Совсем недавно Наталья Белянкина проводила лекцию о своем пути снежного барса в лектории Альпиндустрии в Санкт-Петербурге. Пока у неё есть время между восхождениями под Ерыдагом в Дагестане, она оформила для нас это в статье..
Кто я?
Инструктор по альпинизму, Снежный барс, КМС по альпинизму, КМС по рафтингу, 1 разряд по спортивному туризму, 3 разряд по лёгкой атлетике, обладательница жетона «Спасение в горах». Выпускница НГУ им. Лесгафта по специальности «тренер».
Мою историю правильнее будет начать с описания того периода, который был сильно раньше того, как я начала заниматься альпинизмом. Тогда некоторые вопросы по поводу скорости реализации амбиций в альпинизме отпадут.
В 12 лет я вырвалась (или ворвалась) из уютного дома в мир аутдора. Около моего города Пушкина нашла секцию туризма. И до 2010 года ходила в походы, составляла раскладки, училась командной работе, училась нести ответственность за свои решения. Я в целом думаю, что туризм было бы классно ввести в школьную программу. В конце каждого года выводить в походы детей. Это отличная школа жизни! И я очень рада, что я ее прошла. Да, у меня сильно позже появился крутой мобильный телефон. В 12-13 лет, когда остальные дети побеждали злых персонажей в компьютерных играх, мы боролись с гравитацией в горах Кавказа, залезая на свои первые пешеходные маршруты, катали курвиметр по картам (это такая специальная штука для измерения кур), и учились в открытой Ладоге ставить на ровный киль перевернувшиеся байдарки. Да, далеко не всегда у нас все шло гладко. Но этот опыт потом сильно помог мне в моей жизни.
В 2010 году нас занесло в рафтинг. Точнее будет сказать, что рафтинг занесло к нам на порог. Прямо в туристическую секцию. Мы довольно успешно выступили на чемпионате Санкт-Петербурга (благо, гребля на байдарках помогла). Съездили впервые на соревнования в Лосево. Я познакомилась со своими первыми порогами. После этого как-то все затихло. Ребята продолжили заниматься туризмом… но не я. Меня увлек спорт. И еще 7 лет состояла сначала во втором, а потом в основном составе сборной Санкт-Петербурга по рафтингу. Выигрывали Первенства, Кубки, Чемпионаты России. Отобрались в 2016 году на Чемпионат Мира в ОАЭ. Съездили. В 2017 году съездили на Чемпионат Европы в Грузию. И после этого как-то логично все закончилось. Но в 2018 году началась совсем другая история. История альпинистская.
Надо сказать, что еще где-то в 2009 году, когда мы впервые пошли в снежный поход в Хибины, мне показалось, что высота (даже такая условная, как в Хибинах), это не мое. То ли сказывался переходный возраст, то ли на тот момент я совсем не умела рассчитывать свои силы, но мне было очень тяжело в горах. И когда мне сказали тогда, что на планете Земля есть 1% людей, которым не подходит высота, я отнесла себя к этой категории.
В 2018 году случайно попала на тур с севера на Эльбрус. По ходу тура довольно быстро из участника превратилась в практически второго гида. Заставляя участников кушать на ночевках, завязывая узелки на веревки на штурмовом выходе. Вернувшись в город, я окончательно рассталась с мыслью об «обычной работе», и меня довольно быстро взяли в Альпинистский клуб Санкт-Петербургского университета «Барс». Там меня начали учить уже спортивному альпинизму. На когда-то заложенную в туризме базу из узелков, веревочек и скалолазания довольно легко ложилась база альпинистская. Ну и началось.
2019 год
Участие в рейтинговых соревнованиях. Двойной Эльбрус. Забег на Эльбрус в рамках Red Fox Elbrus Race и восхождение на Эльбрус через ледовую базу и 105-й пикет. Спортивные сборы в Хибинах под руководством сильнейших инструкторов. Я начинала ходить в горы под руководством Евгения Дмитриенко и Алексея Лончинского. Т.е. вариантов медленно расти в альпинизме не было. Инструкторы щедро делились своим опытом. Нужно было только успевать брать всё то, что нам щедро давали. Включились, выполнили 3-й разряд с довольно сильным превышением, и набрались опыта холодных полузимних маршрутов.
