Представляем условную классификацию, которая поможет сориентироваться в разновидностях горных лыж и каталогах производителей.
Существует не одна условная классификация горных лыж, имеющая право на жизнь. Более того, сами производители от сезона к сезону зачастую делают рокировку своих моделей, перемещают их в каталогах из одной категории в другую. Представляем условную классификацию от нашего эксперта Сергея Гарибова, которая поможет сориентироваться в разновидностях горных лыж и каталогах производителей.
Карвинговые горные лыжи
Резаный поворот в исполнении прорайдера Fischer Александра Гордеева.
Карвинговые (трассовые) горные лыжи — тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (on piste). Такие лыжи повторяют геометрию спортивных лыж, однако они более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жёсткие торсионно, не такие «строгие» (то есть «прощают» некоторые ошибки), как спортивные лыжи.
Такие лыжи обеспечивают возможность катания глубокими дугами, короткими или широкими. Обычно ширина талии трассовой лыжи находится в пределах 68-78 мм. Трассовые лыжи имеют глубокий боковой вырез — радиус поворота лыжи от 10 до 19 метров.
Что такое карвинг
Теоретически, для хорошей трассовой лыжи такая геометрия вместе с правильным распределением жёсткости лыжи обеспечивает ей лёгкость вхождения в поворот и возможность проходить весь склон «на кантах», без проскальзывания лыжи вбок. Эта техника выполнения поворота (без бокового проскальзывания) называется «карвинг» и считается современной горнолыжной техникой. Возникла она вместе с появлением карвинговых лыж (лыж с глубоким боковым вырезом) во второй половине 1990-х. Как сейчас принято говорить, на рубеже веков в горных лыжах произошла «карвинговая революция». При катании на карвинговых лыжах горнолыжник более равномерно загружает обе лыжи в отличие от классической техники с нагрузкой в повороте на одну, внешнюю к повороту, лыжу. При катании на современных лыжах в среднем 60% нагрузки идёт на внешнюю в повороте лыжу, 40% — на внутреннюю.
Переход к карвинговым лыжам привёл к нескольким серьезным последствиям:
- Упростилось первоначальное обучение горнолыжной технике, и, соответственно, выросло количество горнолыжников.
- Увеличилась средняя контролируемая скорость горнолыжников и вообще возможности лыжников на склоне и, соответственно, удовольствие от катания.
- Уменьшился отток горнолыжников в сноубординг (тут ещё сыграло роль одновременное появление широких лыж и твинтипов).
Саша Гордеев карвит на фрирайдных (!) лыжах Fischer Big Stix 122 (ростовка 190 см, радиус поворота 20 м).
Для чего нужны карвинговые лыжи
Трассовые (карвинговые) лыжи хорошо подходят для катания на мягком или жёстком (ледянистом) подготовленном склоне, но не для катания по глубокому или неподготовленному снегу.
Для начинающих и продолжающих горнолыжников карвинговые лыжи выбирают обычно на 10-20 см короче роста горнолыжника (в зависимости от веса лыжника, его опыта, скорости катания и предпочтительного радиуса поворотов). Для опытных лыжников для катания в горах большими дугами на больших скоростях выбираются лыжи в рост и выше на 10-20 см с большим (15-20 метров) радиусом поворота. На небольших склонах и частых поворотах — короткие лыжи (меньше роста) и с радиусом 10-13 метров.
Карвинговые лыжи идеально подходят для первоначального обучения горнолыжной технике. Если человек имеет хорошие физические данные, реально настроен и хочет научиться кататься, ему надо помочь в его намерении, подобрав ему «правильные» лыжи. В каком смысле «правильные»? В таком, чтобы лыжи сами помогали ему осваивать современную горнолыжную технику — технику резаного поворота, то есть карвинг.
Дело в том, что кроме всех вышеупомянутых классификаций, ВСЕ лыжи делятся на три больших класса:
- Лыжи, которые хорошо выполняют резаный поворот, хорошо карвят.
Это, в первую очередь, спортивные лыжи (race), экспертные трассовые лыжи, трассовые лыжи для продвинутых лыжников, иногда (лучшие) трассовые лыжи для продолжающих и начинающих лыжников. То есть эти лыжи предназначены для тех, кто любит скорость на подготовленном склоне.
- Лыжи, которые хорошо идут с боковым проскальзыванием.
