18.01.2018

«Глубокое погружение»: сравнительный обзор креплений для скитура

51 минута на чтение

Перевод оригинального обзора Brian Lindahl на blistergearreview.com

VK TG

Тесты креп Dynafit Radical 2.0, Dynafit Beast 14, Fritschi Diamir Vipec 12 (Black), G3 ION 12 и Marker Kingpin 13 с вниманием к конструктивным особенностям.

На креплениях, описанных в этом обзоре, тестировщики Blister накатали немало часов. Здесь собраны результаты долгих дискуссий, обмена впечатлениями, а порою и жарких споров. Это масштабный проект, и выводы будут полезны при выборе наиболее подходящих креплений.

Протестированные крепления

На подъёме

Сразу отметим, что некоторые моменты и конструктивные особенности для опытных лыжников имеют меньшее значение, чем для менее искушённых. Некоторые свойства креплений, которые сначала не нравятся, потом, в ходе продолжительного использования, признаются менее значимыми.

Cфокусируем внимание на трёх разделах:

  1. Встёгивание — насколько легко (интуитивно) или, наоборот, сложно вщёлкиваться в крепления.
  2. Насколько легко переключать подпяточные упоры-клавиши (risers, в дальнейшем просто ПУ) для регулировки высоты подъёма пятки ботинка для ходьбы в гору. ПУ обычно двa: повыше и пониже — для разных углов склонов, фактически, это откидные подставки под пяткой ботинка.
  3. Переключатели режима — как происходит смена режимов ходьба/катание и какие крепления наиболее удобны в переключении (без необходимости отстёгивания лыж).

Встёгивание креплений

Многие лыжники, переходящие с обычных горнолыжных или бэккантрийных рамных креп типа Fritschi Diamir на пиновые крепления а-ля Dynafit, испытывают трудности. Важно понимать, что это трудности временного характера, они исчезают по мере привыкания. Не разочаровывайтесь, начинать всегда трудно, но с опытом приходит автоматизм.

Проблемы с встёгиванием происходят из-за самой специфики пиновых креплений, из-за износа подошвы ботинка, а также из-за особенностей разных моделей креплений. К примеру, довольно изношенные подошвы моих Tecnica Cochise 120 доставили мне немало проблем при встёгивании в каждое из тестируемых креплений, тогда как подошвы Salomon MTN Lab моего приятеля были в лучшем состоянии, и у него не наблюдалось подобных трудностей.

Fritschi Diamir Vipec 12

У Vipec 12 необычная для традиционных пиновых креплений передняя головка. Она позволяет ботинку выстёгиваться вбок за счёт пружин, используемых в конструкции головки. Пружинки в традиционных пиновых крепах приводят в действие «челюсти» с «пинами» (штырьками), которые захватывают ответные углубления в передних рантах ботинок. «Челюсти» в Vipec приводятся в действие не пружинами, а специальными триггерами-переключателями, обеспечивающими моментальное защёлкивание (более быстрое, чем у других креплений) носка ботинка даже при лёгком касании триггера. Из-за этого быстродействия и моих сношенных подошв я испытал немало проблем с Vipec в отличии от, скажем, моего приятеля.

Предыдущая («белая») версия Vipec доставляла немало проблем при встёгивании из-за недостаточно выверенной высоты триггера, что было исправлено в последующей «чёрной» версии. На «белых» пины защёлкивались порой чуть ниже соответствующих углублений на ботинках.

При этом надо отметить, что пины срабатывают как надо, если при встёгивании вы держите подошву параллельно плоскости лыж, если же вы пытаетесь засунуть ботинок под углом, это приводит к слишком раннему, некорректному захвату пинами.

Есть ещё способ встёгивания в Vipec 12. Крепление остаётся в закрытом положении (режим ski). Далее, плавно нажимая лыжной палкой на рычаг смены режимов (открыть-закрыть), разводим пины на расстояние, достаточное, чтобы вставить носок ботинка, а затем отпускаем рычаг, позволяя пинам мягко войти в ответные углубления на переднем ранте ботинка. Такой способ встёгивания не требует усилий и фактически оказывается преимуществом Vipec 12 перед другими креплениями. Традиционные пиновые крепления требуют прижимной силы для встёгивания, что зачастую приводит к тому, что при каждой попытке встёгивания в целине лыжа проваливается всё глубже и глубже в снег.

G3 ION 12

Крепления ION 12 аналогичны классическим пиновым креплениям, и встёгивание в них, несмотря на некоторые особенности, предсказуемо и привычно. У новичков, зачастую вставляющих ботинок с перекосом в переднее крепление, срабатывает чётко только один из двух пинов — тогда надо просто выщелкнуться и повторить по новой. В случае, если склон крутой и жёсткий и трудно держать плоскость стопы параллельно плоскости лыжи, можно взять лыжу в руки и встегнуть её в ботинок на весу.

http://alpindustria.ru

Джонатан Эллсуорт и Пол Форвард тестируют крепления Marker Kingpin и G3 ION в Новой Зеландии.

Dynafit Radical 2.0

Как и ION 12, Radical 2.0 работают на встёгивание аналогично другим классическим пиновым креплениям, хотя и с некоторыми особенностями.

Одно из отличий Radical 2.0 в том, что переднее крепление имеет определённую степень вращения, что может осложнить встёгивание, т.к. рычаг смены режимов может не зафиксироваться в положении «ходьба». Кроме того, вращение переднего крепления может усложнить процесс встёгивания в пятку. Если же этот рычаг предварительно установить в положение «ходьба», последующее встёгивание упростится, т.к. у головки отключается ротация.

Fischer Tour Freeride 14 / Dynafit Beast 14

The Tour Freeride 14 / Beast 14 по способу встегивания аналогичны Radical 2.0: также с учётом вращения необходимо тщательно центрировать ботинок для встёгивания в крепления в режиме ходьбы, равно как и для успешного встёгивания в пятку крепления.

Однако другая конструкция заднего крепления требует установки дополнительных адаптеров на задние ранты ваших ботинок. Несмотря на то что у моих Tecnica Cochise 120 накладки на подошву сменные и пустотелые, у меня не было проблем с выскакиванием двух шурупов, держащих брэкет-адаптер.

