другой встегнул конец перил. Когда второй спустился, не дождавшись команды «Перила свободны», он обнаружил лишь одиноко стоящий якорный крюк и встёгнутые в него концы перил.

Все эти случаи объединяет то, что произошли они с профессионалами, не новичками, и являются следствием либо невнимательности к выполнению стандартных приёмов, либо осознанного нарушения правил непрерывности страховки как закреплённого навыка.

Использование несертифицированного, некондиционного снаряжения. Использование снаряжения не по назначению

Использование не сертифицированного, некондиционного снаряжения. Использование снаряжения не по назначению

У вашего снаряжения есть область применения, на которую оно рассчитано. У большинства элементов снаряжения, подвергающихся сертификации, в комплекте идёт инструкция по применению, где чёрным по белому расписано, как пользоваться снаряжением можно и как нельзя. Что, конечно, не отменяет общей грамотности и самообразования, посещения курсов по правильному использованию снаряжения. Кроме того, важно знать, как влияет износ на работоспособность снаряжения, по каким признакам это снаряжение отбраковывать.

Пример 1

Меня много раз убеждали, что верёвку с маркировкой half можно использовать так же, как и основную, одной жилой, просто количество рывков, которое она выдержит, будет меньшим. Это в корне неправильно: верёвки half проходят тесты с меньшими нагрузками и меньшими факторами рывка, последовательно включаются в работу, но с определённого момента совершают работу по амортизации рывка в паре.

http://alpindustria.ru
Схема испытания верёвок на динамический рывок по стандарту EN 892. Масса груза — 80 кг, за исключением верёвок half — 55 кг. Пик нагрузок: 12 kN для верёвок single, 8 kN для верёвок half. Схема: www.petzl.com.

Пример 2

Как-то на соревнованиях я видел, как спортсмен спускается по перилам со скоростью свободного падения. «Ноу-хау», — подумали все. А у него просто сломалось пополам изрядно изношенное устройство «восьмёрка». (Да, и такое бывает!) Причём этого спортсмена много раз предупреждали о ненадлежащем состоянии спускового устройства. Обошлось, опять склон «подставил плечи» :)

Пример 3

Совсем недавно один известный американский скалолаз погиб во время очередного штатного срыва на спортивном маршруте. Порвалась ветхая страховочная система (беседка), которая, видимо, была дорога ему как память, а теперь может вполне послужить памятником :(

Пример 4

Лично видел камалот BD №4 с погнутой осью и деформированными кулачками после того, как он был установлен перпендикулярно линии щели, под 90 градусов к направлению нагрузки, и выдержал срыв.

http://alpindustria.ru
Иллюстрации правильной и неправильной установки камалотов. Источник: www.dmmclimbing.com.

Пример 5

На стенде в альплагере Узункол испытывали образцы самодельного страховочного снаряжения участников спортивного сбора. Одна из самодельных страховочных систем, представленных на испытания, порвалась при нагрузке 165 кгс.

Нехватка теории и практики

Нехватка теории и практики

Отсутствие альпинистских клубов и преподавательских методик в ряде областей и городов России приводит к серьёзным пробелам в навыках. Квалифицированно оказать медицинскую помощь могут лишь единицы. Навыками транспортировки пострадавшего, наложения шин владеют тоже немногие. Выход здесь один — заниматься самообразованием, посещать различные курсы, в большинстве своём платные, читать книжки. Но, как говорил Фауст: «Теория, мой друг, суха, но древо жизни вечно зеленеет». Нужна ещё и практика.

Пример 1

Лагерь 3 на Хан-Тенгри. У гида подозрение на отёк лёгких, сам передвигаться не может. Пока по ровному и без трещин — тащили на волокушах. Когда подошли к разрывам ледника, потребовалось связать носилки для транспортировки. И вот тут выяснилось, что большинство этого не умеют, никогда не делали или забыли. Хорошо, что нашёлся инструктор с Барнаула, который взял руководство вязанием носилок на себя. Я знаю, они в клубе регулярно этому тренируются. Гида спасли. Между вторым и первым лагерем поднесли медицинский кислород. Всё обошлось.

Излишняя самоуверенность руководителя команды, тактические ошибки

http://alpindustria.ru

Стиль восхождения должен соответствовать навыкам и умениям команды. Умеешь быстро передвигаться по предполагаемому рельефу — пожалуйста, можешь сэкономить на биваке, питании, тёплых вещах, «железе». Не позволяет скорость — все прелести осадного стиля: палатка, платформа, обработанные и провешенные участки маршрута, еды и газа с запасом. Всегда должен быть запас прочности.

Пример 1

Знаменитое прохождение сибирской двойки по маршруту Ручкина (6А) на Свободную Корею меньше чем за сутки из базового лагеря в базовый лагерь. Команда была уверена в своих силах, поэтому не брали бивак, а тёплых вещей — по минимуму. Все прохождения этого и подобных маршрутов на Свободную Корею многодневные, зачастую с платформой.