Ко второму классу обычно относятся все лыжи для начинающих, для детей, для всех, кто хочет кататься на низких скоростях. Эти лыжи приспособлены для того, чтобы контролировать скорость с помощью бокового соскальзывания. В этот же класс попадает большинство фрирайдных лыж, парковые лыжи, большая часть универсальных (All mountain) лыж. Фрирайдеры и универсальные лыжники экспертного уровня, катающиеся на огромных скоростях в сложных снежных условиях тоже нуждаются в контроле скорости с помощью бокового проскальзывания.
- Лыжи универсальные по технике, то есть отлично карвят и при этом легко идут повороты с боковым соскальзыванием.
К третьему классу относится небольшое количество лучших трассовых и универсальных (All mountain) лыж и ещё меньшее количество фрирайдных лыж.
Какие лыжи обычно относятся к первому классу? Это, в первую очередь, спортивные лыжи (race), экспертные трассовые лыжи, трассовые лыжи для продвинутых лыжников иногда (лучшие) трассовые лыжи для продолжающих и начинающих лыжников. То есть, эти лыжи предназначены для тех, кто любит скорость на подготовленном склоне. Ко второму классу обычно относятся все лыжи для начинающих, для детей, для всех тех, кто хочет кататься на низких скоростях. Эти лыжи приспособлены для того, чтобы контролировать скорость с помощью бокового соскальзывания. В этот же класс попадает большинство фрирайдных лыж, парковые лыжи, большая часть универсальных (All mountain) лыж. Фрирайдеры и универсальные лыжники экспертного уровня, катающиеся на огромных скоростях, в сложных снежных условиях тоже нуждаются в контроле скорости с помощью бокового проскальзывания. К третьему классу относятся небольшое количество лучших трассовых и универсальных (All mountain) лыж и еще меньшее количество фрирайдных лыж. Вернемся к нашему начинающему лыжнику. Какие лыжи помогут ему освоить современную горнолыжную технику. Конечно, лыжи из первого класса. Карвинговые лыжи для продолжающих или даже для продвинутых. Легче и быстрее всего усовершенствовать свою технику можно именно на карвинговых лыжах с агрессивным, глубоким боковым вырезом и коротким радиусом поворота.
Универсальные горные лыжи (All mountain)
Автор статьи Сергей Гарибов.
Большинство лыжников хотят иметь одну пару лыж «для всего». Это нормальное желание для любого «нормального» (среднего) лыжника, чтобы во время поездки в горы на этих лыжах можно было и по трассе прохватить, и по буграм поскакать, и, если вдруг снег выпадет, за пределы трасс выбраться. Надо себе признаться, что таких лыжников — большинство. Для них производители и делают этот самый массовый класс лыж.
All-mountain / All-terrain / Allround skis — универсальные горные лыжи. Они достаточно хорошо себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, также они прекрасно ведут себя на разбитых склонах, на мягких буграх и в неглубокой целине. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям.
Ширина талии универсальных лыж обычно в пределах 78-100 мм. Радиус поворота этих лыж обычно варьируется от 13 до 21 метров. Длина универсальных лыж обычно подбирается в диапазоне рост горнолыжника +/-10 см. Класс этих лыж достаточно разнообразен, потому что само понятие универсальности каждый толкует по-своему. Для кого-то важнее поведение на подготовленном склоне, для кого-то — на буграх, поэтому достаточно сложно сформулировать общие для класса свойства универсальных лыж. Но я попробую :)
Ширина универсальных лыж
Ширина лыжи 78-100 мм — однозначно больше, чем у лыжи для подготовленных склонов, но меньше, чем у фрирайдной лыжи. То есть на этих лыжах легче кататься в неглубокой целине, чем на трассовых лыжах, но гораздо труднее, чем на фрирайдных. Чем больше нацеленность универсальных лыж за пределы трассы, тем шире талия. Золотой серединой для экспертных универсальных лыж я считаю талию в 86-95 мм. При такой ширине лыжи все еще достаточно легко и быстро перекантовываются, позволяя карвить, и в то же время, эта ширина вполне достаточна для катания в легкой альпийской целине.
Универсальность по технике и боковой вырез
Универсальные лыжи должны быть универсальны не только в плане поверхности, по которой предстоит кататься, но и по технике катания. То есть на лыжах должно быть легко кататься не только современной карвинговой техникой (резанные повороты), но и «классикой» (повороты с боковым проскальзыванием, контролирующие повороты, «годиль-торможение»). Для этого зачастую используется технология прогрессивного бокового выреза, который дает агрессивный вход в поворот на жестком склоне, прощающее поведение в целине и разбитом снегу.