Определённые опасения у некоторых лыжников вызывал тот факт, что при сверлении отверстий под шурупы сверло проходит через сменную пяточную часть (накладки) ботинка насквозь и входит в пластик самого ботинка. Однако ни у кого из нас в Blister (как у меня, так и у Пола Форварда (Paul Forward) и Джонатана Эллсуорта (Jonathan Ellsworth)) проблем не возникло.

С новым брэкет-адаптером на заднем ранте ботинка встёгивание в пятку крепления заметно мягче, чем у классических пиновых креплений. При встёгивании новая накладка надавливает на два зубца на заднем креплении, отодвигая его слегка назад, тем самым облегчая защёлкивание задних пинов. Несмотря на сильно отличающуюся конструкцию пятки (по сравнению с классических пиновыми креплениями), с точки зрения встёгивания я не заметил каких-либо существенных отличий.

Marker Kingpin 13

Встёгивание в переднее крепление Kingpin аналогично встёгиванию в другие пиновые крепления, однако я заметил, что вщёлкивание более мягкое, без «щелчка», что было для меня плюсом, учитывая изношенность подошв моих ботинок. Oбладатели более новых ботинок особой разницы не почувствовали.

Пяточный механизм сильно отличается от других тестируемых креплений: он работает как обычное горнолыжное крепление. Просто вставьте пятку, нажмите, и заднее крепление защелкнётся.

Регулировка высоты подпяточных упоров (ПУ)

Так же, как и встёгивание, регулировка высоты ПУ для подъёма в гору — дело привычки. Конструктивно эта регулировка у всех креплений разная, но на практике существенной разницы нет.

Переключать положения ПУ всех протестированных конструкций можно при помощи ручек лыжных палок. Мы заметили, что ручки, имеющие более ярко выраженную «губу» сверху, работают лучше, даже палки с ручкой-ледорубом.

Высота ПУ отличается у разных моделей, но всё-таки находится в одном диапазоне, выбор высоты зависит от самого лыжника. В общем низкие ПУ более эффективны, а высокие не так напрягают икры и ускоряют восхождение. Если рельеф не требует чего-то особенного, то для эффективного скитура достаточно только низких ПУ. Если на восхождении одновременно много лыжников и, чтобы их обогнать, приходится выбирать более крутой маршрут («спрямлять» траекторию), я выбираю высокие ПУ.

Fritschi Diamir Vipec 12

ПУ у Vipec проще в использовании, чем у Kingpin или Radical 2.0. Отличие только в приведении в действие высокого ПУ: зубец, за который вы тянете лыжной палкой, на нём несколько крупнее, что делает процесс более удобным. Когда необходимо задействовать низкий ПУ, я считаю оптимальным вариантом поднимать палкой одновременно оба ПУ, а потом опускать высокий, нежели пытаться сразу «подковырнуть» низкий.

http://alpindustria.ru

G3 ION 12

Все тестеры сошлись во мнении, что ПУ на ION 12 наиболее удобны в обращении с помощью лыжной палки. Крупный выступ на каждом из ПУ в сочетании с достаточным промежутком между ними делает доступ к каждому из ПУ по отдельности весьма лёгким.

В сезоне 2015/16 в конструкцию ПУ ION 12 были внесены изменения. В первоначальной модели через ПУ (в режиме ходьбы) на заднее крепление передавалось некоторое крутящее усилие, которое могло привести к небольшому повороту всего заднего крепления, что в свою очередь приводило бы скистопы в режим катания (но во время ходьбы!!!). Или же заднее крепление могло провернуться полностью, что означало бы полный переход в режим «ski» и, соответственно, фиксацию пятки ботинка. Это расстраивало и кроме того приводило к преждевременному износу креплений. Но к ION 12 с модифицированными ПУ в этом плане никогда не возникало претензий.

http://alpindustria.ru

Джонатан Эллсуорт, Пол Форвард и их товарищи на тестах креплений Marker Kingpin и G3 ION в Новой Зеландии.

Dynafit Radical 2.0

ПУ в Radical 2.0 такие же, как у его предшественника, только «мощнее» и, наверное, процентов на 20 крупнее, выступ на нижнем ПУ не настолько выражен, как в других креплениях, соответственно, задействовать его, не задев высокий ПУ, может быть затруднительно. Но по аналогии с Vipec 12 можно поднимать сразу оба, а потом опускать высокий.

Fischer Tour Freeride 14 / Dynafit Beast 14

ПУ у Freeride 14 отличается от других в тесте: отсутствует «плоский» модус, когда ботинок при ходьбе опускается плоско на лыжу, в наличии только два ПУ. Но можно резинками (используемыми при шлифовке лыж) стягивать скистопы в положение «катание» и таким образом получить «плоский» модус «вручную» .

Низкий ПУ на Tour Freeride 14 / Beast 14 постоянно задействован в режиме скитура и держит скистопы заблокированными. Он заметно ниже, чем низкие ПУ на других креплениях в нашем тесте — примерно той же высоты, что и штифты задней головки. Эта система похожа на ту, что используется в крепах для скитурных гонок, у которых есть просто крышечка, прикрывающая пины пятки в режиме «ходьбы».

http://alpindustria.ru

В результате, отсутствие «плоского» режима заметно на небольших спусках или на действительно плоском рельефе и переходах на большие расстояния. Для кого-то это имеет значение, для кого-то нет.

Высокий ПУ на Tour Freeride 14 / Beast 14 легко активируется лыжной палкой.

Marker Kingpin 13

ПУ на Kingpin открываются несколько сложнее. Несмотря на то что размер их вряд ли меньше, чем у Radical 2.0 или Vipec 12, возникают проблемы с последовательностью действий: активировать высокий ПУ можно только после поднятия низкого, и точность движений (лыжной палкой) тоже имеет значение, что потребует навыка и концентрации.

Переключение режимов

Сразу заметим, что только при использовании Kingpin и Vipec смена режимов ходьба/катание возможна без отстёгивания лыж. Этот тип переключения хоть и необычен, но весьма востребован на маршрутах, где лёгкий уклон сменяется лёгким подъёмом и переключение в режим «ходьба» позволяет делать полноценный широкий шаг, похожий на ход в беговых лыжах.

Fritschi Diamir Vipec 12

Vipec 12 имеет самое простое переключение режимов. Находясь в режиме «ski», достаточно нажать остриём лыжной палки на рычаг переключения режимов (на заднем креплении) и перейти в режим «ходьба». Для обратной смены режима следует тот же самый рычажок потянуть вверх выступом на ручке лыжной палки.

http://alpindustria.ru

Джонатан Эллсуорт тестирует крепления G3 ION 12 в Новой Зеландии.