Пример 2

Двойка вышла на маршрут 6Б, первопрохождение северного ребра семитысячника. Группа взяла по минимуму еды (менее 3 кг на двоих на 10-12 дней), «железа», рассчитывая на хороший стиль восхождения и благоприятные погодные условия. В итоге, из-за непогоды и недостаточной для быстрого передвижения акклиматизации участники восхождения провели более 10 дней на высоте 6000 метров и выше, практически без еды. Да и «железа» для спуска по 2,5-километровой стене было явно недостаточно, учитывая ещё, что лед ниже 6000 метров раскис и стал непригоден для организации дюльферов с проушин Абалакова или самовыкрутов. В итоге, гибель на спуске одного из участников и масштабные спасработы, чтобы спасти второго.

Вообще, идти такой маршрут в двойке было очень и очень рискованно и уж точно располагало к осторожности в тактике.

Пример 3

С достаточной регулярностью самодеятельные альпинисты, делающие восхождение из лагеря 3 (5800) на вершину Хан-Тенгри, пренебрегают писаным кровью правилом: «Не дошёл до вершины в 2 дня — разворачивайся!!!»

http://alpindustria.ru
Вершина Хан-Тенгри на закате, вид из лагеря 3.

В 2017 турецкий альпинист — достаточно опытный, как нам потом сказали — провёл вынужденную ночёвку на вершине (или на гребне) Хан-Тенгри и умер на спуске от сердечной недостаточности на фоне переохлаждения и переутомления.

Гиды и просто альпинисты, совершающие восхождение на Хан, регулярно дают приют в своих палатках таким полуночникам, возвращающимся затемно с вершины и не способным дойти до своих палаток — хорошо, что живые!

Человеческий фактор в лавинах

Человеческий фактор в лавинах

Лавины — это бич для альпинистов, вне зависимости от уровня подготовки и степени мастерства. При том что написано множество книг и методичек по лавинной опасности и предмет достаточно подробно изучен, люди продолжают гибнуть в лавинах. Многие опытные высотники (а именно высотники чаще всего сталкиваются с лавиноопасными склонами) считают, что эрудиции здесь мало, нужно иметь собственный опыт, чувствовать склон.

Как быть, если все признаки говорят о возможной лавиноопасности, а пройти всё же надо? Например, вы замурованы снегопадами на вершине Победы Западной (Важи Пшавела)? Такие ситуации не описываются в методичках, здесь помогут опыт, смекалка и разумный риск. Самый простой способ преодолеть лавиноопасный склон — двигаться по нему, страхуясь за скалы, или вовсе «проскакать» по крупным камням или же облезть по скальному гребешку.

Пример 1

В 2011 мой первый инструктор погиб в родных для него горах ущелья Туюк-Су на спуске с вершины Маншук Маметовой. Это произошло в межсезонье, в ноябре, в период максимальной лавиноопасности. Думаю, количество спусков с этой горы для него перевалило за 20 уж точно. Заслуженный мастер спорта. Лавины не выбирают свою жертву.

Пример 2

В 2013 году мы командой поехали в ущелье Ала-Арча. На разминку решили сходить маршрут 4А на пик БОКС. Маршрут представляет собой зафирнованный склон, переходящий в ледовый склон средней сложности, и, перед выходом на крышу, несколько верёвок несложных скал. Крутизна снежно-ледового участка такова, что там постоянно скапливается снег, готовый сойти лавиной. Когда мы подошли, снега было по колено, а местами и выше. Вообще, самая неприятная часть этого маршрута — подходы, до того как зацепился за лёд.

Иду первым, наступаю, снег под ногами неприятно ухает, иногда проседает по линии, уходящей вправо и влево от следа. Принимаем решение идти там, где из-под снега выступают камни — там лавина не образуется, а если сойдет выше, то не пройдёт по этому участку, обогнёт. Так прошли несколько сот метров, пока впереди не оказалось чистое снежное поле. Справа подходит борт стены, ранклюфт (трещины по стыку ледника и стены) давно засыпан плотным слежавшимся снегом. Движемся туда, вертикально вверх. Зацепившись за скалу, мы прошли до льда уже в безопасности: в связке, одновременно, с надёжными точками. Был ли этот склон лавиноопасным? Да. Но лавиноопасен не всегда значит не проходим.

Психологическое состояние человека и группы в целом

http://alpindustria.ru

Человек

Его психологические качества и текущие эмоции влияют на способность работать надёжно, противостоять невзгодам, не совершая ошибок. Способность человека работать надёжно складывается из нескольких компонентов:

  • Механические навыки, безусловные рефлексы, навыки, заложенные во время восхождений и тренировок (приёмы страховки, спуска, лазание и т.п.)
  • Опыт, знания
  • Состояние в данный момент: усталость, страх, симптомы недостаточной акклиматизации
  • Важным аспектом является настрой, мотивация, во время восхождения альпинист, осознанно или нет, использует лучшие свои качества, а недостатки компенсирует

Группа

Ей принадлежит особая роль в поддержании безопасности. Слабые стороны — как психологические, так и технические — отдельного участника могут растворяться, компенсироваться без потери надёжности, если в группе надлежащая морально-психологическая обстановка.