Благодаря прогрессивному боковому вырезу лыжестроителям удалось объединить агрессивную геометрию с широкой талией. Стандартный боковой вырез является фрагментом дуги правильной окружности. Другими словами, радиус бокового выреза остается неизменным в любой его точке, от носа лыжи до ее хвоста. Это хорошо работает на лыжах с узкой талией, но становится проблемой на широких лыжах, особенно на сложном снегу.
Прогрессивный боковой вырез, в свою очередь, имеет более сложную форму — его радиус увеличивается при движении от носа лыжи к ее хвосту. В результате, благодаря уменьшенному радиусу передней части бокового выреза мы получаем уверенный и быстрый вход в поворот на жестком подготовленном склоне, тогда как увеличенный радиус задней части бокового выреза обеспечивает более прощающее поведение и менее агрессивную форму поворота, что упрощает сброс пяток в разбитом снегу и целине.
В связи с этим эти лыжи обычно хуже приспособлены для первоначального обучения новичков современной горнолыжной технике, чем трассовые модели. Новички очень боятся скорости, а универсальные лыжи провоцируют их делать повороты с боковым проскальзыванием и мешают закреплению карвинговых навыков, которые считаются базовыми в современной горнолыжной технике. Гораздо проще научиться сначала карвингу, а потом освоить «классику», чем наоборот. Я хочу сказать, что обычно хорошие универсальные лыжи предназначены для уровня не ниже продолжающих и продвинутых лыжников.
Радиус поворота
Радиус поворота средний, наиболее распространен радиус 15-16 метров. Больше, чем на слаломных лыжах, но меньше, чем на лыжах для слалом-гиганта или фрирайда.
Рокер на универсальных лыжах
В последнее время на всех лыжах (в том числе и на карвинговых) используется технология рокер. На универсальных лыжах он тоже обычно используется для того, чтобы увеличить проходимость, стабильность лыж при езде по разбитым склонам и плавучесть лыжи при выезде в целину.
В чем же отличие рокера на универсальных лыжах? Ответ прост: на универсальных лыжах зона раннего подъема носка короче, чем на фрирайдных лыжах (обычно не превышает 300 мм, на фрирайдных лыжах легко достигает 500-700 мм) и высота подъема носка меньше, чем на фрирайдных лыжах. Рокер на универсальных лыжах бывает как передний (Tip Rocker), так и двойной (Double Rocker).
Практически не используется полный рокер на all-mountain лыжах. Совсем недавно компания VOLKL выпускала универсальные лыжи с полным рокером, но теперь их заменили модели с двойным рокером, при этом задний рокер еще надо постараться разглядеть (он очень маленький – одно название).
Подробнее о технологии рокер читайте в статье Лыжи для фрирайда: история и технологии
Для чего нужны универсальные лыжи
По большому счёту, All-mountain лыжи можно охарактеризовать двумя словами: лыжи идеально подходят для разбитых склонов (Чегет, Домбай, Альпийские курорты после 13:00 по среднеевропейскому времени).
Лыжи для фрирайда
Руководитель отдела маркетинга компании Fischer Александр Каниовский на фрирайде в Заальбахе.
Фрирайд (англ. Freeride) — катание на горных лыжах или сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии.
Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности горных лыж и сноуборда. Вместе с тем, внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможность схода лавин. Новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует иметь определенные навыки владения техникой катания.
Виды фрирайд-катания
Облегчённый фрирайд
Самый простой и популярный вид внетрассового катания, суть которого заключается в подъёме на гору на подъёмнике и дальнейшем съезде по нетронутому склону вне подготовленных трасс.
Бэккантри
Восхождение на горы, не оборудованные подъёмниками, с дальнейшим спуском с них по целинному снегу. Наиболее распространённый вид фрирайда, несмотря на сложность восхождения на вершину горы для старта. В последнее время наиболее быстро развивающееся направление, чему способствует использование технологий ски-тура для подъема (облегченные ботинки и крепления с функцией ходьба-катание, облегченные лыжи, камусы). Появился целый класс гибридного оборудования, стоящего на границе фрирайда и ски-тура. Разные компании по-разному классифицируют это оборудование, мне лично нравится термин Фритуринг (Freetouring).