Внимание! Перед переключением режимов следует убедиться, что рычаг переключения находится в полностью заблокированном положении. Могу представить, что в спешке кто-то не надавит на рычаг достаточно сильно, чтобы зафиксировать крепление в нужном режиме.

G3 ION 12

У ION 12 самое затейливое переключение режимов: заднее крепление нужно вращать руками. Такая «операция», да ещё и с пристёгнутым носком, требует определённой сноровки в сравнении с переключением у других креплений. Высок риск случайно прищемить или поцарапать пальцы (зажать между платформой скистопов и проворачивающейся головкой). Рекомендуем работать в перчатках или переключать режимы с отстёгнутой лыжей.

Dynafit Radical 2.0

Высокий ПУ на Radical 2.0 имеет небольшое отверстие, засунув в него острие лыжной палки, можно сменить режимы ходьба/катание, вращая палкой ПУ и соответственно всё крепление, не отстёгивая при этом лыжи. Подобное действие требует определённой сноровки и концентрации. Рекомендуется делать плавно, чтобы не сломать палку или ПУ на ровном месте, или менять режимы всегда на «верхней» (по склону) лыже, если плоского участка нет.

Как и у ION 12, вращение заднего крепления вручную — одна из опций, с той лишь разницей, что риск поцарапать или прищемить пальцы выше, т.к. пружина мощнее.

Fischer Tour Freeride 14 / Dynafit Beast 14

На Freeride 14 для смены режимов не требуется вращать заднее крепление. Вместо этого достаточно перекинуть низкий ПУ к пинам, мощно нажать на него пяткой ботинка, тем самым фиксируя его в позиции «ходьба», а скистопы — в поднятом положении.

Переключение в режим «катание» происходит за счёт перекидывания низкого ПУ oбратно на 180 градусов вручную или при помощи палки: сначала оперируя остриём палки, а затем ручкой, что тоже требует концентрации и точности движений. Кому-то проще выстегнуться и всё сделать вручную.

Мне было непросто разблокировать нижний ПУ, даже держа лыжу в руках, поэтому чаще переключался в режим «катание» палкой и с пристёгнутой лыжей. В результате я понял, что смена режимов ходьба/катание у Freeride 14 — самая сложная из всех тестируемых креплений, хотя в отличие от ION 12 и Radical 2.0 нет риска травмировать руку.

Marker Kingpin 13

Kingpin, как и Vipec 12, имеют рычаг для переключения режимов ходьба/катание. Переключатель у Kingpin расположен под ботинком, и добраться до него палкой не так просто. Я не смог найти удобный способ переключения, используя палку, поэтому делал это вручную.

Находясь в режиме ходьбы, можно переключиться в режим «катание», оставаясь встёгнутым в переднюю головку. Для этого надо опуститься на одно колено, подняв пятку, чтобы обеспечить доступ к рычагу. Чтобы переключиться из режима «катание» на «ходьбу», нужно сначала освободить пятку ботинка, как и в обычном горнолыжном креплении, нажимая на пятку крепления палкой или другой ногой (лыжей). Как только пятка ботинка освободится, открывается доступ к рычагу.

http://alpindustria.ru

Если вы стоите на одном колене, доступ к рычагу может быть физически невозможным в зависимости от вашего баланса, рельефа и условий местности. Мне показалось, что это вообще трудно сделать, если не находишься на практически ровном месте, особенно проблематично производить эти манипуляции с нижней по склону лыжей. Поэтому если бы я был на склоне, предпочёл бы предварительно отстегнуть лыжи для смены режимов. Это не особенно сложно, учитывая, что снять камусы, не отстёгивая лыжи, тоже требует навыка и плоской поверхности, по крайней мере для меня.

На спуске

Мы с Джонатаном Эллсуортом провели немало времени, тестируя крепления на спусках в горах Arapahoe Basin. По большей части был мягкий весенний снег — фирн на твёрдой подложке. Ко всему прочему я провёл дополнительную неделю, тестируя крепы в бэккантри. Мне пришлось на себе перетаскать немалое количество лыж к месту тестов, чтобы иметь возможность проводить тесты нон-стоп, а также использовать автомобиль для доступа к местам с интересными крутыми спусками, сводя к минимуму затрачиваемую на каждый круг энергию и сохраняя ноги свежими. В ту неделю состояние снега варьировалось от самого неприятного перемороженного подтаявшего до отличного фирна и весеннего «кисляка».

http://alpindustria.ru

Гора Эванс (4348 м) в штате Колорадо, США.

G3 ION 12

Впечатления Джонатана

ION 12 определенно ощущались как самые традиционные пиновые крепления из всех. Этой зимой на восхождениях я привык к ION 12, хотя и не являюсь поклонником этого особого «жёсткого» ощущения от пиновых креплений, вызванного недостатком эластичности (хода) в самом креплении.

Брайан неоднократно упоминал, что ему нравится ощущение жёсткой связки с лыжей, которое дают ION 12. Отсутствие эластичности позволяет чувствовать микрорельеф, как когда едешь на велосипеде с жёсткой рамой, который рассказывает заду обо всём, что встречает под колёсами. Тем не менее ION 12 напоминают мне все те пиновые крепления, которые мне никогда не нравились из-за их резкого, порой вибрирующего ощущения на ногах. Конечно же, в мягком глубоком снегу это не будет так заметно, но у нас были довольно неплохие условия: отпущенный фирн как заменитель целины. Несмотря на это, отсутствие эластичности чувствовалось, особенно в сравнении с другими креплениями.

Итог: если вы привыкли к этой «жёсткости» традиционных пиновых креплений, вам, вероятно, даже понравится ощущение спуска на ION 12.

Впечатления Брайана

Я немало откатал на классических пиновых креплениях, в основном на Dynafit Speed ​​Radical, Plum Guide, ATK Free Raider 14 и совсем недавно на Dynafit Speed ​​Superlight 1.0. Таким образом мне стало довольно комфортно кататься быстро и мощно на очень лёгких креплениях в большинстве условий, и не играет особой роли, каких, только если мы не говорим о действительно суровых условиях или no-fall зонах.