Но группа сама может представлять потенциальный источник опасности, если в ней нарушены законы психологии малых групп или попросту созданы некомфортные условия для отдельных участников.

Составляющие эффективной работы группы:

  • Определены цели (общность целей, никто не идёт из-под палки)
  • Выполняется необходимый уровень организации, налажено взаимодействие внутри группы и между связками.
  • Есть руководитель, его мнение авторитетно для каждого участника команды, он несёт ответственность за действия группы на маршруте и их последствия
  • Есть обратная связь между членами группы и руководителем

Пример 1

В 2012 году я поехал с товарищами в мощный альпинистский район, в нынешнее время неоправданно забытый, — Терскей. Прошло всего полгода после операции, и я не мог лазить в скальных туфлях, даже на скалодроме лазил в двухрантовых горных ботинках. Также были проблемы (они, к сожалению, остались и по сей день) на спуске вниз по склону. Я очень переживал, не буду ли я слабым звеном в команде, да и смогу ли вообще ходить технически сложные маршруты.

Но команда была отличная, состояла из друзей, и мы отходили вполне успешно. Там, где не мог лезть я — на катушках и бараньих лбах — меня подменял мой друг Миша. На спуске меня разгружали, старались как бы невзначай идти с моей скоростью, не показывая, что делают это для меня. Ну, а как только я дорвался до лидирования на льду… В общем, мы выбежали ледовую 5Б с почти полуторакилометровым перепадом на пик Джигит «до обеда».

http://alpindustria.ru
Связка на гребне Джигита.

Пример 2

У Валерия Хрищатого в книге «Мы растворяемся в стихии» описывается, что в дневниковой записи руководителя группы была фраза «Я протащу группу через этот маршрут, чего бы мне этого ни стоило!» Группа не вернулась с маршрута.

Пример 3

Во время учебно-тренировочных восхождений на I разряд в зимнее время инструктор уговорил группу идти ледовый маршрут 4Б, а после неудавшейся попытки в этот же день — на комбинированный маршрут 4А. Участники группы не были замотивированы на вторую попытку за день, были утомлены, да и уровень не позволял уверенно лезть маршруты такой сложности в условиях усталости. Результат — срыв лидера, закончившийся серьёзными травмами и чуть было не приведший к смерти спортсмена.

Разбор восхождения

Разбор восхождения

Из каждого успешного, неуспешного или несовершившегося восхождения необходимо выносить урок. «Гении учатся на чужих ошибках, умные учатся на своих, дураки не учатся никогда» :) Все видят происходящее на восхождении со своей точки зрения, в силу своей внимательности, опыта, особенностей характера. Чтобы вынести необходимый опыт, не таить скрытых обид, да и вообще донести свою точку зрения на работу группы до всех участников восхождения, необходим разбор восхождения, своеобразный мозговой штурм с участием всех членов группы.

На разборе восхождения должны быть рассмотрены все потенциально опасные ситуации: незамуфтованный карабин одного из участников, нарушение техники передвижения по снежному склону, плохо или неправильно собранная станция и т.д. Ведь далеко не все потенциально опасные ситуации развиваются в аварию. В подавляющем большинстве случаев человек, который нарушает правила поведения в горах, остаётся живым и здоровым. Он всё больше верит в свою «неуязвимость», в то, что НС — это нечто, что происходит с другими, но не с ним. Вот тут-то ошибки и опасный стиль поведения на маршруте становятся навыком. И, что самое важное, примером для других членов альпинистского коллектива.

Проблема в том, что авария, как правило, это результат действия цепочки событий, следующих одно за другим и являющихся следствием одно другого. Сложись эта цепочка чуть иначе, убери один из составляющих её компонентов, и получится вполне себе успешное восхождение.

Итак, в этой статье мы обсудили основные причины аварий, связанные с человеческим фактором, то есть опасными действиями самих альпинистов. Каждый человек сам выбирает, чему он должен учиться и как, и вообще, учиться ли... Надеюсь, эта статья заставит вас задумываться, оценивать правильность своих действий в горах и в подготовительный период, а это уже хорошо.

Удачи в Горах!

Фотографии из личного архива Александра Парфёнова.

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Мои вишлисты

Подождите, пожалуйста...

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

Стоимость товаров:
0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Скидка по клубной карте не применяется при оплате заказа от юридического лица
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0
Скидка по карте
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить
ФИО
Почта
Телефон
Тип доставки
Адрес
Дата доставки
Промокод
Карта
Списано баллов
Скидка по карте
Комментарий к заказу

Стоимость доставки:
900 ₽

Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Итого без учета доставки:
0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Добавлен в корзину:

Запись удалена

Вы авторизованы

Товар удалён из сравнения

Добавлен в

Перейти в сравнение

Отменить