Хели-скиинг (хелибординг)
Заброс лыжников (сноубордистов) на вершину горы с помощью вертолёта. При этом данное развлечение является дорогим, а в некоторых местах нашей планеты хели-скиинг запрещён.
Сноукэтскиинг
Заброс лыжников (сноубордистов) на вершину горы с помощью сноукэта — ратрака с пассажирской кабиной. При этом данное развлечение является менее дорогим, чем хели-ски.
В последнее время вместо термина Фрирайд все чаще используют термин Фрискиинг. Фрискиинг более широкое понятие, включающее в себя Фрирайд, Фристайл-бэккантри и Парковый фристайл (Нью-Скул). В рамках данного раздела для нас важны первые два типа катания: Классический Фрирайд и Фристайл-беккантри. Что такое Фристайл-бэккантри? В двух словах – это исполнение трюков (Фристайл) на естественном рельефе, то есть те же прыжки, которые ньюскулеры исполняют в парке на фигурах (Халф-пайп, Биг-эйр, слоуп-стайл) исполняются с естественных скал, наддувов и т.д. Почему мы об этом сейчас говорим? Потому что производители предлагают специальные широкие лыжи для Фристайла-бэккантри, и они зачастую выделены в каталогах производителей в отдельный подкласс. Не всегда, но бывает. Зачастую, производитель меняет иерархию в своем каталоге от сезона к сезону и переносит лыжи из категории фрирайд во фристайл-бэккантри и наоборот. Чтобы не морочиться, лыжи фристайл-бэккантри всех производителей в компании «АльпИндустрия» включены в категорию Фрирайд.
Поговорим о фрирайдных лыжах. Как они появились, какой путь прошли, и какие они стали в настоящее время.
Фрирайдные лыжи появились в ответ на потребность лыжников кататься по глубокому снегу. Первоначально для этого использовались обычные универсальные туристические лыжи или лыжи для слалома-гиганта. Это все началось до карвинговой революции в горных лыжах, произошедшей в конце 90-х годов. Понятно, что они проваливались в глубоком снегу. Соответственно, катание вне трасс требовало очень хорошей техники и физической подготовки. Знаю это, испытал на своей шкуре.
Мои первые лыжи, которые у производителя в каталоге числились в категории фрирайд, имели талию 64 мм, вторые K2 MODX (2000 или 2001 год, победитель тестов журнала SKI в категории фрирайд) имели талию 70 мм. Производители предложили увеличить ширину лыж для фрирайда и сделать их мягче, чтобы они лучше всплывали в глубоком снегу. Следующие мои лыжи K2 AK ENEMY (2002 года выпуска) имели талию 90 мм и были очень эластичными (Кстати – это были лыжи для Фристайла-бэккантри). Это был совсем другой уровень.
На несколько лет ширина лыж 84-95 мм стала эталоном для фрирайдных лыж. Большинство производителей старались сделать лыжу (особенно носок) мягче в продольном направлении, чтобы лыжа лучше всплывала. Но, как говорится, у палки два конца.
Поясню. Фрирайдер ведь не все время катается по идеальным целинным полям. Зачастую powderday случается 4-5 раз в сезоне. Приходится кататься по разбитым склонам, по трассам, по буграм. И тут излишняя мягкость лыж начинает мешать. При катании по разбитым склонам («расколбасу»), а это не менее 50 % времени среднего фрирайдера, мягкую лыжу начинает долбить, она нестабильна, удары от всех неровностей приходят лыжнику в ноги. О том, чтобы пробивать мягкие бугры не может быть и речи. Что делать. Производители делают лыжи жестче, особенно лыжи для традиционного фрирайда. Но жесткая лыжа плохо всплывает. Давайте сделаем ее шире! Началась гонка за шириной. 100, 110, 120 мм. Прекратилась она на уровне 130-140 мм. Что же прекратило эту гонку? Это сделал РОКЕР (ранний подъем носка), технология, которая позволила жесткой лыже с РОКЕРОМ всплывать даже лучше, чем мягкой без РОКЕРА. О РОКЕРЕ поговорим позже.
Лыжи для фристайла-бэккантри. Лыжи для прыжков со скал, карнизов и наддувов. Чем они отличаются от классических фрирайдных лыж? И почему я отношу их к категории фрирайд? Начнем с ответа на второй вопрос потому, что на него ответить проще. Я их отношу в категорию фрирайд потому, что большинство начинающих фрирайдеров, да и не только начинающих выбирают эти лыжи для того, чтобы просто кататься по глубокому снегу. Поэтому многие производители также слили 2 раздела (Фрирайд и Фристайл-бэккантри) в один называется он у всех по-разному. У кого-то фрирайд, у кого-то фрискиинг.