Я согласен с Джонатаном в том, что ION 12 ощущаются как наиболее традиционные из всех креплений, но именно это позволяет нам точнее чувствовать лыжу и передавать усилия на неё в повороте.

Интересно, что после нашего тестирования я провёл собственное в одних из самых суровых условий: замороженный расколбас. И мой вывод: в действительно сложных условиях ни одно из креплений в нашем тесте явно не выделяется с точки зрения демпфирования неровностей (даже когда снег начинает немного отпускать). Мой совет — не использовать пиновые крепления на заледеневших застругах, а просто подождать 15-30 минут, пока склон отпустит. Это даст значительно больше, чем выбирать определённые крепления под определённые условия.

Dynafit Radical FT 2.0

Впечатления Джонатана

Что касается точности передачи усилия, т.е. отсутствия люфтов в связке ботинок-крепление, Radical FT 2.0 гораздо интереснее по сравнению с ION 12 и Radical 1.0. Если отсутствие эластичности ваша основная претензия к пиновым креплениям, вы будете приятно удивлены. Сказав это, я понял, что на спуске предпочёл бы Fritschi Vipec 12 Радикалу FT 2.0. А именно: разница между ними наиболее заметна в заключительной части дуги. Когда я катался на Radical 2.0 мощно и быстро, чувствовал, что мне нужно сосредоточиться на загрузке передней половины лыж — было очень мало передачи энергии, или, скорее, была даже потеря передачи усилия в носок лыжи, когда я хотел завершать большерадиусные повороты с ускорением. Инициация поворота чувствовалась прекрасно на Radical 2.0.

Hа самом деле вход в поворот мне понравился у всех пяти креплений на тесте. Но от середины до завершения поворота Radical 2.0 не обеспечивали требуемой точности в передаче усилия на лыжу. Неосознанно я переходил от большерадиусных поворотов к более мелким, где требовалась только короткая загрузка носков в начале поворота. Ничего особенного в этом нет, всё зависит от вашего стиля катания. Если вы предпочитаете короткие слаломные повороты более длинным (GS style) вы, скорее всего, даже не поймёте, о чём я тут толкую.

Итог. Мне понравилась эластичность и отсутствие излишней жёсткости в Radical 2.0, хоть эластичность приводит здесь к аморфности в передаче усилия на пятку и потере мощности в конце поворота. Hо любителям коротких поворотов с загрузкой в носок Radical 2.0 понравятся.

Впечатления Брайана

Я лишь отчасти согласен с Джонатаном относительно эластичности Radical 2.0 по сравнению с ION 12: мы расходимся в том, насколько ощутимы различия между крепами. Во время тестирования у нас не было очень жёстких склонов, к 9 утра, когда включались подъёмники, снег уже отпускало. Но проводя дополнительные тесты в бэккантри ранним утром на склоне, который днём подтаял, а ночью подмёрз, я обнаружил, что между Radical 2.0 и всеми другими крепами в этом тесте очень мало различий.

http://alpindustria.ru

Брайн Линдл на склонах горы Эванс.

Если я и готов сделать какие-либо первоначальные выводы, так это то, что, катая по жёстким ледянистым склонам на скитурном комплекте, вам вряд ли стоит ожидать мягкого комфортного спуска, т.к. большая масса (лыжи и крепления) в таких условиях имеет преимущество перед лёгкими (скитурными) сетами, которые мы использовали. Жаль, но иногда масса по-прежнему выигрывает.

Что касается передачи энергии и выхода из длинного поворота, то за первую неделю тестирования я не заметил, чтобы ION 12 работали точнее, чем Radical 2.0. Но на бэккантри обратил внимание, что и ION, и 2.0 ведут себя довольно нечётко при загрузке пяток лыж, да и Vipec 12 были не многим лучше. У меня не было проблем в катании на лыжах со всеми пятью крепами — мощно, длинными дугами, на крутом рельефе. Но я бы хотел потестировать все пять креплений подольше, чтобы сделать окончательные выводы, и тогда, возможно, определился бы с более тонкими различиями.

Fritschi Diamir Vipec 12 (Vipec Black)

Впечатления Джонатана

До прошлой недели я вообще не катался на Vipec 12 (Vipec Black) и, честно говоря, не ожидал ничего хорошего. Но недостаток энтузиазма в отношении Vipec 12 был во многом продиктован ужасным опытом использования Fritschi Freeride, которые я катал много лет назад. То, насколько хорошо Vipec 12 зарекомендовали себя в деле, стало для меня сюрпризом. Эластичность Vipec 12 фантастична. Так же хороша, как и у Radical 2.0, возможно, даже лучше. Но в отличие от Radical 2.0 крепы Vipec ощущаются намного более мощными. В мягком весеннем снегу я мог кататься на скитурных лыжах с Vipec 12 в том же стиле, в каком катаю обычные горные лыжи, т.е. совершенно не думая о креплениях, чего не могу сказать про Radical 2.0.

Впечатления Брайана

За прошедший сезон я провёл на Vipec 12 около 40 дней. Половину из них на предыдущей «белой» модели Vipec, половину на новом «Black». Почти всё это время катал вне трасс, что требовало значительного количества времени, чтобы добраться туда на лыжах. Иногда был powder, иногда был жёсткий, застывший расколбас.

В «жёстких» условиях Vipec 12 определенно уступают обычным горнолыжным креплениям в плане виброгашения (a я катал и Salomon STH16s, и Vipec 12 на одной и той же лыже). Но чтобы быть честным, замечу, то же самое касается и остальных креплений в этом тесте.

Что насчёт «мощности», которую упоминает Джонатан? Для меня это менее значимо, чем для него. Мне трудно говорить о том, что Vipec 12 в этом плане заметно лучше, чем Radical FT 2.0 или ION 12. Даже проведя дополнительную неделю на Vipec 12 в жёстком и мягком снегу, не думаю, что у них есть особое преимущество перед другими креплениями. Они несколько лучше в плане передачи усилия на пятку, но этого недостаточно, чтобы повлиять на моё катание. Возможно, потому что я уже привык к классическим пиновым креплениям.