А летом – знакомство с настоящей высотой. Пик Ленина. Тропили, ставили лагеря, видели гору девственно чистой. Без веревок и людей. Распечатали случайно вершину, а затем сводили нашу первую группу на пик Ленина. Появились мысли про Снежного барса. Кто-то в палатке заикнулся про «Самый молодой»… Но в целом, на тот момент мысль про выполнение всей программы ещё не сформировалась. Я была довольна более чем успешным первым сезоном в высоких горах. Мотивация тренироваться и развиваться дальше только росла. Осенью с напарником съездили на Камчатку и сбегали Ключевскую сопку. Знакомство с вулканами и огромными просторами на другой стороне России. К зиме начали формироваться планы на следующий сезон. И они были более чем амбициозными.
2020 год
Планировали пик Ленина – Пик Хан-Тенгри – Пик Победы. Собрали баулы, снаряжение, закупили целый баул сублимированной еды. В итоге коронавирус всё перечеркнул. Летнего сезона не было ни на одном 7000-ке. Границы закрыты, вертолеты не летают. И даже скалодромы в любимом Санкт-Петербурге закрыты для посещения. Как говорится, этот факт нас расстроил, но не остановил. Вместо высоты мы поехали на технические сборы на Кавказ. 1,5 месяца в горах, 2 района больших гор, и мы закрыли с превышением 2-ой разряд, побывали в двух районах и за 2,5 дня сходили на обе вершины Эльбруса. Продолжали учиться, побывали кажется в самых снежных Хибинах на моей памяти. Тренировались, тренировались и ещё раз тренировались.
2021 год
Снова Хибины, снова Эльбрус через 105-й пикет. Соревнования, много тренировок. И наконец-то реализация экспедиции Ленина-Хан-Победа.
Акклиматизировались на Пике Ленина. Дошли до Пика Раздельная (штурмовой лагерь Пика Ленина (6148 м.)), но из-за погоды спустились вниз. Переехали в Бишкек и затем в Каркару. С погодой повезло. Следующим утром уже вылетели в северный лагерь Хан-Тенгри. За 5 дней прошли полный траверс пика Хан-Тенгри с севера на юг. Спасибо компании Ak-Sai Travel, которые перекинули наши базовые баулы из северного лагеря в южный. Самый маленький семитысячник программы Снежный барс оказался совсем не простой, но очень красивой горой. На закате верхушка горы действительно освещается в красный цвет, придавая горе практически правильной пирамидальной формы какой-то магический вид.
4 дня ожидания погоды и выход под пик Победы. Надо сказать, что пик Победы очень серьезная гора. Она не только вторая по высоте в программе Снежного Барса, но и просто Очень большая. Как в высоту, так и в ширину. Крайне переменчивая погода, дикие шторма на горе, которые могут длиться неделями. Это встречаются теплые и холодные фронты над горой. С одной стороны Победы ледники Киргизии и озеро Иссы-Куль. С другой стороны – Китай и пустыня. Ветра около 100 км/ч здесь не редкость. Маршрут В.Абалакова (6а).
9 дней на маршруте на самой сложной горе выше 7000 метров. С одним из самых опытных людей на этой горе – Николаем Анатольевичем Тотмяниным. И непростые спасательные работы на спуске. Втроем спускали 4-х ребят прямо из штурмового лагеря на 6950 метров. Ребят спустили. Но в ходе работ потеряли Валю Михайлова, опытного инструктора, спасателя, хорошего человека. Неожиданно, непонятно, в один момент. Человека просто не стало.
Спустили группу на Пьедестал (большое плато на пике Победы – около 5000 м.), где нас встретила сборная Санкт-Петербурга по альпинизму. Накормили, напоили, отправили в базу вниз. Бежали дальше втроем. Старались оказаться в тот день в базовом лагере Южный Иныльчек под крылом Дмитрия Грекова. Про бежать – это, конечно, шутка. Снег раскис. Спускались очень долго с самого Пьедестала. В один момент, когда в очередной раз ноги застряли в ловушке мокрого снега, села на месте и расплакалась. Казалось, что гора нас просто не хочет отпускать.