Ответим на первый вопрос. Чем отличаются эти лыжи? Во-первых, своим целевым назначением. Это целевое назначение обуславливает основные отличия от классических фрирайдных лыж. Трюки на естественном рельефе часто требуют от лыжника исполнять вращения и приземлятся спиной вперед. Это обуславливает следующие отличия от классических фрирайдных лыж:
1) Фристайл-бэккантри лыжи – твинтипы (для приземления спиной вперед). Классические фрирайдные лыжи часто имеют лежачую пятку.
2) Крепления на этих лыжах стоят сильно смещенными вперед относительно классических фрирайдных лыж, часто по геометрическому центру (для облегчения вращения лыж при трюках). Побочный эффект этого – повышенная маневренность относительно классических фрирайдных лыж. На классических фрирайдных лыжах крепления часто сдвигают назад, чтобы сделать носок длиннее, чтобы лучше всплывал в глубоком снегу, или чтобы сместить центр давления назад (хвост тонет, носок всплывает).
3) Распределение жесткости. Лыжи для фристайла-бэккантри имеют мягкую длинную пятку для того, чтобы можно было легче приземляться спиной вперед и относительно жесткий носок. Классические фрирайдные лыжи имеют длинный мягкий носок для обеспечения легкого всплывания и жесткую пятку для обеспечения скоростной стабильности.
4) Боковой вырез/радиус поворота. Лыжи для фристайла-бэккантри имеют больший боковой вырез и соответственно меньший радиус поворота по сравнению с классическими фрирайдными лыжами. Возможно, это было сделано, потому, что Ньюскулеры (Фристайлеры), которые стали прыгать в целине, стремились к более универсальным лыжам, позволяющим эффективно кататься и в парке и на подготовленной трассе и в лесу, чем олдскульные фрирайдеры, лозунгом которых является OFF PISTE ALL THE TIME. При езде по глубокому снегу на высоких скоростях, большими дугами считается, что глубокий боковой вырез мешает, лыжа начинает зарезаться под снег и она становится нестабильна на скорости.
5) Рокер. На лыжах для фристайла-беккантри используют как передний (Tip Rocker), так и задний рокер (Tail Rocker), так называемая технология двойного рокера. Иногда лыжа даже не имеет посредине зону весового прогиба, это называю обычно полным рокером (Full Rocker). Это обусловлено необходимостью приземлять прыжки спиной вперед. На классических фрирайдных лыжах, как правило, используют только передний рокер. Побочным эффектом двойного рокера является увеличение маневренности в глубоком снегу. Возникает эффект, подобный карвингу на подготовленном склоне. За счет двойного рокера лыжа как бы предварительно изогнута. Надо лишь слегка закантовать лыжу, и она сама идет по дуге. Необходимо отметить и недостатки двойного и полного рокера. Двойной рокер очень сильно уменьшает контактную длину лыжи и уменьшает скоростную стабильность. Двойной рокер мешает выполнять торможение в стиле «хоккейной остановки» и контролирующие повороты в стиле годиль-торможение, при попытке выполнить этот прием вместо торможения лыжи просто уходят на меньший радиус поворота. Поэтому большинство фрирайдеров-проффесионалов (гидов, соревнующихся спортсменов) предпочитают классические фрирайдные лыжи с передним рокером.
Перечисленные отличия делают фристайл-бэккантри лыжи весьма привлекательными для большинства лыжников (начинающих и продолжающих фрирайдеров). Эти лыжи более маневренны, соответственно менее требовательны к технике, они более универсальны чем классические фрирайдные лыжи. Одними из первых лыж, которые появились в России и сделали революцию во внетрассовом катании стали SALOMON POCKET ROCKET и ROSSIGNOL SCRATCH. Эти лыжи сделали катание по глубокому снегу доступным для огромного количества лыжников, которые раньше об этом и мечтать не могли. Современные образцы бестселлеров этого класса ATOMIC BENT CHETLER и ARMADA ARV 116 JJ. Надо понимать, что большинство лыжников не прыгают со скал на этих лыжах и не крутят трюки с приземлением спиной вперед.
Фотографии из личного архива Сергея Гарибова.
Статья впервые опубликована в ноябре 2014, обновлена в ноябре 2023 года.