Marker Kingpin 13

Впечатления Джонатана

Мне по-прежнему нравится, как ведут себя эти крепления на спуске. Так же хорошо, как Vipec 12, и даже лучше. Думаю, Kingpin 13 мощнее. Чем больше вы заботитесь о том, чтобы закончить дугу с ускорением, тем больше вам хочется кататься на Kingpin, больше, чем на каких-либо других креплениях в нашем тесте. Я бы сказал, что Vipec 12 ощущаются сильными, сбалансированными, а Kingpin 13 сбалансированными и заметно более мощными, больше похожими на хорошие горнолыжные крепления.

Возможно, самая полезная вещь, которую я могу здесь сказать: чем больше вы хотите, чтобы ваши скитурные крепления походили на обычные горнолыжные на спуске, тем больше вам понравятся Kingpin.

Впечатления Брайана

Джонатан приступил к тестам с предубеждением против Vipec 12, я — с предубеждением против Kingpin. Несколько знакомых хвалили Kingpin за их качества на спуске, но скептик во мне подозревал, что райдеры преувеличивают. Через несколько дней катания я понял, насколько Кингпин отличаются от остальных в лучшую сторону по передаче усилия во второй половине поворота. Когда мы с Джонатаном менялись лыжами, разница между Kingpin и другими креплениями чувствовалась буквально с первых поворотов.

http://alpindustria.ru

Брайан Линдал тестирует крепления Marker Kingpin в Колорадо.

На более крутом и жёстком склоне я заметил, что разница стала меньше. В таких условиях я обычно сбрасываю пятки, чтобы контролировать скорость и траекторию спуска. Но это скорее связано с субъективным восприятием, чем с самими креплениями, и в сравнении с другими аспектами поведения лыжи на сложных участках эта разница вряд ли имеет какое-то значение. Поэтому, если большую часть времени на бэккантри вы катаете крутые, узкие и жёсткие кулуары короткими поворотами со сбросом, никакой разницы тоже не заметите.

Не буду комментировать поведение Kingpin в целине, надеемся ответить на этот вопрос в следующем сезоне. Но эти крепления имеют существенное преимущество перед другими на спуске по жёсткому снегу или фирну в заключительной части поворота.

Fischer Tour Freeride 14 / Dynafit Beast 14

Впечатления Брайана

Джонатан катал на Fischer Tour Freeride 14 больше, чем я, зато я смог проверить их на бэккантри. Глядя на большое, мощное заднее крепление, я ожидал, что его поведение на спуске будет похоже на Kingpin. К сожалению, был разочарован. После нескольких тестовых сессий с Kingpin 13 и Radical FT 2.0 нон-стоп одна за другой, я не почувствовал, что Tour Freeride 14 / Beast 14 дают какие-то преимущества по сравнению с Radical 2.0. Хоть я и был удивлен, но оглядываясь назад, полагаю, что удивляться было нечему. Большая головка Beast прижимает не рант каблука ботинка, как это делает Kingpin — фиксация происходит за счёт пинов, как и во всех моделях Dynafit, a металлические зубцы над пинами служат лишь для того, чтобы смягчить встёгивание-выстёгивание. Стоит отметить, что Dynafit не заявляют о каких-либо улучшенных характеристиках (при катании) в Beast 14 или Beast 16 на своем сайте. Они утверждают, что улучшены характеристики эластичности и срабатывания (полагаем, по сравнению с Radical FT 1.0, т.к. нет упоминаний о FT 2.0, которым предшествуют Beast 16).

Безопасность, любопытные конструктивные особенности, надёжность и износоустойчивость

По целому ряду причин сложно объективно оценивать надёжность срабатывания в реальных условиях. Несмотря на то что существуют системы сертификации надёжности срабатывания обычных горнолыжных креплений (DIN), у каждого производителя есть собственные способы обеспечить надёжное открытие креплений в ситуациях, когда это необходимо: прежде чем вы порвёте колено или сломаете кость.

Из-за этого тема безопасности постоянно обсуждается и пока весьма непрозрачна из-за анекдотичности некоторых доказательств и неубедительных тестов. Учитывая это, мы будем говорить только об особенностях срабатывания каждого крепления, поскольку они заявлены производителем, и оставим в стороне спекуляции на тему, что на самом деле работает лучше в реальности и что в идеале представляет собой «безопасное» горнолыжное крепление. Вместо этого рассмотрим отдельные механизмы, которые каждое крепление использует для срабатывания.

Эластичность

Есть несколько терминов, которые следует обсудить для начала, чтобы понять, что такое эластичность и срабатывание. Давайте достанем наши ноутбуки и попытаемся вспомнить кое-что из физики и геометрии средней школы:

  • В пространстве имеется три плоскости: X, Y и Z;
  • В этом разделе: X — боковая плоскость, Y — прямая плоскость, а Z — вертикальная плоскость.

http://alpindustria.ru

  1. Если в любой из этих трёх плоскостей достаточно движения, созданного силой в лыжах, ваше крепление сработает.
  2. Сила, необходимая для создания движения в креплении, зависит от степени «затяга» крепления.
  3. Надёжность срабатывания, а следовательно, ваша безопасность, во многом зависят от способности крепления поворачиваться и упруго (эластично) двигаться в каждом из этих трёх направлений.

Продольная эластичность (Y)

Продольная эластичность — результат работы пружины в заднем креплении. Позволяет лыже изгибаться без срабатывания крепления или его вырывания из лыжи, позволяет пятке перемещаться вперёд и назад (в плоскости «Y») и способствует свободному флексу (изгибу) лыж. Большая эластичность не обязательно лучше, чем небольшая, так как лыжи могут изгибаться только до какого-то предела. Т.е. нам важно, чтобы, пока лыжа гнётся в повороте, крепление не мешало этому процессу. Кстати, есть крепления, которые не имеют никакой эластичности вперёд и поэтому нуждаются в промежутке между ними и ботинком.

Когда пружина в пятке, которая контролирует продольную упругость, предзажата, это называется преднатягом. Все горнолыжные крепления имеют такой преднатяг, это достигается за счёт установки расстояния между передней и задней головками крепления (точнее, между точками контакта ботинка и крепления спереди и сзади) чуть меньшего, чем длина подошвы ботинка (если говорить упрощённо). Говорят, что ботинок «вщёлкивается с натягом».

Из всех пиновых креплений на рынке только Marker Kingpin имеет подобный преднатяг.

Вертикальная эластичность (Z)

Вертикальная эластичность определяется тем, насколько высоко пятка ботинка может подниматься в креплении до момента выстёгивания. Общий стандарт для пиновых креплений — 4 мм.