Когда наконец-то спустились, отпросились у ребят из сборной, убедились, что им не нужна помощь в спуске пострадавших и пошли в базу. Долгих 5 часов через ледник Звездочка. Шли на фонари базового лагеря, как на маяк. В 22:00 генераторы в лагере выключают. И просто поверьте. Мы очень хотели успеть и не потерять этот маяк впереди. Успели. Нас встретили по старым традициям. С самым вкусным чаем, супом и какими-то конфетами. И еще 1,5 часа в базовом лагере расспрашивали о всех подробностях спасательных работ и НС. Той ночью так устали, что просто разошлись по трем разным углам нашего небольшого лагеря и заснули. А утром вертолет спустил нас в Каркару, откуда мы довольно быстро переместились на Иссы-Куль. Такой объем жидкой воды после 45 дней в горах казался чем-то нереальным. Столько дней мы мерзли, что теперь отдых на самом обычном пляже казался чем-то нереальным. Казалось, что вот сейчас мы проснемся снова в нашей снежной пещере на 6950, выглянем за штору из палатки, а там снова холодная гора. Которая не хочет тебя ни пускать, ни отпускать. После возвращения в город в тот год, кажется, ещё 1,5 месяца не общались с напарником. Сезон прошел успешно, но забрал кроме сил ещё очень многое.
2022 год
На момент наступления 2022 года для выполнения программы мне оставалось сходить семитясячники Памира в Таджикистане: Пик Корженевской и Пик Коммунизма. Наивно казалось, что «ключ» маршрута в виде Пика Победы мы уже прошли. И что самое тяжелое позади. Как же я ошибалась…
Сезон начался классически. Сборы в Хибинах, где я наконец-то походила под руководством Галины Чибиток, не только прекрасного инструктора, но и замечательного Человека. Снова Эльбрус через 105-й Пикет и ледовую базу для знакомства начинающих альпинистов с высотой без приютов и ратраков.
Лето началась с путешествия в Киргизию на машине и коммерческой группы на пик Ленина. И эта группа стала моей первой, которую я с полным пониманием ответственности развернула с штурмового выхода. В идеальную погоду. При огромном желании группы, но абсолютно полной неготовности. Позже уже во втором лагере меня поблагодарили за такое решение. Но там, на пике Раздельная, ушло около 40 минут, чтобы объяснить ребятам, что покупая тур на гору, они не покупают вершину этой горы. Все закончилось хорошо.
После восхождения встретились с напарником в Базовом лагере и переехали в Душанбе, где 4 дня прятались за высокими платанами города от 40 градусной жары. Переехали в Джиргиталь, откуда вертолет перенес нас на Поляну Москвина. Базовый лагерь двух величественных семитысячников Таджикистана, который стал нашим домом на месяц.
Пик Корженевской: хотя и дался непросто, но сходили мы его за 5 дней, пользуясь акклиматизацией с Пика Ленина. Спустились в базу и уже нацелились на Пик Коммунизма. Но погода довольно быстро охладила наш пыл. 11 дней ожидания погоды в базовом лагере. Очень нетипичная погода для этого региона. Было ощущение, что гора просто не хочет даже подпускать к себе в этом сезоне никого из восходителей. Спрогнозировать погоду было невозможно. Утром один прогноз, вечером другой, следующим утром третий.
В итоге, спустя почти 2 недели вышли на гору. Восхождение на Пик Коммунизма совершили, но в результате кучи тактических ошибок провели холодную ночевку практически на вершине самого высокого 7000-ка бывшего СССР. Как итог: я выполнила программу Снежного Барса. Но обморозила обе ноги. Сказать, что я была расстроена – не сказать ничего. Цель, к которой я шла 4 года, была выполнена такой ценой. Стоило ли оно того? Конечно нет.
Месяц в больнице, 9 пальцев ампутировали. 6 месяцев восстановления, пожизненное «больше не..». По началу казалось, что «НЕ» очень много. Врачи говорили, что и бегать больше не смогу, и лазать, и еще много чего. Добрый хирург только сразу после операции на мое спутанное «Я смогу ходить в горы?» четко ответил «Сможешь».