Боковая эластичность (X)

Боковая эластичность позволяет лыже отклоняться вбок от оси ботинка (продольной оси). Некоторые крепления имеют такой ход в передней головке (Vipec), другие в задней (Kingpin). В целом, это около 12 мм хода.

Подобно вертикальной эластичности боковая эластичность возникает в ответ на вращающую силу. Однако в этом случае лыжа «крутится» подобно вертолётной лопасти вокруг одной точки, совпадающей соответственно с передней или задней головкой крепления.

Крепления могут реагировать на эту силу различными способами. Они могут быть сконструированы таким образом, чтобы носок ботинка скользил из бока в бок, как в горнолыжном креплении, что позволяет снять с колена опасное крутящее напряжение ещё до момента открытия крепления (так работает Vipec).

В качестве альтернативы предыдущей конструкции может вращаться сама передняя головка. Это немного похоже на классические пиновые крепления, но здесь пара — носок ботинка + крепление — имеет некий ход (люфт), чтобы предотвратить преждевременное срабатывание крепления (Radical 2.0, Beast 14 и Beast 16 работают так).

Есть конструкции, где ботинок может выщёлкиваться из пятки с ротацией, например, G3 Ion и Marker Kingpin. Так работают традиционные пиновые крепления, и именно так работает Kingpin — есть боковая эластичность (ход) в заднем креплении, но когда эта эластичность (ход) заканчивается, крепление срабатывает.

Вы можете поспорить, что лучше: боковое срабатывание в передней головке (a la the Vipec, Trab TR2 и обычные горнолыжные крепления) или в задней головке (все пиновые крепления, за исключением Vipec и Trab TR2), есть жизнь на Марсе или нет жизни на Марсе — на этот вопрос наука дать ответ не может.

В итоге…

Величина эластичности вбок, вверх и продольно влияет на качество катания, на своевременное срабатывание и на возможность избегать ситуаций с преждевременным срабатыванием. Вот конкретные цифры, указанные производителями для креплений в нашем тесте:

Крепления Эластичность (ход)
Боковая (X) Вперёд (Y) Вертикальная (Z)
Fritschi Diamir Vipec 12 13 мм Минимальный зазор и неопределенный ход (конкретная величина не так важна — она есть) 4 мм
G3 ION 12 Стандартная ≈12 мм и на задней головке Отсутствие зазора и 6 мм хода 4 мм
Dynafit Radical 2.0 На передней головке со стандартными ≈12 мм и на поворотной пятке Зазор 2-3 мм и 12 мм хода 4 мм
Beast 14 Поворотная передняя головка со стандартным ≈12 мм и на поворотной пятке Зазор 2-3 мм и 10 мм хода 10 мм
Marker Kingpin 13 18 мм на поворотной пятке Преднатяг 2,5 мм, затем ещё 6 мм хода 14 мм

Особенности, долговечность и советы по устранению неполадок

Fritschi Diamir Vipec 12

У Vipec есть три особенности конструкции, о которых стоит упомянуть:

  1. Регулируемые по длине пины переднeго крепления;
  2. Пины регулируются с помощью гаечного ключа или шлицевой отвёртки. Гаечный ключ регулирует гайку, которая контрит пины с внешней стороны «челюстей» и предотвращает их вываливание. Применение Loctite и шляпки винта (самого пина) под ключ системы torque обеспечивают надёжную посадку пинов в «челюстях»;
  3. Несмотря на конструктивные улучшения, пины с течением времени могут открутиться. Стоит проверять их на еженедельной или ежемесячной основе и по крайней мере раз в сезон. Лично я заметил, что какой-то незначительный ход образуется в течение длительного периода времени. Подтягивание гайки решило проблему, это было только раз в течение 3 месяцев, ближе к концу сезона.

Заднее крепление пустотелое и сидит на салазках. Старый Vipec 12 («Белый») имел недостаток: снег набивался внутрь головки во время ходьбы и не позволял ей вернуться в режим «катание». Снять головку с салазок (требуется отвёртка) — быстрое и несложное действие, но дополнительно требуется в течение минуты выдувать снег из пятки, что уже неприятно. Я катал около трёх месяцев на белом Vipec 12 и испытал такое только раз.

Новый Vipec 12 («Чёрный») имеет пластину, которая закрывает полые, открытые части головки в режиме скитура и предотвращает попадание снега внутрь. Я не испытывал никаких проблем с забиванием снегом на новом Vipec 12. И учитывая, что три месяца на новом Vipec были проведены весной, а влажный весенний снег забивается лучше, скажу, что заглушка функционирует!

ПУ у Vipec закреплены на заднем креплении с помощью штифтов, которые входят в слоты-углубления. И они могут вывалиться. Прошлой зимой я попал в такую ситуацию, когда на ходах влетел в дерево так, что искры из глаз посыпались. Когда я добрался до цели, заметил, что высокий ПУ на левой лыже пропал. Полагаю, что выскочил при ударе о дерево. Но Black Diamond быстро прислали запаску.

G3 ION 12

Поначалу у ION были проблемы со сроком службы, и как раз из-за ПУ. Мы впервые столкнулись с этим прошлой осенью в Новой Зеландии, когда задняя головка при ходьбе с использованием высокого ПУ немного проворачивалась — в результате скистопы разблокировались (переходили произвольно в режим «катание»). И раз к разу ситуация ухудшалась, пока поворот головки не стал её полностью приводить в положение «катание». Мы слышали о похожих проблемах от других лыжников, а также об износе пружин, которые перекидывали ПУ из одного положения в другое на каждом шаге. Но в конце сезона 2014/15 G3 выпустили обновлённую версию ION 12 (которое затем стало стандартным для 2015/16), в которой была изменена форма ПУ. Мы катали вторую половину сезона на этой обновлённой версии, и до сих пор не было никаких проблем. Очень хорошо, что G3 заменяют повреждённые задние крепления.

Dynafit Radical 2.0

У друга возникла проблема: развалилась пружина, которая обеспечивает нулевой зазор между ботинком и задним креплением. Со временем его крепления перестали удерживать ботинки, и этой зимой ему пришлось дважды настраивать нулевой зазор. Отмечу, что в парне два метра роста и больше 100 кг веса. В отличие от него ни у кого из нас за всю зиму не было таких проблем.

Fischer Tour Freeride 14 / Dynafit Beast 14

Хорошая новость: мы не знаем о проблемах, связанных с Tour Freeride 14 / Beast 14. Если вы знаете, сообщите.

Marker Kingpin 13

Когда Kingpin только вышли, у них были некоторые проблемы с выпадением пинов. Это исправили в последующих сериях. Улучшенный дизайн можно идентифицировать по звездообразному или рифлёному рисунку на шляпке пина (в отличие от гладкой поверхности на первых).

Мы также слышали, что полоска из карбона, ведущая к рычагу переключения режимов, ломается, но откатав восемь разных пар Kingpin'ов, ни с чем подобным так и не столкнулись. Это не шутка. Все тестеры, обкатавшие восемь разных пар Kingpin 10 и 13, помимо Джастина (у которого был один из ранних Kingpins ), не испытали проблем с этими креплениями.

Простота использования и конструктивные особенности

Fritschi Diamir Vipec 12

Как уже упоминалось ранее, Vipec 12 обладают некоторыми конструктивными особенностями: переключение между режимами «ходьба» и «катание» без отстёгивания лыж и возможность срабатывания вбок передней головки. Но конструкция передней головки также уникальна тем, что под пружинами нет места, куда может забиться снег. Это важно, так как снег и лёд под пружинами могут привести к преждевременному срабатыванию креплений во время катания, что весьма опасно.

G3 ION 12

ПУ на G3 ION 12 заметно лучшe по сравнению с другими, и ION 12 выигрывает здесь с точки зрения простоты использования. ION 12 также имеет значительно больший зазор под передними пружинами, чем Radical 2.0, Beast 14 или Kingpin 13, предназначенный для того, чтобы вы могли вставить туда остриё лыжной палки и быстро очистить от снега и льда. Кроме того каждая часть ION 12 обслуживается крестовой отвёрткой, что весьма удобно.

Dynafit Radical 2.0

Поворотное переднее крепление у 2.0 — уникальная конструктивная особенность, её потенциальные преимущества описаны выше. С другой стороны, это может доставить проблемы (в отличие от Vipec 12 и ION 12): если вычистить снег и лёд из-под пружин недостаточно хорошо, это может привести к несвоевременному выстёгиванию и серьёзным травмам.

Fischer Tour Freeride 14 / Dynafit Beast 14

Как и Radical 2.0, Beast также обладают потенциальными преимуществами поворотной передней головки. Кроме того высоты ПУ сильно отличаются от высот ПУ на других креплениях (в том числе без «плоского» режима). Как и у Radical 2.0, это может доставить проблемы: если недостаточно хорошо вычистить снег и лёд из-под пружин спереди, это может привести к несвоевременному выстёгиванию.

Marker Kingpin 13

Задняя головка у Kingpin особенная и имеет чёткие преимущества с точки зрения передачи усилия и характеристик срабатывания. Ещё одна уникальная особенность в том, что крепление переключается между режимами ходьба/катание с помощью рычага, а не поворотом задней головки.

У Kingpin на передней головке 6 пружин вместо 4, как у других креплений, но мы не смогли выявить в этом какого-то преимущества, может, это только «косметическая» разница. Ну и как и в Radical 2.0 и Beast 14, тщательно вычищайте снег и лёд из-под пружин.

Выводы

В то время как для большинства людей при выборе модели креплений решающим фактором будет их поведение на подъёме и спуске, механизмы срабатывания и другие конструктивные особенности, влияющие на простоту использования и надёжность,тоже заслуживают внимания. Мы самым подробным образом рассмотрели каждое из пяти креплений по их функционированию на подъёме и спуске, заявленной эластичности и особенностям. Пришло время подвести итог и поговорить о том, какие крепления мы выбираем в качестве любимых и почему.

Marker Kingpin

Наш выбор №1 для большинства условий (если вы ещё не догадались). Это не самое лёгкое крепление в этом обзоре, не самое дешёвое, оно не обладает более высокой эластичностью, чем другие крепы, или возможностью бокового выстёгивания. Но как только вы снимите камусы и поедете вниз, Marker Kingpin дадут вам то же самое, что вы получаете от обычных горнолыжных креплений. Их пятка держит железобетонно и обеспечивают более мощную передачу усилия, чем любое другое крепление в тесте.

С другой стороны, есть минусы: вес, затейливо активируемые ПУ. Боковое срабатывание и поворотная передняя головка, имеющиеся у некоторых других креплений в этом тесте, в теории могли бы сделать их более безопасными, чем Kingpin, но на этот счёт нужно получить более убедительные данные.

Так что если вы хотите быстро и бескомпромиссно кататься на лыжах с пиновыми креплениями, Kingpin — ваш выбор.

Fritschi Diamir Vipec

Fritschi Diamir Vipec не предлагают такую же «прямую» передачу усилия, как Kinpgin, но они похожи и обеспечивают более плавную езду, чем любые другие крепления в этом тесте. Vipec также значительно легче, чем Kingpin (это вообще самые лёгкие крепления в группе), и мы выяснили, что оно немного проще в использовании, чем Kingpin, т.к. проще активировать ПУ.

Боковое выщёлкивание передней головки Vipec могло бы сделать его более безопасным. Если вкратце, то Vipec может уменьшить вероятность получения травмы, выщёлкивая вбок при определённых обстоятельствах, когда традиционные пиновые крепления могут не сработать.

Dynafit Radical 2.0

Дэвид Стил был под впечатлением от Radical 2.0. И не зря. Radical 1.0 были одними из самых распространённых пиновых креплений, которые мы встречали в горах, но имели несколько значимых недостатков. Radical 2.0 решил эти проблемы, добавив поворотную переднюю головку, которую можно встретить и у Dynafit Beast. Для лыжников, которые использовали Radical 1.0 и, как правило, остались довольны им и хотели бы подобного, но более надёжного, Radical 2.0 будут хорошим выбором.

G3 ION

G3 ION — самые бюджетные крепления в нашем обзоре, а также вторые по низкому весу. Хотя у них нет ярких функций или новых технологий в конструкции, которыми обладают некоторые другие крепления, они просты, прочны и надёжны. В прошедшем году мы провели на ION много дней и не имеем к ним никаких реальных претензий. Они просты в использовании, ПУ и режим ходьбы очень легко активировать (лучшие в тесте по этому показателю), все части крепления можно обслуживать при помощи крестовой отвёртки, крепление легко очистить ото льда.