По итогу, спустя два года, вот что хочется сказать: лазается хорошо. Вплоть до 6с. Наверное можно и лучше, но я ленюсь. Замечательный человек сделал мне мои личные скальники. Начинала лазать в скальных кроссовках (чем вызывала кучу вопросов). Потом лазала в прокатных скальниках (они мягче). Потом, когда спустя года вернулся мой объем стопы, лазала в старых скальниках. Ну и в октябре 2024 года у меня появились МОИ скальники.
На лицо, конечно, работа с головой. Если первый год я вообще никому не рассказывала о травме, ходила в больших шерстяных носках, лишь бы не видеть самой свои ноги, то спустя 2 года я спокойно хожу босиком, хвастаюсь моими прекрасными скальниками, Люди спокойно ходят со мной в горы, воспринимая меня как равную. В октябре 2023 года я написала большую статью про мои ноги, и историю моей травмы. Не ожидала получить ТАКОЙ отклик. Более 4500 просмотров в России и за ее границей. Десятки людей писали мне, что моя статья им помогла вовремя правильно оказать помощь себе и друзьям. Неожиданно и очень приятно. Поверьте, эта статья рождалась очень тяжело. Больше месяца размышлений, правок и доработок.
Что еще сказать. Рядом со мной, плечом к плечу, ходят в горы много людей с аналогичной травмой. Люди высочайшей квалификации. И им ничего не мешает достигать вершин. Так что вывод такой: да, такое случилось. Но, если есть желание, можно продолжать двигаться к своим целям. Если же больше не хочется, вокруг нас целым мир. Выберете себе дело по душе и занимайтесь им с удовольствием.
2023 год
Весной 2023 года, когда медико-социальная экспертиза прислала заключение, что я слишком здорова для того, чтобы признать меня инвалидом, я уехала в Безенги и прошла такое долгожданное мною обучение на общественного спасателя. Жетон «Спасение в горах». 2 недели дома в Санкт-Петербурге работы в промышленном альпинизме, и поездка на Центральную школу инструкторов. И через 5 дней мой первый Чемпионат России. Выполнение норматива КМС, теперь уже по альпинизму.
Осенью закрыла сразу обе стажировки, 3 недели разлазывалась новыми ногами в Крыму. Понравилось. Ноги чувствую, на скале и знаменитых Крымских катушках стоят отлично.
В октябре позвонил главный гид компании Ak-Sai Travel. Проговорили 1,5 часа. Решили, что мой опыт на пике Коммунизма позволит мне быть на этой горе одной из самых лучших гидов. Из-за того, что я уже знаю, как точно НЕ надо. Планы на сезон определились.
2024 год
Полноценный рабочий год в роли гида и инструктора. И спортсмена. Тренировки, работа, горы.
Разминка на Пике Юхина около Пика Ленина, встреча с огромным количеством старых друзей спустя год перерыва. Вся команда вышедших на штурм на вершине. И возвращение на Поляну Москвина.
Отличная группа и 100% успех на Пиках Корженевской и Коммунизма. На пике Корженевской из нашей группы 2 представителей Монголии стали первыми представителями своей страны на вершине. И сказать бы, что сезон прошел спокойно и хорошо, но в августе погиб на Пике Корженевской человек. Меня назначили руководителем этих работ. Более 2 недель и более 15 человек отработали как она команда. Человека спустили. Несмотря на все препятствия. Вернули домой. Не потому что он нам друг или член семьи. Потому что мы считаем, что так правильно. Так считает вся наша команда.
А в октябре на Дхаулагири погибли 5 человек. В такие моменты очень многое в голове переосмысливается. В горах мы очень часто ходим на грани. Цену ошибок опытные альпинисты понимают. Но так жаль терять друзей.
Закончу эту статью цитатой из моего поста о подведении итогов 2024 года: "Я – тренер, гид, инструктор, спортсмен с кучей регалий.... И я всего лишь человек. Из плоти и крови. И иногда этого так мало.... Но зачастую это всё, что мы можем. Оставаться в любой ситуации Человеком".