Поэтому если вы хотите попробовать пиновые крепления, ION — хороший вариант для начала, а также прекрасный вариант для более опытных лыжников, которые ищут что-то попроще и не заморачиваются с эластичностью или боковым срабатыванием.

Dynafit Beast 14

Каждый раз, когда Ходжи выпускает видео, на котором мочит аццкие дропы и линии на Beast, хочется бежать за ними в магазин. Но мы просто не нашли ситуацию, когда Beast были бы лучше других креплений в этом обзоре. Несмотря на свою экзотическую пятку, Beast 14, по нашим впечатлениям, не передают усилие лучше (Kingpin более мощные), они не особо лёгкие, у них нет «плоского» режима ходьбы, они не самые дешёвые, и вам нужно прикрутить металлические брекеты к пятке ботинка. Radical 2.0 — другие продолжатели наследия Dynafit — тоже имеют поворотную переднюю головку, но они легче и проще.

Тем не менее Beast имеют право на существование. Хотя они и не так хороши, как Marker Kingpin, всегда найдутся лыжники, которым нужна более высокая степень затяжки усилия срабатывания, чем у Kingpin 13. Beast 16 предоставляют самое высокое значений усилия срабатывания из всех доступных на рынке пиновых креплений .

Заключение

Надеемся, нам удалось прояснить различия в функционировании этих пяти креплений и дать читателю возможность расставить приоритеты при выборе подходящих креплений.

По материалам оригинального обзора Brian Lindahl на сайте blistergearreview.com.

Перевод Святослава Рычкова.

Читайте также

Как выбрать...

Обзоры снаряжения

Тесты и отзывы

Номер заказа:

Если возникли вопросы:

1000 баллов на дисконтную карту

Подпишитесь на новости
и получите баллы на дисконтную карту

Заполните поле

Наличие в рознице

Товар на заказ

Товар, который Вам понравился, сейчас находится в нашем розничном магазине, и мы постараемся его привезти специально для Вас. Срок доставки, а также ее стоимость Вам рассчитает наш менеджер при подтверждении заказа.Обратите внимание, мы привозим товары только по полной предоплате, а доставка в таких случаях всегда платная.

Город

Мои вишлисты

Подождите, пожалуйста...

Авторизация

Вход по номеру телефона

не указан телефон

Через соц.сети:

неверный e-mail
Заполните поле

Корзина

Всего:
0 товаров

Подождите, пожалуйста...

Ваша корзина пуста

В магазин

Итого без учета доставки:
0 ₽

Корзина

Всего:
0 товаров

Всего:
0 товаров

0 товаров  на сумму 0 ₽
Доставка 0 ₽
Итого без учета доставки: 0 ₽
Итого: 0 ₽

Оформление

01. контактные данные

ФИО
Почта
Телефон
Название организации
Юридический адрес
ИНН
КПП
Р/С
К/С
Полное наименование банка
БИК
не указан телефон

yandex google
неверный e-mail
не указан пароль
yandex google
не указано имя
не указана фамилия
неверный e-mail
не указан телефон

02. Информация о доставке

Укажите город доставки
Для выбранного города нет доступных способов доставки. Для уточнения возможных вариантов доставки свяжитесь с нами sale@alpindustria.ru, 8 800 775 16 30 (звонок по России бесплатный)

Выберите способ доставки:

Выберите вид доставки

Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная 51 к1, 4 парадная, 32кв
644505

Укажите улицу
Укажите индекс
Заполните поле

Выберите время, когда вы хотите получить заказ:

выберите дату
выберите время

xxx

Режим работы

Телефон

Как доехать

Выберите пункт

Ориентировочные сроки доставки:

Стоимость доставки:

выберите магазин:

Способ доставки
Адрес
Время получения заказа

03. дисконтная карта и промокод

Если у вас есть промокод, вы можете применить его и вам начислятся баллы. Привяжите карту, чтобы воспользоваться промокодом. Условия программы лояльности.

У вас нет карты? Оформите прямо сейчас

Промо-код не существует или его срок действия истек

Промокод активирован

Номер карты:

Доступно баллов:

из

Неверный код

Код отправлен на
Окончательная скидка по клубной карте будет рассчитана при получении заказа в магазине
Скидка по клубной карте не применяется при оплате заказа от юридического лица
Промокод
нет
Карта
нет
Списано баллов
0
Скидка по карте
0

04. Информирование по заказу

Комментарий к заказу
SMS информирование
Включено
Предпочтительный способ связи
Позвонить

05. Оплата

Подождите, пожалуйста...
Выберите вид оплаты

Вы оплачиваете сразу только 25% стоимости покупки, а остаток списывается равными платежами каждые две недели


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Остаток поделится ещё на три платежа
- Без комиссий и переплат
Первые 25% вы оплачиваете при оформлении заказа, остальные три четверти будут списываться с вашей карты каждые две недели до полной оплаты


  •  ₽
    Сегодня
  •  ₽
    2 недели
  •  ₽
    4 недели
  •  ₽
    6 недель

- Оплачивайте покупки частями - по 25% каждые две недели
- Никаких дополнительных платежей - как обычная оплата картой
Нажимая "Оформить заказ", вы соглашаетесь с условиями оферты

Бесплатная доставка при заказе от 4 999 ₽

0 товаров  на сумму 0 ₽
Доставка 0 ₽
Итого без учета доставки: 0 ₽
Итого: 0 ₽

Пункты выдачи

Заполните поле

Город

Оформление карты

не указана фамилия
не указано имя
неверный e-mail
Заполните поле
Заполните поле
не указан телефон
Заполните поле

Хочу узнавать о закрытых акциях, распродажах, а также новых полезных статьях
Дарим 1 000 бонусов за подписку

Обязательное поле

Создаем вашу карту, это займет пару секунд

Ваша карта успешно оформлена!

Номер клубной карты:

Доступно баллов:

0

Подарочный сертификат

Заполните поле
Заполните поле

Добавлен в корзину:

Запись удалена

Вы авторизованы

Товар удалён из сравнения

Добавлен в

Перейти в сравнение

Отменить

Этот сайт использует cookies, чтобы помочь улучшить ваш пользовательский опыт